Я училась в РГГУ на музеолога и стала хранителем музейных предметов

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О себе

Я из одного из городов Московской области максимально ближайших к Москве. Закончила частную школу и поступила в вуз в 16 лет.

Выбор вуза и поступление

В 11 классе я ездила на дни открытых дверей разных вузов, и РГГУ был одним из тех, кто произвел наилучшее впечатление. Была на дне открытых дверей Историко-архивного института и факультета истории искусства. Интересовали меня на тот момент на этих факультетах такие специальности как "Архивное дело", "Документоведение и архивоведение", "Культурология" и "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия".

Поступила по результатам ЕГЭ. Сдавала русский, математику, историю, обществознание и английский. На музеологию прошла по результатам русского, английского и истории. Поступила на бюджет очного отделения — заняла последнее 3 бюджетное место из трех со второй волны.

Так как я была бюджетник, стипендия у меня была все время обучения, кроме 2 семестра первого курса — попали к очень жёсткой преподавательнице по истории России до 19 века, у которой практически всему потоку были поставлены тройки и только несколько людям 4. Мне поставили 3, а это был экзамен, в итоге осталась без стипендии.

Учеба

Особенность учёбы на музеологии — очень много домашнего чтения. Самый интенсивный период был ноябрь-декабрь 3 курса, когда надо было ежедневно читать страниц по 300 разной учебной литературы, свободного времени не было совсем.

Но зато у нас не было сессий, что я считаю большим плюсом — все предметы мы сдавали тогда, когда они заканчивались. Соответственно, что-то мы могли закрыть вообще в октябре, что-то в ноябре, что-то в декабре. Бывало что-то на начало января, но редко. В итоге нагрузка распределялась более-менее равномерно. Никакой тебе недели, когда нужно сдать все и сразу. Насколько я знаю, сейчас у нас все-таки ввели сессию, и я студентам нынешним сочувствую.

Мы писали две курсовые — на 2 и 3 курсах. Курсовая на 3 курсе стала предтечей диплома. Изначально нам на последнем курсе объявили, что по факту 2 семестр будет отдан целиком под диплом, останутся на март всего несколько предметов. Но в итоге некоторые преподаватели грузили нас и в апреле, заставляли дофига учить и сдавать, воруя время написания диплома и отказываясь понимать, что сейчас уже другие приоритеты, и можно нас так не заваливать тем, что нам по факту не нужно. Но нет, для них их предмет был самым главным, ни договориться, ничего было нельзя. Я тогда забила на эти оценки, уже было все равно, это ни на что не влияло, а диплом был важнее. Главное сдать и все. Это было совершенно непонятной вещью в нашем расписании учебы, и такая вещь была не единственной за 4 года, к сожалению.

Я во время учебы не работала, но знаю, что тем, кто работал, приходилось очень тяжело из-за расписания — оно менялось постоянно, 24/7, могло что-то поменяться за день до пары, никакой определенности. Это такая фишка нашего вуза. Это неудобно, но со временем привыкаешь.

Полезные предметы

Если говорить про то, чем я занимаюсь сейчас, то по факту мне нужны только знания истории, по которым в университете мне ничего нового в принципе не дали. Из специальных предметов я мало что запомнила, и информация о них сейчас мне не пригождается несмотря на то, что я работаю по специальности. Анекдот: единственный предмет, который я пересдавала за все время обучения, был "Учет и хранение музейных предметов". В итоге я пошла работать сначала в отдел учета, потом в отдел хранения. На обеих работах меня всему учили с нуля.

Нам очень не хватило в специальных предметах музейных практики. Было много теории, но совсем мало практики. Также в некоторых предметах нам давали сильно устаревшую информацию, что тоже минус.

Дополнительные возможности

В нашем вузе были какие-то программы стажировок, в том числе за рубежом, но я этим не интересовалась. Практику всегда организовывал вуз, как, мне кажется, и должно всегда быть, разве нет?

У нас есть отдел, помогающий трудоустроиться студентам и выпускникам — сейчас это называется Центр карьеры. Я, правда, пользовалась в нем только списком публикуемых им вакансий, так как там действительно были вакансии, не выкладываемые в широком доступе на HH, Суперджобе, разных специализированных группах ВК и т. д.

Достоинства и недостатки вуза

Самый главный минус — постоянная смена расписания. Неудобно всем. Почему так все время происходило, никто не знает. Часто о внезапных переносах и отменах пар не знали сами преподаватели. Не раз было такое, что мы приехали на пару, а преподаватель не пришёл, потому что он не знал, что ему поставили сегодня пару. Но тут ещё стоит отметить отдельно некоторых преподавателей, которые считали ниже своего достоинства заходить на сайт университета и смотреть актуальное расписание там, они считали, что им должны персонально звонить и сообщать. В чем проблема просто обновить сайт, до сих пор не понимаю.

Преподаватели были как и везде — как и очень хорошие, так и ужасные. Тут ничего особенного, как повезет. Некоторые преподаватели давали устаревшую информацию или просто-напросто неверную — преподавательница английского неправильно произносила слова и вообще говорила с ошибками, я постоянно в голове у себя ее поправляла, ну и по-английскому у меня в итоге вышла натянутая 4, потому что соответствовать ее "правилам" я не могла. Попытки спорить с ней ни к чему не приводили, она естественно была во всем права и все лучше знала.

Несколько предметов или семинары у нас вели аспиранты, и это было странно. На правоведении нам аспирант тупо сидел и зачитывал статьи Конституции. А на зачете драл с нас три шкуры, позвав каких-то своих друзей со своей учебы, которые почему-то тоже участвовали в оценивании нас.

В общем и целом университет находился (и думаю, и находится и сейчас) в плачевном состоянии. Большинству зданий и помещений требуется ремонт, кое-где штукатурка буквально сыпалась со стен и потолка. Но на это денег не находилось постоянно (зато находилось на другие цели). Также в стенах университета постоянно происходил квест "Найди туалетную бумагу". Ее почему-то был вечный дефицит, хоть с собой носи. Во многих аудиториях было мало места, но на нас это практически не сказывалось из-за малого количества людей в группе.

Общежитие у нас есть, но оно было небольшое, и поэтому мест не хватало, туда вечно была очередь. Плюс оно находится далеко от большинства факультетов. Библиотека была очень хорошая — очень комфортное приятное помещение, где спокойно можно поработать, поучиться, почитать. В ней было много специальных нужных нам книг, которых днем с огнем нужно искать, а купить так вообще нереально. Тут ничего плохого сказать не могу.

Особенностью нашего факультета истории искусств было крайне малое количество мальчиков. У нас не было ни одного, на курс старше был один. Если были лекции на поток, мальчиков было несколько, девочек около 70 человек.

Дальнейший путь

Я закончила только бакалавриат. В магистратуру нет никакого желания идти до сих пор. Плюс я знаю, что на музеологию на магистратуру идти нет никакого смысла — те, кто там учились, говорят, что в целом то же самое, что и на бакалавриате, но в сжатом виде.Поэтому после окончания я стала искать работу по специальности. Искала ее по факту одна я из группы, потому что всех остальных на их места работы устроили их научные руководители. В нашей сфере это нормально, большинство устраивается по знакомству.

С первой работой мне помогла бывшая одногруппница — прислала мне письмо с приглашением на собеседование, что ей прислал тот музей на Суперджобе. В итоге как бы вместо нее написала я, и меня взяли. Взяли на 99% из-за моего специального образования. На собеседовании смотрели диплом и даже оценки в нем. На том месте работы меня были готовы обучить с нуля, за что им огромное спасибо. Вообще я первому месту работы благодарна за то, что они мне дали старт в профессии.

На втором месте работы по специальности у меня посмотрели уже просто на факт наличия диплома, и на схожий опыт работы, это уже было более важно. На это место работы я, как ни странно, попала полностью с улицы — просто откликнулась на вакансию, выложенную в группе музея в ВК. До сих пор удивляюсь, как у меня так получилось.

Советы

Сложно сказать, так как я не нахожусь в курсе всех изменений, происходящих там. Возможно, там теперь даже печатают одно расписание на весь семестр и оно не меняется с самого начала и до конца, хаха. Хотя сильно в этом сомневаюсь. Так что надо быть к этому готовым, и привыкнуть, что время планирования чего-либо крайне узкое. Если хотите подрабатывать, то нужна работа с максимально гибким графиком, а лучше на удаленке. Лучше впрочем, если есть такая возможность, не работать, потому что домашних заданий много.

И лучше всегда носите с собой салфетки:)

  • Жила-была барышняПламенный привет коллеге-музейщику/музейщице! Кто-нибудь из друзей уже додумался называть Вас "Хранителем Грааля"?0
  • ЧмоняЖила-была, странно, но нет😀 говорили только "хранитель такое классное слово, волшебное, как из Гарри Поттера")1
  • Spring TimeКак интересно было читать! Хотелось узнать именно про это направление. Были мечты именно об этой специальности: музеи, редкие экспонаты, культура. Теперь понимаю, что зря. Жаль, что даже в Москве, в одном из средних вузов такой уровень. Особенно удивляет отсутствие практики: в столице больше всего музеев в стране (Питер не в счет), а организовать в них работу студентам не могут! А ведь специальность редкая и с ними напрямую связанная! Печально...0
Вот что еще мы писали по этой теме