Я учился в МАИ на материаловеда и стал работать в строительной сфере

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О себе

Я вырос и окончил среднюю школу в маленьком городке в Липецкой области в 350 километрах от Москвы. Во время обучения у меня никогда не возникало проблем со школьными предметами, учиться мне всегда нравилось. Будучи школьником, я часто участвовал в олимпиадах по географии, истории и литературе на муниципальном и региональном уровне и даже становился их призером. Вплоть до 11 класса я считал себя гуманитарием и в будущем видел себя юристом или экономистом, что было достаточно модно в провинции середины 2000-х.

Первый раз всерьез о своей будущей профессиональной деятельности я задумался в 9 классе, когда необходимо было готовиться к итоговой аттестации — ГИА, которая сейчас называется ОГЭ. Помимо двух основных предметов (русский язык и математика), для получения аттестата необходимо было обязательно выбрать два дополнительных. На тот момент можно было сдать экзамены не только в тестовой форме, но и по билетам. В качестве вариантов была даже физкультура с выполнением спортивных нормативов.

Большинство одноклассников выбрали в качестве дополнительных предметов ОБЖ и физкультуру. Я же решил сдавать геометрию (отдельно от математики) и черчение по билетам. Именно во время подготовки к этим экзаменам я впервые задумался о поступлении в технический вуз, однако дальше мыслей это не ушло. Все экзамены я сдал на пять и получил аттестат об основном общем образовании с отличием, необходимо было принять решение о профиле обучения в старших классах.

В нашей школе 10 и 11 класс делились на два профиля: физико-математический и социально-экономический (гуманитарный). При этом никто из работников школы помогать с выбором профиля не собирался, все решения были за учениками и их родителями. Вместо осознанного выбора профиля большинство учеников осталось со своими классными руководителями в тех же классах. Так поступил и я, оказавшись в старшей школе в классе с социально-экономическим уклоном. В итоге мой выбор сыграл со мной в злую шутку.

Так я отучился в 10 классе, в котором большую часть времени изучались гуманитарные дисциплины: 4 урока истории в неделю, по 3 урока обществознания и литературы, по 2 урока экономики и правоведения и другие. А вот необходимая для поступления в технический вуз физика была только 1 раз в неделю и преподавалась она в качестве ознакомления в рамках курса «Основы естествознания», на который отводилось 3 часа в неделю (по одному на физику, химию и биологию).

Выбор вуза

По-настоящему серьезно о поступлении в вуз я задумался только после перехода в 11 класс, когда учителя заговорили о подготовке к ЕГЭ. В сентябре 2012 года я начал изучать проходные баллы в вузы с гуманитарным профилем в ближайших городах, где в качестве вступительных испытаний принимали ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и истории. В ближайшем к моему месту жительства крупном городе — Липецке всего два государственных вуза: педагогический и технический. Также есть популярный у абитуриентов филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и несколько малоизвестных коммерческих вузов. В липецкие вузы по традиции поступают многие выпускники нашей школы, которые не желают уезжать на учебу далеко от дома и хотят почаще видеться с родными. К тому же в Липецке у нашей семьи было собственное жилье, в котором можно было жить в случае поступления в вуз и не тратиться на аренду квартиры или заселяться в общежитие.

Так как для меня было важно обучаться на бюджете, то с историей и обществознанием в Липецке я рассматривал два вуза: Липецкий государственный педагогический университет (ЛГПУ) и Липецкий филиал РАНХиГС. На некоторые специальности в ЛГПУ поступить довольно просто. Например, проходной балл на бюджет по итогу приемной компании 2022 года на специальность «Социология управления» — 181 балл, на специальность «Юриспруденция и правоохранительная деятельность» — 203 балла. Однако этот вуз в регионе пользуется дурной репутацией, учиться в нем считается не очень престижно, а студентов часто считают неудачниками, которые не смогли поступить РАНХиГС или «политех». У меня есть знакомые, которые там учились, и я считаю, что свой имидж этот вуз заработал несправедливо. Уверен, что это заведение не хуже остальных. Тем не менее этот вариант я всерьез не рассматривал.

В филиале РАНХиГС значительно меньше бюджетных мест, из-за чего более высокий средний балл. В 2022 году на специальность «Юриспруденция» проходной балл на бюджет — 241, на специальность «Менеджмент» — 214. В вузах соседних Воронежа, Тамбова и Рязани ситуация была примерно такой же.

После недолгих размышлений и изучения рынка высшего образования в стране, я зафиксировал для себя одну важную истину, которая актуальна и сейчас: в гуманитарные вузы намного больше желающих поступить, из-за чего образуется большой конкурс среди абитуриентов, а технические вузы часто обходят стороной. Однако поступить туда часто значительно проще при отсутствии серьезной подготовки с многолетними походами по репетиторам, так как проходные баллы ниже. К тому же Липецкая область, в которой я родился и вырос, промышленно развитый регион, высокооплачиваемую работу с техническим образованием здесь найти проще, чем с гуманитарным. С этими умозаключениями я пошел напрямую к учителю физики с новостью, что я буду сдавать ЕГЭ по ее предмету. В ответ я услышал, что оставшихся до экзамена девяти месяцев на подготовку практически «с нуля» недостаточно. Это прозвучало как вызов, одержать победу в котором стало делом чести.

Поступление

В сентябре 2012 года я начал активно готовиться к ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. Стоит отдать должное школе за организованные бесплатные внеурочные занятия по всем предметам, которые можно было посещать по желанию и вместе с учителями разбирать задания ЕГЭ. В нашей школе такие занятия называли «консультациями». Этого на мой взгляд вполне хватало для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и математике, а вот по физике я планировал дополнительно заниматься несколько месяцев у репетитора. Однако свободного специалиста в этой области в нашем маленьком городе найти не удалось, а ездить несколько раз в неделю в Липецк на дополнительные занятия возможности не было. Так я и начал изучать физику практически с нуля по учебникам, методичкам и разборам задач в интернете.

Одновременно с этим я проводил время на сайтах вузов, изучал условия поступления на бюджет и предоставления общежития, читал отзывы студентов. По моим подсчетам для поступления на бюджет в Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ) необходимо было набрать около 200 баллов по сумме трех экзаменов, что казалось весьма реалистичным.

По итогам экзаменов я набрал всего 180 баллов: 79 — по русскому языку, 48 — по математике, 53 — по физике. По русскому языку и физике я получил примерно те баллы, на которые рассчитывал. Но за математику, которую я знал очень неплохо, и которую в итоге завалил, допустив множество глупейших ошибок, было обидно. Именно на математике я потерял желанные 20 дополнительных баллов, которые серьезно усложнили мне жизнь. Несмотря на провал на ЕГЭ, я закончил школу с отличием и золотой медалью. Однако в 2013 году при поступлении дополнительные баллы за это не были предусмотрены.

Но дело было сделано, и имея на руках результаты экзаменов, можно было выбрать вузы, в которые подавать документы. В 2013 году необходимо было подавать документы непосредственно в вуз лично, через представителя или заказным письмом. Удаленно это сделать было невозможно. Участвовать в конкурсе можно было в 5 вузах на 3 специальностях в каждом. Я воспользовался этой возможностью и подал документы в 5 вузов Европейской части России на специальности, которые мне подходили по проходному баллу на бюджет: — Липецкий государственный технический университет (ЛГТУ): «Электроэнергетика и электротехника», «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование». — Воронежский государственный технический университет (ВГТУ): «Техническая физика», «Радиотехника», «Ядерная энергетика и теплофизика». — Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (ИАТЭ НИЯУ МИФИ): «Ядерные реакторы и материалы», «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Материаловедение и технологии материалов». — Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ): «Технологические машины и оборудование», «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Строительство». — МАТИ — Российский Государственный Технологический Университет имени К. Э. Циолковского (МАТИ): «Материаловедение и технологии материалов», «Ракетные комплексы и космонавтика», «Металлургия». В последствии в 2015 году данный университет реорганизуют путем присоединения к более крупному Московскому авиационному институту. Причем сразу после реорганизации уже объединенный университет возглавит именно ректор МАТИ. В то время даже ходили шутки, что не МАТИ присоединили к МАИ, а наоборот. Самое интересное, что МАТИ изначально и был образован путем отсоединения от МАИ факультета дирижаблестроения в 1932 году.

В каждом вузе при подаче документов я побывал лично и везде общался с членами приемной комиссии. Это было осознанно, так как часто в приемной комиссии сидят студенты вуза, от которых можно узнать много полезной информации, которую не найти в интернете. Наиболее приятное впечатление от приемной комиссии, и вообще общее впечатление от вуза, я получил в ВГТУ. Документы на специальность «Техническая физика» принимал сотрудник кафедры, с которым мы любезно пообщались. Он провел экскурсию по лабораториям, настоятельно рекомендовал оставить оригиналы документов и практически гарантировал, что со своими баллами я смогу к ним поступить на бюджет с предоставлением общежития.Однако, учитывая обширную географию расположения университетов, в которые я подал документы, оставлять где-то оригиналы я был не готов.

Окончательно университет для поступления был выбран спонтанно. Помню этот момент очень хорошо: я ехал в автобусе, мне поступил звонок на мобильный с городского московского номера. Звонили из МАТИ с факультета материаловедения. По телефону мне сообщили, что я совершенно точно поступаю к ним на бюджет с предоставлением общежития, и предложили привезти оригиналы документов. Это был первый подобный звонок, я сразу же согласился. Как я позже выяснил, сотрудники приемной комиссии обзванивали всех абитуриентов, участвующих в конкурсе, и пытались вычислить тех, кто повезет оригиналы в другие вузы. Так можно легко замотивировать на поступление тех абитуриентов, которые по открытым конкурсным спискам не проходят на бюджет. Через пару дней я отвез оригиналы документов в МАТИ и начал готовиться к переезду в Москву, попутно пытавшись разобраться что такое материаловедение и на что я подписался.

Стипендия

Что касается стипендии, то в первом семестре ее платили всем студентам в минимальном размере, который составлял около 1 000 рублей в деньгах 2013 года. После первой сессии размер академической стипендии зависел от результатов на экзаменах, причем сумма постоянно менялась. У отличников стипендия была выше процентов на 30, чем у хорошистов. Я всегда закрывал сессию вовремя и без троек. Размер ежемесячной стипендии варьировался от 3 000 до 7 000 рублей. За несколько подряд закрытых сессий на отлично, а также за участие в научной или спортивной деятельности университета, можно рассчитывать на повышенную стипендию, которая была в полтора-два раза выше стипендии отличника. Но получали ее обычно любимчики кафедры и деканата, так как на нее были определенные квоты.

Для некоторых категорий студентов была возможность получать социальную стипендию. Я не подходил под требования для ее получения. Но по причине того, что на момент поступления я остался без отца, то можно было претендовать на выплату материальной помощи и дотации Мэрии Москвы. Расскажу об этом чуть подробнее. Дотация Мэрии Москвы выплачивается остронуждающимся студентам. Ее размер в период моего обучения составлял 1 200 рублей в месяц. Выплачивалась она одним траншем раз в 3 месяца в размере 3 600 рублей. Формально для ее назначения достаточно было просто проживать в общежитии. Однако такой категории студентов она выплачивалась по остаточному принципу, если нет более нуждающихся.

Материальная помощь выплачивалась раз в полгода. Я подходил под требования для ее назначения и активно ей пользовался. Каждый раз сумма была разной и зависела от количества поданных заявлений. В среднем можно было рассчитывать на сумму в 20 000 — 50 000 рублей, что в пересчете на месяц составляет от 3 000 до 8 000 рублей.

Заявления и документы для оформления дотации Мэрии Москвы и материальной помощи необходимо было каждый раз оформлять заново, что не очень удобно. Но результат того стоил. Подробнее о мерах поддержки студентов в МАИ на сегодняшний день можно почитать по ссылке.

Помимо выплат от университета, я получал пенсию по потере кормильца, которая составляла в районе 11 000 рублей в месяц. По этому поводу хочу рассказать иногородним абитуриентам и студентам в похожей ситуации, проживающим в общежитиях московских вузов, один маленький лайфхак. Как правило пенсии, в том числе по потере кормильца, в регионах ниже, чем в Москве. Когда вам делают временную регистрацию в общежитии, то вы имеете право обратиться в местное отделение пенсионного фонда с заявлением о переводе пенсионного дела в Москву. Расчет в таком случае будет производиться по московским тарифам. После того, как я это сделал, размер выплат увеличился процентов на 30-40. Возможно кому-то эта информация будет полезной.

В сентябре 2014 года, когда я учился на втором курсе, случилось событие, которое можно назвать переломным моментом в моей жизни. Это событие нельзя назвать однозначно хорошим или плохим, но факт в том, что оно изменило вектор моего развития в профессиональном плане. Прогуливаясь по университетским коридорам, я увидел объявление о том, что через несколько дней в одной из лекционных аудиторий состоится собрание со студентами 2-4 курса, которые хотят получать именную стипендию Правительства Москвы. В тот момент я мало представлял, о чем речь, и кто на нее может претендовать, но на собрание я все же решил сходить. На собрании нам рассказали, что для получения именной стипендии необходимо учиться на бюджете в московском вузе по специальности, которая соответствует перечню наиболее важных для города, закрывать сессию без троек и участвовать в общественно-значимых мероприятиях в городе. Эти требования актуальны и сейчас. Под «общественно-значимыми мероприятиями для города» для именных стипендиатов в 2014 году предполагалось личное развитие, участие в тренингах с известными спикерами и мероприятиях, организованных Городским центром профессионального и карьерного развития города Москвы, который на тот момент являлся подведомственным учреждением московского департамента образования. Также необходимо было участвовать в проведении профориентационной работы в школах.

Тренинги и занятия в «центре» проходили 1-2 раза в неделю в вечернее время. На них можно было познакомиться с интересными людьми из числа студентов других вузов, а также подтянуть свои навыки в публичных выступлениях, тайм-менеджменте, нетворкинге, психологии и многих других сферах. Выступающим спикерам из разных сфер общественной жизни можно было задать любой интересующий вопрос. К нам приходило немало известных людей: Максим Решетников — ныне являющийся главой минэкономразвития, Анатолий Вассерман, капитан команды КВН «Сборная РУДН» Сангаджи Тарбаев, космонавт Александр Лазуткин и многие другие.

На втором курсе я пару раз выступил перед школьниками с презентацией о своей специальности, которую сам подготовил. На мой взгляд мне удалось по крайней мере заинтересовать слушателей на поиск информации о материаловедении. В 2015 году «центр» перешел в подчинение к Департаменту территориальных органов исполнительной власти, работа стипендиатов по профориентации школьников завершилась. Основной упор теперь был сделан на развитие личных аккаунтов в социальных сетях. По сути мы занимались СММ до того, как он стал мейнстримом.

Именная стипендия назначалась на один календарный год. По истечению года необходимо было повторного участвовать в конкурсе на ее назначение. Квота на город — 2 000 человек. Я был именным стипендиатом три года: со второго по четвертый курс. Размер стипендии составлял 6 500 рублей в месяц, выплачивалась она отдельными траншами 2-3 раза в год. Но в процессе я понял, что именная стипендия Правительства Москвы — это больше не про деньги, а про прекрасное времяпрепровождение и полезные знакомства.

С учетом всех выплат, которые я получал от пенсионного фонда, университета и московского правительства, в месяц у меня выходило в среднем 25-30 тысяч рублей, что позволяло вести независимую жизнь без подработок, не отказывать себе в развлечениях, отдыхе и покупках. При этом я полностью обходился без финансовой помощи со стороны родственников. С этих денег даже получалось немного копить: в 2015 году я оплатил свое обучение в автошколе, а в 2016 году купил свой первый автомобиль.

Учеба

Когда я только подавал документы в университеты, специальность «Материаловедение и технологии материалов» для меня звучала не очень понятно и не очень презентабельно. Выбор специальности был выбран практически вслепую и исходил из большого количества бюджетных мест на данное направление. На самом деле это довольно фундаментальное направление, которое затрагивает практически все сферы техники и технологий. Специалисты в этой области востребованы практически во всех областях промышленности, строительства, электроники и даже в медицине. Ведь если посмотреть по сторонам, то всё, что нас окружает, сделано из каких-то материалов. Очень коротко говоря, материаловедение — это наука о связи между структурой и свойствами материалов. Материаловедение находится на стыке физики и химии.

После поступления на специальности необходимо было выбрать одно из направлений для углубленной подготовки и соответствующую кафедру: металлы, неметаллы и композиты. Все эти материалы востребованы в авиации и ракетостроении. В первую очередь вуз ведет подготовку специалистов именно в этих областях промышленности. Сейчас композиты и неметаллы изучают на одной кафедре, которая называется «Технологии композиционных материалов, конструкций и микросистем». Именно эту кафедру я и выбрал. Я до этого много слышал про композиты и это направление мне показалось наиболее перспективным и высокотехнологичным. Помимо материаловедов, кафедра также выпускает специалистов по направлению «Нанотехнологии и микросистемная техника». Поэтому все описанное в статье в полной мере применимо и для данной специальности. Программа обучения практически идентична.

Коротко говоря, учиться в МАТИ, а в последствии и в МАИ, не сложно. Первые два года читают в основном общетехнические и общеуниверситетские дисциплины: физика, химия, высшая математика, начертательная геометрия, сопромат, электротехника, экономика, история, философия и другие. Наиболее сложным был первый курс, когда нужно было перестроиться со школьной специфики преподавания на университетскую.

Самые большие проблемы у студентов нашей группы были с начертательной геометрией. И дело здесь, наверное, не в сложности самой дисциплины, а в преподавателе, который на первом же занятии поприветствовал вчерашних школьников фразой: «Ну привет, троечники. Вас специально набрали больше, чем необходимо. После первой же сессии половина из вас вылетит отсюда». На парах он позволял себе оскорбления студентов в стиле: «маме привет передавай», подсмеивался над фамилиями.Удивительно то, что его прогноз максимально точно сбылся. После первой сессии в группе осталось в два раза меньше студентов. И отчислены они были именно из-за того, что не смогли сдать начертательную геометрию. Я, кстати, получил автоматом «хорошо» по этому предмету. Это был первый мой экзамен в вузе и с оценкой я согласился. Слабо себе представляю, как этому человеку вообще можно сдать экзамен.

Учиться здесь и не ходить на занятия вряд ли получится. В целом, если регулярно посещать занятия, пытаться вникнуть в изучаемые дисциплины, отвечать на семинарах, то проблем с учебой не будет. Автоматом хорошие оценки во время сессии можно получать как минимум по половине предметов. Я пропускал пары крайне редко. За все 4 года обучения я пропустил максимум занятий десять. Из-за высокого процента посещений я в итоге стал старостой группы. Однако никаких дивидендов для меня это не приносило.

Времени после учебы, выполнения домашнего задания и занятий в «центре» оставалось не очень много. Оно тратилось в основном на прогулки с друзьями по Москве, если погода позволяла, и походы в кинотеатр.

Жил я в общежитии, которое расположено в двадцатиэтажном здании недалеко от станции метро «Речной вокзал». Стоимость проживания в общежитии для бюджетников в месяц по состоянию на 2022 год составляет около 1 000 рублей в месяц. О тяготах общажной жизни можно написать отдельную статью. Но в целом общежитие неплохое. На входе действует пропускной режим с охраной, в общежитии есть своя столовая, в которой можно поесть за демократичный ценник, спортзал и библиотека.

В комнатах жили по 3 человека, у каждого был свой письменный стол и тумбочка. Холодильник, микроволновку и чайник пришлось покупать самим. На каждом этаже расположено несколько санузлов с туалетом, душевой и раковинами. Один санузел на 4 комнаты. На этажах также есть кухни, на которых можно приготовить себе еду. В комнату можно приводить к себе гостей, если оформить специальный пропуск у коменданта. А за символическую взятку охраннику в 400 рублей даже можно было оставить гостя на ночь нелегально. Как обстоят с этим дела сейчас я доподлинно не знаю, но не думаю, что ситуация сильно изменилась.

Вообще у жизни в общежитии много плюсов. Во-первых, ты живешь не с родителями. Ты начинаешь сам налаживать совместный был с незнакомыми людьми, что очень может пригодиться в дальнейшей жизни. Во-вторых, можно вместе с одногруппниками делать домашнее задание и курсовые работы, экономя при этом время. А самое главное то, что всегда найдется с кем хорошо провести время в стенах общежития или за его пределами, так даже может родиться крепкая дружба.

Единственный негативный момент за все время жизни в общежитии случился со мной на третьем курсе. У нас в комнате завелись клопы, которые перебежали от кого-то из соседей. Это настоящее исчадие ада, которое может превратить жизнь в ночной кошмар. До момента встречи с ними ни я, ни мои соседи даже не подозревали о существовании этих насекомых. Я очень хорошо помню ту ночь, когда осознал, что я в своей кровати не один. Я проснулся от ужасного зуда на ноге. В тот момент я подумал, что это всего лишь укус комара, но решил включить свет. Увиденное меня повергло в шок: десяток мелких паразитов бежали от внезапно появившегося источника света под матрас. Я очень быстро оделся и выбежал из комнаты в коридор осознавать произошедшее. Воспользовавшись поисковиком, я понял, что столкнулся с довольно типичной проблемой студенческих общежитий — клопами. Недолго думая, я посреди ночи пошел в ближайший круглосуточный супермаркет за покупкой средства от них. До самого утра я заливал все, что только мог, этим средством. Однако уснуть я смог только к обеду, когда почувствовал себя в безопасности: клопы охотятся преимущественно ночью, так как боятся света. Полностью вывести их нам удалось только через пару месяцев после вызова специализированной службы дезинсекции. Так у меня появилась фобия на всю жизнь.

Полезные предметы

Оглядываясь на свой студенческий опыт, не могу сказать, что какие-то вузовские дисциплины мне сильно пригодились в жизни. Но как нам говорили на занятиях: все эти «начерталки», «сопроматы» и прочие «теории машин и механизмов» нужны для формирования у студента инженерного мышления. Возможно они правы. Но одно я понял точно: инженером по окончанию вуза без практики точно не стать. Подавляющее большинство того, что изучают в университетских аудиториях, на реальном производстве никогда не пригодится.

Самое большое удовольствие от занятий я получал на лекциях по физике на первом курсе. Две пары физики стояли по понедельникам в 8 утра — самое неподходящее время для восприятия важной информации. Но мастерство лектора дорогого стоит. Из его уст рассказ о физике, подкрепленный вычислениями на доске, звучал как песня. Время пролетало незаметно и с пользой. Георгий Евгеньевич, если вы вдруг это читаете, то запомните, что вы идеальный лектор. Если бы так свой предмет читали все преподаватели, то посещаемость лекций в вузах стремилась к 100%.

Дополнительные возможности

В МАИ очень любят хоккей. Если в школьные годы вы занимались хоккеем, то вам точно сюда. Здесь вы будете в почете. Возможно даже сможете получить диплом о высшем образовании посещая тренировки вместо учебы. До недавнего времени в вузе существовало целых две хоккейные команды: «Авиаторы», которая раньше была командой МАТИ, и «Ледяные волки» — команда МАИ. Команда «Авиаторы» была одной из лучших студенческих команд в Москве и России с множеством титулов. После объединения вузов команды несколько лет сосуществовали, но в 2020 году их объединили в ХК «МАИ».

У МАИ есть две базы отдыха, на которые бывают студенческие выезды. Это подмосковная база в Яропольце и санаторий в Алуште на берегу Черного моря. У студентов есть возможность поехать отдыхать туда. Лично я в эти места не ездил, но некоторые студенты и сотрудники вуза регулярно их посещают.

