Обменять технически сложный товар: правила 2019 года
Правительство расширило перечень технически сложных товаров: теперь там стало еще больше бытовой и кухонной техники. Товары из этого перечня нельзя обменять, как другие покупки: есть ограничения по срокам и процедуре. Это значит, что за сломанные холодильник, кухонный комбайн и микроволновку нельзя сразу потребовать назад, поменять их на новые тоже не получится. При этом за обычный пылесос можно забрать деньги в течение гарантийного срока, а за робот-пылесос — только в исключительных случаях.
Вот как изменился список технически сложных товаров — и вот что делать, если в такой покупке нашлись дефекты. При правильном подходе можно не только сдать товар, но и получить за него всю сумму с компенсацией.
Технически несложная плашка
Есть перечень технически сложных товаров, в который теперь входят новые категории. Вот как обмен и возврат этих товаров отличается от остальных:
- Если есть гарантия и все в порядке с качеством — вернуть их нельзя.
- Если есть любые дефекты — на обмен или возврат 15 дней.
- Спустя 15 дней обменять или вернуть товар можно только при одном из трех условий: существенный недостаток, долгий ремонт или регулярные поломки, которые мешают использованию.
- Если нет повода поменять или вернуть, недостатки все равно должны бесплатно устранять по гарантии.
- Перечень изменился с 6 апреля. Если товар купили до этой даты, действует старый список.
Кого это касается?
Изменение перечня касается всех покупателей, которые выбирают домой пылесос, посудомоечную машину, холодильник или кофемашину. Когда покупатель только заходит в магазин, он уже потребитель и имеет права по закону. А когда платит за товар, получает еще больше прав. Например, на обмен, возврат или ремонт товара.
Зачем знать о перечне технически сложных товаров?
Правила обмена и возврата устанавливает не магазин, а закон. Они для всех одинаковые. Например, кроссовки, которые не подошли по размеру, можно обменять в течение двух недель, а колготки нельзя обменять даже на следующий день, потому что они в перечне товаров, не подлежащих обмену и возврату.
Есть перечень технически сложных товаров, которые можно менять и возвращать, но только если у них нашлись недостатки. Делать это нужно не как с кроссовками или сумкой, а по специальным правилам именно для этих покупок.
Чтобы защитить свои права в магазине, нужно свериться с перечнем до того, как предъявить продавцу претензии. Когда речь о холодильнике за 60 тысяч или о духовке за 30 тысяч, важна каждая дата, описание поломки и формулировка требований.
Магазин не может просто так сказать: «Мы не меняем этот товар, можем только отремонтировать». Или: «Ждите три месяца, пока придет запчасть, а деньги не отдадим». Юридически грамотный покупатель сверится с перечнем и скажет, что это технически сложный товар или, наоборот, что его нет в списке, поэтому требования вот такие. А если магазин не согласен — пусть готовит деньги для штрафа, суда и компенсации.
Перечень не нужно заучивать. Вы просто знайте, что он есть, что он изменился и это как-то влияет на ваши права. А вот как именно.
Что изменилось в перечне?
Технически сложных товаров стало больше. В пункте 12 перечислена бытовая техника. Было так:
- Холодильники.
- Морозильники.
- Стиральные и посудомоечные машины.
- Кофемашины.
- Электрические и комбинированные плиты.
- Электрические и комбинированные духовые шкафы.
- Кондиционеры.
- Электрические водонагреватели с электрическим двигателем или микропроцессорной автоматикой.
А вот что добавили:
- Комбинированные холодильники-морозильники.
- Сушильные и стирально-сушильные машины.
- Кухонные комбайны.
- Электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели.
- Встраиваемые микроволновые печи.
- Роботы-пылесосы.
То есть для возврата из-за поломки встраиваемая микроволновая печь — это технически сложный товар, а обычная — нет. Робот-пылесос — технически сложный товар, а пылесос с мешком для пыли — нет. И правила обмена при недостатках у них разные.
Технически сложные товары надлежащего качества менять и возвращать нельзя
Если вы купили в магазине холодильник с гарантией, забрали его домой, а он не подошел по размеру, его нельзя вернуть и забрать деньги. И поменять на другой тоже нельзя: только если магазин не против. Когда речь идет о надлежащем качестве, используют другой перечень для запрета на обмен, там более общие формулировки, но сложные товары в него тоже входят.
Товар с любыми дефектами — на обмен и возврат есть 15 дней
Если у холодильника не закрывается дверца, не работает морозильная камера или вытекает фреон, это недостатки. При любых дефектах его можно вернуть в магазин и потребовать назад деньги. Для такого возврата есть 15 дней после покупки.
Это важное отличие технически сложных товаров. Потому что другие покупки можно менять на качественные в течение всего гарантийного срока, или магазин отдаст деньги. А технически сложный товар из-за мелкой поломки через месяц или полгода можно только отремонтировать.
Обмен и возврат спустя 15 дней — в исключительных случаях
Если дефект нашелся у холодильника через месяц, покупатель уже не может просто так поменять его на новый. Отремонтировать по гарантии можно, а вот требовать назад деньги или обменивать закон разрешает только при одном из таких условий:
- Недостаток существенный. Например, второй раз сломался компрессор холодильника и он не держит температуру. Если же отошла резинка на дверце, это несущественный недостаток — его устранят по гарантии, но деньги не отдадут.
- Продавец затянул ремонт. Технически сложные товары можно ремонтировать максимум 45 дней. Можно быстрее, если так написано в договоре. Например, резинку и лампочку не могут поменять уже два месяца: говорят, что заказали запчасть на заводе, а она не пришла. Это проблемы продавца — и повод получить новый холодильник. Или машину.
- Неоднократные недостатки и долгий ремонт. То есть разные недостатки появляются несколько раз и из-за ремонта товар нельзя использовать больше 30 дней в течение любого года, пока действует гарантия. Например, сначала поменяли процессор, потом потек антифриз — тоже починили. Потом перестал работать датчик температуры. В итоге за год холодильник простоял выключенным 32 дня. Имеете право на новый.
Теперь так можно сделать с роботом-пылесосом, встроенной микроволновкой или кухонным комбайном. Если производитель дал на них год гарантии, а за три дня до ее окончания нашлась серьезная поломка, вам отдадут все деньги или поменяют товар на новый.
Но если у робота-пылесоса сломалась щеточка, у микроволновки перегорела лампочка, а у кухонного комбайна заржавел нож, деньги за них не вернут. А до 6 апреля вернули бы. Если сломался обычный пылесос, можете требовать за него все деньги назад, пока действует гарантия. А если сломался робот-пылесос, для возврата денег нужно одно из трех условий. Если их нет — только ремонт.
Если товар купили до поправок в перечне
Расширенный перечень технически сложных товаров действует только для тех покупок, что оплачены с 6 апреля. Если робот-пылесос купили раньше и он сломался, можно его вернуть. Продавец, конечно, скажет: «Будем ремонтировать, потому что этот товар технически сложный». Тогда покажите продавцу это постановление правительства и напомните о статьях 4 и 422 гражданского кодекса. Закон обратной силы не имеет, это как раз такой случай. Пока на робот-пылесос, который купили полгода назад, действует гарантия, при поломке его обязаны заменить на новый — или отдать деньги.
Недостоверная информация — повод для возврата в любом случае
Бывает так, что технически сложный товар продают с инструкцией без русского перевода. Или говорят, что у робота-пылесоса есть датчик ступеней, а его на самом деле нет. Или на ценнике написано, что это немецкая сборка, а в реальности Китай. Вроде бы все работает, недостатков нет. Но такой товар все равно можно вернуть, даже без недостатков. Причина — недостоверная информация.
Продавец сошлется на статью 18 закона о защите прав потребителей. И там правда установлен запрет на обмен товара. А вы ему — статью 12 того же закона. И пригрозите жалобой в Роспотребнадзор. Но нужно запастись доказательствами: если ссылаться на слова неопытного консультанта, это вряд ли поможет.
Конкретного срока для обмена и возврата в такой ситуации нет. Но важно, чтобы он был разумным, поэтому не затягивайте.