Что вы узнаете
- Что значит быть продуктивным.
- Почему проблема не во времени.
- Из каких трех компонентов состоит продуктивность.
Что значит быть продуктивным
Спланируем продуктивный день:
- После пробуждения — набор утренних ритуалов: стакан теплой воды, гимнастика, уход за кожей, 10 страниц книги.
- В течение дня — работа, встречи, переговоры. Знакомство с новым человеком, проверка инвестиционного счета, чтение новостей — чтобы быть в курсе. Снова работа, но уже другая.
- Перед сном — изучение английского и набор вечерних ритуалов: медитация, проверка целей, запись в дневнике, развитие новой полезной привычки, еще 5 страниц книги.
И все это строго по графику, чтобы не терять ни минуты.
Примерно такой подход предлагает культ продуктивности. В его основе — идея, что человеку необходимо максимально эффективно распоряжаться своим временем для достижения личных и рабочих целей.
В книге «Бредовая работа» американский антрополог, доктор философии и профессор Лондонской школы экономики Дэвид Гребер писал, что современное ощущение времени как ограниченного ресурса появилось с распространением домашних и карманных часов и совпало с промышленной революцией 18 века. Благодаря технологиям люди смогли точно посчитать время и разделить его на универсальные единицы, которые можно продавать и покупать.
Как только время связали с деньгами, появилось выражение «тратить время», а не просто проводить его. Церковные проповедники стали обучать прихожан беречь время, считая это основой нравственности. На заводах появились часы. Рабочих обязали отмечаться, когда они приходят на работу и уходят с нее. Государственные школы установили четкое расписание со звонками, которое готовило детей к будущей жизни — работе на заводе.
В конце 19 века американский инженер Фредерик Тейлор доказал, что если оптимизировать движения рабочего на заводе и таким образом сократить потери времени, он будет трудиться эффективнее и приносить больше прибыли. Идея личной эффективности распространилась по всему миру, а с развитием культуры потребления и появлением понятия «американская мечта» — когда каждый может достичь успеха и богатства, если будет достаточно усердно работать — идея превратилась в культ.
Ничего плохого в том, чтобы усердно работать, нет. Проблемы возникают, когда здоровые амбиции подменяют «достигаторством», превращая человека в рабочую машину. И когда вместо «хочу» человек размышляет категориями «нужно» и «должен», а усталость и трудности считает ленью и отсутствием дисциплины. Эта машина будет постоянно сбоить, потому что мы устроены сложнее любого механизма.
Мы предлагаем выйти из гонки и по-другому отнестись к продуктивности.
Быть продуктивным — значит успевать все, что вы хотели, и при этом хорошо себя чувствовать.
А еще не откладывать жизнь на потом: проводить время с семьей, общаться с друзьями, бесцельно гулять, смотреть кино, играть в видеоигры и бездельничать, просто потому что вам так захотелось. И не отказываться от других занятий, которые приносят радость и удовольствие, хоть и считаются «непродуктивными».
Мы призываем не делить дела на полезные и бесполезные, эффективные и неэффективные, а организовать время так, чтобы и чувствовать удовлетворение от работы, и получать удовольствие от жизни. И в этом нам помогут техники тайм-менеджмента — науки управления временем.
Почему проблема не во времени
О тайм-менеджменте написаны сотни книг. Открываешь одну, а там 30 секретных техник, которые должны помочь успеть все на свете. Советы дельные, написано последовательно, с примерами — бери и делай. Берешь, делаешь, но ничего не выходит.
Может показаться, что дело в книге — автор взял и наврал, и ничего-то он не знает про секретные техники! Но если присмотреться к контексту, окажется, что дело в другом.
Например, вы решили попробовать технику «помидора» — это метод управления временем, по которому нужно работать короткими интервалами и каждые 25 минут делать перерыв на 5 минут.
Ставите таймер на 25 минут, начинаете работать, но сосредоточиться не получается — голова ватная, глаза слипаются. Возможно, потому что вы не выспались — допоздна смотрели сериал или не могли уснуть из-за стресса. А может, у вас слишком высокая когнитивная нагрузка: по утрам вы учитесь на дизайнерских курсах, а после работы делаете ремонт на кухне. В общем, проблема не в технике «помидора».
Дело в том, что тайм-менеджмент не существует в вакууме, где все условия идеальны. Вокруг него есть контекст — наше состояние.
На вас влияет множество факторов: сон, питание, уровень стресса, состояние здоровья, скорость интернета, шумоизоляция в квартире, погода за окном и другие. Иными словами, если вы голодны, не выспались или болеете, эффективнее сначала поесть, поспать и вылечиться, а потом применять техники тайм-менеджмента.
Работать над своим состоянием и внедрять техники тайм-менеджмента можно параллельно. Ответьте на несколько вопросов из теста ниже, а мы подскажем, как улучшить свое состояние уже сегодня.
На наше состояние особенно влияют сон, питание, физическая активность, уровень стресса и уровень энергии — хорошо ли мы отдохнули. Назовем все это основами продуктивности. Приятная новость в том, что мы работаем с этим каждый день: решаем, что съесть на обед, пить ли еще один кофе, во сколько лечь спать, пойти ли на пробежку. Значит, хотя бы частично можем взять основы продуктивности под контроль, принимая небольшие решения в их пользу.
Об этом говорит и принцип Парето, который звучит так: 20% усилий дают 80% результата. Работа с основами даст нам 80% продуктивности, а техники тайм-менеджмента — остальные 20%. Другими словами, если вы ощущаете, что в вашей жизни что-то не так, дайте себя время это изменить. А когда почувствуете себя лучше, пробуйте техники тайм-менеджмента.
Если у вас все в порядке с основами продуктивности и вы хотите организовать свое время, приступим к изучению деталей.
Из каких трех компонентов состоит продуктивность
Канадский писатель и консультант по вопросам продуктивности Крис Бэйли целый год пробовал популярные техники, а результаты описал в книге «Мой продуктивный год: Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе». К концу проекта он понял, что каждая идея в области повышения продуктивности относится к одной из трех категорий: оптимизации управления временем, вниманием или энергией.
🕔 Управление временем помогает спланировать дела так, чтобы дедлайны не подбирались неожиданно и оставалась возможность вдумчиво поработать и хорошо отдохнуть.
🧠 Управление вниманием помогает концентрироваться на задачах и направлять усилия на то, что вам важно сейчас: работа, отдых или обучение. А еще не отвлекаться и не чувствовать себя потерянным.
💪 Управление энергией помогает заметить, как вы себя чувствуете, от чего это зависит, делать то, что вам лучше всего подойдет в этот момент, и поддерживать нужный уровень энергии на протяжении всего дня или рабочей недели.
Все три компонента вместе дают максимальный эффект. Если вы неразумно распоряжаетесь временем, то неважно, сколько у вас энергии и в какой степени вы сфокусированы. Если не можете сосредоточиться на деле, то даже при четкой организации времени и огромной энергии не добьетесь высокой продуктивности. А если не умеете управлять своей энергией, то не имеет значения, насколько хорошо вы управляете временем или вниманием: вам не хватит топлива, чтобы сделать все запланированное.
Освоив три компонента продуктивности, вы сможете работать осознанно и целеустремленно на протяжении всего дня — а значит, и недели, месяца или года. Научитесь достигать амбициозных целей, не жертвуя своим здоровьем и качеством жизни.
Может показаться, что после этого урока вам необходимо стать супергероем: немедленно изменить пищевые привычки, начать бегать и медитировать, крепко спать, рано вставать и учить английский — прямо как в примере в начале урока. Вот именно так и не нужно.
Изменить образ жизни очень трудно — это не получится сделать ни за неделю, ни даже за месяц. Как раз поэтому мы предлагаем менять что-то понемногу и параллельно. Например, начать проходить курс о питании, постепенно добавлять в рацион больше овощей, чтобы чувствовать себя бодрее, а попутно наводить порядок в делах.
Не торопитесь, постарайтесь подумать об этом как об исследовании, которое вы проводите сами для себя. Наблюдайте и делайте выводы.
В Учебнике выйдут три курса о каждом элементе продуктивности — времени, энергии и внимании. Этот курс посвящен первому — времени. Мы расскажем, как планировать дела в своем ритме жизни, успевать важное и не жертвовать всем остальным.
В основе курса — система организации дел. Она основана на проверенных принципах планирования и управления, поэтому мы рекомендуем пройти весь курс целиком, чтобы ее понять. К этой системе можно подключить любые техники тайм-менеджмента. О некоторых мы поговорим в курсе, но будем исходить из того, что не все могут вам подойти. И если вы освоили систему, то сможете настроить ее под себя и подобрать именно те практики, которые сработают у вас.
В следующих уроках курса мы разберемся, сколько у вас дел, какие из них важные, а какие нет, научимся планировать на день, неделю и месяц и успевать все намеченное в эти периоды.
Как и любая система, наша требует регулярной работы и отладки. Первое время вам может быть трудно и непривычно — о том, как поддержать себя и превратить работу с системой в ритуал, мы поговорим в последнем уроке курса.
Впереди большой путь, но мы постараемся сделать его увлекательным — в курсе много чек-листов, интерактивов и тестов. Они помогут усвоить теорию, опробовать ее на практике и не заскучать.
Запомнить
- Быть продуктивным — значит успевать все, что вы хотели, и при этом хорошо себя чувствовать.
- Тайм-менеджмент не существует в вакууме, где все условия идеальны. Вокруг него есть контекст — наше состояние. На него влияет множество факторов, за которыми стоит следить.
- Каждая идея в области повышения продуктивности относится к одной из трех категорий — оптимизации управления временем, вниманием или энергией. Над ними стоит работать по отдельности, но вместе они дают максимальный эффект.
- Если вы неразумно распоряжаетесь временем, то неважно, сколько у вас энергии и как сфокусировано ваше внимание. Это же правило действует и для энергии, и для внимания.
- Не получится изменить образ жизни ни за неделю, ни даже за месяц. Внедряйте изменения постепенно.
Что дальше
Во втором уроке проведем ревизию собственных обязательств, научимся их приоритизировать и определять те, от которых можно отказаться. А также поговорим о том, как именно это делать, чтобы не навредить коллегам, близким и себе самому.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik