Как управлять личными финансами
Курс 

Ведем бюджет и меняем финансовые привычки

Урок 3 из 10·от 25 минут чтения·от 15 минут практики
Ведение бюджета помогает понять, какие траты важны, а какие нет, отказаться от ненужного и заранее отложить на крупные покупки. Рассказываем, как вести бюджет, откладывать больше и не свихнуться на записывании трат.
Обложка урока
Нарисовала иллюстрации: Вера Поздеева

Что вы узнаете

  1. Что такое бюджет и зачем его вести.
  2. Как выбрать лучший для себя способ и не забросить через неделю.
  3. Что значит анализировать расходы и как это делается.
  4. Как оптимизировать бюджет.
  5. Как составить долгосрочный бюджет не от балды.

Что такое бюджет и зачем его вести

Когда речь заходит о ведении бюджета, в первую очередь думают об учете расходов. А во вторую — о том, как это скучно. Но на самом деле учетом расходов все не ограничивается. И это совсем не скучно — нужно просто настроить все так, чтобы было удобно. Сейчас расскажем.

Бюджет — это разложенный по полочкам прогноз расходов, доходов и накоплений за определенный период. В идеале такой период — это год, разбитый на календарные месяцы. Плюс составления бюджета на целый год в том, что можно учесть сразу крупные и сезонные покупки: страховку на машину, отпуск и новый пуховик. Но если вы никогда не составляли бюджет, начать сразу с года может быть сложно, поэтому двигаться будем от месяца.

Вот какие возможности откроет для вас ведение бюджета:

  1. Будете лучше представлять, на что уходят деньги, — так проще понять, какие расходы важны, а какие нет.
  2. Как следствие, будет проще выкроить деньги на досрочное погашение кредитов или накопления — наконец начнете откладывать на финансовую подушку.
  3. Будете готовы к крупным покупкам в течение года — внезапная потребность в зимней обуви и путевке на море не разрушит ваш бюджет.

Вот какой путь мы пройдем в этом уроке:

  1. Посчитаем свои доходы и расходы за текущий месяц, чтобы было от чего оттолкнуться. И разберемся, как не бросить через две недели.
  2. Научимся анализировать эти расходы, оптимизируем и составим план на следующий месяц.
  3. Запланируем крупные траты и составим план на год.

Если у вас есть время основательно засесть в выходные, можно параллельно с чтением урока выполнять все задания и за один присест собрать себе бюджет и план.

Но если времени сделать это за раз нет, можно прочитать урок и время от времени возвращаться к нему, когда будете составлять бюджет и план. К тому же следующий урок будет про осознанное потребление — возможно, это поможет вам еще лучше оптимизировать бюджет без уныния.

ШАГ 1

Считаем текущие доходы и расходы

Первый шаг — это составить хотя бы общую картину того, сколько и на что вы тратите, сколько зарабатываете и сколько денег у вас остается в конце месяца. Для этого придется считать текущие доходы и расходы.

На этом этапе не нужно стремиться к экономии или изменению финансового поведения: наша задача просто собрать данные за пару месяцев, чтобы понять общую картину.

С доходами обычно просто — все прекрасно знают, какую зарплату получают, — поэтому сконцентрируемся на том, как учитывать свои расходы. Пойдем по сложности: от самого простого, но менее точного способа к самому точному, но довольно занудному.

УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ

В приложении банка

Как это выглядит. Банк по умолчанию собирает для вас статистику — сколько денег и на что вы тратите. Этот способ особенно удобен, если вы клиент какого-то одного банка: не придется собирать данные из разных приложений.

Чтобы открыть статистику в приложении Т-Банка, нужно на главном экране нажать на кнопку «Все операции» и в открывшемся меню выбрать нужный период, нажав на название месяца. А затем нажать на стрелочку справа от месяца, чтобы раскрылась диаграмма
Чтобы открыть статистику в приложении Т-Банка, нужно на главном экране нажать на кнопку «Все операции» и в открывшемся меню выбрать нужный период, нажав на название месяца. А затем нажать на стрелочку справа от месяца, чтобы раскрылась диаграмма
1/2
Чтобы открыть статистику в приложении Т-Банка, нужно на главном экране нажать на кнопку «Все операции» и в открывшемся меню выбрать нужный период, нажав на название месяца. А затем нажать на стрелочку справа от месяца, чтобы раскрылась диаграмма
Чтобы открыть статистику в приложении Т-Банка, нужно на главном экране нажать на кнопку «Все операции» и в открывшемся меню выбрать нужный период, нажав на название месяца. А затем нажать на стрелочку справа от месяца, чтобы раскрылась диаграмма
Лейбл заголовка

Какие плюсы. Главный плюс очевиден: ничего не нужно вводить самому, не нужно запоминать каждую трату, можно быстренько посмотреть общую картину.

Лейбл заголовка

Какие минусы. Их несколько:

  1. Категории, которые предлагает ваш банк, могут не сходиться с вашими представлениями о прекрасном, детализация может быть недостаточной.
  2. Категории присваиваются на основании того, как заполнил форму сам продавец. Поэтому бывает, что трата в ресторане попадает в отчет как «Цветы». Такие вещи приходится проверять вручную.
  3. По умолчанию переводы тоже попадают в расходы — и неважно, переводили вы деньги сами себе или платили переводом на рынке. Тут тоже придется сверить и прибраться.
Лейбл заголовка

Сколько времени и сил занимает. Минимум. Достаточно раз в месяц потратить полчаса на то, чтобы раскидать расходы по категориям и убрать ненужное.

Лейбл заголовка

Как настроить. Рекомендуем выделить полчаса и проанализировать ваши траты по версии банка за предыдущий месяц. Пройдемся по шагам на примере приложения Т-Банка.

Выбираем период трат и выписываем все как и есть: удобнее — в гугл-таблицу, но можно и просто в блокнот, если вы старовер. Пока что мы используем таблицу просто для того, чтобы записать данные, — а ниже расскажем, как настраивать там же аналитику.

Просто переносим самые крупные траты в табличку и ничего не усложняем
Просто переносим самые крупные траты в табличку и ничего не усложняем
1/2
Просто переносим самые крупные траты в табличку и ничего не усложняем
Просто переносим самые крупные траты в табличку и ничего не усложняем

Проверяем переводы: если нажать на ярлык переводов, ниже раскроется список. Так вы сможете убрать из своей таблицы все, что на самом деле не было тратами. Остальное нужно разнести по категориям.

Например, вы увидели, что 5000 ₽ перевели между своими счетами, а еще 5000 ₽ — перевод за наушники, купленные на «Авито». Теперь можно пополнить категорию «Электроника и техника», а «Переводы» сократить или убрать вовсе
Например, вы увидели, что 5000 ₽ перевели между своими счетами, а еще 5000 ₽ — перевод за наушники, купленные на «Авито». Теперь можно пополнить категорию «Электроника и техника», а «Переводы» сократить или убрать вовсе
1/2
Например, вы увидели, что 5000 ₽ перевели между своими счетами, а еще 5000 ₽ — перевод за наушники, купленные на «Авито». Теперь можно пополнить категорию «Электроника и техника», а «Переводы» сократить или убрать вовсе
Например, вы увидели, что 5000 ₽ перевели между своими счетами, а еще 5000 ₽ — перевод за наушники, купленные на «Авито». Теперь можно пополнить категорию «Электроника и техника», а «Переводы» сократить или убрать вовсе

Смотрим «Остальные» — раскроется список категорий, которые не попали на главный экран. Оттуда тоже можно выписать самые крупные. Например, взять первые пять, чтобы у вас получилось десять категорий плюс «Другое». Максимальная детализация нам пока не нужна.

В итоге вы получите таблицу, в которой будут примерно расписаны все ваши траты по категориям. Возможно, вам этого будет достаточно, но при желании расчеты можно сделать точнее, а категорий использовать больше
В итоге вы получите таблицу, в которой будут примерно расписаны все ваши траты по категориям. Возможно, вам этого будет достаточно, но при желании расчеты можно сделать точнее, а категорий использовать больше
1/2
В итоге вы получите таблицу, в которой будут примерно расписаны все ваши траты по категориям. Возможно, вам этого будет достаточно, но при желании расчеты можно сделать точнее, а категорий использовать больше
В итоге вы получите таблицу, в которой будут примерно расписаны все ваши траты по категориям. Возможно, вам этого будет достаточно, но при желании расчеты можно сделать точнее, а категорий использовать больше

Если какие-то из категорий будут появляться время от времени — например, в июле много потратили на дом и ремонт, а в августе эта категория попала в «Другое», — лучше вытащить категорию из «Другого» и за каждый месяц считать отдельно.

УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ

В специальном приложении

Как это выглядит. На рынке куча приложений, которые помогают вести бюджет и контролировать свои траты. В основном принцип такой: заносите трату, выбираете ей категорию — все суммируется и готовится отчет по расходам.

Но все нюансы — в деталях: в одни приложения траты придется вносить руками, а в других настроена синхронизация с банком — нужно просто залогиниться, расходы будут подтягиваться автоматически.

Так выглядят занесенные расходы в приложении «Дзен-мани»: категории присваиваются автоматически, но их можно редактировать
Так выглядят занесенные расходы в приложении «Дзен-мани»: категории присваиваются автоматически, но их можно редактировать
Лейбл заголовка

Какие плюсы. Приложения с автоматическим занесением трат сильно облегчают жизнь. А еще, в отличие от банковского приложения, в них можно задать категории самостоятельно и получить больше аналитики. Это позволит влиться в ведение бюджета намного быстрее, чем при ручном заполнении и анализе. Поэтому здесь можно обойтись и без таблицы.

Лейбл заголовка

Какие минусы. Во-первых, вводить пароль от интернет-банка в стороннем приложении можно только на свой страх и риск — даже несмотря на то, что большинство таких приложений работают через API и фактически не видят ваши регистрационные данные. А если эту функцию не использовать, все расходы придется вносить вручную.

Во-вторых, может не подойти интерфейс или набор функций приложения: либо все слишком нагромождено, либо чего-то не хватает.

В-третьих, за полные версии таких приложений зачастую надо платить.

Лейбл заголовка

Сколько времени и сил занимает. Пять минут в день. Достаточно раз в день заходить в приложение и сверяться с категориями: все ли расходы подтянулись и правильно распределились.

Лейбл заголовка

Как настроить. Рекомендуем на старте попробовать несколько приложений, чтобы понять, какое из них больше всего вам подходит.

Вот список приложений, которые мы рекомендуем попробовать

ПриложениеЧто умеетЧто не умеетСколько стоит
«Дзен-мани»Синхронизироваться с банком, сканировать чеки, планировать бюджетПереводы в любом случае нужно будет редактировать вручную: по умолчанию они относятся к тратам149 ₽ в месяц или 1990 ₽ навсегда
«Тяжеловато»Узнавать месячный бюджет и подсказывать, сколько можно тратить в деньДобавлять доходы к установленному бюджету, анализировать категорииБесплатно
«Деньги ОК»Создавать собственные категории трат, собирать годовые отчеты. Синхронизироваться с другими устройствамиЗагружать электронные чеки — например из галереиБесплатно, полная версия — 299 ₽
«Транжира»Синхронизироваться в облаке, ограничивать бюджет по каждой категории трат, конвертировать валютыБесплатно, полная версия — 169 ₽ в месяц или 1190 ₽ в год
Money LoverНапоминать, чтобы вы не забыли занести траты, рассчитывать проценты и чаевые, искать банкоматыСканировать чек по QR-кодуБесплатно, полная версия — 399 ₽, синхронизация с банковским счетом — еще 169 ₽ в месяц
CoinKeeperУстанавливать лимиты по категориям, напоминать о регулярных платежахФормировать бюджет на будущееБесплатно, полная версия — 149 ₽ в месяц, 899 ₽ в год либо 1499 ₽ навсегда
«Дребеденьги»Читать смс от банка и сканировать чеки, экспортировать данные в «Эксель»Учитывать пуши, если банк не присылает смсБесплатно, полная версия для смартфона — 884 ₽, для компьютера — 540 ₽

Вот список приложений, которые мы рекомендуем попробовать

«Дзен-мани»
Что умеетСинхронизироваться с банком, сканировать чеки, планировать бюджет
Что не умеетПереводы в любом случае нужно будет редактировать вручную: по умолчанию они относятся к тратам
Сколько стоит149 ₽ в месяц или 1990 ₽ навсегда
«Тяжеловато»
Что умеетУзнавать месячный бюджет и подсказывать, сколько можно тратить в день
Что не умеетДобавлять доходы к установленному бюджету, анализировать категории
Сколько стоитБесплатно
«Деньги ОК»
Что умеетСоздавать собственные категории трат, собирать годовые отчеты. Синхронизироваться с другими устройствами
Что не умеетЗагружать электронные чеки — например из галереи
Сколько стоитБесплатно, полная версия — 299 ₽
«Транжира»
Что умеетСинхронизироваться в облаке, ограничивать бюджет по каждой категории трат, конвертировать валюты
Сколько стоитБесплатно, полная версия — 169 ₽ в месяц или 1190 ₽ в год
Money Lover
Что умеетНапоминать, чтобы вы не забыли занести траты, рассчитывать проценты и чаевые, искать банкоматы
Что не умеетСканировать чек по QR-коду
Сколько стоитБесплатно, полная версия — 399 ₽, синхронизация с банковским счетом — еще 169 ₽ в месяц
CoinKeeper
Что умеетУстанавливать лимиты по категориям, напоминать о регулярных платежах
Что не умеетФормировать бюджет на будущее
Сколько стоитБесплатно, полная версия — 149 ₽ в месяц, 899 ₽ в год либо 1499 ₽ навсегда
«Дребеденьги»
Что умеетЧитать смс от банка и сканировать чеки, экспортировать данные в «Эксель»
Что не умеетУчитывать пуши, если банк не присылает смс
Сколько стоитБесплатно, полная версия для смартфона — 884 ₽, для компьютера — 540 ₽

Например, главред Т⁠—⁠Ж Никита методом экспериментов пришел к «Дзен-мани» и пользуется им уже четвертый год.

УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ

В самодельной табличке

Как это выглядит. Как вашей душе угодно.

Например, так
Например, так
Лейбл заголовка

Какие плюсы. В своей таблице вы можете навертеть что угодно — любую аналитику, любые категории.

Лейбл заголовка

Какие минусы. Это все нужно делать руками: и придумывать правила, и заносить расходы. Поэтому понадобится опыт работы с «Гугл-таблицами». Есть куча готовых решений, но, как показывает практика, готовое решение в таблицах — это еще хуже, чем готовое решение в приложении: придется разбираться в чужих правилах, а если захочется что-то поменять, велик шанс сломать другие настроенные функции.

Но если вы хотите вдохновиться, почитайте статью Антона про тысячу дней ведения бюджета.

Лейбл заголовка

Сколько времени и сил занимает. Способ с таблицей — самый трудозатратный. В идеале нужно заносить каждую трату максимум в конце дня — или при первой возможности. Чем позже вы вносите траты, тем больше шансов забыть, что скрывается за покупкой на 436 ₽ у продавца POS IP PETROV 96.

Лейбл заголовка

Как настроить. Если у вас небольшой опыт работы с таблицами, главный совет — не перемудрите на старте. Мы подготовили простой шаблон со сводной таблицей. Вот как он работает.

На листе «Категории» в столбик можно занести категории, на которые вы будете разбивать все свои расходы. Этот список можно редактировать, но, опять же, не рекомендуем создавать слишком много категорий. Начинать лучше с минималистичного деления:

На лист «Траты» заносите сами расходы: в первый столбец вносите дату, во втором из выпадающего меню выбираете категорию. В третьем можно описать эту категорию для себя, в четвертом указываете сумму:

На листе «Сводная таблица» будет автоматически составляться отчет — в какой категории сколько вы потратили. С разбивкой по месяцам и итоговой суммой. Числа 8 и 9 соответствуют месяцам — августу и сентябрю:

Комбинируйте способы

Чтобы перейти к следующему этапу — аналитике и оптимизации, — не нужно ждать и вести бюджет два месяца. Например, вы можете воспользоваться приложением банка, чтобы внести в гугл-таблицу или приложение траты за предыдущие месяцы сразу пачкой. А в дальнейшем заносить расходы уже вручную и более детально.

По опыту, может быть удобно комбинировать: например, пользоваться приложением, чтобы следить за текущими расходами, а в гугл-табличке управлять своими накоплениями и смотреть на общую картину.

Как не забросить все это дело

Мы рекомендуем выбрать какой-то способ, который кажется вам подходящим, и обкатать его в течение пары недель. Если убедились, что способ вам не подходит, — выбирайте другой на следующие две недели.

Рано или поздно вам захочется бросить учет расходов. Это нормально, так происходит не потому, что вы лентяй или не годитесь для учета бюджета. Мозг устроен так, что любое рутинное действие ему кажется скучным, а потому он будет всячески его избегать. Надо постоянно «подкармливать» мозг дофамином, чтобы радость от процесса не исчезала. Вот как это можно сделать.

Придумайте себе вдохновляющую цель. Подумайте, зачем вы вообще начали вести бюджет. Ответы в духе «чтобы контролировать расходы» или «чтобы знать, куда уходят деньги» — правильные, но не мотивирующие. Цель должна быть конкретной. Например: «Когда я поеду в отпуск, хочу жить не в стандартном номере, а в люксе. На это надо накопить, а чтобы копить, надо понимать, куда я трачу деньги». Еще вариант: «Хочу подарить своему партнеру полет на воздушном шаре! Для этого надо тратить поменьше, буду считать расходы».

Вспоминать про эту цель нужно каждый день. Можно открыть отдельный накопительный счет и отправлять туда те деньги, что вы сэкономите. При этом будет проще, если такая цель не окажется слишком серьезной и большой — вроде «накопить на квартиру» или «быстро закрыть ипотеку». Надо найти компромиссный вариант.

Найдите себе поддержку. Это друзья, коллеги, родные, которые согласятся быть рядом. Вам надо договориться о регулярных отчетах перед ними. Например, раз в неделю вы можете рассказывать им, как идут дела с учетом бюджета, вели вы расходы каждый день или соскочили с этой задачи, почему так вышло.

Устраивайте каникулы. Если вы пропустили несколько дней учета расходов — не страшно, не надо бросать из-за этого весь процесс, а потом начинать все сначала. На такой случай вы можете создать отдельную статью расходов — назовите ее, например, «Кажется…» — и записывать туда расходы, которые забыли зафиксировать вовремя. Понятно, что вы можете не знать точную сумму, поэтому пишите приблизительно, как помните. Это лучше, чем все забросить.

Еще можно делать денежные детокс-дни. В такие дни попробуйте не тратить денег вообще. Понаблюдайте за собой — как будете удовлетворять свои потребности. Возможно, вас удивит, что можно прожить хоть один день без расходов.

Если просто вести бюджет для вас слишком скучно, попробуйте превратить это в игру

Если разбивать все на категории, считать и анализировать кажется вам совсем неподходящим, можно попробовать другой подход — более «выживальщицкий».

В чем суть: в начале месяца вы выписываете, сколько денег у вас на этот месяц. А приложение или специальная таблица показывает, сколько вы можете тратить в день. Ваша задача — добавлять траты, а приложение будет пересчитывать доступный остаток. Если вы вышли за дневной лимит, уменьшится общий на оставшиеся дни, а если в конце дня у вас остались деньги, они прибавятся к следующему дню или размажутся по чуть-чуть на все оставшиеся.

Не нужно разбивать все на категории или ограничивать себя в конкретных тратах: ваша задача просто удержаться в заданном общем бюджете на день. Такой подход используется в приложении «Тяжеловато» и в нашей таблице Т⁠—⁠Ж.

ШАГ 2

Оптимизируем траты

Настало время сесть и подумать, что можно сделать со своими тратами, как улучшить баланс доходов и расходов. Но сначала — несколько важных правил:

  1. Возможность оптимизировать есть всегда и с любым бюджетом.
  2. Оптимизировать проще не когда прижало, а когда все хорошо.
  3. Оптимизировать — не значит отказаться от всех радостей жизни. Выпить кофе по пути в офис или неожиданно купить новый гаджет — это нормально. Но спонтанные траты тоже лучше планировать.

Наверняка на этапе сбора данных вы уже начали задумываться над своим бюджетом и тратами в определенных категориях. Добавим этому системности и разберемся, на что стоит смотреть в первую очередь. Короче говоря, будем анализировать траты.

Оцениваем разницу между доходами и расходами. Всегда держите в голове до смешного банальное правило: нужно зарабатывать больше, чем тратите, — и тогда все будет в порядке. А в остальном давайте коротко разберемся:

  1. Если доходы меньше расходов, придется пойти не по расслабленному, а по интенсивному пути. В этой ситуации «можно оптимизировать» превращается в «нужно оптимизировать».
  2. Если доходы равны расходам, путь будет средней тяжести — запас стоит создать, но сделать это будет проще.
  3. Если доходы больше расходов хотя бы на 10%, то можно пойти по расслабленному пути: прикинуть, какие категории трат вас смущают, и точечно пробовать в них что-то менять. У вас намного больше времени для внедрения изменений.

Еще стоит оговориться, что измерять превышение доходов над расходами в процентах довольно спорно. Если у вас с зарплатой 40 000 ₽ остается 10% доходов, это прекрасно. А вот если с зарплатой 400 000 ₽ удается отложить только 10%, возникают вопросы — но кто мы такие, чтобы их задавать.

Смотрим на общую динамику расходов. Посмотрите, как меняются ваши расходы со временем: увеличиваются ли они? Если да, то как сильно? Подумайте, с чем это может быть связано: с подорожанием продуктов, со сменой образа жизни, с какими-то крупными покупками? Это поможет вам спрогнозировать, как эти расходы могут измениться в будущем.

Например, вы обратили внимание, что раньше на продукты тратили до 8 тысяч рублей, а сейчас вдруг еле укладываетесь в 15 тысяч. Надо подумать и разобраться, почему так произошло: например, вы стали чаще заказывать доставку. Если причина в этом, подумайте, что вы получили взамен: сама по себе доставка — неплохой вариант, если она освобождает вам время для других дел или помогает восстановить силы.

Другая возможная причина подорожания продуктов — просто инфляция. Но тогда разницы почти в два раза за месяц не будет — придется дальше копать, почему так случилось. А инфляцию нужно просто принять.

Делим расходы на обязательные и необязательные. Сначала проведем подготовительную работу и разделим свои категории трат — условно назовем это делением на обязательные расходы и необязательные. По сути, мы будем отделять траты, на которые легко можем повлиять, от тех, на которые влиять сложно.

  • Траты на рестораны — 15 000 ₽ в месяц. На эту категорию трат можно влиять моментально, она не обязательная. Это не значит, что нужно отказываться от походов в рестораны, — но все же.
  • Аренда квартиры — 35 000 ₽ в месяц. На эту категорию трат мы гипотетически тоже можем повлиять: например, найти более дешевое жилье, найти соседа. Но, во-первых, такие изменения не провернешь быстро. А во-вторых, они могут более существенно повлиять на ваш уровень жизни.

Вот как может выглядеть ваше деление на обязательные расходы и необязательные

ОбязательныеНеобязательные
КвартплатаРестораны и доставка на дом
ПродуктыТакси
ТранспортРазвлечения

Обязательные:

  1. Квартплата.
  2. Продукты.
  3. Транспорт.

Необязательные:

  1. Рестораны и доставка на дом.
  2. Такси.
  3. Развлечения.
Как вам урок?
Оцените, чтобы перейти в следующий урок. Мы учитываем все оценки и внимательно читаем все отзывы. А после дорабатываем по ним курсы