Что значит «пикми-герл» — и что не так с этим сленговым термином в 2024 году
Пикми-герл, или просто пикми, — не такая, как все остальные девчонки.
Она любит футбол и видеоигры. Обходит стороной косметику, разговоры о моде. Не слушает Тейлор Свифт и вообще считает ее слишком драматичной. Поэтому ей гораздо легче общаться с парнями. Над другими девушками она посмеивается: над их юмором, интересами. Ведь они не такие интересные, как друзья-мужчины. Да и женский коллектив — тот еще клубок змей.
Изначально термин пикми-герл иронизировал над внутренней мизогинией . Но уже понятно, что обозначение скорее вредит, чем помогает: оно снова разделяет женщин. Особенно это очевидно в 2024 году — благодаря «Тиктоку» слово «пикми» стало мейнстримным и заполонило комментарии. Расскажу подробнее о значении термина, его истории и проблематичности.
Что вы узнаете про пикми
Как появилась пикми-герл
Pick me girl с английского буквально переводится как «выбери-меня-девушка». Этот термин описывает женщину, чья главная цель — быть замеченной мужчинами. Чтобы этого добиться, пикми-герл выставляет себя в более выгодном свете, чем других девушек, отделяет себя от всего «девчачьего» и строит образ «своей в доску» и «не такой, как все».
Пикми-герл — эволюционировавшая сестра классной девчонки. Этот троп часто использовался в романтических фильмах и сериалах нулевых и десятых годов. Основная проблема с образом классной девчонки возникала из-за того, что женских персонажей создавали мужчины-сценаристы. И показателем классности становились либо характерные мужские увлечения, либо обыгрыш стереотипов: не выносит мозг, всегда красивая, отпустит потусоваться с друзьями.
Зная этот троп, можно под новым углом взглянуть на персонажей, действия которых раньше вызывали не так много вопросов. Например, классической классной девчонкой в поп-культуре считают Робин Щербатски из сериала «Как я встретил вашу маму». Она красивая, но ведет себя не так, как другие девушки: провела детство в компании мальчишек, любит виски и хоккей, без загонов, шутит над другими женщинами, готова побыть в роли братана.
Идеально деконструировал троп культовый монолог Эми Данн в фильме «Исчезнувшая»: «Классная девчонка — мужчины ведь всегда так говорят, да? Хотят сказать комплимент: „Она классная девчонка“. Она сексуальная. Она всегда на все готова. Она прикольная. Она никогда не злится на своего парня. Она только улыбается очаровательной, немного грустной улыбкой».
Пикми-герл закрепилась в интернет-сленге. Не до конца понятно, кто и как именно придумал термин. Считается, что он вдохновлен другим монологом из поп-культуры, на этот раз героини Мередит Грей в сериале «Анатомия страсти». В нем она умоляет персонажа Дерека Шепарда бросить жену ради нее со словами «Pick me. Choose me. Love me» — «Выбери меня. Выбери меня. Люби меня».
Монолог прозвучал еще в 2005 году, но он до сих пор популярен в соцсетях. Правда, прямой связи с пикми-герл не прослеживается: в «Тиктоке» есть несколько роликов про пикми-герл с этими словами, в основном с этой озвучкой снимают ролики про одежду, которая умоляет ее надеть. Но актриса Эллен Помпео, сыгравшая Мередит Грей, считает себя вдохновительницей авторов термина.
Термин начал набирать популярность в марте 2016 года в соцсети Х, ранее известной как «Твиттер». Тогда пользователи стали писать твиты как типичная пикми-герл под хештегом #TweetLikeaPickMe — «напиши твит как пикми». В них люди писали утверждения, которые играют на руку мужчинам. Например, что измены — это «мужская натура», а парням не нужно «выносить мозг». Важная часть таких высказываний — нападение на других женщин: они якобы слишком сильно красятся, ведут себя неподобающим образом, да и вообще им нельзя доверять.
В марте 2021 года термин обрел популярность уже в «Тиктоке». Одной из самых популярных пользовательниц, высмеивающих образ пикми, стала Ханна Монтойя. Девушка талантливо обыгрывала архетип: ее героиня противопоставляла себя «неженкам», надевала конверсы на выпускной, ставила одноклассниц в неудобное положение и разделяла увлечения парней. Спустя три года у роликов с тегом «пикми» суммарно более пяти миллиардов просмотров.
Кто такая пикми-герл
За несколько лет у термина появилось столько трактовок, что можно делать пикми-бинго. Только в энциклопедии интернет-сленга Urban Dictionary набралось пять страниц с разными объяснениями. Перечислю несколько основных признаков. Важно: некоторые могут совпадать. Часть — противоречить друг другу. Но главным остается одно: в основе поведения и поступков лежит желание мужского одобрения.
Из-за этого получается странная ситуация: пикми одновременно отрицают стереотипные представления о женщинах, но следуют стереотипам о «классной девчонке».
🤷♀️ Принижение других женщин. Пикми-герл подчеркивает свою исключительность, называя других девушек драматичными, эмоциональными и слишком чувствительными. Может отпускать едкие комментарии в их адрес, преподнося это как шутку. Она предпочитает компанию парней, потому что «с ними проще».
👩🍳 Удобное для мужчин женское поведение. Да, несмотря на показательную критику типичных женщин, пикми не отказывается от стереотипов полностью. В основном это те черты, которые, как считается, нравятся мужчинам. Такая девушка может быть слабой или капризной, чтобы дать парню почувствовать себя сильнее.
Это поведение транслируется и в соцсетях. Есть стереотип, что можно добиться быстрой популярности в интернете, если показывать то, что хотят видеть мужчины. Отсюда огромное количество блогерш, заигрывающих с аниме-эстетикой и фетишизацией. Поэтому если раньше пикми отрицала женские наряды, платья и косметику, то современная пикми может, наоборот, откровенно одеваться и использовать макияж.
⚽️ «Мужские» увлечения. Пикми-герл нравится спорт, видеоигры, машины, рэп и любое другое хобби или развлечение, которое приветствуется мужчинами в ее окружении. Или она притворяется, что любит это — в этом образ снова отсылает к героине «Исчезнувшей». Поэтому важным показателем становится смена увлечений и мнения пикми по разным вопросам в зависимости от того, как они меняются у мужчин в ее окружении.
В это же время она делает акцент, что «женские» увлечения — косметика, мода, романтические фильмы, поп-музыка — не для нее.
Почему есть проблемы и с пикми, и с шутками над ними
Главная проблема пикми-герл в том, что она якобы выступает против гендерных стереотипов, но лишь сильнее распространяет мизогинию. И выставляет все «женское» — увлечения, черты характера — чем-то второсортным, недостойным внимания.
«Нет ничего плохого в том, чтобы отвергать или принимать гендерные нормы, если это желание подлинно для вас. Другое дело — когда мы бросаем женщин под автобус ради мужского признания», — говорит доцент кафедры психологии в Университете Невады Рэйчел Д. Робнетт.
Образ пикми-герл проистекает из внутренней мизогинии, гендерных стереотипов и низкой самооценки, считает Тара Сувиняттичайпорн, профессор кафедры межличностных и сексуальных отношений Калифорнийского университета. По ее мнению, сочетание этих вещей заставляет девушку смотреть на других как на конкуренток и использовать только грязные методы борьбы за мужское внимание.
В 2024 году все чаще звучат призывы перестать использовать термин «пикми». И вот почему.
Используется как оскорбление. Пикми-герл превратился из мема в еще одно мизогинное обзывательство. И оно применяется к девушкам, которые искренне проявляют интерес к «мужским» хобби, не красятся или одеваются как «пацанки». Ярлык «пикми-герл» и другие стереотипы сильно упрощают представление о других людях. И мешают вести себя аутентично, так как создают страх быть загнанным в рамки или, наоборот, не вписаться в них, пишет психолог Кэтрин Чан.
Разделяет женщин. В противовес пикми-герл появился термин girl’s girl — он обозначает девушку, которая безусловно поддерживает других женщин и не пытается подстроиться под мужское мнение.
Таким образом, пикми-герл и girl’s girl стали ярлыками, которые создают разделение на «неразумных женщин» и «хороших феминисток» соответственно, пишет журналистка Эмили Чан. В интернете также появились шутки про антипикми-герл, которая выставляет других женщин пикми-герл, чтобы добиться того же, что и критикуемые ею девушки, — мужского внимания.
Истоки мема — в патриархате, но все шишки снова достаются женщинам. Мемы высмеивают архетип, но редко подсвечивают, что подобное поведение берется из патриархальных установок. «Указывая пальцем на пикми-герл, женщины также поддерживают ту же репрессивную систему. Немного похоже на порочный круг, не так ли?» — пишет журналистка Иман Харири-Киа.
Эксперты и пользователи соцсетей, обратившие внимание на эту проблему, призывают относиться к пикми-герл с эмпатией. «Я считаю, что важно подходить к этой теме с сочувствием и пониманием. Людям, особенно молодым женщинам, по мере взросления приходится ориентироваться в обществе, наполненном неоднозначными сообщениями об их ценности, идентичности и ролях, которые им отводится играть», — отметил основатель сервиса Life Architekture Баю Прихандито в комментарии CNN.
Существует ли пикми-бой
Да, над мужской версией пикми-герл в интернете тоже подшучивают. Такой парень пытается добиться внимания противоположного пола. Но не столько за счет принижения других мужчин, сколько за счет принижения самого себя.
Его цель — напроситься на комплименты, которые бы заверили, что он достоин чьего-то времени и внимания. Если вы говорите, что он симпатичный и хороший, а в конце отказываетесь с ним встречаться — становитесь худшим человеком на свете. Потому что не подтверждаете свои комплименты действиями. Отказ возвращает его на порочный круг самобичевания. И вы чувствуете, будто это ваша вина и ответственность.
«Это прямо из книги инцелов , — говорит Рэйчел Д. Робнетт. — Стратегия пикми-боя заключается в том, чтобы попытаться установить связь с девушкой, сказав что-то саморазрушительное. И если она не ответит романтическими чувствами, он рассердится и скажет: „Видишь? Хорошие парни всегда не в приоритете“».
Пикми-бой также может показывать, что он не такой, как другие мужчины, демонстрируя, что ему интересны женские увлечения. Или ему комфортно принимать свою феминность.
Что за мем «пикми-щавель-босс-кфс»
Такие комментарии особенно часто можно встретить на платформах для коротких видео. Обычно это выглядит как абсурдное перечисление «найк-про, босс-кфс, пикми, палитра, фары слепят, что в мешочке, нормис, щавель, персик, плаки-плаки».
Это разновидность брейнрот-контента. Brain rot буквально переводится как «разложение мозга». Так в интернете называют контент, который не имеет никакой развлекательной или содержательной ценности. В этом случае подростки просто выстраивают цепочку из сленговых слов и мемов. Каждый из них по отдельности имеет какое-то значение, но вместе они никакого смысла не несут. Так периодически происходит в соцсетях: в 2021 году комментарии спамили «базированным Шлепой Гигачадом», но все это хотя бы имело одну позитивную коннотацию. А в западной части интернета везде по поводу и без вставляли rizz, sigma, mogging, gyat.
Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult