Как найти подходящую вакансию и рассказать о себе
Курс 

Выбираем стратегию поиска

Урок 1 из 5·20 минут чтения·от 5 минут практики
Стратегию поиска следует собирать каждый раз, когда ищете новую работу. Она помогает сохранять фокус, расставлять приоритеты и не тратить время на то, что точно вам не подходит. Рассказываем, как составить стратегию, опираясь на свои сроки, ограничения и преимущества.
Обложка урока
Иллюстратор: Даша Сурма

Что вы узнаете

  1. С чего начать искать работу.
  2. Как компании ищут сотрудников.
  3. Почему поиск работы — это проект.
  4. Как определить критерии своего проекта.
  5. Как выбрать стратегию.

С чего начать искать работу

Бывает, что одна работа заканчивается, а другой еще нет. Почему так случилось — не слишком важно, главное, что нужно искать новую. При этом в поиске новой работы много неизвестности и неопределенности. Некоторые не справляются с этими страхами и остаются там, где уже ничего не радует или не платят.

А бывает, что с работой все в порядке, но хочется расти. Только четко сформулировать это не получается: как расти, куда и что вообще это значит. И если искать новую работу, то хочется не прогадать — ни по условиям, ни по деньгам. А еще понимать, как эта работа поможет в долгосрочных карьерных целях.

Независимо от прошлого опыта и профессионального уровня, при поиске новой работы возникают одни и те же трудности. Вот самые частые проблемы, с которыми обращаются к карьерным консультантам — специалистам, помогающим расти в профессии и искать работу:

  1. Рассылаю резюме, а откликов нет.
  2. Не знаю, на что могу рассчитывать, какие вакансии мне подходят и как их искать.
  3. Не могу выбрать, куда отправить резюме: вакансии либо для новичков, либо для профессионалов.
  4. В вакансии указана зарплата, но ниже, чем я хочу, поэтому даже не откликаюсь.
  5. В вакансии зарплата выше, чем я могу получать, поэтому не откликаюсь: у меня недостаточно опыта, я не потяну.
  6. Не понимаю, сколько я стою, как вообще что-то искать.
  7. Зовут на собеседования, но дальше ничего не происходит — предложений о работе нет.
  8. Собеседуюсь, получаю предложения о работе, но ничего не нравится.
  9. Не откликаюсь на младшего специалиста, ведь у меня есть опыт, хоть и в другой области.
  10. Я еще ничего не делаю, но точно знаю, что ничего не получится.

О том, как пройти все этапы отбора в компанию мечты, вести переговоры с работодателем и говорить о деньгах, мы подробно рассказываем в двух других бесплатных курсах карьерной серии. Пройдите: «Как подготовиться к собеседованию» и «Как обсуждать условия и деньги на новой работе». А сейчас предлагаем сконцентрироваться на поиске работы.

Все эти проблемы действительно усложняют поиск работы. Но если научиться справляться с ними один раз, следующие поиски будут даваться легче, ведь у вас уже будет опыт.

А еще у вас будет стратегия — план, который поможет не сбиваться с верного направления, расставлять приоритеты и сохранять фокус. Например, вовремя понять, что работа вам не подходит, и не тратить на нее время: не делать тестовые задания и не проходить собеседования.

Еще 55 дней на поиск работы даст кредитка «Платинум»

Бывает, что одна работа закончилась, а другой пока нет. Подстраховаться и выбирать не торопясь поможет финансовая подушка или кредитная карта. Например, подойдет кредитка «Платинум» с лимитом до 700 000 ₽ и беспроцентным периодом до 55 дней. Одобрение придет мгновенно, а карту могут привезти в тот же день

Стратегию следует формировать каждый раз, когда вы ищете работу. При этом поиск работы выглядит примерно одинаково:

  1. Формируем стратегию.
  2. Составляем базовое резюме.
  3. Ищем вакансии.
  4. Отправляем сопроводительные письма и резюме, адаптированные под вакансию.
  5. Готовимся к собеседованию и другим этапам отбора.
  6. Корректируем стратегию на основе обратной связи, если нужно.
  7. Выбираем и обсуждаем оффер.
  8. Выходим на работу.

На каждом этапе стоит собирать обратную связь — спрашивать, что было хорошо, а что стоит улучшить. Это поможет скорректировать стратегию и увеличить шансы пройти на следующий этап.

Компании ищут работников примерно по тому же принципу, что и сотрудники. Но часто бывает, что крупные фирмы проводят несколько этапов отбора. Количество этих этапов особенно важно учитывать, если вам срочно нужно выходить на новое место. Подробнее об этом мы поговорим дальше в уроке.

Если вы никогда не искали работу или подзабыли, что это за этапы отбора — изучите, как компании ищут сотрудников. А если уже знакомы с процессом найма, переходите к следующему разделу.

Как компании ищут сотрудников

Почему поиск работы — это проект

К поиску работы стоит подходить как к проекту. Проект — это большое дело с ограничением по времени и уникальным результатом. Например, сделать ремонт, спланировать путешествие или сменить профессию. В Учебнике есть отдельный платный курс о том, как делать проекты. Проходить его для поиска работы не обязательно, но в целом он поможет разобраться в основах проектного менеджмента — доводить большие дела в быту и на работе до конца.

В этом уроке мы будем говорить о проектах только в контексте поиска работы. Главное — запомнить, что у проекта есть цель, план, сроки и риски.

Мы предлагаем отнестись к поиску работы как к полноценной работе. Без шуток. В некоторых случаях это работа на полный день. Например, если вы проходите одно собеседование в день, на это уйдет 1—3 часа. К собеседованию нужно подготовиться — потратить еще около часа. И вот половина рабочего дня уже прошла. А еще нужно найти и прочитать вакансии, подготовить сопроводительное письмо и отправить отклик.

Любой проект начинается с постановки цели, сбора исходных данных и планирования. Это поможет выбрать стратегию, но давайте по порядку.

Как поставить цель

Финальная цель проекта «поиск работы» звучит всегда одинаково — найти новую работу. При этом прийти к этой цели можно разными способами — например, устроиться по знакомству, через стажировку, после тестовых и собеседований. Поэтому на курсе мы дадим несколько алгоритмов и инструментов, которые лучше всего подходят вашему проекту. Разберемся на примерах.

Лейбл заголовка

Представьте условного Василия 27 лет. Василий работает маркетологом, у него есть высшее образование, но он хочет сменить компанию. Его цель — найти новое место работы.

Лейбл заголовка

В это же время начинает искать работу экономист Мария. Ее сократили на последнем месте работы, поэтому найти новую компанию нужно срочно. Марии тоже около 30 лет, у нее есть профильное высшее образование. И Марии тоже важно найти хорошую работу.

Лейбл заголовка

А еще работу подумывает искать Ольга. Она выходит из декрета, не спеша присматривается к компаниям. У нее есть ограничения по графику работы и гипотеза, что ее прошлый опыт и высшее образование в этой области могут не подойти текущим запросам компаний. Ольга тоже ищет хорошую работу.

Финальная цель проекта звучит одинаково — «найти новую работу». Но вот конкретные характеристики этой цели будут разными, ведь у каждого свои приоритеты.

Василий хочет найти работу с высокооплачиваемой должностью. Он может искать столько, сколько нужно, поскольку ограничений по времени у него нет. Цель Марии — срочно найти работу в стабильной компании, где она сможет перейти на смежную позицию. А Ольга планирует найти работу с творческими задачами и гибким графиком, где ее обучат и адаптируют. Горящих сроков у нее нет, как и у Василия.

Чтобы уточнить свою цель, попробуйте ответить на следующие вопросы.

Чем я хочу заниматься? Чем я буду заниматься в новой компании? Главная задача этого вопроса — расширить привычные рамки и перспективы. Вот как может звучать ответ для каждого из наших персонажей.

Лейбл заголовка

Василий хочет отвечать за все цифровые каналы продвижения компании. Он будет решать, на каких площадках в интернете стоит присутствовать компании и что там следует рассказывать своей аудитории.

Лейбл заголовка

Мария хочет заниматься финансовым учетом и контролем. Она как раз прошла обучение, чтобы перейти в финансовый отдел, но ее сократили. Мария хочет применить свои знания и расти в профессии дальше.

Лейбл заголовка

Ольга хочет чего-то творческого, но пока не знает, чего именно. Возможно, придумывать рекламу или писать тексты.

Что я умею, какие навыки у меня есть? На этом этапе мы оцениваем, что из того, что вы умеете и знаете, востребованно, а что еще нужно прокачать.

Уже сейчас стоит подумать о том, на какие навыки вы будете опираться в новой роли. Более подробно на этом вопросе мы остановимся в третьем уроке — когда будем составлять резюме. А пока подумайте, что вы уже знаете и умеете. Вернемся к нашим героям.

Лейбл заголовка

Василий лучше всего разбирается в продвижении компании в соцсетях, SMM, и в поисковом маркетинге — SEO. Еще разбирается в CRM-маркетинге — умеет анализировать и контролировать отношения с клиентами. В прошлом Василий организовал маркетинг в новом магазине одежды. Знает «всего понемногу» о бизнесе, хорошо разбирается в отдельных каналах продвижения бренда в интернете. Владеет английским на уровне выше среднего — C1.

Лейбл заголовка

Когда Мария работала бухгалтером, она восстанавливала и ставила бухучет в компании с нуля. Потом перешла в экономический отдел: занималась расчетами на производстве товаров для дома. Изучила формы финансового учета, помогала финансовому директору. В английском не сильна, уровень A2, но готова разбираться и подтягивать.

Лейбл заголовка

Ольга считает себя мастером слова — умеет писать и редактировать. Даже ее друзья обращаются за помощью с формулировками в рабочих письмах и поздравлениях. Прошла курсы по копирайтингу, поняла, что может зарабатывать этим деньги. Раньше работала продавцом в офлайн-магазине.

Как то, что я могу делать сейчас, и та работа, которую я выбираю, поможет с долгосрочными планами, если они уже сформированы? Если у вас есть долгосрочные планы — подумайте, как будущая работа поможет воплотить их в жизнь. Отвечая на этот вопрос, вы сможете более точно оценить, какая работа вам нужна, какие задачи помогут вам достичь этой цели. Например, если вы планируете переезд в другую страну, сможете ли вы уехать с новой работой, а если построить дом — будут ли время и свободные деньги.

Ответы помогут сформулировать точную цель вашего проекта. Она должна звучать емко, понятно и достижимо. Вот как будут звучать итоговые цели наших героев.

Лейбл заголовка

Цель Василия: найти работу руководителем отдела маркетинга, где он сможет влиять на цифровую стратегию продвижения продукта и подключаться к задачам за пределами своего отдела.

Лейбл заголовка

Цель Марии: срочно найти работу специалистом по финансовому учету в стабильной компании.

Лейбл заголовка

Цель Ольги: найти работу с гибким графиком, причем специалистом, который работает с творческими задачами и текстом.

Как определить сроки, ресурсы и результаты

Когда вы сформулируете цель проекта, на следующем этапе следует разобраться со сроками и ресурсами, которые у вас есть.

Сроки — это время, когда проект должен закончиться. В случае с работой — когда вы устроитесь на новое место. Ограничений по времени может не быть. Например, когда ищешь работу, пока не подвернется то, что понравится. А бывает и наоборот: нужно срочно выйти на новую работу, например через неделю.

Мы часто ставим себе заведомо нереалистичные цели, а когда реальность не совпадает с ожиданиями, расстраиваемся и теряем мотивацию. Поэтому важно устанавливать целям срок.

У наших героев сроки разные: Василий может искать сколько угодно, у него есть работа и запас денег, Марии работа нужна срочно — в течение месяца, у Ольги есть 4—5 месяцев в запасе, пока ребенок не пойдет в детский сад.

Подумайте, когда вам нужно выйти на новую работу и почему именно к этому времени. Чаще всего на сроки влияют деньги: если финансовая подушка есть, с работой можно не торопиться, а если нет, приходится ускоряться. Опирайтесь на свой запас денег в первую очередь, но учитывайте и другие ограничения. А еще подумайте, откуда эти ограничения взялись и что будет, если запланированный срок наступит, а работу вы не найдете.

Ресурсы — то, на что вы сможете опираться в процессе. Ресурсы важно определить заранее, потому что они могут быть и ограничениями, и преимуществами. Например, время: у вас может быть один свободный час в неделю или 4—6 часов в день на поиск работы.

Ресурсы можно условно разделить на четыре группы: временные, материальные — деньги и вещи, карьерные — навыки и знания, человеческие — знакомые, друзья и помогающие специалисты.

Чтобы нагляднее представить свои ресурсы, можно сделать ментальную карту — это способ организации информации от общего к частному. Ниже мы собрали пример такой карты.

Группы ресурсов и примеры

ВременныеМогу делать 1 час по вечерам.
У меня есть 3 часа в день на поиск работы.
У меня есть в среднем по 2—3 часа в день, но я не знаю, в какое время эти часы освободятся.
ЧеловеческиеЕсть няня, которая будет сидеть с ребенком.
Есть друзья, которые будут меня рекомендовать.
У меня есть ментор, который поможет подготовиться к собеседованию.
КарьерныеЯ знаю, где искать работу.
Я умею проходить собеседование, у меня большой опыт.

Группы ресурсов и примеры

ВременныеМогу делать 1 час по вечерам.
У меня есть 3 часа в день на поиск работы.
У меня есть в среднем по 2—3 часа в день, но я не знаю, в какое время эти часы освободятся.
ЧеловеческиеЕсть няня, которая будет сидеть с ребенком.
Есть друзья, которые будут меня рекомендовать.
У меня есть ментор, который поможет подготовиться к собеседованию.
КарьерныеЯ знаю, где искать работу.
Я умею проходить собеседование, у меня большой опыт.

Вот как свои ресурсы представили наши герои.

Лейбл заголовка

У Василия пара десятков контактов в диджитал-среде, их можно использовать. С финансами все неплохо: есть финансовая подушка, скоро придут зарплата и бонус — можно уволиться с текущей работы и отдохнуть несколько месяцев, прежде чем выходить на новую. Василий не хочет размещать резюме в открытом доступе, чтобы нынешний работодатель не узнал, что он собирается уходить.

Лейбл заголовка

У Марии нет финансовой подушки, но есть кредиты, которые нужно закрывать. Сохранились контакты сослуживцев с прошлой работы — их тоже сократили, поэтому пока непонятно, как у них дела с новой работой. В семье не то чтобы поддерживают, скорее, подталкивают. Зарплата Марии — основной доход семьи. Она давно не искала работу, поэтому хочет использовать все возможные варианты.

Лейбл заголовка

Ольгу поддерживают друзья — чтобы она поскорее нашла работу, они даже подарили курсы по копирайтингу. А вот в семье несерьезно относятся к ее увлечению текстами. Ольга пока не понимает, сколько времени сможет уделить поиску работы. Возможно, придется нанять няню, пока она будет ходить на собеседования. При этом вопрос денег не стоит остро: семье пока хватает государственных выплат и зарплаты мужа, но со временем потребуется стабильный доход. На курсах по копирайтингу рекомендовали найти ментора, но контактов в индустрии пока нет.

Метрики качества. Это критерии, которые помогут понять, что вы достигли цели. Если их не определить, можно искать работу сколько угодно — кажется, что есть вариант получше, можно подождать еще. Вот на какие метрики можно опираться:

  1. Рабочие задачи. Чем вы хотите заниматься, какие задачи интересны, а какие нет, что вы точно не готовы делать.
  2. Коллектив и атмосфера. Что для вас важно в работе с людьми, какой руководитель нужен и важно ли это, какой стиль управления в компании и в отделе вам подходит.
  3. Условия работы. Какой формат работы вам нужен: удаленка или офис, полный или неполный день. Где находится рабочее место, что входит в соцпакет, как и когда платят, полагаются ли бонусы.
  4. Перспективы. Насколько вам важно, чтобы эта работа развивала вас как профессионала, или вам достаточно того, что на ней хорошо платят.

Метрики у всех будут разные. Например, кто-то хочет выйти в офис рядом с домом, c медицинской страховкой на всю семью и официальным оформлением, а кто-то готов работать как самозанятый и не получать трудовых гарантий ради перспективной профессиональной возможности.

Кто поможет выйти из тупика

Иногда в процессе поиска заходишь в тупик. Хорошо, если в этот момент вы будете знать, что есть люди, которые помогут из него выйти. Вот что это за люди и когда к ним обращаться.

Карьерный консультант. Это рекрутер или специалист вашего профиля, уже построивший успешную карьеру. Карьерный консультант может подсказать, что стоит изменить в резюме, портфолио или сопроводительном письме, чтобы у вас было больше шансов попасть на работу. А еще подготовит к собеседованию и поможет выбрать оффер. Карьерного консультанта можно найти на сайте «Профи-ру», в сервисе «Эйч», на работном сайте hh.ru.

Психолог— специалист с высшим психологическим образованием, который поможет справиться с внутренними барьерами и определить, что вам важно в работе и почему. О том, как найти психолога, в Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.

Ментор — это наставник, опытный специалист из вашей области, который поможет вырасти в профессии: выбрать курсы, наработать опыт, получить обратную связь. Ментором может быть карьерный консультант, коллега или эксперт из индустрии. Найти наставника можно в своем окружении, в соцсетях, на конференциях или курсах, которые вы посещаете.

Профессиональные сообщества в соцсетях и офлайне помогут разобраться в специфике работы и компаниях в вашей сфере. О том, как найти такие сообщества, мы расскажем в следующем уроке.

Друзья и семья — ваша человеческая поддержка. Иногда не хочется никаких карьерных советов и рекомендаций, а нужно, чтобы выслушали, приняли и подбодрили.

Как выбрать стратегию

В среднем в России в 2021 году люди искали работу шесть месяцев и 27 дней. Стратегия поможет придерживаться верного направления, пока вы ищете работу, даже если поиски длятся полгода и дольше. Это ваш навигатор на рынке труда.

Стратегия определяет, когда вам нужно выйти на новую работу, помогает расставлять приоритеты и удерживать фокус — что делать в первую очередь, а что оставить на потом. Так вы сможете работать точечно, прилагая максимум усилий для того, что даст наибольший результат, а не тратить силы впустую.

Специальной науки карьерных стратегий нет, поэтому мы будем называть их, опираясь на временные ограничения: срочной, среднесрочной и долгосрочной.

Срочная стратегия — когда нужно выйти на новую работу через один-два месяца. В этом случае надо активно искать вакансии в открытом доступе и рассылать резюме, а вот искать работу в соцсетях и через знакомых — если останется время. При этом лучше выбирать компании с четко организованными процессами, где быстро принимают решения и мало этапов отбора.

Лейбл заголовка

Такая стратегия подойдет Марии, поскольку ей важно найти надежную компанию, в которой можно научиться, закрепиться и расти. Найти идеальный вариант за короткое время сложно, поэтому Марии следует активно откликаться на вакансии и идти на компромиссы в некоторых организационных вопросах.

Среднесрочная стратегия — когда нужно сменить работу за 1—12 месяцев. Эта стратегия подходит тем, кто собирается выходить на новую работу к определенному сроку, но без спешки. В этом случае можно искать работу мечты, учитывая свои возможности и ограничения.

Лейбл заголовка

Эта стратегия подойдет Ольге. Она выходит из декрета только через несколько месяцев, поэтому может не спеша искать работу с гибким графиком. Ольге нужно использовать все возможные ресурсы и платформы для поиска работы. А еще учитывать небольшой опыт в копирайтинге и, возможно, корректировать идеальное представление о подходящей работе.

Долгосрочная стратегия — когда можно искать новую работу 3—13 месяцев. Эта стратегия подходит профессионалам, которые меняют специализацию. Или ищут компанию «на вырост» — куда возьмут с текущим опытом, но с перспективой роста. Например, когда компании нужен руководитель отдела, но подходящих кандидатов мало, поэтому берут крепкого специалиста с заделом на будущее.

В этом случае часто ищут работу через знакомых, выступления, консультации и рекрутинговые агентства — профессионалов, которые помогают компаниям находить нужных сотрудников. Опытным специалистам с хорошей репутацией на рынке труда иногда даже не нужно резюме — их рекомендуют и приглашают на собеседования, уже понимая, на что они способны.

Лейбл заголовка

Долгосрочная стратегия подойдет Василию. У него есть работа и нет четкого срока, когда нужно выйти на новую. Он может ждать идеальную вакансию сколько нужно, тестировать гипотезы, корректировать стратегию.

Выбирайте стратегию, опираясь на свои цели, сроки, ресурсы и метрики качества. Этапы стратегии могут различаться, но в целом они выглядят так:

  1. Определить более точную цель.
  2. Сформировать критерии подходящей работы.
  3. Составить резюме, портфолио.
  4. Разместить резюме в открытом доступе.
  5. Спросить друзей и знакомых о вакансиях в их компаниях.
  6. Выбрать и изучить вакансии в соцсетях.
  7. Выступить на конференции, собрать дополнительные контакты.
  8. Разослать резюме по всем подходящим источникам.

В задании после этого урока вы сможете выбрать основные этапы своей стратегии, но корректировать и дополнять ее рекомендуем на протяжении всего курса.

Помните, что процесс отбора создан для двух сторон — вы тоже можете им управлять. Например, договоритесь с компанией так: если через 5—8 дней после скрининга вы не получаете письма, то понимаете, что не прошли отбор, и будете искать другую работу. В течение каждого этапа вы оцениваете друг друга: компания вас, а вы — потенциального руководителя, коллег, команду.

Может показаться, что искать работу очень сложно: множество этапов, везде свои правила, условия, тонкости — все нужно помнить и не перепутать. Не пугайтесь, это только на первый взгляд. Вы уже сделали большой шаг в верном направлении — начали составлять собственную стратегию. Она поможет не сбиться с пути, а мы подскажем, как сделать его более комфортным и менее нервным.

Запомнить

  1. Собирайте стратегию каждый раз, когда ищете новую работу. Стратегия поможет сохранять фокус, расставлять приоритеты и не тратить время на то, что точно не подходит.
  2. К поиску работы стоит подходить как к большому делу — проекту. У каждого проекта есть цель, сроки, исходные ресурсы и метрики качества.
  3. Учитывайте в своей стратегии количество этапов отбора в компании, особенно если вам срочно нужно выходить на новое место.
  4. Помните, что вы можете обратиться за поддержкой к друзьям и знакомым, за профессиональной помощью — к карьерным консультантам, менторам, психологам и сообществу.
  5. Каждый этап стратегии требует подготовки, выделяйте на них время.

Что дальше

Когда вы поняли, что ищете, можно переходить к следующему шагу — определиться, где будете искать. В следующем уроке расскажем, где компании размещают вакансии и как найти те, что нигде не публикуют.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
2 урок
Ищем вакансии
Следующий шаг