В 2021 году маркетплейсы устроили флешмоб: в феврале Wildberries приобрел «Стандарт-кредит», который позднее переименовали в «Вайлдберриз Банк». В мае Ozon завершил сделку по покупке «Оней-банка», который сейчас известен как «Ozon Банк». В июле того же года «Яндекс» купил банк «Акрополь» — и так появился «Яндекс Банк». К 2024 году роль этих банков в работе маркетплейсов выросла настолько, что классические банки попросили Центробанк как-то их приструнить.
Расскажу, зачем крупным торговым онлайн-площадкам нужны свои кредитные организации.
Снизить издержки на транзакции
Предприниматели пользуются эквайрингом — услугой банка по приему безналичной оплаты в интернете и офлайновых магазинах. Бизнесу приходится оплачивать эти услуги, так как банк обслуживает расчетный счет.
Комиссию за операцию также берут банк — эмитент карты покупателя и платежная система, например «Мир», через которую проходит транзакция между банком-эквайером и банком-эмитентом. Конечные расходы бизнеса на транзакции могут доходить до 5%. Так как за год через крупные маркетплейсы проводят транзакции на сотни миллиардов рублей, то их конечные расходы на эквайринг могут составлять несколько миллиардов.
В 2021 году Ozon потратил на прием платежей 7,7 млрд рублей, а в 2023 году — уже 6,9 млрд. При этом объем оборота товаров и услуг за этот период вырос с 455 млрд до 1,8 трлн рублей. Судя по всему, маркетплейс смог сэкономить на приеме платежей, так как часть транзакций проходила через «Ozon Банк».
Привлечь скидками покупателей
Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» экономят на транзакциях и сэкономленными деньгами готовы поделиться с покупателями, поэтому многие товары можно купить дешевле, если использовать банковские решения конкретного маркетплейса.
На Wildberries такая скидка в среднем может доходить до 4%, на Ozon и «Яндекс Маркете» — до 3%. Таким образом, покупать товары в крупных маркетплейсах с собственными банками становится выгоднее, чем в интернет-магазинах, которые не могут предоставить подобные скидки.
Классическим банкам такая ситуация не нравится. Мало того что они не зарабатывают миллиарды рублей на транзакциях, так еще и их дебетовые и кредитные карты становятся менее привлекательными в глазах потребителей, так как с их помощью нельзя получить скидки на популярных торговых площадках. Все вкусное мороженое достается маркетплейсам и их клиентам.
Поэтому банки и попросили ЦБ как-то отрегулировать ситуацию. Возможно, такие скидки могут вскоре исчезнуть. Но для этого придется доказать, что они нарушают конкурентные условия и дискриминируют других участников рынка.
Почему маркетплейсы покупают банки, а не создают их
Нельзя просто так взять и открыть банк. Сначала необходимо зарегистрировать юридическое лицо, а после подать заявление и список документов в Центральный банк на получение банковской лицензии. Кроме этого, владелец компании должен внести в уставный капитал минимум 300 млн рублей на получение базовой лицензии.
Получение лицензии может занять до полугода, и только после этого компания сможет начать работу как банк и налаживать бизнес-процессы. А выход на полноценную работу может потребовать еще полгода.
Маркетплейсам проще купить готовый банк и постепенно оптимизировать его работу под свои нужды.
Заработать на продавцах
Имея свой банк, маркетплейсы не только сокращают издержки на транзакции, но и зарабатывают. Например, предоставляют услуги продавцам — подключают собственный эквайринг, дают кредиты под залог нереализованной продукции. Ведь у маркетплейсов обширная статистика успешности продавцов, которая позволяет снизить количество просрочек по кредитам. А у продавцов не так много возможностей взять кредит на расширение бизнеса на стороне, так как для обычных банков они рисковые клиенты.
Прибыль банков маркетплейсов, тысяч рублей
2022 | 2023 | |
---|---|---|
«Ozon Банк» | 1 403 305 | 4 722 836 |
«Яндекс Банк» | −607 987 | −3 207 445 |
«Вайлдберриз Банк» | −8 927 | 167 787 |
Прибыль банков маркетплейсов, тысяч рублей
«Ozon Банк» | |
2022 | 1 403 305 |
2023 | 4 722 836 |
«Яндекс Банк» | |
2022 | −607 987 |
2023 | −3 207 445 |
«Вайлдберриз Банк» | |
2022 | −8 927 |
2023 | 167 787 |
Заработать на покупателях
На физических лицах банки маркетплейсов зарабатывают через проведение платежей по картам, которые они выпустили. Свои дебетовые карты эмитируют «Оzon Банк» и «Яндекс Банк», и ими можно оплачивать покупки в офлайновых магазинах. А в «Яндекс Банке» можно еще и взять потребительский кредит.
Кроме этого, у Ozon и «Яндекс Маркета» есть свои сервисы BNPL , которые позволяют покупателям оплачивать покупку частями. А модуль «Яндекс Сплит» могут размещать у себя другие интернет-магазины, и клиент может воспользоваться этим сервисом вне экосистемы «Яндекса». Wildberries только тестирует собственную систему BNPL и пока пользуется чужими.
Покупка в рассрочку повышает объемы продаж на маркетплейсах и увеличивает средний чек, так как позволяет приобретать больше товаров здесь и сейчас и меньше тратить собственных денег. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то ему придется заплатить комиссию, и маркетплейсы на этом заработают.
Что в итоге
Крупные российские маркетплейсы приобрели уже готовые банки, потому что для них это проще, чем создавать кредитную организацию с нуля.
Свои банки позволяют маркетплейсам зарабатывать и снижать издержки на проведении транзакций, а сэкономленные деньги они направляют на стимулирование спроса. Если клиент покупает товар с помощью банковских сервисов маркетплейса, то цена будет на несколько процентов меньше, чем если платить картами других банков.
Еще после приобретения банков у маркетплейсов появились свои BNPL-сервисы, которые позволяют приобрести товар сразу же, а оплачивать частями в течение нескольких месяцев. Оплата частями стимулирует покупателей делать больше покупок. А если покупателю нужна длинная рассрочка, то он заплатит дополнительную комиссию банку маркетплейса.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique