Как мне делали пластику ПКС
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторская орфография и пунктуация. Описанный опыт — личный и не является медицинской рекомендацией
Почему мне понадобилась операция
В сентябре 2021 года в нашу велоколонну (а точнее, в лидера колонны) въехала машина. Не на оживлённой трассе, а на обычной тихой деревенской дороге, где даже разметки-то нет. Я ехала за лидером, поэтому когда он покатился кубарем вместе с великом (ехали на спуск), не успела затормозить, и влетела в него. Упала на бок, на правое колено, и очень сильно повредила его. В тот раз все обошлось физиотерапией, без операции.
Спустя 1.5 года, когда, казалось бы, период восстановления прошел, я начала понемногу играть в волейбол на любительском уровне. Пару раз сыграла без проблем, а потом, будучи без наколенника, прыгнула за мячом, и приземлилась на правую ногу под хруст рвущейся в колене связки.
Дело было зимой, и в этот раз травматолог на осмотре спросил — какие у Вас планы на лето? Так он намекал, что без операции тут уже не обойтись — помимо разрыва мениска степени IIIb (максимальная степень), передняя крестообразная связка была порвана окончательно и бесповоротно (тотально, как говорят врачи).
Поясню, почему связка сама по себе не срастается — в естественном состоянии она постоянно натянута. Когда она рвется, ее части разъединяются настолько, что срастись естественным путем им уже невозможно. В ходе операции берется мой же биоматериал (часть сухожилия) и натягивается наподобие порванной связки.
Как готовилась
Так как дело было в Питере, я отправилась в местный центр хирургической ортопедии в институте Вредена. Впечатление о заведении сложилось абсолютно отрицательное — страшненький кабинет, не особо приятный хирург, рассказывавший про отсыхание ноги, если операцию не делать. Плюс, здесь операцию делали под местным наркозом, а у меня есть с этим сложности — из-за нервов плохо реагирую на различные инъекции.
Не знаю как, но мне пришла в голову идея обратиться в хирургию в Москве. Путем долгих поисков выбрала больницу ЦКБ РАН в Ясенево, съездила на консультацию к хирургу. Впечатление осталось самое приятное — с хирургом было приятно поговорить, он доступно объяснил что будет если операцию делать, и если не делать, как она проходит, как восстанавливаться, и т. д. Операцию они проводят под полным наркозом, что было также огромным плюсом.
Операции такого рода (артропластика ПКС + сшивание мениска) можно сделать по квоте, бесплатно. Для этого нужно встать в очередь, а чтобы в эту очередь попасть, в Питере нужно обойти врачей, получить справку от терапевта, и в принципе потратить кучу времени на эти организационные вопросы. В Москве, что явилось определяющим пунктом ко всем плюсам, делать не нужно вообще ничего. Я только отправила скан паспорта и ОМС в специальный отдел, занимавшийся распределением очереди, и меня включили в очередь без каких-либо проблем.
Ещё на приеме хирург выдал мне список анализов, необходимых для операции — на листе А4 с двух сторон. Все анализы по крови (благо их в этом списке было большинство) я делала в районной поликлинике в Питере. На более сложные обследования — сканирование вен нижних конечностей, гастроскопию, кардиограмму — в поликлинике попасть было нереально вообще. Их я делала самостоятельно в частных клиниках. На первичном приеме в больнице выяснилось, что один из анализов в поликлинике сделать забыли, и мне пришлось делать его тут же в больнице платно.
За день до операции я приехала в больницу, сдала все документы. Меня определили в палату и выдали обед. Ужинать, и вообще есть и пить что-либо уже было нельзя — операция была назначена на следующий день. В итоге я не пила и не ела почти сутки — по плану операция должна была начаться в 12 дня, но началась только в 3 часа дня.
Как прошла операция и как восстанавливалась
Перед началом операции сестра пыталась поставить мне катетер, но видимо из-за того, что вчера брали анализ крови, попасть в вену сестра не могла. В итоге поставила катетер в вены на руке, что было исключительно неприятно. Не считая этого, операция прошла хорошо. После наркоза чувствовала себя паршиво, но наутро это ощущение прошло.
На мое счастье, задерживаться в больнице не пришлось. На следующий день ко мне пришла делегация из оперирующего хирурга и интернов (в лучших традициях медицинских сериалов), рассказали как прошла операция, и какие упражнения надо делать дальше. Сделали первичную перевязку, показали как это делать самостоятельно, и уже на следующий день я отправилась домой.
Изначально предполагался один объем операции, исключающий наступание на ногу в течение 4рех недель. По факту сделали не весь объем (что-то оказалось делать бесполезно, исходя из фактического состояния колена), и наступать на ногу можно было сразу. Однако я пару недель передвигалась на костылях. Первый месяц я преимущественно лежала, каждый час делая упражнения,о которых сказал хирург. Спустя месяц начала ходить нормально. Спустя три месяца я начала аккуратно и понемногу бегать.
Как чувствую себя сейчас
Увы, после операции случалось пару раз опять травмироваться. По ощущениям, отрыв трансплантата не происходил, но вот мениск возможно надорвался опять.
Колено не вылетает и по ощущениям стабильно, но после нагрузок (например, походы с рюкзаком) всё-таки ещё болит.
Я очень хочу вернуться в беговые лыжи, которых из-за травмы мне не хватает больше всего. Перед этим нужно будет в любом случае делать МРТ, т. к. скручивающие движения в беговых лыжах (коньковый ход) не особо благоприятны дня колена в таком состоянии. Заодно и узнаю, в каком состоянии там всё после операции и последующих повреждений
Расходы
Сама операция и пребывание в больнице не стоили мне ничего. Сопутствующие траты (все цены ориентировочно):
- первичный прием хирурга в Москве — 2000;
- гастроскопия — 4500 р.;
- УЗИ вен нижних конечностей — 4000 р.;
- кардиограмма — 1200 р.;
- анализ на сифилис (забытый поликлиникой) — 800 р.;
- два бинта 3м — 500 р.;
- набор для перевязок — 1000 р.