Не понимаю феномен «Аноры»: почему фильм так популярен?
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О чем речь
Фильм Шона Бейкера 2024 года. Сюжет: Анора, или Эни — как вам угодно — молодая секс-работница из Бруклина с русскими корнями, которая импульсивно выходит замуж за русского сына олигарха. Как только новости доходят до России, ее сказка оказывается под угрозой: три громилы и родители жениха отправляются в Нью-Йорк, чтобы аннулировать брак.
Мнения про «Анору» достаточно полярны: от полного восторга до полного непонимания.
Феномен фильма — в живости
Но это не всё!
Режиссер, Шон Бейкер, разрешает актерам импровизировать и отходить от сценария. Главное, чтобы им удалось попасть в эмоцию персонажа. Так, концовка почти каждой сцены в значительной степени — импровизация. Например, реплика «Please stop screaming».
А в последней сцене по решению режиссера и актеров убрали реплику Игоря: «Stop! Stop! Just fucking stop! What is wrong with you!»
Шарма добавляет то, что в сценарии все написано на английском — ну, а как иначе. А русские актеры уже сами выбирают выражение вместо «fuck», подходящее под ситуацию. В итоге фильм выглядит живо для любой аудитории: для нас это привычные формулировки, не прошедшие через 10 слоев цензуры, а для иностранной аудитории — неподдельная эмоция.
А еще феномен — в русских персонажах
Торос и Гарник. В англоязычном пространстве эти двое пользуются популярностью не меньше, чем Игорь и Иван. Шон Бейкер — мастер создавать персонажей, которых полюбишь за 5 минут. «Головорез», «русская мафия», «бандит», который относится к своей работе точно так же, как обычный офисный сотрудник, — это невероятно смешная концепция. Его вызывают на работу в выходной, он не может объяснить жене, почему продолжает терпеть это, и в нем годами копится злость и разочарование, которые вот-вот взорвутся.
У них нет пистолетов, они прикладывает к сломанному носу пельмени, останавливаются поесть на заправке. Вероятно никто никогда раньше не чувствовал, чтобы наемник в фильме был настолько близок и понятен.
Это игра на ожиданиях, что русские и восточноевропейские наемники — это плохие парни, которые точно обидят девочку Эни по приказу большого босса. А оказывается, они просто обычные люди, которые стараются выполнить свою работу, никому не причинив вреда.
Иван. Второй типичный образ русского парня — мажор.
Марку Эйдельштейну посчастливилось воплотить самого раздражающего персонажа фильма, поэтому сейчас его morning routine — читать директ с сообщениями «You are an asshole».
В начале фильма мальчишество Вани казалось даже милым, возможно он просто заблудился, возможно у него детские травмы, возможно, возможно, возможно. Но к концу фильма хочется встряхнуть его и заставить повзрослеть. Бейкер потрясающе справляется с тем, чтобы оставить Ваню абсолютно неизменным на протяжении всего фильма, меняя лишь контекст вокруг него, из-за чего он становится таким раздражающим.
Гигантский плюс к натуральности фильм получает и за то, что молодого парня играет реально молодой парень — Марку 22 года. Зачастую российские ленты не могут повторить образ подростка: поколение Z почему-то разговаривают неестественно, одевается с задержкой на 5-7 лет и до сих пор крутит спиннер.
А Шону Бейкеру удалось выбрать нужного актера и попасть в образ. Ваня правда выглядит как современный избалованный подросток, у которого кроме кучерявой копны волос, смазливого лица и папиных денег, ничего нет.
А музыка? В фильме играет трек Z-Pam исполнителя Mnogoznaal. Готова поспорить, что половина прочитавших не знают, кто это. А люди до «-дцать», как Иван, знают.
Игорь. Стоичный характер, глубокие голубые глаза, непобедимая сила духа — встречайте, Игорь.
У него намеренно мало реплик, он — наблюдатель. В фильме полно кадров, где видны только глаза Игоря на заднем плане. Хорошо работает контраст: на фоне непрекращающихся визгов и криков Аноры, тоскливый взгляд Игоря залазит еще более к нам, зрителям, в душу.
Он не хочет причинить вреда Эни, но вынужден удерживать ее против воли, такая у него работа. Игорь — простой парень с огромной душой, которому многого не надо, который и в обиду не даст, и никогда не замерзнет, и доест все то, что не смогла его девушка.
В русскоязычном пространстве рейтинг фильма ниже из-за того, что это привычные для нас образы, где Юра Борисов играет просто Юру Борисова. Для Европы и Америки этот фильм — уникальный опыт с уникальными персонажами.
Анора. Оговорюсь, что Анора, персонаж Майки Мэдисон, заслуживает комплиментов не меньше, чем русские актеры, но будь этот персонаж в другом фильме, не было бы такого ажиотажа. То, как Анора раскрылась рядом с русскими ребятами, и как это воплотила актриса, заслуживает как минимум номинацию на «Оскар», если не победу за лучшую женскую роль.
Резюмирую
Для одних — это самый смешной фильм Бейкера, для других — эмоционально мощный, для третьих — разврат, для четвертых — прорыв. Кто-то назовет фильм классическим голливудским ромкомом, а кто-то пробирающем до мурашек драмеди. На вкус и цвет. Но феномен однозначно фильма — в живости и русских персонажах. Для тех, кто копнет чуть глубже — еще в легком нарративе и стиле Шона Бейкера.