Я прошел обучение по платному курсу с паузами, но так и не получил диплом
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Несколько лет я думал: кем же я мог бы работать, чтобы работа была так же интересна, как та, на которой я уже работал много лет, но чтоб при этом хватало бы не только на себя, а можно было бы ещё и семью содержать. В конце концов мысль пришла в аналитику данных, а GeekBrains любезно предоставил «профессию» «Аналитик Big Data». Стеклось всё это в одну точку в середине 2019 года.
Опыта обучения в GeekBrains у меня на тот момент не было, но был уже по Нетологии. GeekBrains, по сравнению с Нетологией, понравился мне тем, что обучающие видео не пропадали через год. А все возникающие вопросы и проблемы можно было озвучивать назначенному куратору, с которым можно было связываться как по электронной почте, так и по телефону: у каждого куратора был свой добавочный номер. Очень удобно, и почти оперативно: даже если куратор не отвечал на звонок сразу, он обязательно перезванивал в течение дня (изредка на следующий день), и в живом диалоге все вопросы решались. В общем, пока всё нравилось, записался, взял рассрочку, начал обучение.
Первые курсы шли прям как полагается: урок обучающего видеоматериала; урок практического разбора. Видеоматериал был записан качественно, озвучен внятно и чётко, хорошо поставленным равномерным голосом.
Но в конце года меня ожидала свадьба, и чем ближе время подходило к ней, тем сложнее было совмещать работу, учёбу и подготовку к свадьбе. И в конце концов, пройдя две четверти из пяти, я всё-таки взял заморозку обучения.
Сыграли свадьбу, мне повезло устроиться на новую работу вроде как аналитиком. Обучение пока решил не продолжать: надо разбираться с совершенно новым видом работы. Примерно через год после начала заморозки мне позвонили, спросили: что я думаю о продолжении обучения? Я сказал, что вот в новой работе пытаюсь сейчас разобраться, поэтому пока не до обучения, но как только всё наладится — так продолжу. Мне ответили: хорошо, звоните.
Время шло, а размораживать обучение было как-то боязно. Не забылись мне сидения до глубокой ночи с домашними работами… Поняв, что аналитика на новой работе — не та, которую я хотел, с этой работы я через год тоже уволился. Но чуть позже проработал ещё год.
Заморозка, в результате, тянулась аж три года. И я думал: вот это подход. Никто не торопит, рамок не ставит. Можно переждать переломные моменты, и пойти дальше обучаться.
Всё, решил я. Пора. Потратил ещё пару месяцев, вспоминая уже пройденный материал, и стал связываться с GeekBrains. Какие-то попытки связаться с ними у меня иногда бывали и в течение периода заморозки, но так, по мелким вопросам, в том числе и по поводу уже пройденных курсов пытался что-нибудь уточнить у кураторов. А теперь пора было вернуться туда окончательно.
И тут появился первый «сюрприз». Кураторов больше не было. По горячей линии сотрудники пока ещё отвечали и решали какие-то вопросы, но настоятельно рекомендовали обращаться по электронной почте службы поддержки. Собственно, по вопросу продолжения обучения меня тоже отправили туда же.
А по электронной почте мне ответили, что так как на обучение ушло уже больше трёх лет, мне могут открыть видео всех оставшихся курсов, я их просмотрю, и мне дадут сертификат о просмотренных курсах. Домашние работы делать не надо, ничего не надо.
Меня, конечно, это возмутило. Я покупал полноценное обучение, а меня пытаются спихнуть просто на просмотр видео. Думаете, кто-то предупредил меня хоть раз за время заморозки о каких-то последствиях его затягивания? Конечно, нет. Но в службе поддержки мне сказали, что всё прописано в оферте, при этом скидывая мне ссылку на оферту 2022 года. На моё замечание, что договор я заключал не по этой оферте, и просьбу прислать оферту 2019 года, кроме фразы «мы можем менять её в одностороннем порядке» ничего не последовало.
Но после некоторого обмена электронными письмами мне всё-таки пришёл вот какой ответ. Цитирую: «Проверили информацию по вашему обучению. Вы приобретали данный курс в 2019 году. На обучение дается максимум 3 года с момента покупки, после этого мы сможем выдать из документов только свидетельство. Единственное, что мы можем сейчас предложить — это открыть курс полностью в видеозаписи или же записать вас в последнюю группу по данному направлению, которая приступает к курсу "Машинное обучение в бизнесе" в июне. Если вы сможете закончить обучение с данной группой, то можно будет претендовать на диплом, необходимо будет досдать только промежуточные аттестации по каждому курсу и сдать финальную аттестацию в конце обучения».
После этого со мной, не помню уже кто, но кто-то связался (или я с кем-то связался) по телефону, и там мне сказали, что могут или к последней группе подключить, или к новому потоку по обновлённой программе обучения. Я подумал: ну не перепроходить же всё заново; и попросил подключить к последней группе. Выдохнул. Обучение началось.
И появился второй сюрприз. Хороших, качественно сделанных видеоуроков больше не было. Были записи чужих вебинаров, причём с не самыми удачными лекторами, с мусором в речи, спутанными мыслями, и подобными вещами, очень сильно затрудняющими восприятие. Плюс сам материал чем дальше, тем сумбурнее и поверхностнее. По такому материалу можно научиться только повторять сделанное на занятии. К одному курсу вообще потеряли разбор домашних заданий… А в одном из писем мне сказали: разбор домашних заданий восстанавливать не будут, так как обучение теперь по новой программе, и старая программа больше не поддерживается.
Вот так. Ещё не доучили, но поддержку уже прекратили. Хотя это был один из курсов, который я прошёл ещё до заморозки! То есть разбор домашних заданий отсутствовал уже несколько лет! И всем до лампочки. Включая студентов.
Когда я на одном из курсов попытался задать вопрос преподавателю, чтоб разобраться в увиденном в видеозаписи, оказалось, что ни преподаватели, ни наставники не видят видеоматериал, предлагаемый для обучения студентам.
А ещё за это время служба поддержки перестала отвечать уже и по телефону. Теперь всё, что могли сделать по телефону — это отправить записанный со слов запрос в ту же службу поддержки. Почему-то иногда в этих случаях служба поддержки отвечала быстрее.
А вот по электронной почте вместо обозначаемых ими для ответа 1—3 рабочих дней ответа приходилось ждать неделями. Полмесяца — вполне стандартно. А нередко и заметно дольше.
Если я писал обращение, что к такому-то уроку для такого-то курса не хватает файла — ответ приходил тогда, когда курс уже заканчивался. Если я в начале курса писал, что мне не отвечает наставник — обращение закрывалось через месяц в связи с потерей актуальности, так как курс уже закончился.
На один вопрос я жду ответ уже больше половины года. Мне отвечали на это обращение, но что-то постороннее, а не то, что я спрашивал. Зато добавлять в автоответ на обращение «Сейчас в поддержку поступает больше вопросов, чем обычно, поэтому время ответа может быть увеличено». Они не забывают. «Сейчас», ага, как же. Этому «сейчас» уже год без каких-либо хотя бы временных изменений за этот период! При этом даже за такое большое время ответа, чтобы добиться от них чего-то вразумительного на небанальный вопрос, нужно сильно постараться. Практически всегда это несколько писем им, две трети из которых — чтобы добиться хоть какого-то ответа, и треть — чтобы объяснить им, что их ответ не относится к вопросу, или в очередной раз повторить, чего же я от них добиваюсь.
Один из запомнившихся совсем диких случаев этой половины года. На одном из курсов заметил, что к третьему уроку в качестве приложенных материалов и материалов для выполнения домашнего задания размещены четыре файла. Три с фигурирующей так или иначе в названии цифрой 3, соответствующей номеру урока; а четвёртый назывался «Лекция 4 — материалы занятия (3)». Я написал в службу поддержки письмо с заголовком «Перепутан файл к уроку». Завязалась вяло поддерживаемая с их стороны переписка с фразами «передали информацию коллегам», «вопрос разбирают» и т. п.
Двадцать три письма было отправленно суммарно с обеих сторон, включая их автоответы «мы получили ваше обращение, ему присвоен номер такой-то». Первое сообщение я написал в середине сентября, последнее, в ответ на их очередной неадекват («К сожалению, к уроку №4 были загружены единственные оставшиеся материалы», — чего? К какому ещё уроку 4? Десяток сообщений я уже нписал про урок 3, они мне вдруг про урок 4!), я написал в середине ноября. Всё это время я периодически поглядывал — не изменилась ли ситуация. И только в начале декабря, наконец, появилось правильное название! Три месяца потребовалось службе поддержки GeekBrains на то, чтобы переименовать файл, приложенный к уроку! И то не смогли полностью нормально это сделать. Вместо того, чтобы приложить сам переименованный файл, как приложены ко всем урокам на всех курсах, зачем-то приложили ссылку на него на Гугл.Диске. И, конечно, о том, что файл, наконец, изменён, меня никто с их стороны предупредить не удосужился.
Кое-как я всё-таки дотянул до конца обучения. И тут меня ожидал главный сюрприз. Во время курса по финальному проекту спросил: что там с документами об окончании? В ответ знакомое: «На обучение даётся максимум 3 года с момента оплаты, после этого мы сможем выдать из документов только свидетельство». На моё «вы же вот тогда-то вот так писали!»: «Приносим извинения за путаницу, но, к сожалению, GeekBrains, в любом случае, не сможет выдать вам диплом». Всё. Финиш…
К слову, ещё один любопытный момент. Если сначала в переписке по обращению они просто отвечали (просто вели обычный диалог), то где-то с середины года достаточно часто (а последние полтора месяца, вроде, вообще каждый раз) при ответе на их сообщение приходит автописьмо, в котором написано «получили ваше обращение» (нормально, да? я им на их же сообщение отвечаю, а, оказывается, это обращение у меня), и этому ещё и номер обращения присваивается. Сдаётся мне, они таким хитрым образом борются с затянутыми решениями обращений.
А как всё хорошо начиналось… Хорошие видеоуроки, куратор со связью по телефону, с выходом из заморозки не подгоняют…