Страх и ненависть в аспирантуре: как я поступила и отучилась
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Аспирантура — звучит гордо, но что в этом слове? Учёная степень? Признание? Прибавка к зарплате? Карьерный рост? Преподавание? Мотивация должна быть точно, иначе шансы дойти до конца минимальны. У меня была мотивация, поступать было нетрудно и начиналось всё красиво.
Моя история о том, как наступить на грабли и прилично на них потоптаться. «Не должна же моя «премия Дарвина» зря пропадать?», подумала я и написала этот текст. Он поможет вам забыть про аспирантуру навсегда! Шучу.
Мой опыт обучения в аспирантуре по гуманитарному направлению может быть полезен тем, кто собирается или уже собрался — сберечь немного нервных клеток, посмеяться от души, ну либо истерически.
О моей мотивации
Это случилось 6 лет назад. Окончила магистратуру, уже работала. Ни о какой аспирантуре и не помышляла. Так, навела справки в своём вузе, подрабатывая преподавателем. Постановила: аспирантура не совместима с основной работой — надо ходить на занятия днём, и я отбросила идею. Как вдруг предложили попробовать в вуз с комфортным учебным процессом (нечастые пары в вечернее время).
Я спросила себя — а почему бы и… да? Преподавать мне нравится, можно и повысить статус. Участвовала в конференциях, конкурсах, были статьи, а главное — мне это нравилось. Для аттестации каждый год сдавать диссертацию по частям — не проблема, публиковать статьи в журналах ВАК через научника — наверное тоже несложно.
Поступление
Вступительные сдала без особых усилий: специальность, философия, английский. Знания по специальности были свежи. Английский даже не пробившим «Intermediate» вполне посильная задача. Слабым звеном была философия, с ней исторически мне не везло — пришлось читать экспрессом основное.
Была спокойна, не ожидала экстраординарностей, но три минуты позора меня не обошли. После ответа на билет по специальности комиссия возжелала моей смерти и спросила о научных школах и её представителях. Вернув себе дар речи, сообразила авторов, чьи учебники знала. Словила лёгкий смешок комиссии, ретировалась и помчала на работу.
Удивляли паникёры. Как я пришли не все. Кто-то — под гнётом начальства для повышения по службе, кто-то — под гнётом родителей, кто-то — вечный студент с синдромом отличника. Смотрела на них с изумлением, я относилась сильно проще ко всему. Результаты не ждала, меня ждала работа в офисе.
…И поступила на бюджет. Может, конкурс оказался небольшим, или был хороший результат на общем фоне. Неловко даже: ноль паники и титанических усилий. Так и пришла аспирантура в мою жизнь: неожиданно и бесповоротно.
Начало дискомфорта
Неприятность №1 — навязывание. Научрука не выбирала, как и тему диссертации. Было так: вот тебе научник и его интересы — пиши в этих рамках. Гибко и на компромиссе я «продавила» удобную тему, пусть и в нелюбимой области. Так себе победа, но хоть что-то.
Неприятность №2 — обязанность цитировать научника в своих статьях, даже если его работы вообще не про то и не туда. Вместо того, чтобы просто исследовать и сдавать статьи, приходилось думать, как и куда внедрить невнедряемое.
Неприятность №3 — ты никому не нужен. Редакция статей научником сводилась к одному: добавь объём, убавь объём, переформулируй, сделай ссылку на меня. Замечания по сути появлялись редко. Один плюс — ВАКовские публикации без регистрации и СМС, то есть без очередей и трудностей.
Когда и кому ты нужен
Город засыпает, просыпается… аттестация! а с ней научник. Интерес ко мне возрастал при приближении отчёта за бюджетные места, а потом закономерно падал — сданная часть диссертации проверялась месяцами.
От новых комментариев по тексту, ранее прошедшего проверку научника и переделанного под его желания, нервно дёргался мой глаз. И не только глаз. Негодуя, садилась переписывать. А потом всё повторялось вновь, и так по кругу.
И всё бы ничего, только стало казаться, что толком текст не проверялся. Замечаний по существу — кошкины слёзы. И только на полях «вода», «сократить», «убрать». Как-то вернули мне текст с пятном на титульном от кофе. Аромастраница — так мило…
В общем, творить оказалось непросто. Нет дельного совета, обоснованного замечания, поддержки и подсказки по методике работы. Роль научника свелась к строке на титульном и размещению статей по ВАКовским журналам. А тем, кто в ступоре, рекомендовалось взять чужой текст, переформулировать и добавить себе (метод называется «привет антиплагиату»).
