Как я выучилась на шкипера в Черногории за 10 дней и 1150 €

Варя Гурова

шеф-редактор

В августе я исполнила свою давнюю мечту — отправилась учиться на шкипера парусной яхты в Черногории. Само обучение длилось 10 дней, я поехала одна, но в команде со мной было еще 4 незнакомых человека и инструктор.

Я несколько раз путешествовала на парусной яхте как пассажир — и мне очень понравился такой вид отдыха. Да, в первый день может немного укачать, но, во-первых, есть таблетки от укачивания, а во-вторых, уже на второй день путешествие становится полным кайфом. Например, в Италии мы видели дельфинов, которые плыли рядом с лодкой, швартовались к причалу в центре небольшого городка и шли обедать в соседний ресторанчик.

Впечатления от тех поездок остались со мной надолго и вот, спустя лет 5 я наконец сама решилась стать шкипером — капитаном парусной яхты. Черногорию я выбрала, потому что сейчас живу в Подгорице — до Тивата, города, где проходило обучение, ехать всего 2 часа на автобусе или машине.

Как добраться

В моем случае все было просто — я взяла билет на автобус за 7 евро и доехала из Подгорицы до автобусной станции в Тивате. Автобусов ходит очень много каждый день, и я решила приехать чуть пораньше, чтобы погулять по городу и успеть пообедать до начала обучения — по программе у нас все начиналось в 17:00 в пятницу, 11 августа.

Хорошо, что я поехала пораньше, в сезон на побережье Черногории большие пробки, и автобус опоздал на час. Еще оказалось, что автобусная станция в Тивате находится немного в отдалении от города — в получасе пешком от центра города. Так что, если соберетесь сюда ехать, учитывайте, что придется идти 30 минут по узкому тротуару вдоль шоссе.

Сам Тиват — приятный город, в нем есть более старая (не историческая) часть города, которая больше напоминает остальную Черногорию, и есть фешенебельный Порто Монтенегро — марина (то есть порт, стоянка) для всяких суперяхт, а рядом — брендовые магазины, довольно дорогие рестораны и все такое. Впрочем, если искать, тут есть и очень достойные и не такие дорогие места — например, ресторан индийской кухни Masala Art или кофейня Kafeterija Porto со вкусным кофе и десертами.

Команда

Честно говоря, меня больше всего волновало, с кем я буду вместе на лодке — ведь мы и учились, и жили на лодке целых 10 дней. Кроме меня было еще четыре человека: студент физмата из Петербурга и его отец, тоже физик и айтишник, еще один парень был учителем физики, он приехал из Будвы, а также был предприниматель с Кипра.

Получается, что команда у нас подобралась случайно — но это был тот случай, когда повезло встретить людей с более менее общими интересами и похожим взглядом на жизнь.

Быт

Я жила в каюте на яхте — обучение проходило прямо на лодке, и жили мы там же. Яхты бывают разные, у нас была Sun Odyssey 439 (то есть 43,9 футов в длину — примерно 13 метров), это стандартная круизная яхта, которую можно встретить во многих чартерных компаниях. Собственно, обучение на шкипера — Bareboat Skipper, то есть капитана прибрежного плавания, — предполагает, что потом с правами можно брать яхту в чартер уже самостоятельно — как машину в аренду.

Внутри яхты — 4 двуместных каюты, два туалета с душем, кают-компания (такое место с общим столом и диваном) и камбуз — кухня. Все довольно небольшое и тесноватое — но при этом очень уютное. Мне досталась каюта с двумя односпальными кроватями — похожими на койки в поезде, внутри был шкафчик и небольшой люк-окно сверху, чтобы можно было проветрить каюту.

Проживание входило в стоимость обучения, программа на 10 дней стоила 1150 евро, помимо каюты сюда входит плата за стоянки в марине (обычно за них берут около 50-70 евро за сутки), обучение с инструктором и топливо. Питание и трансфер оплачивали сами.

Обучение

Собственно, наше обучение-путешествие проходило все время на яхте, которая стала настоящим домом на эти 10 дней. Большую часть времени мы выходили на ней в Которский залив — первые дни ходили (говорят, что на яхте «ходят», а не «плавают», хотя это уже тонкости) рядом с домашней мариной в Тивате, учились маневрировать лодкой под мотором и впервые ставили паруса.

На нашей яхте была одна мачта и два паруса — грот и стаксель. Оба паруса по форме как треугольник и созданы, чтобы ходить так называемыми «острыми курсами» — то есть близко к ветру, когда парус работает, как крыло.

Мне больше всего понравилось идти именно под парусами — когда заглушили мотор, стало так тихо и хорошо, нужно было быть внимательным за штурвалом, чтобы не сбиться с курса — а иначе паруса перестанут работать. Идешь себе на лодке, солнце отражается в море, вокруг летают чайки и мы на лодке как-то органично вписываемся в окружающий мир.

Помимо выходов рядом с Тиватом, у нас было несколько переходов — один раз мы отправились в Котор — это старинный город в том же Которском заливе, который долго был под властью венецианцев. Если на машине от Тивата до Котора можно доехать за 30-40 минут (если мало пробок), то на яхте мы шли несколько часов — огибая все мысы и стараясь не мешать огромным круизным лайнерам, которые заходят в тот же Котор.

Причал в Которе, где мы остановились на ночь, был прямо рядом с центром старого города — так что через пять минут после того, как мы сошли на берег, уже гуляли по узким мощеным улицам. Говорят, что Котор — это город котов, их тут и правда очень много.

В другой день мы снова из Тивата пошли в сторону Будвы морем. Опять же, на машине можно было бы добраться за час, но на лодке мы шли больше 5 часов. Этот поход был частью обучения — нам в команде нужно было проложить маршрут по карте, записать ориентиры на берегу для рулевого (тот, кто стоит за штурвалом), а также маяки, чтобы понимать, где мы находимся — так как переход застал нас в темноте. В общем, мы проложили маршрут, а наш инструктор выключил навигационные приборы — мы шли, можно сказать, как в старину, по карте.

Что поразило — так это огромное количество огней с берега, иногда было не сразу понятно, как отличить маяк от какого-то просто мигающего света на берегу. Один раз я перепутала красный мигающий светофор на берегу с навигационным огнем. В общем, мы успешно добрались до Будвы, а там развернулись и пошли ночевать в бухте около деревни Бигова. Там в бухте мы встали на буй — такой большой поплавок, к которому крепится веревка (она, в свою очередь, привязана к тяжеленной бетонной плите на дне) — вот на эту веревку мы и закрепили нашу яхту.

Развлечения

А утром нас ждал небольшой аттракцион — владелец местного ресторанчика подъехал к нам на надувной лодке и отвез нас позавтракать на берегу. Этот ресторанчик и купание в бухте после — одни из главных впечатлений из путешествия. Вода настолько прозрачная, что дно видно прекрасно, хоть до него метров 6.

В Которе мы сразу заприметили длинную крепостную стену, которая шла на самый верх горы. Поскольку прибыли мы поздно, и уже темнело, то решили подняться на крепость на утро следующего дня. В 10 нам надо было уже отходить на лодке, так что я и еще один участник команды встали около 6 утра, и в 6:10 уже были на пункте входа на крепость. Как я поняла, эта оборонительная постройка изначально была заложена еще в 4 веке императором Юстинианом, но сейчас от нее ничего не осталось. То, что видят туристы — перестроенная венецианцами крепость. Ее части перестраивали в разное время начиная примерно с середины 15 века.

На мой взгляд, самое прекрасное в этой крепости — это виды, причем каждый раз город и залив показываются немного с разных ракурсов. Если пойдете сюда летом, рекомендую стартовать как можно раньше — в 8-9 утра уже становится жарко, не представляю, как люди поднимаются в жару. Путь к крепости — один сплошной и очень крутой подъем, так что вода тоже пригодится.

