Автомобилизм для начинающих
Курс 

Обслуживаем машину

Урок 5 из 10·от 20 минут чтения·от 5 минут практики
В автомобиле много сложных агрегатов и систем. Все они рано или поздно потребуют внимания и денег: нужно будет покупать запчасти и технологические жидкости, оплачивать работу специалистов. Но если машину вовремя обслуживать, трат будет гораздо меньше.
Обложка урока
Иллюстрации: Егор Шатохин

Что вы узнаете

  1. Какими бывают запчасти.
  2. Что, когда и зачем обслуживать.
  3. Что нужно обслужить первым делом в автомобиле с пробегом и зачем это делать.
  4. В какой сервис обратиться.
  5. Что такое заказ-наряд и зачем его брать.

Словарик, чтобы понимать, о чем мы

Оригинал. Этот термин относится к запчастям: кузовному железу, пластику, электронным датчикам, деталям. А еще к технологическим жидкостям: маслу, тормозной жидкости, антифризу. Автопроизводитель ничего этого сам не выпускает, но заказывает у тех, кто в состоянии сделать это хорошо, и контролирует качество. Поэтому можно купить оригинальную деталь для подвески со звездой «Мерседес-Бенц», моторное масло с этикеткой «Ниссан» или катушку зажигания со значками «Ауди» и «Фольксваген». Как правило, оригиналы дороже: за качество нужно платить.

Оригинальный масляный фильтр для автомобилей группы VAG. Сделан по заказу на заводе производителя запчастей Mahle
Оригинальный масляный фильтр для автомобилей группы VAG. Сделан по заказу на заводе производителя запчастей Mahle

Неоригинал. Тоже про запчасти, но уже без значков и контроля качества автопроизводителей: на таких деталях стоит маркировка непосредственного производителя. Неоригинальные запчасти бывают хорошими, а бывают омерзительно плохими. Хороший неоригинал стоит дорого и служит долго, плохого может хватить на месяц. Если есть выбор между дорогой запчастью и дешевой, лучше не скупиться и выбирать дорогую. Один раз купить хорошую запчасть и один раз заплатить за ее установку выгоднее, чем несколько раз покупать и устанавливать дешевые.

А еще запчасти подделывают. Самый верный способ столкнуться с этим — попытаться купить хорошую запчасть по цене ниже рыночной. Условный рычаг «Лемфердер» — не будем вдаваться в детали, что это, — везде стоит 9000 ₽. Всегда хочется найти подешевле — и люди находят: на авторынке или на сайте агрегатора поставщиков вроде бы такой же рычаг удается заказать уже за 6000 ₽. Но это никакая не удача: это рычаг очень низкого качества, который не имеет никакого отношения к производству «Лемфердер».

Воздушный фильтр, хороший неоригинал — Mann. Печатей автопроизводителя нет. Качество неплохое, цена в два раза ниже, чем у оригинала
Воздушный фильтр, хороший неоригинал — Mann. Печатей автопроизводителя нет. Качество неплохое, цена в два раза ниже, чем у оригинала

Агрегат и система. Так называют сложные узлы, которые состоят из множества компонентов. Например, коробка передач и двигатель — это агрегаты. А все, что касается тормозов или рулевого управления, — тормозная система и система рулевого управления.

Допуск технологической жидкости. Допуск — это обязательный набор параметров масла, антифриза или другой технологической жидкости, при котором агрегат или система будет работать как положено. Допуск определяется производителем.

Этикетка с допусками на банке с моторным маслом. Подходит для некоторых двигателей автомобилей концерна VAG, «Мерседес» и, видимо, для всех двигателей «Автоваза». Масло можно лить, если допуск на этикетке совпадает с допуском в документах на двигатель
Этикетка с допусками на банке с моторным маслом. Подходит для некоторых двигателей автомобилей концерна VAG, «Мерседес» и, видимо, для всех двигателей «Автоваза». Масло можно лить, если допуск на этикетке совпадает с допуском в документах на двигатель

Техобслуживание (ТО) — то, что нужно делать для поддержания агрегата в исправном состоянии. Ничто в машине, как и везде, не вечно: металл ржавеет, резиновые прокладки дубеют и рассыпаются, жидкости теряют свойства из-за времени и температур. Все это нужно своевременно менять, чтобы агрегат или система работали как можно дольше.

Что, когда и зачем обслуживать

Здесь мы распишем, что, когда и зачем нужно обслуживать, проверять и ремонтировать. Пойдем по агрегатам. Вообще, в машине много чего можно и нужно менять, но мы поговорим о самом важном.

Двигатель — устройство, благодаря которому автомобиль передвигается в пространстве. Там внутри происходит почти магия: одни детали трутся о другие, все это при высоких температурах и со взрывами — и в результате машина едет. Перечислим важные моменты.

👉 Масло — чтобы детали были смазаны и на них не оседали грязь и нагар. Масла в двигателе должно быть ровно столько, сколько рекомендует производитель, ни больше ни меньше. Оно должно подходить к мотору по допуску. Как часто менять масло, указывает производитель автомобиля: обычно рекомендуют делать это раз в 10—20 тысяч километров. Если рекомендуют менять раз в 15 тысяч километров или еще реже, лучше сократить интервал и в середине проводить дополнительное ТО.

Каким бы дорогим ни было масло, с российским топливом, температурным режимом и пробками в городах-миллионниках оно не сможет сохранить свои свойства. Если пробег за год не достигает интервала замены масла — его нужно менять просто раз в год.

👉 Масляный фильтр — чтобы крупные фракции грязи сразу же оседали на нем и не повреждали детали двигателя. Меняют каждый раз, когда меняют масло. Рекомендуем ставить оригинал.

Такой же масляный фильтр, но уже отработанный. На поддоне остатки черного моторного масла. Таким оно стало за 10 тысяч километров
Такой же масляный фильтр, но уже отработанный. На поддоне остатки черного моторного масла. Таким оно стало за 10 тысяч километров

👉 Воздушный фильтр — чтобы воздух, который поступает в двигатель, был чистым: там много дорожной пыли, ошметков жухлой листвы, всякой мошкары и вообще чего только нет. Можно менять в соответствии с сервисным интервалом, рекомендованным автопроизводителем. Обычно меняют вместе с маслом и масляным фильтром, но на межсервисном ТО менять его нет смысла.

Воздушные фильтры двигателя. Тот, что слева, прошел 15 тысяч километров по дорогам Санкт⁠-⁠Петербурга, тот, что справа, — новый
Воздушные фильтры двигателя. Тот, что слева, прошел 15 тысяч километров по дорогам Санкт⁠-⁠Петербурга, тот, что справа, — новый

👉 Система охлаждения — чтобы из-за запредельных температур не изменилась структура моторного масла и детали продолжили смазываться. Иначе что-нибудь прогорит или деформируется. По системе циркулирует антифриз — специальная жидкость, которая закипает при температуре +105…125 °C и остается жидкой при температуре −30…40 °C. Также стоит следить за тем, чтобы радиатор системы охлаждения был чистым — не в буквальном смысле, а чтобы через него мог проходить воздух.

Обычно в сервисе смотрят на состояние радиаторов охлаждения, работу вентилятора. Если все в порядке, проверяют уровень антифриза. Менять его стоит раз в 50—60 тысяч километров. Обычно используют смесь концентрата антифриза и дистиллированной воды. Антифриз тоже должен подходить по допуску автопроизводителя.

👉 Свечи зажигания, силовые провода и катушка зажигания (для бензиновых двигателей) — чтобы топливная смесь нормально поджигалась и сгорала полностью. Свечи нужно менять строго по регламенту автопроизводителя — обычно раз в 30—60 тысяч километров — и подбирать только по оригинальному каталогу. Те, что вроде похожи и вроде подходят, могут угробить двигатель.

