Как я пыталась зарабатывать на хендмейде и почему не получилось

47

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Почему у меня не получилось зарабатывать на хендмейде

Мне показалось, здесь не очень принято делиться неудачами. Но я решила все-таки поделиться, чтобы кто-нибудь из моих читателей, кто тоже мечтает зарабатывать на творчестве, знал, к чему надо быть готовым.

Идея зарабатывать на хендмейде не давала мне покоя давно. Я уже много лет увлекаюсь придумыванием интерьерных мобилей — невесомых конструкций, которые так оживляют интерьер, привносят в него нотки волшебства и уюта.

Сначала это было просто хобби. Я делала их и дарила друзьям и знакомым по любому поводу. Все восхищались, говорили, что у меня золотые руки и что мне пора бы уже продавать свои творения. И вот, наслушавшись этих советов, я решила рискнуть и открыть свою студию авторских мобилей.

Сначала все было легко и просто. Я зарегистрировала ИП, сняла небольшое помещение под мастерскую, закупила лучшие материалы — натуральное дерево, гипоаллергенный фетр, качественную фурнитуру. Я хотела, чтобы мои мобили были не просто красивыми, но и безопасными, долговечными, чтобы они могли стать настоящими семейными реликвиями.

Первые заказы я, конечно же, получила от друзей и знакомых. Потом заработало «сарафанное радио». Я создавала мобили на самые разные темы: морские приключения, сказочные леса, космос, животные…

Каждый мобиль был особенным, в каждый я вкладывала частичку своей души. Я вела страничку в соцсетях, выкладывала фотографии работ, писала истории о том, как они создавались. Мне казалось, что дела идут хорошо, но постепенно эйфория начала спадать, а на ее место пришло разочарование.

Первой проблемой стали бешеные траты на материалы. Я хотела использовать только качественные, экологически чистые материалы. Но они стоили дорого.

Себестоимость каждого мобиля получалась высокой. Я не могла поставить низкую цену, иначе работала бы себе в убыток. А когда я пыталась объяснить клиентам, почему мои мобили стоят дороже, чем массовые изделия из пластика, многие просто хмыкали и крутили пальцем у виска.

Второй проблемой оказался ограниченный рынок сбыта. Мои мобили были нишевым продуктом, рассчитанным на людей с определенным вкусом и достатком.

Я быстро поняла, что «сознательных потребителей», готовых платить за ручную работу и эксклюзивность, не так уж много. А те, кто был готов платить, часто хотели что-то совершенно особенное, что требовало еще больших затрат времени и сил.

Конечно, я пыталась расширить ассортимент. Стала делать не только мобили, но и другие предметы декора. Но это не сильно помогло.

Третьей, поистине сногсшибательной проблемой стала зависимость спроса от трендов. Мода на интерьерный декор меняется очень быстро. То, что было популярно сегодня, завтра могло стать неактуальным.

Я старалась следить за тенденциями, но угнаться за ними было сложно. К тому же некоторые мои идеи, которые казались мне самой гениальными, почему-то не находили отклика у покупателей.

Четвертой проблемой стал долгий цикл окупаемости. Создание авторского мобиля — это кропотливый процесс, который занимает много времени. Порой от момента получения заказа до его выполнения может пройти несколько дней, а то и недель.

В результате у меня начались серьезные кассовые разрывы. Приходилось не только вкладывать в бизнес собственные средства, но и брать кредиты…

Я начала работать по 12-14 часов в сутки, но денег все равно не хватало.

Плюс, началось естественное выгорание. Вдохновение куда-то испарилось, а весь процесс стал мало походить на творческий.

И, наконец, последняя, но не по значимости, пятая проблема — конкуренция с крупными промышленными брендами. Я наивно полагала, что смогу конкурировать с ними за счет уникальности и качества своих работ.

Но оказалось, что для большинства покупателей цена имеет решающее значение. Крупные компании могли позволить себе демпинговать, предлагая похожие, но более дешевые товары.

И я, со своими авторскими мобилями, просто потерялась на их фоне.

Через полтора года мучений, бессонных ночей и финансовых трудностей я поняла, что дальше так продолжаться не может.

Скрепя сердце, я приняла решение закрыть свою студию.

Это было очень болезненное решение. Я чувствовала себя неудачницей, будто предала свою мечту.

Мне казалось, что я подвела не только себя, но и тех немногих клиентов, которые ценили мои работы. Но я понимала, что если продолжу цепляться за этот бизнес, то просто утону в долгах и разочарованиях.

Закрытие студии стало для меня тяжелым уроком. Я много анализировала свои ошибки, пыталась понять, что я сделала не так.

Выводы

И вот к каким выводам я пришла:

Во-первых, я недооценила важность финансового планирования. Слишком увлеклась творческой стороной дела и совсем забыла о цифрах. Не просчитала себестоимость продукции, не составила бизнес-план, не продумала стратегию ценообразования. В результате работала себе в убыток, даже не осознавая этого.

Во-вторых, я переоценила спрос на свою продукцию. Думала, что все вокруг мечтают об авторских мобилях. Оказалось, что это далеко не так. Рынок был гораздо уже, чем я себе представляла. Мне нужно было провести более тщательное исследование рынка, прежде чем вкладывать деньги в этот бизнес.

В-третьих, я не смогла правильно позиционировать свой продукт. Я пыталась противопоставить свой товар штампованной брендовой продукции, предлагая креатив и более высокое качество, но не смогла донести до покупателей ценность своей работы.

В-четвертых, я не учла фактор сезонности и трендов. Спрос на интерьерные товары подвержен колебаниям, и я не смогла к этому адаптироваться.

Мне нужно было диверсифицировать ассортимент, предлагать товары, которые были бы востребованы круглый год, а также постоянно следить за тенденциями и оперативно реагировать на изменения спроса.

Оглядываясь назад, я понимаю, что открытие бизнеса на авторских изделиях — это очень сложная задача. И она требует не столько таланта и мастерства, сколько предпринимательских навыков.

И если бы я могла дать совет тем, кто только собирается создавать свой бизнес на хендмейде, я бы сказала: ребята, никому не нужен ваш эксклюзив за “дорого”, клиенту надо, чтобы было “круто”, “дешево” и “быстро”. Вот если вы ему все это можете и готовы обеспечить, тогда успех придет.

А если нет, то вы просто повторите мою грустную историю. Так-то…

  • ВеркинззЧто такое авторский мобиль?10
  • ВеленаВеркинзз, подвесочка такая для украшательства. Сделано своими руками и из эко = авторский))0
  • NikaЗдравствуйте! А есть фото мобилей, очень интересно.39
  • XeNikaМожет, выгодней мастер-классы проводить? Сейчас вроде популярно такое времяпрепровождение. Материалы для участников можно не такие дорогие, всё в стоимость включить, уйдут довольные с изделием, выложат в соцсетях фоточки. Имя я так понимаю, вы себе уже сделали как художник, вот с помещением только вопрос.33
  • Марианна МарковаВелена, хочу увидеть фото теперь..2
  • РазноцветнаяЗвучит как "Я села попой на раскалённую плиту и поняла что горячо". Скажите пожалуйста, а сколько денег вложили в открытие студии? Что было источником стартового капитала? Накопления или кредит? Интересно было бы посмотреть на суммы. А кем вы работали до этого? В найме? Интересна сфера, почему у вас даже мыслей не возникло посчитать расходы/доходы заранее.23
  • Андрей ХванНаталья Л, в конце вашего рассказа я увидел неплохой анализ, который основан на полученном опыте. Если решитесь пробовать во второй раз, то на эти грабли уже не наступите=не потеряете деньги на простых вещах. К сожалению, большинство начинающих бизнесов прогорают по тем же причинам, что и у вас. К возможностям вашего проекта я бы добавил обязательное создание странички в интернете с последующим продвижением. Сейчас без этого никак. Аренду студии постарался бы заменить на обычный гараж, имеющий необходимые коммуникации. Хотя, у вас она могла быть не очень дорогой, просто цифр вы не указали)) Что касается материалов, то в случае, например, с тем же деревом, не нужно стараться закупать новое и самое лучшее. Возможно, мебельные фабрики продают остатки по бросовой цене как раз по вашим материалам. Сам у ребят часто закупаюсь. Желаю быстрее оправиться и идти в бой снова. Одна неудачная попытка это только разминка. После пары ошибок обязательно будет успех, если будете учитывать прошлые ошибки.18
  • Андрей ХванВспомнил случай из практики своей коллеги: ее муж держал сеть пит-стопов и был просто фанатом своего дела. Он готовил пиццу только из тех ингредиентов, которые заказывал из Италии для получения аналогичного вкуса. В итоге чуть не вылетел в трубу. После замены итальянской колбасы на отечественный аналог дела пошли намного лучше. А покупатели замены даже не заметили☺️38
  • Лариса МуравьёваВозникло много вопросов. 1) зачем открывать ИП, а не самозанятый? На ИП нужно платить много налогов, а самозанятому только процент с продаж. Легче открыть, меньше возни и тд. Вы же делали своими руками. 2) у вас было на столько много заказов, что делать дома не хватало места и вы сняли студию? Просто зачем вы ее снимали? 3) что мешало выкладывать объявления в группы, на Авито и тд. Набирать себе базу потихоньку и когда уже заказов будет много, будут большие объемы и это будет приносить доход, то открывать студию. 4) почему только мобиль? Ни разу не видела их, только детские если. Надо было не на одной вещи концентрироваться. 5) дорогие и качественные материалы это круто, но многие ли захотят покупать за очень дорогую цену ваш товар. Если бы это был эксклюзив какой-то, очень редкий.47
  • Сергей ТА зачем вы сразу открыли ИП? Там же каждый год отчислений примерно на 50 000 в год надо делать. Есть же режим самозанятости.21
  • ВеркинззМарианна, загуглила, первый ресурс магазин мобилей, цена не поместилась, 20000 руб,пример :0
  • АркадийЯ делал вещи ручной работы из кожи. Кожельки, сумки, ремни. И тоже, в основном заказы были от знакомых или "сарафан". Чтобы продавать свои товары в каких-то заметных объёмах, нужно нехило вкладываться в рекламу. Реклама на российских площадках крайне не эффективна! Я сравнивал ВК и нельзяграм (ещё до того как мета* заблокировала российские рекламные кабинеты). В инсте получалось за те же деньги существенно больше лидов. А реклама в ВК прям вообще печаль. Реклама тупо удваивала себестоимость!. Какие-то заказы приносила "Ярмарка мастеров". Всё-таки туда заходит уже тёплая аудитория. На хэндмэйде особо не заработаешь. Единицами удаётся, в основном тем, кто работает уже давно. Поэтому, с головой уходить в эту работу, делать её основной, причём вот так сразу по хардкору — с регистрацией ИП, арендой отдельного помещения — это огромный риск18
  • ТориСПбМне кажется, что каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего, например, Вам - творчеством, а другому - продвижением Вашего продукта.2
  • Sennomaкак я без такого раньше жил ))))13
  • Надежда МаховаКак человек, который любит некоторые ниши ручной работы, прекрасно вас понимаю. Но...мобили. Я вам ещё одну ошибку напишу. Мобили - нужны тетенькам на гормонах. Дорогие - тетенькам с достатком на гормонах. Как мама скажу, что есть вещи поважнее соболей. А детям до определённого возраста они вообще не нужны (плохо видят и где-то к 2 мес.начинают различать яркие цвета), поэтому мобили пастельных тонов - ну это только для инсты. Как и все эти миленькие спаленки. Если есть няня, которая ночует с ребенком, либо, наоборот, дневная, чтобы у мамы были силы мыть детскую. Ещё такой момент: детская продукция должна быть сертифицирована. Поэтому, к примеру, я не покупаю торты у домашних мастеров. ..."пыталась противопоставить свой товар штампованной брендовой продукции" . К сожалению, вы никогда бы не вышли в прибыль, если бы не начали шить, к примеру, игрушки - талисманы (никакого творчества, серийность). Сегодня я, кстати, достала мобильный, который безуспешно пытаюсь продать второй год, и отдала музыкальную часть на растерзание сыну. А ему 2,4))5
  • Надежда МаховаВеркинзз, скорее, такое. Но, если ребенок оторвет и сожрет, то худо будет. Мой грыз все, что можно9
  • Panzer KaiserSennoma, очередная ненужная хрень в эпоху потреблядения. Хорошо замусоривает квариру8
  • Надежда МаховаВелена, интересно, а китайцы, индусы, филиппинцы руками делают)))) тоже авторское0
  • ВеленаНадежда, у нас много чего авторского так-то в продаже, причем чем больше на любителя, тем более авторское)0
  • Надежда МаховаXeNika, кстати, да. У нас типа женский клуб в районе есть, там, иногда, приглашают мастеров шить кукол, делать браслеты. Мастер-класс стоит около 5000 (по кукле). При том, что я буквально недавно набор для шитья куклы купила за 1500).8
  • Татьяна ВоробьеваМожет надо было сотрудничать с какими-то сувенирными магазинами, курортами, санаториями, где люди расслаблены и могут себе что-то приобрести на память "в тему".5
  • Demi CoolНадежда, скорее, это люстра из "Служебного романа".5
  • Demi CoolК выводам добавьте, пожалуйста, что пытаться наверстать кассовый разрыв увеличением количества рабочих часов - верный путь к краху бизнеса, который по факту уже состоялся, и психоэмциональному выгоранию. Остальные незамеченные Вами выводы уже упомянуты в других комментариях, позтому не буду повторяться. На что хочу обратить Ваше внимание. Вам нужно было позиционировать свои работы не как handmade, а как объекты современного искусства (не могу судить, правда, насколько они на него тянут, так как Вы не выложили фото, но допустим). И вкладываться в продвижение себя, как их автора. На этом пути тоже немало трудностей и испытаний на терпение и настойчивость, но он более внятный, если Вы хотите творческого признания (причём, не на уровне восторгов родителей и друзей) с последующей монетизацией. PS в поддержку моего аргумента - поищите в сети работы Саши Нестеркиной.5
  • Евгения Альбомы ручной работыА Мастер - Класс не пробовали записать и продавать его.1
  • Ольга ПерваковаПока не прочла статью, даже и не знала, что существуют какие-то авторские мобили. Предполагать, что по умолчанию "все о них мечтают" со стороны автора было несколько самонадеянно.13
  • Yaffa LuftЯ, честно говоря, даже не поняла, что вы продавали. Может, это мне и надо.7
  • Fanat_de_VigorСпасибо за Вашу историю и опыт. Фото Ваших мобилей не хватает🥲5
  • Сергей ДавиденкоЧто такое мобили?2
  • АлексПечально. Но вот если честно, то я даже не знаю что такое мобиль и с чем его "едят". Я так понял какой-то элемент декора.2
  • ChameleonЛариса, соглашусь. Автор решила всё как-то радикально сделать.2
  • Поющая в коровникеDemi, как обитатель жк, где больше половины квартир - студии, просто хмыкну. Если делать не "зато красивоэ", а "зато нужное" - например, шкафы с кучей полочек под лыжи, детский самокат, мангал и подставку для ёлки, спрос будет сильно выше.10
  • Екатерина ВасильеваЯ прочитала, но не поняла, о чем речь. Что за мобили? Хоть бы пару фото для примера2
  • Natalie vilСпасибо, что делитесь. История о том, на чем можно обжечься, на мой взгляд гораздо полезнее историй успешного успеха.2