Начало конца
Три года пролетели. Диссертация написана. Научник молчит третий месяц. Моя «напоминалка» устала и в конце концов сломалась. Взамен починила выходные — неужели можно отдохнуть… это точно законно?
И тут как гром среди ясного неба — вручение диплома. Без защиты. Раньше я думала, что так не бывает. А вот же он, диплом об окончании аспирантуры. А то, что диссертацию не защитила — ну и ладно, бывает. Это как праздник со слезами на глазах, летний град, зимний плюс.
Я устала ждать. Устала и вымоталась за эти 3 года. Без отпуска, который поглотила диссертация. Без ответа на письма. Наверное, стала ненужной, ведь деньги из бюджета больше не платили — баста, обучение закончено. Год игнора подходил к концу. Я забрала документы. На вопрос в отделе аспирантуры, почему же так — я улыбнулась: «не сошлись характером».
Почти конец истории
Идею защититься не забросила — мне стало жаль потраченного времени. И снова я вышла в поле науки, без коня, но с надеждой на светлое. Сменила заведение на топ-вуз России, который… оказался совсем не топ, как я ожидала, по качеству услуг (сюрприз-сюрприз!!). «Ты никому не нужен» повторилось вновь, но уже за деньги (соискательство платное). Надо ли говорить, что в этом случае было проще смыть их в унитаз?
Отсутствие культуры и неоправданное (ни должностью, ничем) высокомерие — всё, что получила. Можно подумать, во мне горит обида — не разглядели гения! Отнюдь, я далеко не гений. Скорее честная и считаю, что дело каждого выполнять свою работу надлежащим образом. Так три заглавных буквы в аббревиатуре вуза не стали гарантией хотя бы нормального отношения и работы.
Как оказалось, дело не во мне, а в конфликте между научником и тем, кто принимал решения. Когда узнала, поняла: какими бы ни были диссертация и аспирант — всё решает правильно выбранный научник и правильно оценённая ситуация. Конечно, конфликты случаются, и сфера науки — не исключение. Но не всегда в этом конфликте ты — разменная монета. Я ею стала, и мне не понравилось.
Должен же быть толк ну хоть какой-то! Набравшись смелости, написала профессору с кафедры, который ничего не решал, но имел опыт и показался самым дельным. Я спросила его мнение о своей диссертации (неужели всё так плохо?). Получила ответ, что работа диссертабельна (можно и нужно защищать), и практические рекомендации.
Шёл 2025 год — шестой как я окончила аспирантуру. Говорят, Бог любит троицу. Надеюсь, это мой случай. Мероприятий непочатый край, но, стиснув зубы, я ползу к финалу.
Вывод
Перед тем, как поступать, желательно выбрать научника, изучить его публикации (насколько близко к вашей теме), узнать об отношениях на кафедре — нет ли скрытых конфликтов. Конечно, не исключено, что и в случайной выборке вам повезёт, но я бы перестраховалась.
Нужно учитывать, что не везде есть диссоветы. Если диссовета нет, защита будет в другом месте, где вас никто не знает — что вы из себя представляете и про что ваша работа. Не обольщайтесь — все читать не будут. А вы не золотой червонец, чтоб всем нравиться по факту. В этом случае роль научника ещё весомее.
Даже если кажется, что некого спросить, всегда есть варианты. Мир науки тесен, все друг друга знают, ну или почти все. Как минимум — спросить у своих преподавателей, как максимум — использовать вузовские паблики, задать анонимный вопрос. Лучше попытаться, чем грустить потом.
Из моей группы до защиты не дошёл никто. Временами, приходя в себя после увиденного, я думала:
…«всё тлен, в науке нет науки, и степень получают по знакомству. Вдруг моя диссертация просто бумажка, за которой пустота и ничего полезного другим? Я не изобрела вечный двигатель или таблетку от бессмертия — так зачем это всё?»
Со временем нашла ответ: для опыта и кругозора — жизненного, преподавательского. Если в работе есть то, что не пишут в учебниках и нуждается в объяснении — это и будет наука в гуманитарной стезе. А полезность — научить других тому, что знаешь сам. Не за деньги, не для галочки, а потому что нравится, и есть что рассказать.
Однажды спросили — ну вот защитишься, что дальше? Докторская? Аж глаз задёргался — мне хватит.