«Муфаса: Король Лев» — удачный приквел классичес­кого мульт­фильма Disney
Поп-культура
6K
Кадры — Disney

«Муфаса: Король Лев» — удачный приквел классичес­кого мульт­фильма Disney

4
Аватар автора

Никита Демченко

свободен от ушей до хвоста

Страница автора

Несмотря на слабый старт, «Муфаса: Король Лев» все еще занимает первые позиции в зарубежном прокате спустя месяц после релиза.

Это приквел ремейка «Короля Льва» 2019 года — снова в виде фотореалистичного анимационного фильма. Сюжет посвящен молодому Муфасе, его восхождению на трон и отношениям со сводным братом Такой. Режиссером выступил оскароносный автор «Лунного света» Барри Дженкинс. А сценарий написал Джефф Натансон, работавший над «Терминалом» с Томом Хэнксом.

Критики встретили «Муфасу» прохладно, но обычные зрители оценили картину высоко. Мы тоже посмотрели фильм и рассказываем, почему компьютерным львам все же стоит дать шанс.

Что за «Муфаса: Король Лев» (Mufasa: The Lion King)

Дата премьеры: 18 декабря 2024 года
Страна производства: США
Режиссер: Барри Дженкинс
Сценарист: Джефф Натансон
Актеры: Аарон Пьер, Дональд Гловер, Келвин Харрисон мл., Тиффани Бун, Кагисо Ледига, Мадс Миккельсен, Сет Роген
Жанр: мюзикл
Фильм, похожий на «Муфасу»: «Книга джунглей»
Продолжительность: 1 час 58 минут
Где смотреть: в зарубежном прокате

🦁 Муфаса — более авторский фильм, чем «Король лев» 2019 года

После смерти коварного дяди Шрама жизнь льва Симбы наладилась. В подвластных ему землях — порядок и процветание, так что можно спокойно заботиться о семье: юной принцессе Киаре и возлюбленной Нале, вынашивающей еще одного детеныша.

Роды, которые должны вот-вот случиться, — процесс интимный, поэтому родители на время оставляют маленькую дочь под присмотром старых друзей — суриката Тимона, бородавочника Пумбы и мудрого мандрила Рафики. А те, чтобы хоть как-то развлечь Киару, рассказывают ей историю о дедушке Муфасе.

Как и Симба, Муфаса в юности пережил горе: течение реки унесло его далеко от дома. Спастись от гибели потерянному львенку помог Така — импульсивный, но робкий наследник престола, занятого властным и консервативным Обаси. Несмотря на недоверие отца, принц уговаривает сородичей принять чужака в прайд.

Вскоре в саванну прибывает группа бледных, словно призраки, белых львов. Незнакомцы из племени падальщиков во главе со злым Киросом хотят захватить земли Обаси.

Чтобы сохранить жизнь престолонаследнику Таке, король отсылает сына из прайда вместе с Муфасой. Так братья не по крови, но по духу отправляются скитаться по Африке в поисках Милеле — далекой и, вероятно, мифической страны, где реки бьют ключом, а плотоядные и травоядные живут в мире.

«Король лев» Джона Фавро был масштабной и красивой, но совсем не оригинальной картиной. Режиссер «Железного человека» просто выполнил поставленную студийными боссами задачу и почти покадрово переснял всеми любимый мультфильм. Ключевые аспекты оригинала сохранились, а персонажи благодаря технологиям и труду художников стали фотореалистичными.

При создании приквела Барри Дженкинс, кажется, был чуть меньше ограничен в проявлении фантазии. Поэтому в «Муфасе», как, например, в «Алладине» Гая Ричи или «Дамбо» Тима Бертона, можно обнаружить редкие, но наглядные проблески авторского стиля. В основе приквела под стать всей франшизе — шекспировские страсти. Однако автор «Лунного света» разбавил повествование волнующими его темами.

Из «Лекарства от меланхолии» и сериала «Подземная железная дорога» того же Дженкинса в диснеевский блокбастер перекочевали гуманистический пафос, вопросы этнической идентичности и антиколониальные мотивы. Образ белых хищников, пытающихся подчинить прерии, навеян историей — в частности, гонками за Африку, устроенными европейскими державами во второй половине 19 века.

Есть в «Муфасе» также элементы романа воспитания, темы взросления и токсичной маскулинности, которые режиссер углубленно исследовал в «Лунном свете». Муфасу подвергают травле из-за того, что в его жилах течет иная кровь. А Така страдает оттого, что отец-консерватор не проявляет к нему сочувствия и запрещает хоть изредка быть слабым.

🦒 Анимация и мимика животных стали лучше

В оригинальном мультфильме звери говорили и вели себя как люди, обладали человеческой мимикой и выглядели органично. А вот пугающе натуралистичные животные из ремейка 2019 года вызывали смешанные чувства. Происходящее напоминало дорогой документальный фильм — правда, без жестоких сцен пожирания дичи хищниками.

Полностью избавиться от эффекта зловещей долины создателям «Муфасы» не удалось. Но над мимикой животных все же поработали: теперь их эмоции выглядят менее реалистично, зато считываются более отчетливо. Не последнюю роль в этом сыграл все тот же режиссерский почерк Дженкинса. Одна из эстетических особенностей его работ — глубокое погружение камеры в пространство съемочной площадки. Оператор всегда живет среди героев, всматривается в их глаза и выхватывает реакции. Отсюда — больше эмпатии. Даже к цифровым зверям.

Операторская и монтажная работа в «Муфасе» в целом получилась не совсем типичной для семейного фильма. Чтобы избавиться от нарочитой искусственности, соратник Дженкинса Джеймс Лэкстон намеренно делал картинку несовершенной. В одних эпизодах он добавляет изображению тряски, а в других ослепляет зрителя прямым лучом света, как бы невзначай попавшим в объектив.

К тому же Дженкинс разбавил фильм элементами «медленного кино» — длинными кадрами, когда камера кружится вокруг героев или просто позволяет им вести непрерывный диалог. Руководство студии такой прием немного смущал, но в итоге вырезать эти сцены никто не попросил.

🙉 А вот с музыкой тут проблемы

«Король Лев» Фавро искусно манипулировал зрительскими чувствами. Топчущиеся под фанфары Ханса Циммера антилопы выглядели неловко, но музыка, знакомая детям 1990-х, звучала почти без изменений, поэтому каждый аккорд вызывал у публики ностальгические мурашки. То же самое с песнями Элтона Джона и Тима Райса — за четверть века их тексты и мотивы не только не выветрились из памяти, но и вошли в золотую коллекцию диснеевских хитов.

«Муфасе» в этом отношении не на что опереться. Дженкинс хотел, чтобы проект звучал оригинально, поэтому Circle of Life больше не открывает картину, и даже культовая Hakuna Matata звучит скорее в качестве милой шутки, не более. Вместо них — треки, написанные Лин-Мануэлем Мирандой, который работал над «Энканто», «Моаной» и мюзиклом «Гамильтон».

В плейлисте есть и по-своему трогательная братская песня Муфасы и Таки, и романтическая баллада Сараби, отсылающая к легендарной Can You Feel the Love Tonight. Назвать работу некачественной не получится, но и до обаяния шоустопперов  Элтона Джона автору дотянуться все же не удается. Почти все номера забываются на выходе из зала.

Приятное исключение — коварная Bye Bye, песенка антагониста Кироса, которого в оригинале озвучил Мадс Миккельсен. Иронично, но это единственный трек, которого не было в изначальном сценарии. Миранда предложил его режиссеру, потому что хотел написать злодейскую песню в стиле дэнсхолл. А вдохновением послужил фрагмент из телепередачи, где 20-летний датчанин пел и танцевал в красном обтягивающем костюме.

Миккельсен — один из немногих белых актеров в касте картины. Как и в случае с ремейком 2019 года, к озвучке привлекли преимущественно темнокожих артистов
Миккельсен — один из немногих белых актеров в касте картины. Как и в случае с ремейком 2019 года, к озвучке привлекли преимущественно темнокожих артистов

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Никита ДемченкоПосмотрели «Муфасу»? Расскажите о своих впечатлениях:
  • АленаАнимация все еще проигрывает рисовке. Персонажи на одно лицо.4
  • ВеленаПросто. Зачем?1
  • pantrationне смотрел пока, но почему-то не цепляет1
  • Михаил ВанишевПосмотрел из-за того, что он очень красивый. Но при этом безумно скучный. И не цепляет совсем. А от стандартных диснеевских песен уже уши вянут.0