«Ужасающий 3»: какой получилась кульминация отвратительной хоррор-франшизы
10 октября в российском прокате вышел фильм «Ужасающий 3».
Это третья часть хоррор-серии про клоуна Арта, который испытывает удовольствие от убийства людей. В новом фильме он надевает костюм Санты и преследует девушку Сиенну, победившую его в финале сиквела.
Рассказываем, почему франшиза Дэмиена Леоне — настоящий пример независимого кино. А заодно о том, что происходило в предыдущих фильмах и стоит ли смотреть третью часть.
Чем примечателен «Ужасающий 3»
Что за «Ужасающий 3» (Terrifier 3)
Дата премьеры: 10 октября — в российском прокате
Страна производства: США
Режиссер: Дэмиен Леоне
Сценарист: Дэмиен Леоне
В ролях: Лорен ЛаВера, Дэвид Ховард Торнтон, Антонелла Роуз, Эллиотт Фаллэм, Саманта Скаффиди, Маргарет Энн Флоренс, Брайс Джонсон, Алекса Блэр Робертсон
Жанр: ужасы
Фильмы, похожие на «Ужасающего 3»: «Кровавый пир», «Дом 1000 трупов», «Ужасающий 2»
Продолжительность: 2 часа 5 минут
Где смотреть: в российском прокате
🤡 «Ужасающий 3» — прямое продолжение первых двух фильмов и квинтэссенция франшизы
Первая часть показывала резню в округе Майлз. Клоун-мим Арт расправлялся с людьми самыми чудовищным способами, а в финале убивал себя. Единственной выжившей после бойни оставалась студентка Виктория Хейз, но ее сознание было травмировано, а лицо изуродовано.
В сиквеле Арта воскресила таинственная девочка. Через год, в канун Хэллоуина произошла новая серия жестоких убийств. Но на этот раз клоуну противостояла косплеер Сиенна Шоу. Она каким-то образом связана с Артом, а ее покойный отец-художник запечатлел девушку в облике крылатой воительницы, которая сражается с маньяком.
Сиенна получила божественную силу и отрубила мечом голову Арту, защищая своего брата Джонатана. Но в сцене после титров клоун снова вернулся с того света: Виктория Хейз в психиатрической клинике родила его живую голову, которая затем нашла туловище. Арт и его помощница впали в спячку в заброшенном доме.
Действие «Ужасающего 3» разворачивается спустя пять лет после финала сиквела. Сиенна прошла курс психологической реабилитации и приезжает в гости к родственникам на Рождество. В это же время строители случайно пробуждают Арта и Викторию, которые идут по пятам за девушкой и ее семьей.
Триквел оказался самым смешным, разнузданным и жестоким фильмом Дэмиена Леоне. Здесь клоун пускается во все тяжкие и разделывается с людьми еще изощреннее, чем раньше. Режиссер по-прежнему полагается на практические спецэффекты, аниматронных кукол и бутафорские внутренности, поэтому убийства выглядят натуралистичнее, чем в мейнстримных хоррорах.
Из-за этого фильм может стать испытанием для желудков даже фанатов жанра. Одна из финальных сцен, например, воспроизводит средневековую пытку с участием крыс, но в еще более жестокой вариации.
💵 Это по-настоящему независимый хоррор с уникальной историей создания
В 2013 году молодой американский режиссер Дэмиен Леоне выпустил свой первый полнометражный фильм «Канун Дня всех святых». Это хоррор-антология со сквозным сюжетом: няня, присматривая за детьми, находит загадочную кассету, на которой записаны три разные истории. Между собой их связывает лишь фигура — клоун Арт с черно-белым гримом, выразительной мимикой и тягой к насилию.
Сам Леоне не собирался создавать антологию, но все же выбрал такой формат, чтобы включить в фильм две свои ранние короткометражки — «Девятый круг» 2008 года и «Несущий ужас» 2011. Именно их увидели на «Ютубе» продюсеры и предложили режиссеру создать из этого материала полноценную картину. Бюджет не раскрывается, но фильм был выпущен без широкого проката.
Антология обрела узкий круг поклонников и к 2024 году получила три сиквела, которыми занимались другие режиссеры. А Леоне решил снять отдельный фильм про Арта — так появилась первая часть «Ужасающего», которая сюжетно не связана с «Кануном Дня всех святых». Бюджет фильма, по разным источникам, составил от 35 до 55 тысячи долларов, частично средства были собраны благодаря краудфандингу.
Режиссер лично отвечал за все практические спецэффекты. В отличие от мейнстримных хорроров тут все сделано по старинке, при помощи накладок и литров искусственной крови. Роль Арта исполнил Дэвид Ховард Торнтон, который заменил Майка Джаннелли, снявшегося в «Кануне Дня всех святых».
Фанаты были в восторге от бескомпромиссной жестокости Леоне и актерской игры Торнтона — хоррор собрал 421 тысячу долларов, многократно окупив расходы. «Ужасающий» стал по-настоящему культовым фильмом, хотя и не вызвал особого восторга у критиков за пределами жанрового гетто.
При помощи краудфандинга режиссер привлек более внушительный бюджет для производства сиквела — тот стоил уже 250 тысяч долларов. «Ужасающий 2» заработал в прокате 15,7 миллиона долларов, закрепив успех серии. Многие зрители в социальных сетях описывали этот хоррор как самый омерзительный в своей жизни. СМИ сообщали, что на показах фильма случались обмороки, а в некоторые кинотеатры даже пришлось вызывать скорую помощь.
Постепенно клоун Арт проник в поп-культуру: он стал героем мемов, появился в Call of Duty и на рождественских джемперах. Неудивительно, что «Ужасающий 3» стал еще большим хитом проката: он заработал уже 86,7 миллиона долларов при бюджете в два миллиона.
Это самый дорогой фильм франшизы, но по меркам индустрии триквел обошелся в совсем небольшую сумму. Так что «Ужасающий» — это самое настоящее кустарное инди, которое смогло стать поп-культурным феноменом и хитом проката, несмотря на дешевое производство, специфическую эстетику и взрослый рейтинг R.
🔪 «Ужасающий 3» — это бунт против мейнстрима
Франшиза Леоне — достойный наследник поджанра сплэттер , который зародился в американском кинематографе в 1960-х. Режиссеры вроде Гершела Гордона Льюиса, известного по «Кровавому пиру», во всех деталях показывали физиологические подробности убийств и пыток.
При этом такие фильмы с не самыми глубокими сюжетами все равно находили своих поклонников. Они были дешевыми в производстве и окупались за счет проката в кинотеатрах под открытым небом. Фанатов сплэттера в том числе привлекало то, как режиссеры разрушают существовавшие в то время нормы — студийную самоцензуру и кодекс Хейса .
Трилогию Леоне можно представить как бунт против слишком осторожных мейнстримных ужастиков и современных модных хорроров для любителей утонченного фестивального кино. Леоне не боится показаться человеком с «неправильным» вкусом и пробует актуальные границы допустимого на прочность. Например, даже сейчас в фильмах ужасов сценаристы чаще всего стараются щадить детей. В «Ужасающем 3» есть показательный эпизод, который это негласное табу по-хулигански нарушает.
Комедийного пика фильм достигает в сцене, когда Арт добывает костюм Санты. Это хорошее напоминание о том, каким Леоне задумывал своего героя. Поначалу он вызывает смех гримасами и ужимками, но постепенно эмоции сменяются на ужас и отвращение. Исполнитель роли клоуна Дэвид Ховард Торнтон по-прежнему хорош: он все так же не произносит ни слова за весь фильм и напоминает звезду немого слэпстика, который попал в совершенно другой жанр.
Смена сеттинга с хэллоуинского на рождественский тоже идет франшизе на пользу и освежает эстетику: все-таки зимних «праздничных» ужастиков снято в разы меньше, чем осенних.
«Ужасающий 3» расширяет и внутреннюю мифологию серии. Становится окончательно понятно, что противостояние Арта и Сиенны носит характер библейской борьбы зла и добра. При этом на ключевые вопросы вроде того, чем же является клоун на самом деле, Леоне благоразумно не отвечает. Финал намекает на то, что действие следующего фильма развернется в аду, а режиссер считает, что четвертая часть может стать завершением всей серии.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult