В Госдуму внесли два законопроекта о запрете «пропаганды чайлдфри»: в чем их суть
25 сентября депутаты внесли на рассмотрение Госдумы два законопроекта о запрете «пропаганды чайлдфри».
Документы опубликованы в базе Госдумы, они предлагают поправки в статью 6.21 КоАП РФ и еще шесть федеральных законов. Авторами законопроекта выступили более 150 депутатов и пять сенаторов, среди них — председатель Госдумы Вячеслав Володин и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Расскажу, в чем суть законопроектов и как они могут повлиять на рынок медиа.
Как предлагают изменить административный кодекс
В текст статьи 6.21 КоАП РФ предлагается добавить фразу «пропаганда отказа от деторождения». В пояснительной записке авторы проекта отмечают, что поправки вводят административную ответственность «по аналогии» с публичными действиями, направленными на «пропаганду ЛГБТ*» или «смены пола».
В статье 6.21 КоАП РФ предусмотрены штрафы для физических лиц от 50 000 до 400 000 ₽, для должностных лиц — от 100 000 до 800 000 ₽, для юридических лиц — от 800 000 до 5 000 000 ₽. Наказание для граждан РФ и иностранцев одинаковое. Последних дополнительно могут выдворить из страны или вместо штрафа арестовать на 15 суток, а уже потом выдворить.
В какие законы еще хотят внести поправки
Законопроект предлагает поправки в еще шесть федеральных законов: «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка», «О рекламе», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «О государственной поддержке кинематографии».
Согласно предложениям:
- Владельцы сайтов будут обязаны мониторить их содержание на наличие информации, «пропагандирующей отказ от деторождения». Ее будут добавлять в реестр запрещенных сайтов.
- Информацию, «пропагандирующую отказ от деторождения», запретят использовать в СМИ.
- Органы государственной власти будут защищать детей от «информации, пропагандирующей отказ от деторождения».
- Реклама не должна содержать информацию, «пропагандирующую отказ от деторождения».
- «Пропаганда отказа от деторождения» станет запрещена для распространения среди детей.
- Фильмы, «пропагандирующие отказ от деторождения», не будут получать прокатные удостоверения.
Как аргументируют необходимость закона
В пояснительных записках говорится, что «идеология чайлдфри» угрожает традиционным ценностям. По мнению авторов законопроектов, ее распространение ведет к «деградации общественных институтов», «вымыванию традиционных ценностных ориентиров» и формирует обстоятельства для «депопуляции населения».
За день до внесения законопроектов в Госдуму их анонсировал спикер Вячеслав Володин. Он обосновал важность поправок тем, что в соцсетях наблюдается «неуважение к материнству и отцовству», а также «агрессия к беременным женщинам, детям и многодетным семьям».
Что говорят участники рынка медиа
Пока непонятно, как будет применяться законопроект, если его примут. Так как новые положения вписаны в действующую статью о запрете «пропаганды ЛГБТ*», вероятно, он будет применяться схожим образом.
РБК опросил участников медиаиндустрии. Представители рынка рекламы сходятся во мнении, что запрет пропаганды чайлдфри вряд ли отразится на их работе. По мнению директора по стратегическим и инновационным продуктам NMi Group Аллы Данилиной, в рекламе «уже негласно соблюдают эти правила игры и стараются не затрагивать подобную тему».
Такого же мнения придерживается директор агентского направления «СберМаркетинга» Анна Ветринская. По ее словам, рекламные блоки в основном демонстрируют «классический формат семей: мама, папа и чаще всего два ребенка».
В издательствах «Эксмо-АСТ» и «Альпина» заявили, что для оценки рисков необходимо ознакомиться с текстами законопроектов. В «Эксмо-АСТ» отметили, что в художественных и иных произведениях прямая идеология бездетности не присутствуют, но важно «исключить ситуации, когда простое упоминания об отсутствии детей у взрослых людей могло бы быть расценено как нарушение».
В пресс-службах онлайн-кинотеатров «Кинопоиск», Wink, Okko, Start, Kion, Premier, «Иви» и «Амедиатека» отказались от комментариев. Но источник РБК в одном из них сообщил, что закон порождает риски, аналогичные закону о запрете «пропаганды ЛГБТ*».
По словам собеседника издания, большая часть штрафов за демонстрацию ЛГБТ*-контента детям связана с отсутствием у фильмов с таким содержанием маркировки «18+». При этом платформы ставят маркировку, ориентируясь на прокатное удостоверение Минкультуры. Онлайн-кинотеатры получали штрафы за контент, в котором ЛГБТ* не демонстрируется, а лишь упоминается в разговорах.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl