Проблема образования: плохо составленная программа в музыкальной школе

22

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Годы в детской музыкальной школе я вспоминаю с теплотой: меня никто не заставлял заниматься, я сама «горела» и «дышала» этим. Мне попались очень хорошие, неравнодушные и компетентные педагоги, которые подготовили меня к поступлению. Опираюсь я на свой пока что небольшой личный опыт. Хотела бы поделиться мнением, что можно было бы улучшить:

1. Я баянистка. В музыкалке фортепиано было 20 минут в неделю. Это, как вы сами понимаете-очень мало. На баян (основной инструмент) 3 часа в неделю, а на дополнительное Ф-но только 20… Считаю, что занятия нужны 1-2 часа в неделю.

2. У пианистов был второй инструмент, также 20 минут в неделю. Серьёзно, это не дело. За такое время даже самый компетентный и квалифицированный педагог не сможет научить нормально играть.

3. Сольфеджио. Из-за этого предмета многие бросали музыкалку. До 4 класса информации не так много, а примерно в 4-5 классе сразу появляется очень много материала, который ребёнок не может осилить.

Считаю, что нужно как минимум два урока в неделю. Это точная наука, не всем её легко осилить. Надо проводить понятным языком, возможно, даже в игровой форме, не быть сильно строгими с детьми.

4. Нежелание заниматься должно быть поводом для отчисления. В ДМШ нагрузка большая: до 5 дней в неделю. Помню, как перед кабинетом ребята ныли, что не хотят заниматься. Для них это было каторгой и мучением.

В общеобразовательной школе большая нагрузка, более взрослым надо готовиться к экзаменам и поступлению. Дети не должны страдать из-за родительского тщеславия и эгоизма, из-за их амбиций. Не доставляло никакого удовольствия слушать тех, кто просто жмёт на нужные клавиши/кнопки/дёргает нужные струны, а сам играет без души.

Уже самим родителям надо поговорить с ребёнком, решить альтернативу. Если уж ребёнок совсем ничем не хочет заниматься — это повод обратиться к психологу. Музыкалка как вторая школа, во многом. Если не любить это дело-то можно умом тронуться.

5. Музлитература. В училище нам бесплатно иногда дают билеты в театр или на концерт. Почему бы так не сделать и детям?

6. Предметы. Ансамбль-20 минут. Двое-трое человек. Опять, 20 минут-мало, нужно не меньше часа. Я с удовольствием ходила заниматься, учила свои партии. Но были и безответственные ребята, опять те же, кто не хотел заниматься. В выпускном классе я уговаривала преподовательницу: «Уж лучше поставьте меня с первоклашкой, чем с ним. Он ничего не выучит, и вообще он плохо играет».

Про хор тоже много чего можно сказать… Много народу, от пятиклашек до выпускников. Разные данные, уровень подготовки, в конце концов желание. В училище я узнала, что оказывается, есть интересные для хора произведения, а не «травка зеленеет». Любимчики…

7. Подготовка к школе стоит больших денег, не каждый может себе позволить. Перед поступлением будущий первоклассник выдерживает довольно-таки сложный экзамен. Инструмент на прокат также дорогой.

Возможно, у кого-то было по-другому, это мой личный опыт.

  • AnnaВсе так. Я бросила из-за сольфеджио0
  • Luna MoonlightAnna, для меня сольфеджио был единственным предметом, который я любила и занималась с удовольствием. Самым ужасным был хор3
  • BelochkaЯ бы ещё добавила, что бОльшая часть домашней подготовки вешается на родителей, даже если они в музыке ноль. Требуют следить, чтоб ребёнок не только выучил но и правильно играл. Например мне медведь наступил на оба уха, и я физически не могу "услышать" правильность. Это создаёт большие проблемы и недовольство преподавателя.2
  • Su6ami YaBelochka, наймите репетитора и не будет никаких проблем0
  • Александра ВитманнПрочитала какую-то .... странность. Главное: музыкальная школа - абсолютно бесплатное образование. Здесь с Вас даже на шторы собирать не будут. И надо это образование в Красную книгу занести, так как в музыкальных и художественных школах осталось лучшее от советской эпохи: кропотливый труд педагога над талантами детей. Да, это второе начальное образование и нужно думать необходимо оно или нет и относится к этому решению ответственно. Потому что кому-то, кто носит в себе музыку оно необходимо как воздух, а кому-то, кто к музыке не склонен - даже вредно. Дорогостоящая подготовка - это Ваш частный случай и частный опыт. В моем случае подготовка не стоила ничего. Дорогая аренда инструмента? Скажу так, что стоимость аренды у нас росла год от года, и как только стало ясно, что учеба не будет заброшена, инструмент был приобретен. Покупка музыкального инструмента хорошего качества - это всегда хорошее вложение средств. И стоит оно не больше чем вложения в канцелярию и школьные принадлежности, которые нельзя продать после использования. Спортсмены, художники так же тратятся и немало. Насчёт посещения спектаклей и концертов согласна. В советские времена была система контрмарок (места без мест) и входных билетов на стоячий просмотр (на практике почти всегда можно было сесть, так как кто-то не пришел или дорогие места не продались, а если такого не случалось, то в проход выставлялись дополнительные стулья). Стоили эти выходные документы сущие копейки, приобрести их могли студенты художественных училищ и ВУЗов , ученики музыкальных и художественных школ, по предъявлению справок или ученических, студенческих билетов. Считаю, что нужно возродить эти льготы. Хотя, как завсегдатай концертных залов, могу сказать что у нас в Петербурге проходит масса высококачественных бесплатных концертов при пустых залах. Насчёт времени на обучение ОКФ или второго инструмента: конечно, сокращение часов в профессиональной программе подготовки музыкантов - это вред и полный абсурд. Сделали для экономии и теперь на теорию музыки студент, который не занимался по классу фортепиано просто не имеет шансов поступить. Это плохо. Насчёт, сольфеджио. Это музыкальная математика. Если ученик не тянет сольфеджио то два пути: либо отчисление (и это честно, если учится не хочется), либо репетитор. Если хочется просто играть на инструменте, то можно пойти в ДК, сольфеджио там не будет. Играть как обезьянку научат. Почему-то в общеобразовательной школе всем приходится изучать математику, даже будущим переводчикам и юристам, которым никогда не понадобятся ни интегралы, ни вектора. Хор, ансамбль, оркестр, композиция - все это зависит от конкретного преподавателя и да, от коллег-соучеников тоже. Я бы не обобщала и не делала далеко идущие выводы. Самое неприятное впечатление от Вашей статьи: это диссонанс заголовка и содержания. И практически полное отсутствие каких-либо предложений. Насколько я поняла, школа позволила поступить Вам в музыкальное училище. При этом, благодарности за этот дар - ноль.2
  • Поющая в коровникеAnna, а всего-то надо было его правильно преподавать. Не вам надо было, конечно, а учителю. При правильном подходе этот предмет становится самым любимым.4
  • Поющая в коровникеLuna, а меня музлитра бесила незапоминаемыми датами и инвенциями Баха, которые все одинаковые, особенно если слушать их, засыпая, в 16:00 третьим уроком после спецухи и сольфеджио, не считая шести уроков общеобразовалки и когда при этом встала в 7:30, а легла в 3:40, когда по телеку закончился любимый хит-парад.2
  • Поющая в коровникеBelochka, да? Со мной никто ни разу не сидел. Хотя все в семье были музыкантами и могли помочь. А я с дочерью сижу - иначе её при всём энтузиазме можно сразу отчислить. И учителя говорят: "Хоть на вас можно положиться" - то есть я чуть ли не одна на всю школу такая вовлечённая.3
  • Поющая в коровникеАлександра, абсолютно бесплатное? Я об этом узнала только год назад, когда у сестры в Питере сын в первый класс пошёл. В нашем городе музыкальная школа - муниципальная - была и остаётся платной. В прошлом году было 1400 в месяц и для первоклассников 2000 разовый взнос за зачисление. Когда мы с сестрой учились, папа на каждую тройку ворчал, мол, деньжищи трачу, толку ноль. Обе на круглые пятёрки в итоге закончили. И я даже потом музыкой заработала достаточно, чтобы папе заявить: "Держи свои "деньжищи" обратно, я их уже отбила". Бесплатно в нашей музыкалке училась только наша двоюродная сестра, у которой: 1) мама преподавала в этой же школе; 2) у этой мамы была инвалидность по чему-то там эпилептическому; 3) у этой мамы ребёнок был, а мужа никогда не было. Такое вот комбо из блатных, больных и малообеспеченных. Мы с сестрой под это уже не проходили, несмотря на тётю-учительницу и папу-настройщика.4
  • СофаАлександра, заголовок за меня дописала редакция Я с вами во многом согласна1
  • Поющая в коровникеПункт 4 - категорическое нет. Даже у отличников (за упоротых фанатиков не скажу - но в моей семье все учились добровольно и все под моими словами подпишутся, тк не раз обсуждали) классу к 4-5-му возникает "чёрт бы побрал Карла Черни, оставьте меня наедине с песнями Мурата Насырова (или чья там лирика в этот момент популярна)" - и систематическая неготовность к урокам. Если всех в этот момент взять и разогнать, школу будут заканчивать два фанатика в год. Пункт 5 - ок, у нас как только приезжал хоть кто-то из Владивостока, кто учился в самой настоящей консерватории, билеты в самый, так его, дальний неотапливаемый ДК вручались всем ученикам и их родителям в добровольно-принудительном порядке. В день концерта у входа стояла МарьСтепановна которая по эстетике и отмечала присутствующих. Из-за этого от поездки на двух автобусах через весь город нельзя было откосить даже в минус 20 и с рукой в гипсе. Впрочем, сопровождавшая меня бабушка и правда кайфовала. Мне же в 9 лет двухчасовой фортепианный концерт было ту мач. Держалась из приличия. На сегодня оттуда не помню - и уже через час после концерта не помнила - примерно ничего. Пункт 7 - вообще сплошное "Шта?" Мне в 1990-м бабушка купила пианино - потому что фамильное стояло у второй бабушки, а жили мы тогда у этой. Да, расходы. Один раз таки надо, чтобы всю жизнь в доме было. Просто совпало с "оттягивать некуда: ребёнка в школу уже приняли". Если бы не это, дед всё равно купил бы его себе годом-другим позже. Репетиторы? Да ладно? Меня в том же 1990-м тётка на всякий случай послушала, сказала "фиг с тобой, пройдёшь" - я на прослушивании исполнила вообще не то, что тётке (а меня никто и не предупредил, что надо что-то подготовить, а не импровизировать) - и прошла. Дочь вчера прошла в допнабор (к основному набору просто далеко была) в питерскую музыкалку. Ну, пианино я купила. Тоже потому что "рано или поздно бы и так взяла, но тянуть некогда". Ну, посидели с ней недельку, позанимались. Бесплатно. Короче, у вас как-то очень уж индивидуально. Или у нас.2
  • Александра ВитманнПоющая, значит, зависит от регионов. Я училась в Москве и Петербурге, на бюджетном отделении. Да, абсолютно бесплатно.0
  • Поющая в коровникеАлександра, вот и мне питерские друзья рассказывали - а я дико удивлялась.1
  • СофаПоющая, 7 пункт. Баян, аккардеон, балалайка, гусли, домра, скрипка, флейта-мягко сказать очень дорогие инструменты.0
  • Поющая в коровникеСофа, но это расходы на один раз. Более того, обычно ребёнок решает учиться игре на баяне, проникшись исполнением отца или деда. У которого баян уже есть.1
  • СофаПоющая, я сама баян выбрала, потому что мне понравилось как он звучит0
  • АннаПоющая, на один раз? Скрипка подбирается по росту, точнее, по длине рук. Ребенок вырос - нужен новый инструмент. Нам педагог посоветовал магазин, где можно сдать скрипку, когда покупаешь размер побольше, и доплатить разницу. Но я понятия не имею, насколько это распространенная практика.1
  • Татьяна МаковееваВ Москве обучение в муз школе сейчас стоит примерно 1500 в месяц. Т е весьма символически. При этом много музыкальных школ попали под программу обеспечения новыми муз.инструментами, и ученики имеют возможность брать эти инструменты совсем по символической цене амортизации. Но если родители привели ребёнка не просто потусоваться и хорошо провести время в музыкальной школе, а с целью вложиться в развитие и будущее своего ребёнка, как правило купить инструмент, учитывая практически бесплатное муз.образование - это нормально. Качество образования, конечно, прежде всего зависит от педагогов и конкретной образовательной организации.0
  • Джурабеков АлександрЯ практикующий музыкант, автор музыки и песен, добавлю свои пять копеек. Я сам гитарист, играю на электрогитаре, классике, басу, барабанной установке. Музыкальную школу не окончил по причине, что там мне не давали тот материал, что я хотел изучать, меня заставляли играть кузнечика и во саду ли в огороде, об аппликатурном мышлении и принципах игры речи вообще не шло. Сейчас по пунктам: 1. Основной инструмент. В первую очередь необходимо ставить технику игры на материале, который интересен ученику, иначе интерес к игре пропадает т.к. ученик не учится выражать звук, который играет внутри него, вместо этого его учат унылым этюдам и пьесам, которые в повседневной жизни не звучат ни из одного динамика. Вместе с постановкой рук надо сразу же учить гармонию, т.е. квинты, кварты и терции. Это даст основу для повседневного музицирования и ученик уже САМОСТОЯТЕЛЬНО начнет играть гармонии любимых муз.произведений. 2. Сольфеджио. Не нужно давать очень много теории. Для понимания как на практике сочинить мелодию к гармонии нужно лишь хорошо знать мажорную и минорную гамму и их аппликатуры, остальное все вариации по гармонии. Научить пользоваться кварто квинтовым кругом. Знать, какие ступени дают аккорду характер и окрас. Эти знания должны быть твердыми и их нужно уметь применять на своём инструменте. Я как музыкант рок группы часто сталкивался с учениками музыкальной школы и каждый раз они были профнепригодны как участники музыкального коллектива. Это: отсутствие ритма, неумение сочинить партию в готовый музыкальный фрагмент, неумение сочинить риф или мелодию.2
  • Александр КудрявцевДжурабеков, вы не путайте два разных рода музыкального искусства. Как-то так. Да, «знание аппликатуры» к сольфеджио относится приблизительно так же, как велоспорт к тяжелой атлетике — никак. Вообще-то, «сольфеджирование» — это пение с названием нот. И всё. Да, «математики» в сольфеджио (как таковом) никакой нет, а трудности возникают только потому, что в курс сольфеджио в музыкальной школе включается прохождение минимума сведений из элементарной теории музыки. Как-то так.0