Дети
11K

Как помогать ребенку разви­ваться: лайфхак от ученых

Спойлер: ленивым родителям понравится
3
Аватар автора

Светлана Белицкая

медицинский журналист

Страница автора

Часто взрослые помогают или дают подсказки, даже если ребенок об этом не просит.

Поддержка родителей, их указания и похвала действительно способствуют правильному развитию.

Но появляется все больше данных, что чрезмерная вовлеченность взрослых, их неусыпный контроль и навязчивая опека вредят детям.

Что помогает ребенку правильно развиваться

Важно давать возможность проявлять самостоятельность и инициативу в играх, занятиях, повседневной деятельности. Речь не о том, чтобы закрыть на все глаза. Но родительское стремление всегда и во всем помогать, оберегать и подсказывать надо учиться держать под контролем.

Ориентироваться следует на состояние ребенка, а не на свое желание сделать что-то побыстрее или объяснить, как правильно.

Если ребенок заинтересован занятием и не совершает грубых ошибок, надо позволить ему действовать самому. Помогать стоит, только если ребенок сам об этом просит, потерял интерес к занятию или столкнулся с непреодолимыми для него сложностями.

Как проводили эксперимент

Ученые Стэнфордского университета собрали группу из 102 детей 4—6 лет. Каждого ребенка сопровождал тот, кто в основном занимался его воспитанием. У большинства детей это была мама.

Эксперимент состоял из двух частей.

👨‍🏫 Сначала дети без помощи родителей проходили тесты на исполнительные функции. Задания были «холодными» и «горячими».

«Холодные» тесты были связаны в основном с когнитивной деятельностью и мало затрагивали эмоции. Например, детям давали последовательность цифр и просили повторить ее в обратном порядке. Или показывали набор из нескольких картинок и предлагали выбрать ту, что сильнее всего отличалась от остальных.

С помощью «горячих» тестов проверяли, насколько хорошо дети контролируют свои эмоциональные порывы. В одном задании перед ребенком упаковывали подарок для него и просили не подглядывать. А затем оставляли наедине с коробкой на три минуты — в течение этого времени он не должен был ее касаться.

В ходе другого теста перед детьми ставили ящик с яркими игрушками и разрешали выбрать одну. Но выбор надо было сделать устно, при этом держа руки на коленях. Если ребенок не выдерживал и хватал понравившуюся игрушку, тест считался проваленным.

🤝 После ученые наблюдали, как дети и родители взаимодействуют друг с другом в разных обстоятельствах: при игре, решении головоломок, уборке игрушек. Чтобы не мешать, это делали при помощи видеокамер.

При просмотре записей исследователи описывали поведение ребят как:

  1. Активное. Ребенок играл сам, или ему была отдана ведущая роль в игре. При желании он мог привлечь родителя или поделиться с ним эмоциями.
  2. Пассивное. Ребенок исполнял указания родителя и не проявлял инициативу. Активно слушал и смотрел, отвечал кивками и краткими репликами, например «угу».

Поведение родителей делили на два типа:

  1. Активное управление. Взрослый давал ребенку инструкции, исправлял ошибки, задавал наводящие вопросы, предлагал варианты решения задачи. А еще успокаивал, например говорил «Все в порядке», и приободрял.
  2. Следование за ребенком. Взрослый внимательно, но молча наблюдал за поведением ребенка. Активное слушал, задавал уточняющие вопросы, например «Что-нибудь еще?». Поощрял и отмечал прогресс в выполнении задания.

Что удалось выяснить

Анализ полученных данных показал, что слишком активное вмешательство родителя в действия ребенка приводит к тому, что ребенок хуже справляется с «горячими» тестами. Он плохо контролирует свои эмоции и нуждается в быстром получении вознаграждения.

Исследователи из Стэнфорда предполагают, что при чрезмерном вовлечении родителя у ребенка не развивается самостоятельность. Он постоянно ищет руководства и поддержки. И если этого нет, с трудом справляется с эмоциями.

Когда родителям стоит проявлять участие, а когда — нет

Нет ничего плохого в том, чтобы предлагать идеи или давать советы, если ребенок нарушает правила, утратил интерес к задаче или просит помощи. Тогда родительский контроль только поможет.

Совсем другое, когда ребенок мотивирован и хочет действовать сам, но его прерывают подсказками, наставлениями и даже похвалой. Такая помощь взрослого может навредить. Нужно просто оставить ребенка в покое и позволить ему быть главным.

Большое значение имеет возраст ребенка. Обзор исследований родительского контроля над дошкольниками показал, что польза от поддержки, стимуляции и внимания снижается по мере взросления ребенка. И тот объем опеки, который полезен двухлетнему малышу, для семилетнего работает значительно хуже.

Другие лайфхаки, о которых мы рассказывали:

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Светлана БелицкаяПоделитесь принципами воспитания, которых придерживаетесь:
  • Виктория ССтранно делить всех на 2 типа. Такое упрощение искажает данные. Хотя выводы вполне очевидные, в конечном счёте про "не давай рыбу, дай удочку".4
  • Валентина ЭнкелинПочему так много ошибок в тексте?4
  • Александр ПоповУсиляй сильное0