«Чем сильнее иллюзия стабильности, тем больше масштаб катастрофы»: почему зумеры выгорают
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Недавно прочитала исследование о том, что сотрудники 67% опрошенных российских компаний столкнулись с выгоранием. Особенно, это затронуло поколение Z (зумеры)
Отмечается, что гибкий график и программы ментального восстановления интересуют людей все больше, а вот деньги, ДМС, игровые зоны, массажные кресла — все меньше.
Кажется, скоро Hr всея Руси будут вынуждены записаться на курсы шаманских танцев с бубном у костра, ибо, а как еще привлекать людей на вакантные (или не очень) места?
Мне, как дипломированному специалисту психологу-коучу ясна некая тенденция и я хочу, чтобы люди, которым этот вопрос актуален, меня услышали.
В конце статьи предложу варианты, внедрение которых может помочь наладить работоспособность людей в любом коллективе. Это не магия, это коучинг и психология! Буду рада дискуссиям в комментариях, а я продолжу свой спич.
Сейчас мы живем в концепции «Bunny — мира». Это такая тревожная реальность, в которой сломаться может абсолютно все. И чем сильнее иллюзия стабильности, тем больше масштаб предстоящей катастрофы. И молодое поколение это понимает! Как и то, что жизнь — это не про «родился, потерпел и умер»; и не про работу в некогда привычном для всех режиме 5/2, офис, полный рабочий день. Почему так, сейчас расскажу.
Представьте себя на месте молодого поколения. Вот вы росли в быстроменяющейся цифровой среде, в мире с тенденцией к перманентной суете. При этом, в руках у вас с ранних лет был доступ к гаджетам, что пробудило в вас… нет, не зов предков, а клиповое мышление. Захотите ли вы высиживать целый рабочий день в офисе?
Зумеры — поколение, познавшее психотерапию, прокачку эмоционального интеллекта и soft-skills (которые, кстати, работодатели приветствуют и требуют весьма радостно).
Зумеры — (не все, но большая часть) в раннем возрасте получили доступ к смартфонам. А поколение «альфа» вообще познало гаджеты вместо соски. Опять же, не все зумеры поголовно, всегда есть исключения. К примеру, зумеры из села, где отроду не было интернета; и из центра Москвы — имеют некоторые отличия, размером с пропасть, если честно.
Все вышесказанное, на мой тонкий психологический взгляд, привело к расколу «ожидание и реальность» среди работодателей, ведущих собственные бизнесы «по старинке», то есть, с потребительским отношением к человеку.
Зумеры же не принимают роль винтиков в системе и человека-функции. Зумеры познали самоанализ и рефлексию, психотерапию, коучинг, нахождение собственных ценностей и глубинных целей. А это, знаете, дарует состояние внутренней свободы и неминуемый level up, где быть серой массой — уже не только не хочется, но и не можется.
Зумеры, как поколение, возможно, родоначальники нового взгляда на устройство вещей в мире. И да, они подрывают статус-кво различных систем.
Еще важный нюанс, который многие упускают: Зумеры — еще и поколение с подорванным физическим здоровьем. Опять же, можно долго разглагольствовать на тему «а кто это наделал?», искать виноватых, приплести гаджеты, сидение на одном месте, плохую экологию и т.д. Но, как по мне, обыкновенная МБОУ СОШ с нечеловеческой нагрузкой в духе: «освой 20 разнонаправленных предметов, носи тонны учебников на своих плечах, потом в 17-18 лет сделай выбор, что сдавать на ЕГЭ, живи при этом в нестабильном мире с пандемиями, конфликтами, кризисами, ну и…дальше университет, где вам тоже на жизнь времени особо не оставят», накладывает куда бОльший отпечаток на жизнестойкость организма.
Да, это относится больше к ответственным ребятам, которые пытаются учиться и впихнуть себя в систему. А если школьник и вовсе из региона/небогатой семьи и знает, что никто ему особо в жизни не поможет и надо принимать правила этой игры на выживание, то подорванное здоровье — вообще прилагается к нему, как вишенка на этом торте с весьма странной начинкой.
Зумеров считают инфантильными. Но, это в корне неверно. Они — те, кто выходит на новый уровень эмоционального интеллекта, отношения к жизни и собственному месту в этой самой жизни. Это эволюция и неминуемый прогресс людей, как вида, и с этим нужно будет считаться.
Так что же делать с недовольными работодателями, несущимся в пропасть рынком труда и раздражающими многих работниками-зумерами, собственно?
Предлагаю посмотреть в сторону пунктов, которые я составила на основе коучинговой и психологической базы исследования личности. Подобного не встречала, вы будете первыми, кто это увидит. Поверьте, внедрение хотя бы одного из них спасет нервные клетки и работодателям, и работникам.
- Важно признать и принять в работнике аутентичность = самобытность, то есть отдельную личность и ее право на уникальность. А так же, признать возможности и ограничения в плане производительности. Для нормального функционирования любого коллектива важно учитывать психотип, темперамент, наличие нейроотличности (СДВГ, ВЧЛ, РАС), мультипотенциальности, клиповости мышления (увы, это теперь наша реальность);
- Признать и стремление зумеров к свободе (то есть, важно создать условия, где у сотрудника будет баланс свободы и ответственности);
- Рассмотреть переход от количества к качеству. Офис, 5/2, полный рабочий день — не аксиома. Мозг человека способен генерировать прекрасные идеи и продуктивно работать вообще несколько часов, далее — имитация бурной деятельности, и все мы это прекрасно знаем, будем честны. И потому, работодателям важно развивать доверие к сотрудникам. А для этого нужно постараться обеим сторонам (здесь отличным инструментом будет приглашенный психолог-коуч, который сможет помочь выстроить мотивацию в условиях нового времени и помочь развить толерантность к неопределенности).
Понимаю, мои мысли могут встретить реакции от «о, да тут дело говорят!» до «ну и туфта, свой совет себе посоветуй, умничаешь тут, в жизни все не так».
Предлагаю начальникам большим и поменьше, владельцам компаний, бизнесов и т.д — поделиться наболевшим; а сотрудников всех возрастов и нравов — рассказать о том, что «болит» у них. Надеюсь, эта статья была для вас полезной, но я не настаиваю:)
С вами была психолог-коуч Алина Затонская.