Я училась в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на специалиста по рекламе и стала учителем английского языка

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Эльза Хисамова

Страница автора

О себе

Я родилась, выросла, выучилась в школе и сдала ЕГЭ в Казани, республика Татарстан. Мне было 17 лет, когда я сдала все экзамены. Баллы пришли хорошие, и я вдруг решила, что могу поступить в вуз в городе своей юношеской мечты — в Санкт-Петербурге. Мы с мамой отправились туда на автобусе, привезли оригинал аттестата в приемную комиссию, и… узнали, что на бюджет всё равно не хватает баллов. Родители подумали и решили, что питерский вуз — хорошая возможность для дальнейшей жизни, и заплатили деньги за обучение на контрактной основе. Так в 17 лет я оказалась в огромном городе на первом курсе незнакомого вуза, совсем одна.

Выбор вуза

Мы не изучали и не выбирали вуз. Помню, в 2017 году был такой сайт: вбиваешь туда все свои баллы ЕГЭ и сайт выдает список вузов, в которые можно пройти на бюджет. Список можно было отфильтровать по городам. Я выбрала Санкт-Петербург, и первый же вуз, который мне попался, оказался тем, в котором я отучилась 4 года. Я была сама не своя от счастья, что вообще прохожу хоть куда-то в Санкт-Петербурге, и мы поехали сразу в этот университет.

В дальнейшем я, конечно, жалела, что не рассматривала другие университеты. В СПбГЭТУ тогда привлекла цена за обучение на контракте, мы платили около 75 тысяч рублей за семестр. Плюс мы с семьей долго сомневались прежде, чем решиться на мой отъезд — аттестат отдали уже в последний день приема документов, ездить по другим вузам просто не осталось времени.

Поступление

Я сдавала ЕГЭ по пяти предметам. Два обязательных (русский и базовая математика) и три по выбору (английский, литература и обществознание). Уже не помню, сколько баллов пришло за каждый предмет в отдельности, но в сумме я набрала 268 баллов за три предмета. Я говорю за три, потому что базовую математику на гуманитарных специальностях не считают. У меня рассматривали только результаты за русский, английский и обществознание. Литературу сдавала на всякий случай, потому что думала поступать на филологический факультет в родном городе, где засчитывали именно этот предмет кроме русского и английского.

Мне еще помогло написанное на «отлично» декабрьское сочинение (их, кажется, до сих пор пишут в школах), за него вуз дал мне дополнительные три балла, и получилось, что у меня на поступлении был 271 балл. Но на бюджет пройти мне это всё равно не помогло, порог начинался от 275.

Оплата обучения

За обучение платили мои родители. За первые два семестра они заплатили 75 и 77 тысяч рублей, далее каждый семестр цена еще росла на несколько тысяч. За последний семестр они заплатили, кажется, 82 тысячи рублей. Всего семестров было 8. Мама и папа в разводе, поэтому за каждый семестр они платили по очереди: за первый платит мама, за второй — папа, и так далее.

Еще они помогали мне снимать жилье. Обучающимся на контрактной основе общежитие не полагалось, так что я снимала квартиру. Первые два курса с подружкой из другого вуза, мы платили по 10 тысяч рублей с человека в месяц. Потом я нашла подработку и за квартиру платила сама. Снимала маленькую студию на краю города за 18 тысяч в месяц, зато наконец жила одна.

Родителям было довольно трудно тянуть такие траты на мое обучение, тем не менее, они справились без кредитов, а мама потом даже вернула какую-то часть денег как налог.

Учеба

На первом курсе я старательно ходила на все пары, делала домашние задания, не пропускала лекции. Но скоро стало ясно, что и без этого можно обойтись. Преподаватели сами агитировали нас найти работу в сфере рекламы и пиара как можно скорее — в этой профессии чем больше связей, тем лучше, поэтому обзаводиться ими нужно начинать еще во время учебы. Труднее всего было искать место для прохождения практики, она была у нас каждый год, и от вуза нас никто никуда не отправлял. «Вы — специалисты по коммуникациям, сами ищите». Мы и искали, кто где.

В середине второго курса я стала работать, правда, совсем не по специальности. Устроилась официанткой в ресторан при известном отеле в центре города. На пары стала ходить намного реже, то же самое относится и к третьему курсу. На успеваемости это никак не сказалось, хватило мозгов появляться на всех контрольных и вовремя сдавать практические и курсовые работы.

К экзаменам готовилась усердно, но по факту сдала за всё время только два или три экзамена (история и культурология запомнились больше всего). Остальные получала автоматом, преподаватели видели мои курсовые работы и хорошо понимали, что они не списаны, а сделаны на совесть, вот и ставили «зачет».

Перед сессиями были защиты курсовых работ, на которых преподаватели валили даже больше, чем на экзаменах и зачетах. Курсовые писались ночами, мы сообща с подругами работали сразу над двумя-тремя курсовыми. У всех они получались разные, но качественные. Каждая из нас разбиралась в чем-то лучше других и помогала остальным.

Полезные предметы

В моей текущей профессии мне не пригодилась, естественно, ни одна дисциплина из изученных. Английский велся слабо и был скучным, учебник был зациклен на бизнес-лексике. Вообще, к концу первого курса уже пришло четкое понимание, что реклама и связи с общественностью — совсем не мое. Но родители были против замены коней на переправе, плюс им было жаль уже заплаченных денег, и я доучилась до самого четвертого курса (и даже получила красный диплом).

Больше всего запомнила историю. Сдавать ее было очень трудно, билетов было штук 70, кажется, и в каждом по два вопроса. Все это мы учили целую неделю, и все-таки выучили и сдали на 5. Именно тогда мой исторический кругозор сильно расширился. Помню, для подготовки посмотрела все серии фильма «Романовы» от Первого канала. И сработало! На экзамене попался вопрос про Александра II, и я пересказала многое из того, что видела в фильме. Преподаватель зачла ответ и похвалила за его развернутость. С тех пор историю люблю намного больше, чем в школе, и в свободное время иногда смотрю разного рода исторические документалки, слушаю лекции.

Дополнительные возможности

Развлечений была масса. Помимо КВН-команд, которые, кажется, были у всех в вузе, было много кружков по интересам. И клуб французского языка, и музыкальные группы, и баскетбольная секция, была даже своя кибер-спортивная команда по CS:GO и DotA2.

Наш факультет ежегодно проводил PR-фестивали. Он длился несколько дней и подразумевал участие команд со всей страны. Команды должны были представлять свои пиар-проекты и посещать именитые рекламные агенства (в том числе чтобы найти будущее место работы и обрасти связями с нужными людьми). Ребят судили жюри, которыми были как академики отечественной рекламы, так и крутые представители PR-сферы. Так, например, в один год приезжала коммерческий директор Меги из Москвы.

Достоинства и недостатки вуза

На моем факультете безусловно был сильный преподавательский состав. Учили нас крепко и по полной программе. Мы с группой были удивлены, когда узнали, что в других вузах на нашей специальности курсовые работы пишут не раньше третьего курса, а на практику ходят не раньше второго. Нас во все это погрузили прямо в первый семестр. Не знаю ни одного случая «покупного» экзамена или зачета, все сдавали честно и сами. Кто не учил — вылетал. Даже была поговорка среди студентов: «в «ЛЭТИ» как вЛЭТИшь, так и выЛЭТИшь». На первый курс нас в группу поступило 20 человек, дипломы получили только 11.

Насчет самого университета — здания и корпуса были старые, холодные, с потрескавшимися стенами и обваливающейся штукатуркой. Не помню, когда его построили, но во дворе нашего корпуса стоял древний памятник А.С. Попову, в одном из корпусов сохранился его рабочий кабинет. Да, изобретатель радио когда-то работал в нашем ЛЭТИ. Холл главного корпуса по сей день украшает огромное панно дореволюционных времен. Винтовые лестницы, витражные окна, огромная хрустальная люстра в главной библиотеке — все это было очень красивым, но очень старым.

Поддержка со стороны старост, преподавательского состава, кафедры и администрации тоже была на уровне. Мы всегда знали, к кому и по какому вопросу обратиться, если язык подвешен — со всеми можно было договориться. Еще у нас был профком. Там за небольшую месячную плату мы могли в неограниченном количестве печатать свои курсовые и другие работы. От профкома часто поступали приглашения на бесплатные экскурсии или промокоды в кафе недалеко от вуза.

Дальнейший путь

На защите диплома комиссия сказала мне, что двери магистратуры для меня будут «распахнуты». Но в магистратуру я не пошла. Год работала по специальности то тут то там, чтобы очистить свою совесть и не разочаровать родителей прямо так сразу. Писала статьи как копирайтер, сидела как диджитал-маркетолог в одной маленькой конторе, работала торговым представителем одного бренда витаминов… Занималась околорекламной работой.

Но от себя не убежишь, так что через год я все-таки связала свою жизнь с тем, с чем всегда мечтала, получила диплом о профессиональной переподготовке и ушла работать учителем английского языка в школу. Диплом везде помогал только своим красным цветом, работодатели думали «раз в вузе хорошо училась, то и этой работе быстро обучится». В сам диплом никто не заглядывал. Сейчас планирую поступить в магистратуру, но уже в другой вуз, в педагогический.

Советы

Всем поступающим в ЛЭТИ я советую как можно крепче сплотиться со своей группой. Моя была крайне разобщенная, спустя полтора года после выпуска я общаюсь только с одним человеком из своей группы — это моя лучшая подруга. Не важно, на какой специальности вы будете учиться, ваши одногруппники и однокурсники могут пригодиться вам не только в дальнейшей профессии, но и просто в жизни. Контакты из вуза не стоит терять.

  • user3330591Надеюсь, у девушки все получилось с карьерой учителя английского языка спустя два года. Не без доли зависти скажу как ваша коллега. На учителя английского языка учатся 5 лет - бакалавриат (за редким исключением 4 года). На протяжении всего периода обучения дисциплины делятся на лингвистические и психилого-педагогические, а также практики в летних лагерях и школах. Чтобы стать учителем английского (в принципе любого другого предмета) нужно иметь глубокую теоретическую и практическую базу. Просто знания языка и опыта обучения нескольких детей недостаточно,чтобы осознать глубину данной профессии. Для работы в общеобразовательной школы учителем английского языка следует понимать,что изучение английского языка в школе даже не сама цель, а скорее средство. Те кто знает что такое УУД, знаниевый компонент, коммуникативные компетенции - тот поймет:). Повторюсь, все намного глубже. Не зря бакалавриат длится 5 лет для учителей. Врачём после переподготовки стать нельзя, тогда почему же учителем можно. Вопрос остаётся открытым и возможно и я не права0
Вот что еще мы писали по этой теме