На борту «Плавучего университета»: как студенты ходят в морские экспеди­ции и совершают открытия
Кто помогает
1K
Фотографии — Плавучий университет

На борту «Плавучего университета»: как студенты ходят в морские экспеди­ции и совершают открытия

Один день аренды судна стоит около 1 000 000 ₽, но для участников все бесплатно
5
Аватар автора

Наталья Степанова

растит новое поколение океанологов

Аватар автора

Мария Пассер

мечтает об экспедиции

Страница автора

Число молодых ученых в России с 2010 по 2019 год уменьшилось почти на 20%.

Одна из причин, почему выпускники не остаются в науке, — непонимание, чем конкретно занимаются ученые, как влиться в эту сферу и найти первую работу. Я выросла в семье океанологов и с детства знала о противоположной проблеме: как непросто ученым найти себе в коллектив увлеченную молодежь.

Чтобы помочь обеим сторонам, я вместе с единомышленниками начала развивать проект «Плавучий университет». Он помогает студентам отправиться в морские экспедиции и под руководством опытных наставников провести свои первые исследования. Расскажу, чем занимаются участники в экспедициях на научно-исследовательских судах и многие ли выпускники программы остаются в океанологии.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «Кто помогает». В ее рамках мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре рассказываем о мигрантах, а в сентябре и октябре — о развитии науки. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

Как пришла в профессию и обнаружила в ней проблемы

Я родилась в Калининграде в семье физтехов-океанологов, еще в школьные годы родители брали меня в экспедиции. Уже в начальной школе я вместе с их Лабораторией прибрежных систем выезжала изучать прибрежные лагуны на побережье Балтийской косы или в немецкий город Цингст. В этих поездках участвовали не только ученые, но и студенты вузов — мы помогали исследовательским группам. Я собирала метеоданные и составляла сводки.

Я пошла по стопам родителей: в 2011 году окончила обучение на кафедре термогидромеханики океана в Московском физико-техническом институте, МФТИ. В 2015 году защитила кандидатскую и стала заместителем заведующего этой кафедрой.

Тогда я увидела, что выпускники университетов по нашим специальностям не задерживаются в науке, а из других сфер — не приходят к нам. При этом океанолог — замечательная и романтичная профессия, а государство к тому моменту уже начало активно поддерживать науку. Так, по президентскому указу, оклад научных сотрудников должен превышать средний по региону как минимум в два раза.

Мне захотелось создать систему, которая помогла бы привлечь молодежь и удержать ее в океанологии.

Эта проблема волновала и других молодых ученых — недавно защитившихся кандидатов, которые становились самым младшим звеном в своих институтах. Наши научные «мамы» и «папы» привлекли нас и помогли пройти путь до защиты кандидатских.

Теперь же ответственность за следующее поколение ученых ложилась на наши плечи. Нам нужно было выстроить систему, в которой студенты узнавали бы о профессии океанолога и знакомились с работодателями.

В 2017 году вместе с коллегами из Института океанологии мы стали делать Зимнюю школу «Плавучего университета» — что-то вроде дня открытых дверей. Три дня на встречах со студентами выступали ученые и рассказывали об актуальных исследованиях в нашей области в направлениях физики, биологии, химии, геологии и техники. Тогда мероприятием заинтересовались в основном те, кто уже был связан с океанологией, — пришло больше 40 человек. Мы поняли, что у идеи есть потенциал.

Формат оказался востребованным и в других научно-исследовательских организациях, потому что они тоже испытывали кадровый голод. С тех пор проводим Зимнюю школу ежегодно. В 2025 году она пройдет в 10 городах  по 40 научным направлениям.

В старших классах я тоже участвовала в экспедиции в Германии вместе с лабораторией Атлантического отделения института океанологии
В старших классах я тоже участвовала в экспедиции в Германии вместе с лабораторией Атлантического отделения института океанологии
Мне и студентам вузов давали посильные задачи
Мне и студентам вузов давали посильные задачи

Как начали проводить научные рейсы

С 2017 года вместе с молодыми учеными и выпускниками физтеха — сотрудниками Атлантического отделения Института океанологии — мы стали проводить первые экспедиции. Устраивали конкурсный отбор среди студентов МФТИ, подбирали для них научных руководителей и выезжали в рейсы на маломерных судах.

Участникам объясняли цели и задачи и поручали маленькое научное исследование, чтобы они попробовали себя в науке. Эту программу финансировал Фонд целевого капитала МФТИ  . В первом рейсе было пять студентов, в последнем — около 30 молодых ученых, 18 из них — студенты. Экспедиция длилась 14 дней: первую неделю посвящали полевым работам, а вторую — обработке данных и отчетной сессии.

Наши первые экспедиции проходили на маломерных судах. Этот снимок сделан в 2019 году
Наши первые экспедиции проходили на маломерных судах. Этот снимок сделан в 2019 году
А эта экспедиция прошла в 2020 году
А эта экспедиция прошла в 2020 году

В 2021 году нашу программу поддержало Министерство науки и высшего образования. Это позволило пригласить студентов со всей России. При поддержке Института океанологии имени П. П. Ширшова и МФТИ 54 человека — молодые ученые и студенты — впервые вели самостоятельную экспедицию на большом судне.

Привлекали студентов в морские исследования и другие российские научные коллективы — на 2017 год похожих проектов было уже 11. Постепенно мы познакомились друг с другом и разработали единую концепцию Всероссийской научно-образовательной программы «Плавучий университет». В 2023 году создали координационный центр, а я стала его директором. Теперь отвечаю за реализацию и развитие всей программы. На 2024 год в ней участвуют 46 организаций со всей России.

Как проходит первый этап отбора

Первым этапом «Плавучего университета» стала та самая Зимняя школа. Мероприятие длится три дня и проходит в институтах и университетах в городах России, где есть мореведческие организации. Их представители динамично и увлекательно рассказывают, чем занимаются и каких специалистов ищут себе в коллективы.

Студенты могут посетить интересующую лабораторию, узнать о научных проектах, познакомиться с учеными и оценить, хотят ли там работать. А еще они получают шанс взглянуть на науку изнутри и послушать рассказы тех, кто ей занимается: например, ходит в экспедиции в океан или сидит в лабораториях и моделирует климат.

Для участия в Зимней школе нужно пройти отбор. На сайте мы публикуем информацию о руководителях научных треков. Студенты выбирают интересные им направления и пишут мотивационные письма.

Научные руководители оценивают, насколько программа их трека поможет кандидату в достижении его научных целей. Обращают внимание на специальность и мотивацию.

Обычно к нам приходят студенты естественно-научного профиля, но податься могут и учащиеся других направлений — главное, обосновать, зачем это нужно. Прием заявок на 2025 год закончится 22 ноября.

Ежегодно мы получаем от 2000 до 3500 писем и отбираем около 1000 претендентов. Из них к занятиям присоединяются примерно 800. Для участников школа бесплатная, но они сами покрывают расходы на проезд до места, проживание и питание.

Что требуется от участников на втором этапе отбора

После Зимней школы студенты могут претендовать на участие в экспедициях или стажировках. До середины весны они вновь пишут заявки и объясняют, почему хотят присоединиться к конкретной команде исследователей.

Научные руководители читают их и оценивают, насколько кандидат подходит для работы над задачей с точки зрения его навыков и мотивации. На город проживания обращаем внимание, но это не решающий фактор: рады, если студенты из Калининграда поедут исследовать Дальний Восток, и наоборот.

Студенты могут посмотреть описание научных задач каждой экспедиции и выбрать интересные для себя. Источник: сайт проекта
Студенты могут посмотреть описание научных задач каждой экспедиции и выбрать интересные для себя. Источник: сайт проекта

Претендентов из шорт-листа приглашаем на онлайн-собеседования. На созвоне студент и научный руководитель обсуждают предстоящую экспедицию и оценивают, сработаются ли.

Непростой и многоэтапный процесс отбора позволяет научным сотрудникам вовлеченно подойти к отбору кандидатов, а претендентам — сформулировать свои цели в науке. В среднем мы получаем около 400 заявок на участие в экспедициях. В 2024 году отобрали каждого четвертого — 105 кандидатов. Они попали в один из пяти рейсов в Арктику, Балтийское море или вокруг берегов Камчатки.

Если институт с научным руководителем находится в том же городе, где живет участник, он может посетить его и пообщаться вживую. В ином случае подготовка к поездке идет онлайн. Участникам предлагают, например, прочитать список литературы или скачать и освоить какие-нибудь программы.

А еще важно настроиться на непростую работу — при качке, на ветру, вдалеке от привычных условий.

Аватар автора

Александр Осадчиев

берет учеников в экспедиции

Страница автора

«Мы со студентами открыли новое течение»

Я окончил механико-математический факультет МГУ в 2009 году. К концу обучения устал от математических абстракций, но процесс занятий наукой привлекал меня. С детства меня манили путешествия, и я решил попробовать себя в чем-то более конкретном — науках о Земле. Поэтому решил заняться физикой моря  и устроился работать в Институт океанологии РАН.

Мне повезло с первых дней: я попал к хорошему научному руководителю и в сильную научную группу, которая работала над передовыми исследованиями. В 2013 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2021 году — докторскую. Уже 15 лет работаю в океанологии, и мне это нравится.

В какой-то момент захотелось создать и развивать свою научную группу. Но я не понимал, где искать заинтересованных и одаренных студентов, которые бы потом оставались работать в науке. В Институте океанологии я познакомился с Наташей Степановой. Возникла идея соединить студентов профильных вузов с сотрудниками Института океанологии и других мореведческих организаций. Так зародился «Плавучий университет».

Первая экспедиция на большом судне в 2021 году. Фотография: личный архив героя
Первая экспедиция на большом судне в 2021 году. Фотография: личный архив героя
Студенты наблюдают за белым медведем. Фотография: личный архив героя
Студенты наблюдают за белым медведем. Фотография: личный архив героя

Мы полноценно занимаемся наукой, как и в обычных экспедициях: выдвигаем гипотезы, составляем план работ, ставим конкретные задачи и проводим измерения. Наши исследования — часть большого научного пути. У нас есть магистральные задачи, которыми ученые занимаются годами, и подзадачи — их мы стараемся решить в отдельной экспедиции.

Обычно я даю каждому студенту небольшое задание, чтобы он мог справиться с ним за рейс. Это будет его скромным вкладом в науку.

Например, мы вместе со многими институтами из России и других стран занимаемся вопросом взаимодействия теплых атлантических и холодных арктических вод в Северном Ледовитом океане. Это позволит лучше прогнозировать ледовые условия, а значит, прокладывать более быстрые и безопасные маршруты ледоколов в российской Арктике.

При планировании ледокольных путей в первую очередь учитывают прочность льда. Она зависит от его толщины и сплоченности  , которые можно установить по спутниковым снимкам. Еще один важный фактор — соленость: пресный лед гораздо прочнее, чем соленый. Но этот параметр сейчас не учитывают, потому что его сложно рассчитать.

У меня родилась идея методики, которая позволит прогнозировать соленость морского льда в Арктике. В 2021 году через «Плавучий университет» я нашел двух студентов, и мы стали работать над этой темой вместе с еще одним научным руководителем, Михаилом Криницким. В результате создали алгоритм, который позволяет рассчитывать соленость льда по спутниковым данным.

Зимой 2023/24 года при поддержке «Совкомфлота» провели первичное тестирование системы и убедились в ее эффективности. Так, по более соленому льду суда ходили на 10% быстрее, чем по пресному. Один из студентов защитил по этой теме магистерскую работу и стал аспирантом.

Пока наша методика требует более серьезных проверок. Но я полагаю, что мы движемся в правильном направлении.

В последние годы правительство России планирует обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути  . Стране важен транзитный путь в Азию, но сейчас восточнее Енисейского залива ледовые караваны зимой и весной ходят лишь эпизодически. Наш продукт поможет решить эту проблему.

Мы надеемся, что им заинтересуются крупные игроки, помогут протестировать его в условиях реальной навигации и будут его использовать.

В 2021 году мы со студентами открыли новое течение на севере Карского моря. Раньше этот район почти всегда был покрыт льдом, из-за чего там почти не проводили масштабные исследования. Мы пришли в удачный безледный сезон и с помощью измерений обнаружили теплое поверхностное течение длиной около 700 километров. Это еще один показательный результат наших экспедиций.

Для нас важно, чтобы студент провел с нами хотя бы один-два года и защитил курсовую работу и диплом. В первые же годы стараемся найти гранты, чтобы трудоустроить ребят: тогда они продолжат заниматься наукой, в идеале — с нами. По моим оценкам, так случается в каждом втором случае. Еще часть участников продолжает научную карьеру в других местах.

Чем студенты занимаются на борту и после экспедиции

Экспедиции проходят летом и длятся от двух недель до полутора месяцев. За год до полевого сезона, который стартует в мае, научные организации подают заявки на участие в экспедициях в Министерство науки и высшего образования. В них команды объясняют, что, где и каким образом планируют делать, и обосновывают актуальность задачи. Заявки проходят рецензирование в Академии наук, а после командам выделяют судосутки  .

По такому же принципу и команды ученых попадают в экспедиции «Плавучего университета». В рейсе они решают свои фундаментальные или прикладные исследовательские задачи, но при этом готовы отдать часть времени и энергии студентам. Последних вовлекают в реальный рабочий процесс: учат работать с приборами, собирать полевые данные, анализировать, писать научные тексты и выступать с результатами.

У каждой экспедиции есть своя научная цель, которая связана с исследованиями океана, его дна или атмосферы над ним. Например, команда «Тихоокеанского Плавучего университета» из 15 ученых и 25 студентов оценивала состояние прибрежных экосистем в морях на Дальнем Востоке. А 12 ученых и 15 студентов «Плавучего университета Юнеско-МГУ» изучали особенности рельефообразования, накопления осадков и других явлений на севере Баренцево-Карского шельфа.

Каждый участник получает свою зону ответственности. Благодаря этому становится самостоятельнее и понимает, что значит трудиться в команде и как добиваться результата. После экспедиции студенты остаются на связи с наставниками и вместе работают над исследованиями, чтобы презентовать результат на профильной конференции.

Это обязательный этап, который завершает программу. Так студенты учатся выражать свои мысли в тексте и писать научные тезисы, а главное — доводить исследования до конца. В научном мире важно не просто сходить в экспедицию, что-то померить и удовлетворить интерес, а показать профессиональному сообществу результаты работы.

Министерство науки и высшего образования уже пятый год продолжает поддерживать наши экспедиции. Его основной вклад — выделение судов самим ведомством или Росгидрометом  . Сутки аренды с учетом расходов на топливо и экипаж стоят около 1 000 000 ₽. Благодаря поддержке министерства студенты не платят за проезд до экспедиции и обратно, а также за пребывание на судне.

Какие у нас результаты

С 2017 по 2024 год полный цикл программы прошел 231 человек. В 2023 мы провели среди них опрос, чтобы убедиться, действительно ли «Плавучий университет» справляется с задачей привлечения кадров в науку. Вдруг ребята сходили в экспедицию, получили классный опыт — и устроились в банк? Оказалось, что больше 80% наших выпускников остаются работать в науках о Земле — это хороший результат.

Наш проект помогает научным руководителям создавать свои исследовательские группы и развивать науку в регионах. Молодые кадры получают не только Москва и Петербург: студенты знакомятся с институтами по всей стране — и сотрудничают удаленно или переезжают в другие города.

В университетах открываются лаборатории, где трудятся наши выпускники. Например, МФТИ впервые в России поддержал новое направление «Машинное обучение в науках о Земле», а программа помогла привлечь в лабораторию студентов и аспирантов.

После экспедиций часть выпускников программы остается работать со своими наставниками, участвует в подготовке научных статей, которые печатают высокорейтинговые научные журналы. Так, с 2021 по 2024 год по результатам экспедиционных работ вышло 19 статей, 13 из них — в соавторстве со студентами. Это свидетельствует о хорошем уровне исследований.

Также в рейсах совершают научные открытия — например, обнаружили новый вид водорослей и неизвестное ранее течение.

А еще мы знакомим ребят между собой. Важно, чтобы будущие ученые понимали, где работают профессионалы в их сфере. Здорово, если они будут знать, что на Камчатке есть Петя, в Калининграде — Вася, в Москве — Ира, и вместе в будущем сделают мультидисциплинарный проект.

Аватар автора

Илья Копышов

отправился в море на первом курсе

Страница автора

«Большой труд и бессонные ночи прошли не зря: мы собрали много ценной информации»

С седьмого класса я увлекался подводной робототехникой: мне нравилось что-то делать руками. Получалось неплохо: с командой ездил на всероссийские и международные соревнования, занимал призовые места.

К концу одиннадцатого класса стал понимать, что мне интересно изучать что-то неизведанное и узнавать, как все устроено. Поэтому в 2020 году поступил на кафедру термогидромеханики океана в МФТИ. На 2024 год окончил бакалавриат и учусь на первом курсе магистратуры.

На собеседовании в институт я познакомился с Натальей Борисовной, которая рассказала, что на программе «Плавучий университет» можно заниматься исследованиями еще до окончания учебы.

Это привлекло меня: хотелось делать что-то важное и приносить пользу уже во время учебы.

После первой же сессии я подал заявку и попал в Зимнюю школу. На выбор были три трека, я остановился на обработке данных: решил, что это простая для новичка тема. Три дня с утра до вечера слушал лекции: было интересно, я познакомился с людьми, с которыми до сих пор общаюсь и работаю.

После я написал мотивационное письмо для участия в экспедиции и попал на собеседование. Его проводили несколько научных руководителей — они решали, с какими студентами хотят работать. Я получил только одно приглашение. Задача касалась сейсмики океана — я ничего об этом не знал, но подумал: интересно разобраться.

Экспедиция проходила летом 2021 года. Мой научный руководитель в последний момент заболел коронавирусом и не смог приехать. Об этом я узнал уже на судне в стартовой точке — Архангельске. Тогда меня взял под крыло другой ученый.

Вместе с его отрядом мы исследовали внутренние волны. Для меня было открытием, что волны образуются не только на поверхности, но и в толще океана. При этом их высота может достигать первых сотен метров в отдельных частях океана. Для изучения этих явлений мы проводили измерения одновременно несколькими приборами и получали характеристики температуры и солености на разных горизонтах.

Процесс меня увлек, и я выяснил много нового. Так, мы зарегистрировали волну высотой более 40 метров при общей глубине 100—120 метров. Для меня и других ребят это было фантастикой.

Мы работали много и интенсивно. Невозможно спрогнозировать точно, когда произойдет интересующий нас процесс, поэтому всегда нужно оставаться начеку. Бывало, что научный руководитель посреди ночи поднимал нас проводить измерения. Однажды после особенно изнурительного трудового периода я спал несколько суток и просыпался только поесть.

По вечерам ученые читали лекции о сферах своей деятельности — например, о цунами или приливах. Их рассказы расширили мои знания об океанологии. В конце экспедиции студенческие отряды тоже выступали — делились результатами работы.

В сентябре 2021 года мы вернулись из рейса. Через месяц мой научный руководитель устроил меня к себе в лабораторию в Морской гидрофизический институт в Севастополе. Я удаленно занялся анализом собранных данных.

Полученные в экспедиции измерения мы обрабатывали два года. В процессе я убедился, что большой труд и бессонные ночи прошли не зря: мы собрали много ценной информации. В декабре 2023 года выпустили статью по одному из исследованных регионов.

В лаборатории я работаю до сих пор. Мы продолжаем заниматься темой внутреннего волнения океана. С научным руководителем встречаюсь несколько раз в год — на конференциях и других выездах. В основном общаемся по телефону, в мессенджерах или по почте.

Я побывал еще в двух рейсах «Плавучего университета». В 2023 году ходил из Мурманска в Баренцево и Карское моря, а в 2024 году — по пяти северным морям, из Архангельска в Тикси, поселок в Якутии.

В последний раз я уже сам выступал в роли помощника научного руководителя для двух студентов. Основную часть времени делился знаниями с ними, а не проводил свои измерения. Также я впервые участвовал в выборе районов работ для нашего отряда. Для меня такое планирование — новый уровень.

Благодаря «Плавучему университету» я нашел научного руководителя, работу и уже добился первых результатов в океанологии. Я много выступаю на конференциях в разных городах и получаю экспедиционный опыт — все это сильный буст для научной карьеры.

В будущем планирую защитить кандидатскую диссертацию по теме, над которой работаю, дальше развиваться в науке и участвовать в новых экспедициях.

Что мы планируем улучшить

Сейчас мне интересно расширить вклад «Плавучего университета» и выстроить трек в науках о Земле от школы до защиты кандидатской диссертации. С командой и партнерскими организациями мы уже начали вовлекать старшеклассников в профессию океанолога, рассказывать им, чем занимается такой специалист и в каких вузах для этого нужно учиться.

С 2024 года мы стали приглашать в «Плавучий университет» школьников. У них нет специальных навыков и образования, поэтому решающую роль при отборе играют целеустремленность и осознанность выбора. Берем тех, кто смог внятно сформулировать, для чего ему нужно попасть в Зимнюю школу и экспедицию.

Научные треки нацелены в основном на старшеклассников, но жестких ограничений по возрасту нет. Так, в 2024 году в треке для школьников во ВНИРО  участвовал 11-летний исследователь. А в экспедицию по Балтийскому морю, организованную БФУ им. И. Канта  и Атлантическим отделением Института океанологии РАН, отправились четыре старшеклассника.

С 2024 года планируем сделать специальную программу для наших выпускников. У них уже есть опыт работы в научных коллективах, и они сталкиваются с одинаковыми проблемами. Их волнует, как выигрывать гранты, справляться с большими текстами вроде статей и диссертаций, эффективно взаимодействовать с научным руководителем.

Три дня будем работать над софт-скиллами, обсуждать научное академическое и научно-популярное письмо, пригласим спикеров от индустрии. Хотим сформировать профессиональное комьюнити из выпускников, благодаря которому им будет проще создавать совместные проекты.

Мы ожидаем, что наши выпускники будут добиваться успехов в науке, становиться руководителями грантов и таких же экспедиций. Надеюсь, через пять лет мы увидим прирост кандидатских диссертаций в сфере океанологии — а значит, наша программа действительно работает.

Как попасть в «Плавучий университет»

В проекте ждут школьников, бакалавров и магистров, которые хотят связать жизнь с океанологией. Чтобы принять участие, нужно подать заявку: предоставить анкетные данные и написать мотивационные письма для каждого интересующего трека.

Мария ПассерА что помогло бы вам влиться в профессию, которой вы учились в вузе?
  • СВКакое оборудование и лаборатории есть на исследовательских судах? Если ничего грандиозного, то с таким же успехом студентов можно засылать по 1-2 человека на торговцев.0
  • ЙцукенбергМне бы помогли деньги! Это так привлекательно делать что-то полезное и важное за деньги. Деньги помогли бы привлечь и удержать меня.3
  • Мария ПассерСВ, это те же исследовательские суда, на которых ходят в море ученые-океанологи, так что оборудование — ровно то, что нужно для исследований в этой сфере.4
  • СВМария, а вы так и не ответили на мой вопрос. Решил я сам найти ответ и выбрал одно судно с вашего сайта "Профессор Молчанов" и нашлись такие вот фото судовой "лаборатории", очень впечатляет.0
  • PlrnkКлассно! Когда я учился в РГГМУ 2005-2012 (океанология), у нас практики были или на суше (Приморск Лен.Обл.), либо редкие короткие выезды на моря (Белое на неделю, Балтика на неделю). При этом всё это оплачивалось никак, перспектив тоже не было, океанолог на Академике Федорове в 2010ом получал около 40к даже за полярным кругом, когда механик-дизелист в первый год работы там же получал от 150к. Правда, мне удалось пробиться в экспедицию в Антарктиду, но геофизиком, зимовка в 2009 на Новолазаревской. И я там был первый и последний студент за много лет от Гидромета. Так что в универах побогаче жизнь есть даже на непопулярных специальностях, а где ВУЗ попроще - надо за всё бороться)3
Вот что еще мы писали по этой теме