Свечи, не замененные вовремя, тоже могут доставить много неприятностей: например, оплавить изоляцию силовых проводов или вывести из строя катушку зажигания.

👉 Топливный фильтр — чтобы топливо было чистым. Иначе какая-нибудь грязь может убить топливные форсунки — устройства, которые распыляют топливо по цилиндрам двигателя. Менять фильтр нужно по регламенту автопроизводителя. Лучше ставить оригинал.

👉 Топливо — чтобы двигатель работал ровно и как положено. Здесь важно следовать рекомендациям автопроизводителя и заливать бензин с правильным октановым числом — это те несколько цифр на автозаправках. Не нужно заправляться АИ-92, если рекомендуют АИ-95, и не надо лить АИ-95 там, где нужен АИ-98. Рекомендации основаны на конструкции двигателя — если ими пренебречь, появятся проблемы.

Также рекомендуем избегать обшарпанных грязных заправок: может показаться странным, но между качеством бензина и состоянием оборудования определенно есть связь.

Что означают цифры в маркировке бензина

Цифры в маркировке бензина означают октановое число. Чем оно выше, тем выше устойчивость топлива к детонации — воспламенению в камере сгорания. АИ-92 в двигателе, рассчитанном на АИ-95, при активной езде будет воспламеняться раньше, чем нужно, и рано или поздно навредит двигателю. А еще топливо с более высоким октановым числом эффективнее: ниже расход, а значит, на баке АИ-95 можно проехать больше. Экономить 3 ₽ на литр бензина, или 164 ₽ с полного бака, нет никакого смысла.

Более высокое октановое число не гарантирует, что бензин будет лучше: этот параметр только про то, как быстро воспламеняется топливо. Нет смысла заправлять двигатель, рассчитанный на АИ-95, топливом АИ-98: оно будет плохо воспламеняться и частично вылетит в выхлопную трубу. Лучше машина не поедет, сэкономить на топливе не получится.

👉 Цепь или ремень газораспределительного механизма (ГРМ) — в двигателе есть либо одно, либо другое. Меняют строго по регламенту производителя машины. Желательно использовать оригинальные расходные материалы и даже не пытаться как-то на этом сэкономить. Цепь ГРМ, которую вовремя не поменяли, может растянуться и проскочить — это приведет к капитальному ремонту двигателя. Если ремень ГРМ порвется, это тоже, скорее всего, приведет к очень дорогому капитальному ремонту. Но не всегда: есть моторы, с которыми при обрыве ремня ГРМ ничего не происходит.

Коробка передач передает крутящий момент на колеса — об этом мы говорили на первом уроке. Работают по-разному — в зависимости от конструкции. Все без исключения коробки передач требуют обслуживания. Производитель, который заявляет, что масло в коробке рассчитано на весь срок службы, лукавит: ему невыгодно, если вы будете ездить на своей машине 10 лет. Пойдем по порядку.

👉 Если у вас механика, менять масло нужно раз в 80—100 тысяч километров. Если не поменять, криминала не случится, но работать будет хуже и срок службы сократится.

👉 Для роботов производители обычно указывают актуальные интервалы обслуживания. Конструкции таких коробок передач разные: у одних два резервуара для разных жидкостей, у других — один. В последние лучше лить дорогое оригинальное масло, сделанное по заказу производителя автомобиля. Коробки с мокрым сцеплением лучше обслуживать чаще: если сократить интервал на 10—15 тысяч километров, робот прослужит дольше.

👉 Классический автомат требует обслуживания раз в 60—80 тысяч километров. В идеале нужно оригинальное масло — или, на худой конец, подходящее по допускам дорогое синтетическое.

👉 Вариатор нужно обслуживать раз в 30—40 тысяч километров — и строго с использованием оригинального масла.

Помимо масла могут потребоваться другие расходные материалы: прокладки, сальники, поддон, пробка и шайба сливного отверстия, а также масляный фильтр. Мастера знают, что и когда менять.

Когда записываться на сервис? Как понять, что эти тысячи километров прошли?

К сожалению, владелец автомобиля должен следить за интервалами техобслуживания самостоятельно. Их можно отслеживать по одометру на приборной панели — прибору, который считает пробег.

У новой машины будет сервисная книжка — в ней написано, когда нужно ехать к официальному дилеру на ТО. Как только по одометру станет понятно, что скоро на сервис, можно позвонить и узнать, к чему готовиться. Пока машина на гарантии, все работы будут выполнять по регламенту производителя.

У машины с пробегом редко есть сервисная книжка, да и вообще техобслуживание сдвигается. Важные узлы и агрегаты придется обслужить сразу после покупки — и уже от этого пробега отсчитывать сервисные интервалы. Об этом мы напишем отдельную главу.

Подвеска, она же ходовая часть. Исправная подвеска обеспечивает сцепление колес с поверхностью дороги — машина едет ровно, хорошо слушается. Она не раскачивается и сохраняет клиренс — расстояние от днища машины до поверхности дороги.

В любой непонятной ситуации — это если снизу что-то завыло, заскрипело, застучало или появился странный люфт — записывайтесь на диагностику и меняйте неисправные детали. Ездить и не обращать на это внимания опасно и вредно для кошелька. Неисправная подвеска плохо влияет на управляемость и может привести к неожиданным поломкам и ДТП: немало случаев, когда у машины на скорости отрывало колесо.

Неплохо ходит хороший неоригинал — если он, конечно, не поддельный. Не ставьте дешевые компоненты, они очень быстро выйдут из строя: нагрузка на подвеску колоссальная, они не справляются.

Часть подвески, левое переднее колесо Шкоды Октавии A5
Часть подвески, левое переднее колесо Шкоды Октавии A5

Кондиционер или климат-контроль. Не самое важное в машине, но сильно сказывается на комфорте. А еще эту систему очень дорого ремонтировать: если сломалось что-то одно, другие компоненты системы придут в негодность почти моментально. Чтобы все было в порядке, раз в три года заезжайте на профилактику.

Расходный материал, который есть смысл менять как минимум раз в год, — салонный фильтр. Через него идет воздух с улицы внутрь салона, вся грязь оседает на нем. Если его не менять, в салон может попадать грязный воздух. В системе кондиционирования есть деталь, на которой во время работы кондиционера скапливается конденсат. Грязь остается на влажной поверхности и копится, а через какое-то время начинает гнить — и в салоне появляется неприятный запах.

Так же, как и в системе охлаждения, есть свой радиатор — он тоже должен хорошо продуваться. Если его залепило грязью, его нужно мыть.

Самое страшное, что можно сделать с исправным кондиционером, — это позвать выездного заправщика кондиционеров. Такие работают по старинке, нарушают технологию: закачивают хладагент прямо из баллона, фактически на глаз. Для правильного обслуживания системы нужна специальная станция. Рекомендуем не лениться и записываться в стационарный сервис.

Обслуживание кондиционера с соблюдением технологии на станции официального дилера «Автопремиум⁠-⁠Шкода»
Обслуживание кондиционера с соблюдением технологии на станции официального дилера «Автопремиум⁠-⁠Шкода»

Особенности техобслуживания китайских машин

Если вы купили китайскую машину, все будет работать немного иначе.

Какие запчасти покупать и где это делать. Оригинал нередко бывает хуже неоригинала, и не факт, что запчасть получится подобрать самостоятельно. Запчасти придется покупать либо у дилера, либо у крупных сетевых СТО, которые обслуживают китайские машины.

Интервал замены масла в двигателе. Скорее всего, будет 10 тысяч километров — и это нормально, если двигатель атмосферный. В турбированном двигателе масло лучше менять раз в 7,5 тысяч километров.

Интервал замены масла в автомате, роботе или вариаторе. Есть ряд китайских машин, у которых масло в роботе или автомате стоит проверить на ТО-0  . Известны случаи, когда его не доливали на заводе, либо оно было слишком грязным для почти новой машины. Рекомендуем перед покупкой китайского авто почитать или посмотреть в интернете, что про эту процедуру пишут владельцы таких же машин. Пример запроса: «Замена масла в роботе Джили Кулрэй».

Если же на вашей машине китайский вариатор — а так может быть и на Ладе 2024 года и младше — меняйте масло раз в 30 тысяч километров, иначе к 50 тысячам его придется ремонтировать.

Что нужно сделать в первую очередь в машине с пробегом

Эта глава касается только тех, кто купил машину с пробегом. С новой машиной проще: при покупке вам расскажут, когда ехать на нулевое ТО. Специалисты дилерского центра смотрят, все ли в порядке. Обычно это бесплатно.

А вот у машины с пробегом есть особенности.

👉 Одометр может врать, если пробег скрутили: например, на нем 71 тысяча километров, а по факту машина прошла 250 тысяч.

👉 На одометре могут быть правильные данные, но далеко не всегда есть гарантия, что предыдущий владелец делал техобслуживание вовремя. Несложно купить машину, у которой за 120 тысяч километров абсолютно честного пробега ни разу не меняли свечи и не обслуживали автоматическую коробку передач.

👉 Хозяин, который перед продажей обслужит свой автомобиль, встречается крайне редко. Хорошую машину купят и так. Покупать расходные материалы и платить за работу мастеров в этом случае — выкидывать деньги на ветер.

Отсюда следует главное правило: при покупке автомобиля с пробегом нужно сразу сделать минимальное ТО — поменять моторное масло, масляный и воздушный фильтры и свечи зажигания. При пробеге от 100 тысяч километров важно записаться на комплексную диагностику и попросить проверить ремень или цепь ГРМ — в зависимости от конструкции двигателя, — а также подумать об обслуживании коробки передач и покупке нового аккумулятора. В плане подвески, тормозов, кондиционера и топливной системы нужно действовать по ситуации.

Если машину подбирал хороший автоподборщик, будут оформленные на бумаге гарантии на мотор и коробку передач, а также небольшой список рекомендованных мероприятий по техническому обслуживанию. Там не будет трехлетней гарантии от поломок — но вы будете знать, что вам подобрали не дрова и все это в нормальном техническом состоянии.

После хорошего автоподборщика машина в целом в порядке: есть история сервисного обслуживания и железобетонно подтвержденный пробег. Нужно выполнить все рекомендации: например, поменять передние пружины с амортизаторами, поменять масло и масляный фильтр в двигателе.

Если подборщик никаких рекомендаций не оставил или вы забрали у перекупщика первый попавшийся автомобиль, вам в автосервис. В идеале тот, что специализируется на автомобилях вашей модели. Почитайте отзывы о сервисах в интернете — если все в порядке, запишитесь на комплексную диагностику. Скорее всего, в тот же день попасть не получится: у хороших автосервисов запись на несколько дней вперед.

Услуга, конечно, платная: в Санкт-Петербурге, например, она стоит в среднем 2500 ₽. Специалисты СТО составят список работ, которые стоит проделать. Откладывать не рекомендуем: неисправная деталь плохо скажется на состоянии агрегата или системы и стоимость ремонта может возрасти в разы.

Это как раз тот самый случай, ради которого мы просили в первом уроке отложить 100 000—150 000 ₽. «Сел и поехал» — это только в объявлениях у перекупщиков.

Где обслуживать автомобиль и какие бумажки брать

Новый автомобиль придется обслуживать у официального дилера до конца гарантийного срока. Поговаривают, что это необязательно, но мы бы на вашем месте так не рисковали: машина может оказаться бракованной — и обслуживание в стороннем сервисе будет главным козырем не в вашу пользу в суде, когда производитель откажет в гарантийном ремонте. Исключение — межсервисное ТО, если вы меняете масло чаще, чем рекомендует производитель: масло и масляный фильтр можно поменять в стороннем сервисе без записи в сервисной книжке.

На любой ремонт или обслуживание нужно требовать бумагу: заказ-наряд с подробным описанием работ и списком запчастей. Особенно если это гарантийный ремонт и вы за него ничего не платили. Ведь если машина простоит у дилера больше 45 дней в совокупности — ее можно будет сдать и получить назад деньги. Скорее всего, через суд, но тем не менее. Есть целый ряд условий, при которых автомобиль можно вернуть дилеру.

Бывает, что документы выдают, но в них стоят неправильные даты. Настаивайте на том, чтобы даты сдачи автомобиля в ремонт и его приемки в документах соответствовали реальности. Не забирайте автомобиль, пока не получите правильные бумаги. Обещание выдать их потом никто не выполняет.

Если гарантия закончилась, автомобиль с пробегом лучше всего обслуживать в специализированном сервисе. Это такой, где ремонтируют автомобили какой-то конкретной страны-производителя, конкретного концерна или автомобильной марки. Можно поискать их на «Драйв-2», на «Авито», в поисковике — по запросу «ремонт Ниссан Екатеринбург» или «ремонт БМВ СПб». Специалисты таких сервисов более опытны: в условный универсальный автосервис заезжает три БМВ в неделю, а в тот, что ремонтирует только БМВ, — 15 в день. Эти люди быстрее диагностируют неисправность и лучше справятся с ремонтом.

Желательно, чтобы сервис существовал давно, в поисковиках должно быть много отзывов. Но многолетняя история и хорошие отзывы — это не главное. Важно, чтобы у сервиса был внятный прайс-лист, а по итогам выдавали документы на поставленные запчасти и выполненные работы. В противном случае у вас не получится предъявить претензии за плохую работу или контрафактные запчасти, а цена будет сильно зависеть от настроения хозяина сервиса или мастера-приемщика.

Некоторые поломки требуют специализации иного порядка: например, это касается ремонта выхлопной системы или коробки передач. Такие работы не делают ни у дилера, ни в специализированном сервисе, но именно там вам, скорее всего, дадут контакты нужного сервиса.

Запомнить

  1. Если производитель рекомендует менять масло в двигателе раз в 15 тысяч километров или реже, делайте промежуточное ТО — меняйте масло и масляный фильтр в середине сервисного интервала. Промежуточное ТО можно делать в стороннем сервисе, даже если машина на гарантии.
  2. Не экономьте на масляных и топливных фильтрах, свечах зажигания, ремне ГРМ, цепи двигателя: гораздо лучше, если все это будет оригинальным.
  3. Не экономьте на топливе: заправляйте тем, что рекомендовал производитель. Написано, что нужно лить АИ-98, — ничего не поделать, такой у автомобиля двигатель.
  4. Не экономьте на деталях подвески: дешевые китайские рычаги, шаровые опоры и сайлентблоки прослужат очень мало. Можно выбирать что-нибудь из дорогого неоригинала: обычно он почти вдвое дешевле оригинала, но неплохой по качеству. Правило работает со всеми агрегатами и системами, просто на подвеске вы будете чувствовать это особенно остро.
  5. Не пользуйтесь услугами выездных заправщиков кондиционеров: они нарушают технологию и система быстро выходит из строя.
  6. Машину с пробегом нужно обслужить сразу же после покупки: как минимум заменить свечи зажигания — это если двигатель бензиновый, — масло, масляный и воздушный фильтры. Если пробег большой, лучше заменить аккумулятор, обслужить автоматическую коробку передач и проверить на сервисе состояние ремня ГРМ или цепи двигателя.
  7. Новый автомобиль нужно обслуживать у дилера до тех пор, пока не закончится гарантийный срок.
  8. Автомобиль с пробегом рекомендуем обслуживать в специализированном сервисе.
  9. На все запчасти и работы должны быть бумаги с печатью организации и подписью ответственного лица. Прайс-лист должен быть понятным и универсальным.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т⁠—⁠Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik

Тест
Сможете ли вы обслужить машину?
Следующий шаг