Подъем занял у нас примерно полтора часа, и еще полчаса мы спускались с другой стороны крепости — по старой тропе. Во-первых, нам приглянулась симпатичная церковь за стеной крепости, а во-вторых, не хотелось идти наверх и вниз одной дорогой. Вход в крепость стоит 8 евро, и это того стоит, на мой взгляд.

На спуске из крепости увидели красивый барк, который шел под мотором и парусами — на минуту почувствовали себя в прошлых веках.

Также стоит прогуляться по Тивату — и по современной части, и по более старой. Это интересный контрастный город, еще отсюда отходит много лодочных экскурсий. Купаться лучше подальше от марины — море рядом не очень чистое.

Чаще всего мы ели где-то на берегу, хотя бы потому, что и так проводили очень много времени на лодке, хотелось размять ноги и сменить обстановку. Впрочем, завтракала я почти всегда на яхте — мы то варили кашу, то делали яичницу. Рядом с мариной был продуктовый магазин, там можно было купить все необходимое.

Обедали сначала в ресторанах вокруг, но там довольно дорого — салат стоит в среднем от 5-6 евро, суп (местная чорба — часто это рыбная похлебка) — столько же, второе может стоить 15-25 евро и больше в зависимости от блюда. Пиво и напитки — 3-6 евро.

Через какое-то время местные яхтсмены рассказали нам про столовую в здании клуба PMYC — Porto Montenegro Yacht Club. Она работает только на ланч (где-то с 13-14 до 17) и можно выбрать салат (капуста, огурцы, помидоры) и второе — курица, свинина или говядина. Меню второго блюда менялось почти каждый день. Такой набор — салат и второе — стоил 6 евро, плюс 1-2 евро за напиток. Очень бюджетно по местным меркам.

Ужинать мы ходили чаще всего в кафе и рестораны. Тут могу только посоветовать смотреть меню и отзывы на Гугл-карте. Например, мне не очень понравились заведения на первой береговой линии рядом с парусным кораблем на городском причале. Но зато если чуть пройти вглубь или пройти дальше по набережной, можно найти очень неплохие заведения. Ужин в среднем обходился мне в 20-30 евро (с бокалом вина или пива).

Ну и, если есть возможность, я советую посетить бухту в Бигова и ресторанчик Grispolis — особенно хороша рыба, но будьте внимательны с порциями — они могут быть очень большими. Например, нам на компанию из 5 человек приготовили какого-то огромного сибаса (55 евро за 1кг), он вышел на 120 евро — зато хватило всем. И еще это отличное место для купания — есть галечный пляж, а можно прыгать в воду прямо с пирса около ресторана.

Ночной переход

Наверное самым запоминающимся был наш ночной переход — мы вышли в 17:00 из Тивата, пока дошли до острова Мамула (он находится как раз между мысами Черногории и Хорватии) — дело уже шло к закату. Был небольшой ветер, и мы подняли паруса, чтобы хотя бы часть пути пройти не под мотором. Складывали их уже в ночи.

В море довольно сильно качало, быстро стало очень темно, и мы с командой по очереди вглядывались в бинокль, чтобы не пропустить какой-нибудь корабль, который идет в ночи недалеко от нас. Почему это важно: ночью расстояние кажется совсем другим. Когда я увидела огни другого корабля прямо по курсу, мне казалось, что он очень далеко, но буквально через несколько минут он уже проходил рядом с нами. Так что ночью восприятие расстояния меняется, и очень важно следить в оба за тем, что происходит вокруг.

Потом мы дошли до входа в марину Будвы — вход обозначается зелеными огнями справа и красными слева — проходить нужно именно между этими огнями, потому что вокруг дикая мель — наша лодка просто бы застряла там. Так вот эти огни было непросто высмотреть на фоне сиющей засветки отелей и ресторанов.

После Будвы мы отправились на ночную стоянку на буе, про которую я рассказывала выше. И я помню, как утром вышла на палубу — а вокруг прозрачная голубая вода, полное спокойствие, рядом качаются яхты, а у лодки плавают красивые голубые рыбки. Тем утром я еще раз поняла, как же круто путешествовать на яхте.

Что нужно знать о Черногории

В Черногории я живу уже какое-то время, и тут в целом есть разные вещи, которые меня подбешивают. Например, как неосторожно все водят на дорогах, что в красивейших местах много мусора, а на побережье часто пробки. В общем, тут есть свои проблемы, а есть свои плюсы.

Из минусов для путешественников отмечу следующее:

• летом, в самый сезон, дико жарко везде — я бы ехала сюда в сентябре-октябре или в мае, но точно не в июле-августе;
  • тоже связано с сезоном — на пляжах не протолкнуться, надо знать потайные места, где поменьше людей, но, скорее всего, до них будет непросто добраться (особенно если нет машины);
  • дорогое жилье и еда — если говорить о центре Будвы, Котора, Тивата. Впрочем, всегда можно пройти чуть подальше, и цены немного снизятся;
  • все курят — в поезде, в автобусе, в кафе. Летом в целом это можно пережить — в автобусе сесть подальше (курит водитель, как правило), в кафе — сидеть за столиками с краю.

Вместе с обучением, которое стоило 1150 евро (+ 150 евро за саму корочку после сдачи экзамена и отправку ее по Европе), я потратила чуть меньше 500 евро — в основном, на еду, но также на пару покупок — например, купила себе кофту для яхтинга за 35 евро, которая сделана из тонкой синтетики, в ней не жарко на солнце и не обгорают руки. А еще шнурок для очков, чтобы не слетели при сильном ветре — за 5 евро.

На трансфер потратила 7 евро туда, а обратно меня забрал на машине муж — думаю, что на бензин у нас ушло примерно столько же.

Советы

Перед тем, как записаться на обучение яхтингу, я несколько раз путешествовала на яхте как пассажир. Мне кажется, это хорошее начало — если бы оказалось, что меня сильно укачивает на воде, вряд ли у меня получилось бы наслаждаться процессом.

Я описала все как отпуск — для меня так и было, но важно учитывать, что все же это обучение — каждый день мы учили еще и теорию парусного дела, правила расхождения судов, навигацию, устройство яхты. Мы начинали в 9 утра, а заканчивали в 19-20, а после ужина снова надо было учить теорию. В общем, я очень сильно уставала каждый день.

Так что я советую, если есть интерес к яхтингу, сначала попробовать более лайтовый формат — походить на небольших спортивных яхтах, сходить в круиз на несколько дней с друзьями, а если все это вас зацепит и захочется всему научиться — то уже идти на курсы шкипера.

