Как я пыталась зарабатывать на хендмейде и почему не получилось
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Почему у меня не получилось зарабатывать на хендмейде
Мне показалось, здесь не очень принято делиться неудачами. Но я решила все-таки поделиться, чтобы кто-нибудь из моих читателей, кто тоже мечтает зарабатывать на творчестве, знал, к чему надо быть готовым.
Идея зарабатывать на хендмейде не давала мне покоя давно. Я уже много лет увлекаюсь придумыванием интерьерных мобилей — невесомых конструкций, которые так оживляют интерьер, привносят в него нотки волшебства и уюта.
Сначала это было просто хобби. Я делала их и дарила друзьям и знакомым по любому поводу. Все восхищались, говорили, что у меня золотые руки и что мне пора бы уже продавать свои творения. И вот, наслушавшись этих советов, я решила рискнуть и открыть свою студию авторских мобилей.
Сначала все было легко и просто. Я зарегистрировала ИП, сняла небольшое помещение под мастерскую, закупила лучшие материалы — натуральное дерево, гипоаллергенный фетр, качественную фурнитуру. Я хотела, чтобы мои мобили были не просто красивыми, но и безопасными, долговечными, чтобы они могли стать настоящими семейными реликвиями.
Первые заказы я, конечно же, получила от друзей и знакомых. Потом заработало «сарафанное радио». Я создавала мобили на самые разные темы: морские приключения, сказочные леса, космос, животные…
Каждый мобиль был особенным, в каждый я вкладывала частичку своей души. Я вела страничку в соцсетях, выкладывала фотографии работ, писала истории о том, как они создавались. Мне казалось, что дела идут хорошо, но постепенно эйфория начала спадать, а на ее место пришло разочарование.
Первой проблемой стали бешеные траты на материалы. Я хотела использовать только качественные, экологически чистые материалы. Но они стоили дорого.
Себестоимость каждого мобиля получалась высокой. Я не могла поставить низкую цену, иначе работала бы себе в убыток. А когда я пыталась объяснить клиентам, почему мои мобили стоят дороже, чем массовые изделия из пластика, многие просто хмыкали и крутили пальцем у виска.
Второй проблемой оказался ограниченный рынок сбыта. Мои мобили были нишевым продуктом, рассчитанным на людей с определенным вкусом и достатком.
Я быстро поняла, что «сознательных потребителей», готовых платить за ручную работу и эксклюзивность, не так уж много. А те, кто был готов платить, часто хотели что-то совершенно особенное, что требовало еще больших затрат времени и сил.
Конечно, я пыталась расширить ассортимент. Стала делать не только мобили, но и другие предметы декора. Но это не сильно помогло.
Третьей, поистине сногсшибательной проблемой стала зависимость спроса от трендов. Мода на интерьерный декор меняется очень быстро. То, что было популярно сегодня, завтра могло стать неактуальным.
Я старалась следить за тенденциями, но угнаться за ними было сложно. К тому же некоторые мои идеи, которые казались мне самой гениальными, почему-то не находили отклика у покупателей.
Четвертой проблемой стал долгий цикл окупаемости. Создание авторского мобиля — это кропотливый процесс, который занимает много времени. Порой от момента получения заказа до его выполнения может пройти несколько дней, а то и недель.
В результате у меня начались серьезные кассовые разрывы. Приходилось не только вкладывать в бизнес собственные средства, но и брать кредиты…
Я начала работать по 12-14 часов в сутки, но денег все равно не хватало.
Плюс, началось естественное выгорание. Вдохновение куда-то испарилось, а весь процесс стал мало походить на творческий.
И, наконец, последняя, но не по значимости, пятая проблема — конкуренция с крупными промышленными брендами. Я наивно полагала, что смогу конкурировать с ними за счет уникальности и качества своих работ.
Но оказалось, что для большинства покупателей цена имеет решающее значение. Крупные компании могли позволить себе демпинговать, предлагая похожие, но более дешевые товары.
И я, со своими авторскими мобилями, просто потерялась на их фоне.
Через полтора года мучений, бессонных ночей и финансовых трудностей я поняла, что дальше так продолжаться не может.
Скрепя сердце, я приняла решение закрыть свою студию.
Это было очень болезненное решение. Я чувствовала себя неудачницей, будто предала свою мечту.
Мне казалось, что я подвела не только себя, но и тех немногих клиентов, которые ценили мои работы. Но я понимала, что если продолжу цепляться за этот бизнес, то просто утону в долгах и разочарованиях.
Закрытие студии стало для меня тяжелым уроком. Я много анализировала свои ошибки, пыталась понять, что я сделала не так.
Выводы
И вот к каким выводам я пришла:
Во-первых, я недооценила важность финансового планирования. Слишком увлеклась творческой стороной дела и совсем забыла о цифрах. Не просчитала себестоимость продукции, не составила бизнес-план, не продумала стратегию ценообразования. В результате работала себе в убыток, даже не осознавая этого.
Во-вторых, я переоценила спрос на свою продукцию. Думала, что все вокруг мечтают об авторских мобилях. Оказалось, что это далеко не так. Рынок был гораздо уже, чем я себе представляла. Мне нужно было провести более тщательное исследование рынка, прежде чем вкладывать деньги в этот бизнес.
В-третьих, я не смогла правильно позиционировать свой продукт. Я пыталась противопоставить свой товар штампованной брендовой продукции, предлагая креатив и более высокое качество, но не смогла донести до покупателей ценность своей работы.
В-четвертых, я не учла фактор сезонности и трендов. Спрос на интерьерные товары подвержен колебаниям, и я не смогла к этому адаптироваться.
Мне нужно было диверсифицировать ассортимент, предлагать товары, которые были бы востребованы круглый год, а также постоянно следить за тенденциями и оперативно реагировать на изменения спроса.
Оглядываясь назад, я понимаю, что открытие бизнеса на авторских изделиях — это очень сложная задача. И она требует не столько таланта и мастерства, сколько предпринимательских навыков.
И если бы я могла дать совет тем, кто только собирается создавать свой бизнес на хендмейде, я бы сказала: ребята, никому не нужен ваш эксклюзив за “дорого”, клиенту надо, чтобы было “круто”, “дешево” и “быстро”. Вот если вы ему все это можете и готовы обеспечить, тогда успех придет.
А если нет, то вы просто повторите мою грустную историю. Так-то…