  • РазноцветнаяВеркинзз, это надо быть финансовым гением, чтобы такое продавать2
  • Марианна МарковаВеркинзз, я не понимаю.. это что?0
  • user5942710Много советов в комментариях, все хорошие и полезные. Можно оставить как хобби и продавать на Авито потихоньку, без ИП и самозанятости. И надо иметь основную работу.0
  • Ирина ШишоваАркадий, сейчас кроме ярмарки мастеров еще озон и яндекс позволяют самозанятым продавать свое. Но, там идет только недорогой сегмент. И очень за трендами нужно. Но некоторую небольшую часть заказов там можно получить.2
  • АркадийИрина, размещение на маркетплейсах — это ещё дополнительная работа, которую совершенно точно нужно делегировать. И без того вести группы в соцсетях, фотографировать, продумывать тексты, работать с рекламным кабинетом — это будет огромная работа, если хочется, чтобы это было не впустую. А ещё карточки и описания для маркетплейсов, поддержка склада, и так далее? И всё это помимо основного производства? Это выходит за рамки деятельности одного человека даже в его ежедневной основной работе. А рассматривать это как дополнительный доход в свободное от основной работы время просто наивно и смешно — сесть на два стула седалища не хватит. Вот и получается, что ремесленничество, изготовление качественных вещей ручной работы, когда мастер, этакий волк-одиночка, спокойно работает в своей мастерской и с этого живёт, в наше время практически умерший вид деятельности. Звучит и выглядит красиво и романтично, но утопично. Исключения есть — уже говорил — и я лично знаю таких мастеров. Но они все уже много лет работают, накопили клиентскую базу, на них работает их опыт и сарафанное радио4
  • Ирина ШишоваАркадий, ну, большого числа заказов с маркетплейсов не будет с вероятностью 98%, там просто запроса на ручные вещи такого нет. Склад только fbs (хранится у продавца, отправляется только после заказа), то есть следим за цифрой остатков в мобильном приложении, нет необходимости делать поставку на склад площадки. Отправления клиенту делаются через ПВЗ их много, можно найти рядом домом. Реклама внутренняя настраивается за неделю- две, следить нужно раз в день и подкручивать ставки, среди такого товара конкуренция ниже по рекламе обычно (но тут есть нюансы). Фото делаете один раз. Важно проработать описание, но это где-то раз в 3-4 месяца нужно менять. В целом посильная работа. И да, можно совмещать с основной работой другой. Соц сети, которые упоминаете вы, это уже другой инструмент и требует больших усилий. Там да, фото нужно почт каждый день, реклама нужна таргетированная и еще и за комментариями следить и отвечать.0
  • Авдотья ПупкинаИрина, эти все маркетплейсы очень сильно грабят продавцов (и, соответственно косвенно, потребителей). Подсчитала что с маркетплейсом, процентов 40 от цены товара уходит в трубу этого самого маркетплейса!2
  • Ирина ШишоваАвдотья, совершенно верно, а часто и больше даже. Поэтому обычно на маркетплейсах такие вещи стоят сильно дороже.1
  • Игорь Зенков1
  • МадамВсе именно так. "Не зная броду - не лезьте в воду" Я бы ещё добавила, что у автора с маркетингом ещё видимо большие пробелы. А раскручивать свои соцсети/сайт и в целом уметь правильно в диджитале- непросто,тем более при огромной конкуренции и текущих реалиях. За поучительную для других статью - автору большое спасибо. Подумайте много раз, прежде чем сделать свой бизнес (на творчестве/хобби).2
  • Альбина Б.Очень поучительная и интересная статья, в любом случае вы приобрели бесценный опыт, у вас все получится с таким самоанализом.1
  • Людмила ТорховаСпасибо за статью! Очень ценный опыт и подробный разбор. Очень мужественно вот так выложить. Успехов автору!0
  • Нина КушиноваВот иногда читаю похожие статьи про хендмейд и у меня возникает один вопрос...Многие пишут,что нужно больше заказов,чтоб окупаемость и прибыль была хорошая.А как физически это выполнимо,если ты не делаешь однотипные изделия,например для которых можно иметь уже готовые заготовки?Ну,вот будет у вас десять заказов в день,вы будете сами в состоянии успевать разрабатывать индивидуальный проект и изготовлять само изделие?Ведь сейчас люди привыкли получать всё быстро и не многие готовы ждать по месяцу...То есть может ли сам изготовитель производить столько продукции чтоб выйти в хороший плюс по доходу?2
Вот что еще мы писали по этой теме