• Kikimora6
  • Андрей БСильно сомневаюсь что вы выучились на шкипера. Я когда учился, на одного человека в нашей школе только на швартовку тратили день практики.2
  • Варя ГуроваАндрей, это все же рассказ про путешествие больше, чем про обучение, как я написала в конце. У нас было более 70 швартовок, в том числе швартовка в одиночку — каждый из 10 дней мы швартовались в команде по много раз.5
  • Anna BogoslovskayaОчень интересный рассказ! Самостоятельно теперь планируете выходить в море?3
  • Александр ИгонинАлександр, так вроде о том и написано: это просто чтобы было возможность, если что, взять самим яхту на пару дней и покататься. Аналог прав для легковой машины: никто после этого водить фуры по Европе обычно и не планирует))7
  • KonstantinНо если ты живёшь в России это мероприятие для тебя недостижимо, самолёты не летают а если летают то через Турцию и цена билетов будет примерно такая же как стоимость обучения.1
  • Варя ГуроваAnna, спасибо! Страшновато брать лодку и нести ответственность, конечно, но я обязательно планирую! Надеюсь найти в команду еще кого-то с опытом, потому что будет тяжко, если никто из друзей совсем ничего не будет знать и не сможет помочь)1
  • Варя ГуроваKonstantin, дорого, согласна. Но вот в Турции тоже учат и тоже можно брать лодку в чартер0
  • Варя ГуроваАлександр, именно так, да) есть предубеждение, что яхтинг — это какой-то тяжелый люкс. Но если взять не очень большую лодку и разделить траты на 6-8 человек, то это вполне сносно и аналогично затратам на другие виды путешествия (суперэкономные не берем)3
  • KonstantinВаря, добрый день, я знаю, сам учился в Турции давно давно, скажу так, что при такой же стоимости обучения перелет и еда будут в разы дешевле а природа и море может быть даже лучше, в октябре пойду на чартер, но думаю в последний раз, лодки в прокат выросли в цене 1.5-2 раза по стоимости, перелеты подорожали, питание и продукты наверняка тоже, посмотрю в октябре.1
  • АннаВБПодруга ходила на яхте в июле, в Турции. Перенесла поездку так себе - было очень жарко. Днём - солнце, вечером в марине - горячий воздух суши. В каютах без кондиционера. Говорила, что купаться можно только в местах стоянок, а там неудобно, много яхт, моторы. В общем поездка без особого удовольствия У меня другой опыт парусного путешествия - речной. И прекрасные впечатления. Хотела бы попробовать в море, но рассказ подруги как-то охладил желание. В Черногории видимо не так жарко?1
  • Варя ГуроваАннаВБ, в Черногории очень жарко, особенно в июле-августе. Если честно, я не понимаю, почему люди не едут, например, в конце августа, в сентябре-октябре. Понимаю, у всех свои причины и выбор времени, но июль-август в Средиземке — это пекло. Если ехать в мае-июне или сентябре-октябре, то будет супер (это мой план). Думаю, что все остальное на яхте тоже покажется лучше.1
  • ЕвгенийKonstantin, наверняка есть подобное не только в Турции, но везде, где есть море, типа Египта или ОАЭ или Тайланда или Вьетнама и так далее. Не уверен, правда, что сами документы международного образца, а не какие-то локальные.0
  • wikВ сентябре люди 90% уже начинают работать-поэтому и не едут!0
  • wikВарвара,спуститесь с неба на землю и загляните в реальность! А реальность такова что для 95% людей на сегодняшний день- яхтинг это сравнимо с полетом в космос🤦‍♂️! Вы думаете я не прав?0
  • АннаВБВаря, спасибо. Я тоже так подумала. Организаторы были друзья, которые там живут уже пару лет. Почему они так решили - загадка...1
  • Варя Гуроваwik, я думаю, что есть разные варианты. Так-то можно, например, напрашиваться за бесплатно (если нет опыта) или за небольшие деньги в яхтенные перегоны, гнать лодку, скажем, из Испании на Канары (или по Турции, если без визы). Если рассматривать коммерческий чартер, то это довольно дорого, я согласна — около 1000 евро за неделю + билет на самолет. При этом если брать лодку самостоятельно и делить расходы на команду друзей, то это будет уже около 300-400 евро с человека (только лодка и все расходы на ней). Звучит не космически уже.1
  • wikБольшинство людей это не интерисует,даже тех кто живет рядом с морем,океаном,не говоря уже о тех кто там не живет(интерисуются буквально единицы) Я например живу на океане уже 20+ лет, у меня нет интереса к этой теме. У своих друзей,знакомых спрашивал про это- тоже нет интереса, а если им еще озвучить суммы на расходы....0
  • Мирослава ПетроваВаря, спасибо за интересный рассказ. Подскажите, а по итогу какое-то удостоверение выдали (и какое)? И в каких странах оно признается? Спасибо!0