Я училась в МГУ на химика и стала программистом

15

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Расскажите коротко о себе

Родилась и выросла в Москве. Поступила в МГУ на химический факультет в 17 лет в 2004 году.

Выбор вуза

Я с детства знала, что буду учиться в МГУ. Это у нас семейное, начиная с моей бабушки все учились именно там. Родители с физфака, тетя с ВМК, сестра — исторический факультет. Вопрос был только в факультете.

Я однозначно технарь, но вот какой? Физика мне не особо нравилась, биология вроде ничего, но не хотелось ездить по лесам и спать в палатках, наблюдая за условными белочками. Думала над ВМК, и хотела, но родители сказали, что «девочкам там сложно». Сожалею, так как любила в итоге больше всего математику и пришла к программированию своими окольными путями с потерей многих лет.

Поступление

Поступала в эпоху вступительных экзаменов. С золотой медалью сдала математику на высший балл и была зачислена после единственного экзамена. Звучит проще, чем на самом деле. Весь 11 класс моталась по репетиторам и подготовительным курсам. Спала урывками в маршрутках и метро.

Училась на бюджете, всегда получала стипендию, условием которой было сдача сессий без троек. Стипендия была около 1600 рублей, или 3000? Не помню точно, тратила на кафе.

Учеба

Учится было сложно и круто. В школе я всегда скучала, а тут наконец-то челлендж. Первые три курса были самые напряженные. С коллоквиумами до 9 вечера, домашними работами, практикумами. Было здорово. Нравилась неорганическая химия, матанализ. Любила практикумы, надо смешивать, греть, взвешивать. Кухня такая.

Ни о какой подработке речь и не шла. Кто-то начал подрабатывать на 4 курсе, когда поняли, что с химией им не по пути. Я же планировала оставаться в аспирантуре, поэтому продолжала прилежно учиться.

Дополнительные возможности

После 4-го курса я поехала на практику в Австралию, организованную австралийской компанией. МГУ тут особо не причем, но объявление о наборе я увидела все-таки в нашем корпусе!

Так же входила в сборную факультета по баскетболу. За 5 лет мы были два раза третьими, один раз вторыми и один раз чемпионами университета.

Достоинства и недостатки вуза

МГУ в то время был топ топа. На технических факультетах давали супер фундаментальную подготовку по всем предметам. Да и физика с химией так быстро не стареют, чтобы говорить об актуальности.

Химфак — это атмосфера. Деревянные парты в лекционных аудиториях. Запахи на этажах органиков. Академики в коридорах. Библиотека с зелеными лампами. Это микромир, и я в нем жила 5 лет. Однокурсники были на высоте, умные, разносторонние, порой со странностями. Такими же были и преподаватели. Препод матанализа весь год ходил в одном и то же свитере, например.

Дальнейший путь

Я закончила учебу с красным дипломом и стремилась сделать карьеру в науке, но не в России. Когда сказала моему научному руководителю диплома, что я хочу достойную стипендию в аспирантуре, он развел руками. Мол, честь быть просто в аспирантуре, деньги — это мелочность.

В 22 года продолжать жить у родителей на 7000 рублей стипендии было унизительно. И я целенаправленно стала искать место в европейских университетах. Выбрала топ 50 вузов, нашла лаборатории, соотвествующие моему научному интересу и теме диплома. И стала рассылать мэйлы руководителям научных групп. В итоге меня пригласили в университет на юге парижского региона. Я выиграла стипендию от французского правительства, около 700 евро в месяц, но главное — стипендиату гарантировалось место в общежитии за относительные копейки.

Моя история с наукой закончилась вскоре после окончания аспирантуры (защитилась я без проблем). Я последовала за своим партнером в провинциальный туристический город, где не было научных перспектив. Время поиска себя, рождения сына, и вот я в программировании, чему очень рада. Научная среда — это тихая гавань, где можно долго плыть и никуда не приплыть. Надо отдать должное, что слово PhD in Physics в резюме всегда очень мне играло на руку. Стоило ли оно 8 лет учебы? Будем считать, что да. Воспоминания бесценны.

  • Даниил ДьяконовНу рассказали бы хоть подробней, какой программист и как вы пришли к этому. А то не статья, а обрубок какой то...16
  • Sandy CheeksДаниил, материал был про университет и обучение. Про программирование - это другая история. Если кратко, то я фулстек программист, с упором в машинное обучение. Уже во Франции получила диплом по computer science.3
  • КартопляникName, ощущение, что мы две разные статьи прочитали2
  • Shinigami GeassSandy, простите, а можете рассказать, как Вы получили Phd. по физике? И особенно интересно, как Вы получили диплом по computer science? Вы учились платно, с нуля или же это как-то было связано с прошлым образованием?2
  • Alexa GilМ-да зачем тогда вообще тратили время на учёбу раз вышли в замуж и все бросили. Тупо1
  • Pavel PereverzevЯ не пойму, в рунете что ли вечный спрос на истории про то, как кто-то перекатился в ойти из других не менее важных специальностей? Автор, без обид и нисколько не принижаю ваши успехи, но честное слово, везде одно и то же: обучение не в айти, вкат и вперед: безумные заработки, подписки, инвестиции, доставки еды и психотерапевты...4
  • Valeriu CoreВ науке проблема, там не хватает рабочих мест. В НИИ мало мест. Не все из тех, кто учится, смогут работать в НИИ. Непродуманно. Где ещё могут работать научные работники, кроме НИИ? Соотношение такое: из 100 студентов в науке будут примерно 10. Они многие хорошо учатся, наука это очень трудно. Забавно получается, человек учится в школе, как папакарло, учится в вузе хорошо очень. А потом он с этой научной специальностью, места в НИИ мало. Он на улице. Причина - мало места. Здорово, страна помогает. Кидалово. В России на редкость хорошая связка школа-вуз, а дальше неизвестно. Не продумали. У нас под науку учат специально, кроме науки у этих студентов никакой другой специальности нет. Они учёные. Это проблема студентов. Далее перейдем к проблемам молодых работников науки. Молодой работник никуда не может уйти. Это тоже гениальное наследие СССР. В идеале сотрудник должен быть универсалом, иметь широкий спектр навыков, тогда он востребован на рынке труда. Но не так это у учёных. Следите попадает к руководителю на несколько лет, обычно он работает на одном приборе. Кроме него он ничего не знает. Куда перейдет? Да-да, на вузе образование научных работников заканчивается. Кто это придумал? За три года человек ничего не узнал. К примеру, химики должны уметь хроматограф, спектрометры, пробирки, вещества разные. Где они этому будут практиковаться? Нигде. С физиками похоже. Через пять лет это человек, который ничего не знает, ничего не умеет. Продумать надо, куда из НИИ сотрудник пойдет работать. Сам он не сможет себе создать рабочее место. Это не ИП. Оборудование стоит от 1 млн. долларов. Какие стартапы? Кто купит оборудование? Надо продумать, чтобы все студенты устраивались. Этого никто не делал. Рынок труда научных работников не продуман, это кидалово. Науку кинули. Они сами не смогут создать бизнес. Очень большие затраты. По этому никто науку не понимает, везде ведь бизнес, предприниматели. Получается странно, в науку идут лучшие. У нас сильная образовательная система. Крутые школы, выматывающие вузы. Дальше как получится. В науку идут те, кто лучше чем медики. Врачи тоже много учатся, но они не лучшие. Лучшие идут в науку. Рынок труда не спроектирован. Сами учёные его не сделают.2
  • Sandy CheeksАси, могу дипломы показать2
  • Sandy CheeksAlexa, хм, я уже 7 лет работаю программистом. Какая связь с сиденьем дома?3
  • Sandy CheeksShinigami, диплом химфака был по неорганической химии с упором на свойства материалов. И лаборатория уже во Франции занималась похожим феноменом, но уже с физической точки зрения. Так и получилось. По computer science мне зачислили два года обучения, так я пришла уже с техническим дипломом и с небольшим опытом программирования во время аспирантуры. И я получила диплом за один год, а не за три. Везде училась бесплатно.2
  • Sandy CheeksValeriu, соглашусь. Не только, кстати, в России. Есть, конечно, крупные компании с собственными исследовательскими центрами. Но мест намного меньше чем выпускников.2