Солнце, горы и дружба народов: мое детство в Ташкенте
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Регион
Ташкент, Узбекистан
Место
Я родился в середине 80-х в Ташкенте — крупнейшем городе Средней Азии, столице Узбекской ССР, а позднее и независимого Узбекистана. Первые три года жизни я провел в районе Чиланзар, построенном с нуля всем Союзом после разрушительного землетрясения 1967 года. Чуть позже родителям дали квартиру в новом районе на окраине города. Район представлял из себя стандартный набор панельных пятиэтажек (более высокие дома стандартных серий считались сейсмоопасными).
Время
В школу я пошел в день независимости Узбекистана. По инерции нас приняли во втором классе в октябрята, но пионерами стать уже не удалось.
Друг напротив друга у нас в районе стояло две школы — одна "русская" (с обучением на русском языке), другая "узбекская". Разумеется, все стремились в "русскую", хотя у многих узбеков, выросших в кишлаках, и были большие проблемы с русским языком (городские говорили на русском как на родном).
Классы были большие — от 30 человек. Нигде больше с тех пор я не видел такой многонациональности. Со мной в классе учились русские, украинцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, корейцы, татары (крымские и казанские), греки, грузины, молдаване, евреи, туркмены — и не было ни одного конфликта на национальной почве.
Жизнь
Первой моей любовью (ну, какая любовь бывает в 13 лет:)) стала девочка-кореянка, мы гуляли по району и ели на отложенные деньги мороженое.
Большую часть времени с друзьями проводили, конечно, во дворе. Сначала это была просто огромная площадка между тремя панельками. Позже местные жители начали пристраивать к дому дополнительные комнаты (до третьего этажа!), построили во дворе гаражи. В центре поставили махаллю — металлическую постройку с крышей, в которой местные жители приятно проводили самые жаркие летние часы, попивая горячий зеленый чай.
Любимое место
Моим любимым местом была дача. Отец и дед построили там двухэтажный домик и летнюю кухню. На шести сотках дед посадил яблоневый сад, несколько ореховых деревьев, кусты малины. Над местом парковки машины он прикрепил металлические трубки, по которым пустил расти виноград. Примерно за пару лет виноград опутал там все, и парковка стала прекрасным тенистым местом, где повсюду свисают гроздья вкуснейшего винограда. Отец построил отдельное здание для душа, вода в бочке нагревалась солнцем — все лето этого было достаточно для приятного теплого душа в течение дня.
Дача располагалась в предгорьях горной цепи Чимган, рядом с дачным поселком протекала река Чирчик. Все лето мы бегали туда окунуться в реку, остававшуюся ледяной даже в 40-45 градусов тепла. Для любителей теплой воды было множество заводей с прогретой водой.
Когда мне исполнилось 13, моя семья была вынуждена переехать в Россию. Наверное, тогда и закончилось мое детство. Солнце, тепло, беззаботность и друзья детства сменились долгими холодными зимами, сыростью и людьми с совершенно иной ментальностью. Но это уже другая история.