Голливудские фильмы проваливаются в прокате: в чем причины фиаско «Форсажа 10» и других картин
За первую половину 2023 года в мировом и американском прокате провалилось множество потенциальных хитов.
Не оправдали ожидания в том числе новые части известных франшиз. Например, «Форсаж 10», пятый «Индиана Джонс» и «Флэш». Фильмы либо не смогли окупиться в прокате, либо не дотянули до ожиданий или показателей предшественников.
Крах терпят целые студии: Disney рискует впервые в истории — за исключением пандемийных 2020 и 2021 годов — остаться без фильма со сборами в 1 млрд долларов. Даже тепло принятые «Стражи галактики 3» не смогли преодолеть планку в 835 млн долларов.
Критики считают, что низкие сборы связаны и с общей усталостью зрителей от фильмов про супергероев, и с затянутостью многих франшиз. Нередко роль играет неудачный маркетинг: сразу несколько режиссеров оказались в этом году недовольны трейлерами своих картин.
Собрали самые громкие провалы 2023 года и рассказываем, почему они произошли.
«Шазам! Ярость богов»
Комедийный супергеройский фильм про персонажа комиксов Шазама — подростка, способного превращаться во взрослого супергероя. Это сиквел вышедшей в 2019 году картины «Шазам». По сюжету второй части супергерой с братьями и сестрами сражается с дочерьми титана Атланта, которые пытаются отобрать у них магические силы.
Премьера в США состоялась 15 марта 2023 года. Главную роль в фильме исполнил Закари Ливай, также в ленте сыграли Ашер Энджел, Джек Дилан Грейсер и Рэйчел Зеглер. Режиссером выступил постановщик первой части Давид Ф. Сандберг — он также известен по хоррорам «И гаснет свет» и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла».
Картина получила невысокие оценки критиков: ее рейтинг свежести на сайте Rotten Tomatoes составил всего 49%. Фильм сочли менее сбалансированным и последовательным по сравнению с первой частью.
Бюджет и сборы. «Шазам! 2» показал один из самых слабых стартов среди фильмов киновселенной DC. В первые выходные в американском прокате картина собрала 30,5 миллиона долларов. Это даже меньше, чем у «Морбиуса», который стал мемом: фильм с Джаредом Лето стартовал с 39,2 миллиона. Первая часть «Шазама» также показала себя лучше продолжения: она собрала 53,5 миллиона долларов в стартовые выходные.
Из фильмов DC стартовые показатели были ниже только у «Чудо-женщины 1984» — 16,7 миллиона долларов — и «Отряда самоубийц» — 26 миллионов долларов. Но обе картины вышли в разгар пандемии и с самого начала были доступны на стриминговом сервисе HBO Max.
В зарубежном прокате «Шазам» собрал 35 миллионов долларов за первые выходные, общая сумма уик-энда — 65,5 миллиона. Итоговые сборы фильма на начало июля 2023 года составили 133,7 миллиона долларов.
Производство «Шазам! 2» обошлось DC в 125 миллионов долларов, маркетинг — еще в 100 миллионов. В Warner Bros. планировали, что фильм заработает не менее 300 миллионов. Но в итоге картина принесла компании убытки в размере около 150 миллионов долларов.
Причины провала. «Шазам! 2» — первый фильм DC, вышедший после объявления о перезапуске киновселенной. Главный аналитик BoxOffice Pro Шон Роббинс считает, что творческая перетряска повлияла на отношение зрителей к фильму. Они не поняли, останется ли герой частью будущей киновселенной.
При этом в последние годы сиквелы приносят все меньше прибыли. Особенно если это не громкие премьеры вроде «Человек-паук: Нет пути домой» у Marvel. Руководитель консалтинговой компании Franchise Entertainment Research Дэвид Гросс, считает, что «Шазам! 2» не показался оригинальным и творческим продолжением серии, что сказалось на заинтересованности зрителей.
На сборы повлияла и слабая маркетинговая кампания, о чем писал даже сам исполнитель роли Шазама Закари Ливай. Он отметил, что самая большая проблема картины — маркетинг. Реклама якобы не дала зрителям понять, что «Шазам! 2» — семейный фильм. Фанаты франшизы и вовсе жаловались на спойлеры в трейлере: там показали камео Чудо-женщины, которое режиссер хотел сохранить в тайне.
Фильм вышел в не слишком удачное время: в то же время в кинотеатрах показывали «Джона Уика 4», «Подземелья и драконы», «Крик 6» и «Крид 3». Свою роль сыграли и новые привычки людей. Пандемия приучила их к тому, что после проката картины выходят на стримингах. Сейчас это происходит не так быстро, но зрители знают, что теперь им не нужно так долго ждать домашнего просмотра.
«Форсаж 10»
«Форсаж 10» — очередная часть серии блокбастеров о семье гонщиков Доминика Торетто. В ней главный герой в очередной раз отходит от дел и проводит время с семьей, но сын его недруга хочет отомстить за смерть родного отца.
Фильм вышел в мировой прокат 19 мая 2023 года. Его снял режиссер Луи Летерье, сменивший одного из архитекторов всей франшизы — Джастина Лина. Летерье известен по картинам «Перевозчик» и «Невероятный Халк».
Критики отнеслись к «Форсажу 10» в основном нейтрально: рейтинг свежести фильма составил 57%. Картину характеризовали как «глупую», но «полную самоанализа», рассчитанную на поклонников франшизы. Зрители действительно отнеслись к ней лучше журналистов: лента получила 85% свежести на Rotten Tomatoes.
Бюджет и сборы. «Форсаж» хорошо стартовал в мире, но в домашнем прокате в первые выходные провалился. Фильм заработал в США 67,5 миллиона долларов — худший результат для франшизы со времен «Токийского дрифта» в 2006. Похожие сборы за первый уик-энд показал только спин-офф «Хоббс и Шоу» — 60 миллионов. «Форсаж 9», к примеру», стартовал с 70 миллионов долларов, хотя вышел во время пандемии COVID-19.
За пределами Северной Америки «Форсаж 10» собрал 251,4 миллиона долларов. Большую часть кассы обеспечил Китай: там картина заработала 78,3 миллиона за первые выходные. Общая мировая касса фильма вышла достойной: 702,8 миллиона долларов. При бюджете в 340 миллионов «Форсаж» окупился, хотя и не достиг желаемых показателей.
Причины провала. «Форсаж» собирает все меньше и меньше в США, но хорошо показывает себя за его пределами. Издание Screenrant считает, что виной тому медленный упадок франшизы, сопровождающийся общей усталостью зрителей от нее.
Сага достигла пика на «Форсаже 7», который собрал в мировом прокате 1,5 млрд долларов. Тогда фильм выглядел хорошо как с точки зрения сюжета, так и экшена, а свежесть идей еще захватывала зрителей. Но затем популярность франшизы стала снижаться.
Еще одна причина слабого интереса к «Форсажу 10» — решение разделить финал франшизы на две части. Ждать конец истории зрителям придется еще несколько лет. Если бы финал укладывался в один фильм, то больше людей пришло бы посмотреть его в кинотеатр, считают в Screenrant.
«Трансформеры: Восхождение звероботов»
Седьмая часть франшизы про трансформеров. Действие фильма разворачивается в 1994 году. По сюжету два археолога из Бруклина становятся участниками конфликта между несколькими видами трансформеров: максималами, предаконами и террорконами.
Фильм вышел в прокат 9 июня. Картина получила смешанные отзывы критиков: на Metacritic у нее только 42 балла из 100, а на Rotten Tomatoes рейтинг составил 53%. Одни эксперты назвали новых «Трансформеров» приятным фильмом с симпатичными героями, другие — «пустым» и «непримечательным».
При этом у зрителей картина получила самый высокий рейтинг среди всех фильмов франшизы — 91%.
Бюджет и сборы. В США «Трансформеры» стартовали слабо, собрав 60 млн долларов за первый уик-энд. Но показатели по миру вышли хорошими — 110 миллионов долларов, 40 из которых пришлись на Китай.
Фильм обошелся студии в 200 млн долларов и благодаря зарубежным сборам окупился в прокате. Во всем мире картина собрала 408,5 млн долларов, только 147,5 млн из них — в Северной Америке. При этом результат седьмых «Трансформеров» — худший в истории франшизы.
Причины провала. Зрители устали от «Трансформеров», фильмам не хватает оригинальности. Издание Screenrant считает, что ситуацию может исправить возвращение Майкла Бэя в кресло режиссера. Постановщик снял самые успешные части франшизы, но после «Последнего рыцаря» занимался только продюсированием.
Фильм вышел в не слишком удачное время — конкуренция в июньском прокате была ощутимой. Paramount выпустила его между «Русалочкой», «Человеком-пауком» и «Флэшем».
«Флэш»
Боевик DC о Барри Аллене, или Флэше, — самом быстром супергерое в мире. По сюжету он путешествует во времени, но случайно попадает в другую реальность. Это приводит к непредвиденным последствиям, с которыми герою приходится разбираться.
Выход фильма неоднократно переносили, сценарий переписывали, а исполнитель главной роли Эзра Миллер попал в несколько серьезных скандалов. Несмотря на это, в Warner Bros. возлагали на картину большие надежды: фильм был призван перезапустить вселенную DC и стать одним из успешных проектов студии.
Фильм вышел в прокат 14 июня 2023 года. Режиссером выступил Андрес Мускетти, постановщик хорроров «Мама» и «Оно». Вместе с Миллером главные роли исполнили Саша Калле, Бен Аффлек и Майкл Китон.
Бюджет и сборы. Журналисты и блогеры остались в восторге от «Флэша», но фильм все равно показал слабый старт в прокате. За первый уик-энд картина собрала в США около 55 миллионов долларов. А общие сборы выходных во всем мире составили 139 миллионов долларов.
Такой результат в Warner Bros. не ожидали: в студии рассчитывали выручить 70—75 миллионов долларов в домашнем прокате. Производство фильма было дорогим и обошлось компании примерно в 220 миллионов долларов, на маркетинг потратили еще 100 миллионов. Вероятно, в студии ожидали, что «Флэш» соберет не менее 600 миллионов.
Теперь же понятно, что к концу проката фильм вряд ли доберется до 300 миллионов долларов. За две недели «Флэш» собрал чуть больше 200 миллионов. При этом после стартовой недели сборы начали падать: во второй понедельник проката фильм собрал в США всего 1,7 миллиона долларов, что на 73% меньше, чем неделей ранее.
Причины провала. Эксперты и журналисты выделяют сразу несколько причин неудачного результата «Флэша» в прокате. Вот главные:
- Фильм слишком долго ждали. Издание Collider отмечает, что постоянные переносы премьеры заставили зрителей разочароваться в его идее. Работа над «Флэшем» началась аж в 1980-х годах и шла тяжело: проект покидали режиссеры, сценаристы и актеры, сцены переснимали, а производство задерживалось.
- Скандалы с Эзрой Миллером. Исполнителя главной роли несколько раз арестовывали за последние годы, что повлияло на его популярность среди зрителей. Из-за этого Warner Bros. не стали строить маркетинговую поддержку фильма вокруг актера: даже на премьере фильма актер не стал общаться с прессой. Притом что это было его первое публичное появление за два года.
- Большой маркетинговый бюджет. По мнению аналитика Луиза Фернандо, фильм не был бы таким убыточным для студии, если бы Warner Bros. сразу выпустила его в онлайн-кинотеатре Max. В таком случае пришлось бы меньше вкладывать в продвижение, а окупить бюджет можно было бы с помощью продажи прав и увеличения подписчиков стримингового сервиса.
- Фильм появился в «Твиттере» спустя 1,5 недели проката. Через восемь часов после слива картину удалили, но за это время ее успели посмотреть 1,7 миллиона раз.
- Ситуация со вселенной DC. Эксперты считают, на низкие сборы повлияло «ужасное состояние расширенной вселенной». В серии, стартовавшей в 2013 году с «Человека из стали», провалились почти все фильмы — кроме «Аквамена» и «Чудо-женщины». Роль сыграло и объявление Джеймса Ганна о перезагрузке вселенной. Оно поставило «Флэш» и другие картины в неопределенное состояние.
«Элементарно»
Мультфильм от студии Pixar о вымышленном городе жителей четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. В центре сюжета — элементаль огня Эмбер и водный элементаль Уэйде. Между ними завязывается дружба, хотя они не могут друг к другу прикоснуться.
«Элементарно» — 27-й проект Pixar. Режиссером картины выступил Питер Сон, исполнительный продюсер «Луки» от той же студии и постановщик «Хорошего динозавра».
Мультфильм получил положительные отзывы критиков — 74% свежести на Rotten Tomatoes. «Элементарно» назвали «крепкой историей» с хорошим визуальным исполнением. Правда, картину хвалили не так сильно, как другие фильмы Pixar.
Бюджет и сборы. Мультфильм крайне неудачно стартовал в домашнем прокате: в первые выходные он заработал в США всего 29,5 миллиона долларов. Хуже в истории Pixar себя показала только «История игрушек» 1995 года: тогда мультфильм собрал 29,1 миллиона долларов. Итоговая касса «Элементарно» за выходные — 44,5 миллиона.
На июль 2023 года «Элементарно» собрал в мировом прокате 253,8 миллиона долларов. При бюджете в 200 миллионов без учета маркетинга такой суммы не хватит, чтобы окупить затраты.
Причины провала. Из-за пандемии Pixar выпустил несколько прошлых фильмов сразу на стриминговом сервисе Disney+. По этой причине основная аудитория картин — семьи — пристрастились смотреть их дома, отмечает Variety.
Критики считают, что в Disney привыкли к очень большим бюджетам, что автоматически высоко поднимает планку окупаемости фильмов. Если раньше такие вложения оправдывались тем, что картины с легкостью преодолевали планку в 1 миллиард евро по миру, то теперь ситуация изменилась. Это произошло из-за меняющихся вкусов и изменения геополитической ситуации — к примеру, уходу студии из России.
По мнению аналитиков, в будущем Disney изменит расходы на фильмы, но на это потребуется время: на разработку, производство и распространение крупных картин уходит не менее трех-четырех лет. Так что изменения можно ждать не раньше 2026 года.
Эксперты, мнения которых приводит The Hollywood Reporter, опасаются, что провал «Элементарно» приведет к тому, что студии перестанут выпускать оригинальные мультфильмы в прокат и будут отправлять их сразу на стриминги. В нынешней ситуации это более выгодно: если в 2019 году зрители ходили в кинотеатры по несколько раз на один и тот же фильм, то теперь они могут подождать несколько месяцев и посмотреть его на стриминге.
«Индиана Джонс и колесо судьбы»
О чем фильм. Пятая часть популярной франшизы об искателе приключений Индиане Джонсе. В новой серии знаменитый археолог оставляет работу профессором в колледже, чтобы помочь крестной дочери Хелене в поисках Антикитеры — артефакта времен Архимеда.
«Индиана Джонс и колесо судьбы» — завершающий фильм истории. В отличие от других картин серии, его снял не Стивен Спилберг, а Джеймс Мэнголд — постановщик «Ford против Ferrari» и «Логана». Со сценарием тоже изменения: сюжет придумал не Джордж Лукас, его в соавторстве написали Джез Баттеруорт, Джон-Генри Баттеруорт и Дэвид Кепп.
Сборы. По итогам первого уик-энда фильм занял первое место в домашнем прокате, но стартовал слабо: картина собрала 70 миллионов долларов в США и 130 миллионов по всему миру. А за неделю фильм собрал всего 150 миллионов.
По данным IndieWire, производство пятого «Индианы Джонса» обошлось Disney в 300 миллионов долларов, на маркетинг потратили еще около 150 миллионов. Чтобы окупить зарплаты, картине нужно заработать в мировом прокате не менее 700 миллионов, но это вряд ли случится.
Что случилось. Одна из причин неудачи — фильм не смог привлечь молодую аудиторию. По данным The Hollywood Reporter, в США 42% билетов купили люди старше 45 лет, а 23% — и вовсе старше 55 лет.
The Guardian отмечает, что молодую аудиторию пытались привлечь за счет приглашения звезды сериала «Дрянь» — Фиби Уоллер-Бридж, которая сыграла крестницу Индианы. Но не удалось. Зрителей также не поразили сцены с омоложенным Харрисоном Фордом.
IndieWire называет провал пятого «Индианы Джонса» «шокирующей» ситуацией, ведь все предыдущие фильмы серии хорошо показывали себя в прокате.
«Руби Гильман: Приключения кракена-подростка»
Мультфильм от студии DreamWorks, выпустившей популярные франшизы «Шрек», «Мадагаскар» и «Кунг-фу панда». Новая лента рассказывает историю семейства морских монстров, сбежавших из опасного подводного мира и прячущихся среди людей. Родители скрывают от своей дочери Руби то, что они — кракены. Их жизнь меняется, когда девушка сама узнает об этом.
Мультфильм вышел в прокат 30 июня 2023 года. Картина получила смешанные оценки критиков: на Rotten Tomatoes у «Руби Гильман» 66% свежести. Его назвали не слишком оригинальным, но симпатичным произведением.
Бюджет и сборы. Мультфильм провалился в прокате: в первые выходные в США лента заработала всего 5,2 млн долларов, а общие сборы во всем мире составили 12,8 млн долларов. Это худший старт в истории DreamWorks.
«Руби Гильман» не окупилась в прокате: при бюджете в 70 млн долларов на июль 2023 года мультфильм собрал всего 27,1 млн долларов. Из них в домашнем прокате — всего 12,1 млн долларов.
Причины провала. Фанаты винят в плохих сборах маркетинг — прежде всего невыразительный трейлер, который не может заинтересовать новых зрителей и в то же время способен отвратить нацеленных на просмотр.
Не повезло «Руби Гильман» и со временем выхода на большие экраны. Конкурентами мультфильма в кинотеатрах стали «Элементарно», «Человек-паук» и «Стражи Галактики».
Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult