На борту «Плавучего университета»: как студенты ходят в морские экспедиции и совершают открытия
Число молодых ученых в России с 2010 по 2019 год уменьшилось почти на 20%.
Одна из причин, почему выпускники не остаются в науке, — непонимание, чем конкретно занимаются ученые, как влиться в эту сферу и найти первую работу. Я выросла в семье океанологов и с детства знала о противоположной проблеме: как непросто ученым найти себе в коллектив увлеченную молодежь.
Чтобы помочь обеим сторонам, я вместе с единомышленниками начала развивать проект «Плавучий университет». Он помогает студентам отправиться в морские экспедиции и под руководством опытных наставников провести свои первые исследования. Расскажу, чем занимаются участники в экспедициях на научно-исследовательских судах и многие ли выпускники программы остаются в океанологии.
Кто помогает
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «Кто помогает». В ее рамках мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.
В ноябре и декабре рассказываем о мигрантах, а в сентябре и октябре — о развитии науки. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».
Как пришла в профессию и обнаружила в ней проблемы
Я родилась в Калининграде в семье физтехов-океанологов, еще в школьные годы родители брали меня в экспедиции. Уже в начальной школе я вместе с их Лабораторией прибрежных систем выезжала изучать прибрежные лагуны на побережье Балтийской косы или в немецкий город Цингст. В этих поездках участвовали не только ученые, но и студенты вузов — мы помогали исследовательским группам. Я собирала метеоданные и составляла сводки.
Я пошла по стопам родителей: в 2011 году окончила обучение на кафедре термогидромеханики океана в Московском физико-техническом институте, МФТИ. В 2015 году защитила кандидатскую и стала заместителем заведующего этой кафедрой.
Тогда я увидела, что выпускники университетов по нашим специальностям не задерживаются в науке, а из других сфер — не приходят к нам. При этом океанолог — замечательная и романтичная профессия, а государство к тому моменту уже начало активно поддерживать науку. Так, по президентскому указу, оклад научных сотрудников должен превышать средний по региону как минимум в два раза.
Мне захотелось создать систему, которая помогла бы привлечь молодежь и удержать ее в океанологии.
Эта проблема волновала и других молодых ученых — недавно защитившихся кандидатов, которые становились самым младшим звеном в своих институтах. Наши научные «мамы» и «папы» привлекли нас и помогли пройти путь до защиты кандидатских.
Теперь же ответственность за следующее поколение ученых ложилась на наши плечи. Нам нужно было выстроить систему, в которой студенты узнавали бы о профессии океанолога и знакомились с работодателями.
В 2017 году вместе с коллегами из Института океанологии мы стали делать Зимнюю школу «Плавучего университета» — что-то вроде дня открытых дверей. Три дня на встречах со студентами выступали ученые и рассказывали об актуальных исследованиях в нашей области в направлениях физики, биологии, химии, геологии и техники. Тогда мероприятием заинтересовались в основном те, кто уже был связан с океанологией, — пришло больше 40 человек. Мы поняли, что у идеи есть потенциал.
Формат оказался востребованным и в других научно-исследовательских организациях, потому что они тоже испытывали кадровый голод. С тех пор проводим Зимнюю школу ежегодно. В 2025 году она пройдет в 10 городах по 40 научным направлениям.
Как начали проводить научные рейсы
С 2017 года вместе с молодыми учеными и выпускниками физтеха — сотрудниками Атлантического отделения Института океанологии — мы стали проводить первые экспедиции. Устраивали конкурсный отбор среди студентов МФТИ, подбирали для них научных руководителей и выезжали в рейсы на маломерных судах.
Участникам объясняли цели и задачи и поручали маленькое научное исследование, чтобы они попробовали себя в науке. Эту программу финансировал Фонд целевого капитала МФТИ . В первом рейсе было пять студентов, в последнем — около 30 молодых ученых, 18 из них — студенты. Экспедиция длилась 14 дней: первую неделю посвящали полевым работам, а вторую — обработке данных и отчетной сессии.
В 2021 году нашу программу поддержало Министерство науки и высшего образования. Это позволило пригласить студентов со всей России. При поддержке Института океанологии имени П. П. Ширшова и МФТИ 54 человека — молодые ученые и студенты — впервые вели самостоятельную экспедицию на большом судне.
Привлекали студентов в морские исследования и другие российские научные коллективы — на 2017 год похожих проектов было уже 11. Постепенно мы познакомились друг с другом и разработали единую концепцию Всероссийской научно-образовательной программы «Плавучий университет». В 2023 году создали координационный центр, а я стала его директором. Теперь отвечаю за реализацию и развитие всей программы. На 2024 год в ней участвуют 46 организаций со всей России.
Как проходит первый этап отбора
Первым этапом «Плавучего университета» стала та самая Зимняя школа. Мероприятие длится три дня и проходит в институтах и университетах в городах России, где есть мореведческие организации. Их представители динамично и увлекательно рассказывают, чем занимаются и каких специалистов ищут себе в коллективы.
Студенты могут посетить интересующую лабораторию, узнать о научных проектах, познакомиться с учеными и оценить, хотят ли там работать. А еще они получают шанс взглянуть на науку изнутри и послушать рассказы тех, кто ей занимается: например, ходит в экспедиции в океан или сидит в лабораториях и моделирует климат.
Для участия в Зимней школе нужно пройти отбор. На сайте мы публикуем информацию о руководителях научных треков. Студенты выбирают интересные им направления и пишут мотивационные письма.
Научные руководители оценивают, насколько программа их трека поможет кандидату в достижении его научных целей. Обращают внимание на специальность и мотивацию.
Обычно к нам приходят студенты естественно-научного профиля, но податься могут и учащиеся других направлений — главное, обосновать, зачем это нужно. Прием заявок на 2025 год закончится 22 ноября.
Ежегодно мы получаем от 2000 до 3500 писем и отбираем около 1000 претендентов. Из них к занятиям присоединяются примерно 800. Для участников школа бесплатная, но они сами покрывают расходы на проезд до места, проживание и питание.
Что требуется от участников на втором этапе отбора
После Зимней школы студенты могут претендовать на участие в экспедициях или стажировках. До середины весны они вновь пишут заявки и объясняют, почему хотят присоединиться к конкретной команде исследователей.
Научные руководители читают их и оценивают, насколько кандидат подходит для работы над задачей с точки зрения его навыков и мотивации. На город проживания обращаем внимание, но это не решающий фактор: рады, если студенты из Калининграда поедут исследовать Дальний Восток, и наоборот.
Претендентов из шорт-листа приглашаем на онлайн-собеседования. На созвоне студент и научный руководитель обсуждают предстоящую экспедицию и оценивают, сработаются ли.
Непростой и многоэтапный процесс отбора позволяет научным сотрудникам вовлеченно подойти к отбору кандидатов, а претендентам — сформулировать свои цели в науке. В среднем мы получаем около 400 заявок на участие в экспедициях. В 2024 году отобрали каждого четвертого — 105 кандидатов. Они попали в один из пяти рейсов в Арктику, Балтийское море или вокруг берегов Камчатки.
Если институт с научным руководителем находится в том же городе, где живет участник, он может посетить его и пообщаться вживую. В ином случае подготовка к поездке идет онлайн. Участникам предлагают, например, прочитать список литературы или скачать и освоить какие-нибудь программы.
А еще важно настроиться на непростую работу — при качке, на ветру, вдалеке от привычных условий.
«Мы со студентами открыли новое течение»
Я окончил механико-математический факультет МГУ в 2009 году. К концу обучения устал от математических абстракций, но процесс занятий наукой привлекал меня. С детства меня манили путешествия, и я решил попробовать себя в чем-то более конкретном — науках о Земле. Поэтому решил заняться физикой моря и устроился работать в Институт океанологии РАН.
Мне повезло с первых дней: я попал к хорошему научному руководителю и в сильную научную группу, которая работала над передовыми исследованиями. В 2013 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2021 году — докторскую. Уже 15 лет работаю в океанологии, и мне это нравится.
В какой-то момент захотелось создать и развивать свою научную группу. Но я не понимал, где искать заинтересованных и одаренных студентов, которые бы потом оставались работать в науке. В Институте океанологии я познакомился с Наташей Степановой. Возникла идея соединить студентов профильных вузов с сотрудниками Института океанологии и других мореведческих организаций. Так зародился «Плавучий университет».
Мы полноценно занимаемся наукой, как и в обычных экспедициях: выдвигаем гипотезы, составляем план работ, ставим конкретные задачи и проводим измерения. Наши исследования — часть большого научного пути. У нас есть магистральные задачи, которыми ученые занимаются годами, и подзадачи — их мы стараемся решить в отдельной экспедиции.
Обычно я даю каждому студенту небольшое задание, чтобы он мог справиться с ним за рейс. Это будет его скромным вкладом в науку.
Например, мы вместе со многими институтами из России и других стран занимаемся вопросом взаимодействия теплых атлантических и холодных арктических вод в Северном Ледовитом океане. Это позволит лучше прогнозировать ледовые условия, а значит, прокладывать более быстрые и безопасные маршруты ледоколов в российской Арктике.
При планировании ледокольных путей в первую очередь учитывают прочность льда. Она зависит от его толщины и сплоченности , которые можно установить по спутниковым снимкам. Еще один важный фактор — соленость: пресный лед гораздо прочнее, чем соленый. Но этот параметр сейчас не учитывают, потому что его сложно рассчитать.
У меня родилась идея методики, которая позволит прогнозировать соленость морского льда в Арктике. В 2021 году через «Плавучий университет» я нашел двух студентов, и мы стали работать над этой темой вместе с еще одним научным руководителем, Михаилом Криницким. В результате создали алгоритм, который позволяет рассчитывать соленость льда по спутниковым данным.
Зимой 2023/24 года при поддержке «Совкомфлота» провели первичное тестирование системы и убедились в ее эффективности. Так, по более соленому льду суда ходили на 10% быстрее, чем по пресному. Один из студентов защитил по этой теме магистерскую работу и стал аспирантом.
Пока наша методика требует более серьезных проверок. Но я полагаю, что мы движемся в правильном направлении.
В последние годы правительство России планирует обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути . Стране важен транзитный путь в Азию, но сейчас восточнее Енисейского залива ледовые караваны зимой и весной ходят лишь эпизодически. Наш продукт поможет решить эту проблему.
Мы надеемся, что им заинтересуются крупные игроки, помогут протестировать его в условиях реальной навигации и будут его использовать.
В 2021 году мы со студентами открыли новое течение на севере Карского моря. Раньше этот район почти всегда был покрыт льдом, из-за чего там почти не проводили масштабные исследования. Мы пришли в удачный безледный сезон и с помощью измерений обнаружили теплое поверхностное течение длиной около 700 километров. Это еще один показательный результат наших экспедиций.
Для нас важно, чтобы студент провел с нами хотя бы один-два года и защитил курсовую работу и диплом. В первые же годы стараемся найти гранты, чтобы трудоустроить ребят: тогда они продолжат заниматься наукой, в идеале — с нами. По моим оценкам, так случается в каждом втором случае. Еще часть участников продолжает научную карьеру в других местах.
Чем студенты занимаются на борту и после экспедиции
Экспедиции проходят летом и длятся от двух недель до полутора месяцев. За год до полевого сезона, который стартует в мае, научные организации подают заявки на участие в экспедициях в Министерство науки и высшего образования. В них команды объясняют, что, где и каким образом планируют делать, и обосновывают актуальность задачи. Заявки проходят рецензирование в Академии наук, а после командам выделяют судосутки .
По такому же принципу и команды ученых попадают в экспедиции «Плавучего университета». В рейсе они решают свои фундаментальные или прикладные исследовательские задачи, но при этом готовы отдать часть времени и энергии студентам. Последних вовлекают в реальный рабочий процесс: учат работать с приборами, собирать полевые данные, анализировать, писать научные тексты и выступать с результатами.
У каждой экспедиции есть своя научная цель, которая связана с исследованиями океана, его дна или атмосферы над ним. Например, команда «Тихоокеанского Плавучего университета» из 15 ученых и 25 студентов оценивала состояние прибрежных экосистем в морях на Дальнем Востоке. А 12 ученых и 15 студентов «Плавучего университета Юнеско-МГУ» изучали особенности рельефообразования, накопления осадков и других явлений на севере Баренцево-Карского шельфа.
Каждый участник получает свою зону ответственности. Благодаря этому становится самостоятельнее и понимает, что значит трудиться в команде и как добиваться результата. После экспедиции студенты остаются на связи с наставниками и вместе работают над исследованиями, чтобы презентовать результат на профильной конференции.
Это обязательный этап, который завершает программу. Так студенты учатся выражать свои мысли в тексте и писать научные тезисы, а главное — доводить исследования до конца. В научном мире важно не просто сходить в экспедицию, что-то померить и удовлетворить интерес, а показать профессиональному сообществу результаты работы.
Министерство науки и высшего образования уже пятый год продолжает поддерживать наши экспедиции. Его основной вклад — выделение судов самим ведомством или Росгидрометом . Сутки аренды с учетом расходов на топливо и экипаж стоят около 1 000 000 ₽. Благодаря поддержке министерства студенты не платят за проезд до экспедиции и обратно, а также за пребывание на судне.
Какие у нас результаты
С 2017 по 2024 год полный цикл программы прошел 231 человек. В 2023 мы провели среди них опрос, чтобы убедиться, действительно ли «Плавучий университет» справляется с задачей привлечения кадров в науку. Вдруг ребята сходили в экспедицию, получили классный опыт — и устроились в банк? Оказалось, что больше 80% наших выпускников остаются работать в науках о Земле — это хороший результат.
Наш проект помогает научным руководителям создавать свои исследовательские группы и развивать науку в регионах. Молодые кадры получают не только Москва и Петербург: студенты знакомятся с институтами по всей стране — и сотрудничают удаленно или переезжают в другие города.
В университетах открываются лаборатории, где трудятся наши выпускники. Например, МФТИ впервые в России поддержал новое направление «Машинное обучение в науках о Земле», а программа помогла привлечь в лабораторию студентов и аспирантов.
После экспедиций часть выпускников программы остается работать со своими наставниками, участвует в подготовке научных статей, которые печатают высокорейтинговые научные журналы. Так, с 2021 по 2024 год по результатам экспедиционных работ вышло 19 статей, 13 из них — в соавторстве со студентами. Это свидетельствует о хорошем уровне исследований.
Также в рейсах совершают научные открытия — например, обнаружили новый вид водорослей и неизвестное ранее течение.
А еще мы знакомим ребят между собой. Важно, чтобы будущие ученые понимали, где работают профессионалы в их сфере. Здорово, если они будут знать, что на Камчатке есть Петя, в Калининграде — Вася, в Москве — Ира, и вместе в будущем сделают мультидисциплинарный проект.
«Большой труд и бессонные ночи прошли не зря: мы собрали много ценной информации»
С седьмого класса я увлекался подводной робототехникой: мне нравилось что-то делать руками. Получалось неплохо: с командой ездил на всероссийские и международные соревнования, занимал призовые места.
К концу одиннадцатого класса стал понимать, что мне интересно изучать что-то неизведанное и узнавать, как все устроено. Поэтому в 2020 году поступил на кафедру термогидромеханики океана в МФТИ. На 2024 год окончил бакалавриат и учусь на первом курсе магистратуры.
На собеседовании в институт я познакомился с Натальей Борисовной, которая рассказала, что на программе «Плавучий университет» можно заниматься исследованиями еще до окончания учебы.
Это привлекло меня: хотелось делать что-то важное и приносить пользу уже во время учебы.
После первой же сессии я подал заявку и попал в Зимнюю школу. На выбор были три трека, я остановился на обработке данных: решил, что это простая для новичка тема. Три дня с утра до вечера слушал лекции: было интересно, я познакомился с людьми, с которыми до сих пор общаюсь и работаю.
После я написал мотивационное письмо для участия в экспедиции и попал на собеседование. Его проводили несколько научных руководителей — они решали, с какими студентами хотят работать. Я получил только одно приглашение. Задача касалась сейсмики океана — я ничего об этом не знал, но подумал: интересно разобраться.
Экспедиция проходила летом 2021 года. Мой научный руководитель в последний момент заболел коронавирусом и не смог приехать. Об этом я узнал уже на судне в стартовой точке — Архангельске. Тогда меня взял под крыло другой ученый.
Вместе с его отрядом мы исследовали внутренние волны. Для меня было открытием, что волны образуются не только на поверхности, но и в толще океана. При этом их высота может достигать первых сотен метров в отдельных частях океана. Для изучения этих явлений мы проводили измерения одновременно несколькими приборами и получали характеристики температуры и солености на разных горизонтах.
Процесс меня увлек, и я выяснил много нового. Так, мы зарегистрировали волну высотой более 40 метров при общей глубине 100—120 метров. Для меня и других ребят это было фантастикой.
Мы работали много и интенсивно. Невозможно спрогнозировать точно, когда произойдет интересующий нас процесс, поэтому всегда нужно оставаться начеку. Бывало, что научный руководитель посреди ночи поднимал нас проводить измерения. Однажды после особенно изнурительного трудового периода я спал несколько суток и просыпался только поесть.
По вечерам ученые читали лекции о сферах своей деятельности — например, о цунами или приливах. Их рассказы расширили мои знания об океанологии. В конце экспедиции студенческие отряды тоже выступали — делились результатами работы.
В сентябре 2021 года мы вернулись из рейса. Через месяц мой научный руководитель устроил меня к себе в лабораторию в Морской гидрофизический институт в Севастополе. Я удаленно занялся анализом собранных данных.
Полученные в экспедиции измерения мы обрабатывали два года. В процессе я убедился, что большой труд и бессонные ночи прошли не зря: мы собрали много ценной информации. В декабре 2023 года выпустили статью по одному из исследованных регионов.
В лаборатории я работаю до сих пор. Мы продолжаем заниматься темой внутреннего волнения океана. С научным руководителем встречаюсь несколько раз в год — на конференциях и других выездах. В основном общаемся по телефону, в мессенджерах или по почте.
Я побывал еще в двух рейсах «Плавучего университета». В 2023 году ходил из Мурманска в Баренцево и Карское моря, а в 2024 году — по пяти северным морям, из Архангельска в Тикси, поселок в Якутии.
В последний раз я уже сам выступал в роли помощника научного руководителя для двух студентов. Основную часть времени делился знаниями с ними, а не проводил свои измерения. Также я впервые участвовал в выборе районов работ для нашего отряда. Для меня такое планирование — новый уровень.
Благодаря «Плавучему университету» я нашел научного руководителя, работу и уже добился первых результатов в океанологии. Я много выступаю на конференциях в разных городах и получаю экспедиционный опыт — все это сильный буст для научной карьеры.
В будущем планирую защитить кандидатскую диссертацию по теме, над которой работаю, дальше развиваться в науке и участвовать в новых экспедициях.
Что мы планируем улучшить
Сейчас мне интересно расширить вклад «Плавучего университета» и выстроить трек в науках о Земле от школы до защиты кандидатской диссертации. С командой и партнерскими организациями мы уже начали вовлекать старшеклассников в профессию океанолога, рассказывать им, чем занимается такой специалист и в каких вузах для этого нужно учиться.
С 2024 года мы стали приглашать в «Плавучий университет» школьников. У них нет специальных навыков и образования, поэтому решающую роль при отборе играют целеустремленность и осознанность выбора. Берем тех, кто смог внятно сформулировать, для чего ему нужно попасть в Зимнюю школу и экспедицию.
Научные треки нацелены в основном на старшеклассников, но жестких ограничений по возрасту нет. Так, в 2024 году в треке для школьников во ВНИРО участвовал 11-летний исследователь. А в экспедицию по Балтийскому морю, организованную БФУ им. И. Канта и Атлантическим отделением Института океанологии РАН, отправились четыре старшеклассника.
С 2024 года планируем сделать специальную программу для наших выпускников. У них уже есть опыт работы в научных коллективах, и они сталкиваются с одинаковыми проблемами. Их волнует, как выигрывать гранты, справляться с большими текстами вроде статей и диссертаций, эффективно взаимодействовать с научным руководителем.
Три дня будем работать над софт-скиллами, обсуждать научное академическое и научно-популярное письмо, пригласим спикеров от индустрии. Хотим сформировать профессиональное комьюнити из выпускников, благодаря которому им будет проще создавать совместные проекты.
Мы ожидаем, что наши выпускники будут добиваться успехов в науке, становиться руководителями грантов и таких же экспедиций. Надеюсь, через пять лет мы увидим прирост кандидатских диссертаций в сфере океанологии — а значит, наша программа действительно работает.
Как попасть в «Плавучий университет»
В проекте ждут школьников, бакалавров и магистров, которые хотят связать жизнь с океанологией. Чтобы принять участие, нужно подать заявку: предоставить анкетные данные и написать мотивационные письма для каждого интересующего трека.