Также студенты могут отправиться учиться по обмену в некоторые университеты Азии, Южной Америки и Западной Европы. Не знаю насколько это реалистично, но никто из моих знакомых такой возможность не воспользовался.

Ежегодно с 1974 года в вузе проходит конференция «Гагаринские чтения», на которой можно выступить с докладом о своих наработках в научной сфере. Лично я в них не участвовал, но остальным бы рекомендовал это сделать, особенно тем, кто планирует работать по специальности. Выступление на этой конференции может быть полезно для будущего резюме.

Что касается производственной практики, то у нас на кафедре она устроена довольно интересным образом. На первом и втором курсе мы проходили ее в лаборатории химии. Сама практика заключалась в наведении порядка, мытье пробирок и подготовке растворов на новый учебный год. С третьего курса необходимо было определиться с тематикой написания дипломной работы. Три курсовые работы по специальным предметам (физика полимеров, физика и химия материалов и процессов, физические методы исследования) на третьем и четвертом курсе, а также производственная практика, должны быть непосредственно связаны с темой дипломной работы. Для этого уже на третьем курсе нужно выбрать научного руководителя из числа преподавателей кафедры. От вашего выбора зависит место прохождения практики: если преподаватель помимо университета работает на производстве или в научном центре — можно пройти практику там, если университет его единственное место работы — добро пожаловать проходить практику на кафедре.

Мне в этом плане повезло: в научные руководители я выбрал преподавателя по дисциплине «Явления переноса», доктора химических наук, и по совместительству заведующего лабораторией в Институте физической химии и электрохимии РАН. Соответственно и тематика моего диплома и практики должна была совпадать с профессиональной областью научного руководителя. Тема моей дипломной работы: «Эпоксидные смолы, модифицированные полисульфоном». Курсовые были о строении, физических и химических превращениях, а также методах исследования этого нового материала.

Благодаря практике за пределами университетских стен у меня получилось ознакомиться с оборудованием и подробно понять современные научные тенденции в области материаловедения, что считаю несомненным плюсом.

Достоинства и недостатки вуза

МАИ не является топовым российским вузом. Я бы назвал его твердым середнячком. В рейтинге Forbes среди всех российских университетов по итогу 2021 года МАИ занял 32 место. В рейтинге вузов инженерно-технической направленности страны от Коммерсанта университет занимает 11 место.

На мой взгляд учиться в МАИ не сложно. В этом и заключается его главный плюс. Можно совмещать учебу с подработкой, хобби и спортом. Преподаватели преимущественно ведут себя профессионально и неплохо разбираются в своих дисциплинах. Желающие могут пройти обучение на военной кафедре с получением офицерского или сержантского звания с освобождением от службы в армии. Попасть на военную кафедру не сложно: когда я был на первом курсе, туда загоняли студентов чуть ли не насильно из-за недобора. Но в то же время для технической специальности хотелось бы больше практики. Теория здесь серьезно преобладает, думаю это проблема для всех вузов.

Каждый студент в МАИ получит то, что он хочет. Если вы хотите стать высококлассным инженером или ученым — вы это получите при помощи преподавателей, которые разглядят в ваших глазах страсть к профессии и дальнейшему развитию в этой сфере. Сможете даже работать на полставки в предприятиях у своих научных руководителей с третьего курса. Если вы хотите просто спокойно отучиться, получить адекватный набор знаний, не тратя на это все свое время — то у вас тоже все получится. Достаточно просто посещать занятия и проявлять хотя бы небольшой интерес к дисциплинам. Закрывать хвосты за прошлый семестр можно будет до следующей сессии.

В нашей группе из 16 человек, которые поступали в вуз в 2013 году, закончили его в итоге только четыре. 12 человек были отчислены из-за неуспеваемости. Ситуация из года в год примерно одинаковая. Множество абитуриентов приходят сюда в надежде закрывать сессию взятками и заказанными курсовыми работами. Однако сделать это очень проблематично по двум причинам: взяток здесь не берут (по словам тех, кто пытался исправить свое положение таким способом), а большинство изучаемых предметов довольно специфичны и найти заказчика на выполнение курсовых работ и домашних заданий за пределами кафедры будет очень проблематично, я бы даже сказал нереально.

Дальнейший путь

В начале четвертого курса я решил поучаствовать в конкурсе на прохождение стажировки в Правительстве Москвы. Учитывая то, что я на тот момент уже больше двух лет подряд был именным стипендиатом, попасть туда было несложно. Четвертый курс — то самое время, когда пора делать первые карьерные шаги в той сфере, в которой планируешь развиваться. Я стоял перед выбором: пойти на стажировку или заняться наукой с последующим обучением в магистратуре и аспирантуре, параллельно работая в лаборатории у своего научного руководителя.ё

Выбор был сделан в пользу стажировки. Это было очень удобно: за 7 месяцев можно было попробовать свои силы в трех разных органах власти, наладить связи и присмотреть себе будущего работодателя. Стажировка была с официальным трудоустройством на должность «специалист проекта в сфере городского управления» и свободным графиком: необходимо было отрабатывать в офисе 20 часов в неделю. За это платили около 20 000 рублей в месяц, что тоже было неплохим подспорьем для студента.

На тот момент я видел в стажировке больше возможностей, чем в своей специальности. Летом 2017 года мое обучение в вузе и стажировка закончились. Четыре года обучения в вузе без троек и с минимальным количеством четверок сделали меня обладателем красного диплома, которым я очень горжусь. Правда, как оказалось, работодателей мало интересует цвет диплома.

После окончания вуза меня пригласили работать в одно из мест прохождения стажировки на полный рабочий день в офис. Но я отказался, так как по семейным обстоятельствам необходимо было уехать в Липецк на несколько месяцев. В Липецке я решил попробовать поработать по специальности в лаборатории одного небольшого предприятия, выпускающего продукцию для строительства. Моя первая зарплата за полный рабочий день составляла 30 000 рублей.

Через несколько месяцев я вернулся в Москву и пошел работать к руководителю со стажировки, которому ранее отказал. Так я полностью ушел от материаловедения, а моя профессиональная деятельность с тех пор связана со строительством. Через два года работы я получил повышение до руководящей должности. Однако недавно я сменил место работы из-за вечных переработок, которые в органах власти считаются нормальным явлением. Новая работа тоже в сфере строительства.

На ближайшие годы у меня в планах есть окончить магистратуру по одной из строительных специальностей. Дело в том, что в некоторых государственных компаниях и органах власти, в которых я и планирую развиваться в дальнейшем, для высоких должностей требуется уровень образования выше бакалавриата.

Из четырех выпускников нашей группы по специальности работает только один — занимается исследованиями в Курчатовском институте и Институте кристаллографии РАН. Я и двое других одногруппников работают не по специальности, но в технической сфере. Поэтому можно считать, что техническое образование каждому из нас пригодилось.

Советы

Студенчество — лучшая эпоха в жизни человека. Ты уже можешь жить самостоятельно отдельно от родителей, но в то же время ты еще не завален рутиной и у тебя есть достаточно свободного времени. Я бы рекомендовал своим знакомым поступать в МАИ. При наличии желания у студента есть хорошая возможность получить необходимые знания и потенциального работодателя. Главный совет: ходите на занятия и проблем с учебой скорее всего у вас не будет. А если вы обдаете большими амбициями, то максимально используйте возможности вуза, которые здесь определенно есть.

Что касается материаловедения, то я не жалею о своем спонтанном выборе специальности. Наиболее удовольствие в процессе обучения мне доставляли именно фундаментальные физико-химические дисциплины, характерные для специальности, а не сугубо технические. Советую присмотреться к этой специальности в первую очередь тем, кого в большей степени интересует строение и структура веществ на молекулярном и квантовом уровне, а также происходящие в них процессы, нежели тем, кто хочет заниматься механизмами и техникой. После получения диплома материаловеда у вас будет достаточно широкий выбор профессий, где вы можете быть востребованы.

  • Горбачёва СабринаСпасибо Большое!! Учусь в МАИ на 1 м курсе, очень достоверно) буду следовать Вашим рекомендациям!2