Сколько стоит создание игр для детей-сирот

И как они помогают выпускникам детских домов стать самостоятельными

5
Сколько стоит создание игр для детей-сирот
Аватар автора

Алена Лопатина

узнавала, как делают игры для детей-сирот

Страница автора

На начало 2021 года в России было 406 128 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 37 тысяч жили в детских домах.

После выпуска из детдома воспитанники не готовы к самостоятельной жизни, ведь в учреждении за них многое решают взрослые: что есть и носить, во что играть, чем заниматься. Поэтому некоторые выпускники не могут устроиться в жизни — не знают, как работать, ходить в магазин, менять лампочки, покупать мебель.

Я с 2021 года работаю в фонде «Полдень», который через игры помогает воспитанникам детских домов стать самостоятельными. В тексте расскажу, зачем мы это делаем и сколько стоит создание таких игр.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Что не так с детскими домами

В детских домах у воспитанников четкое расписание, а их жизнь строго регламентирована. За порядком следит воспитатель — он знает, когда и кто идет в школу, во сколько возвращается, сколько времени уходит на прогулку.

Если учреждение сотрудничает с некоммерческими организациями, дети посещают обучающие курсы. Иногда спонсоры вывозят воспитанников в кино, на экскурсию, спектакль или футбольный матч.

День ребенка расписан поминутно и часто никак не зависит от его желаний.

Никто не спрашивает, хотят ли подопечные ехать на конкретный фильм или в определенное место. Действует принцип «едут все — и ты поедешь». Из-за этого дети часто демотивированы.

Поэтому дети в сиротских учреждениях не готовы к самостоятельной жизни, ведь они лишены выбора почти во всем. Воспитанники в основном едят в столовой, могут не знать, как заваривать чай, готовить яичницу или чистить картошку. Я получила эти простые знания в семье, а у ребят из детского дома такой возможности нет.

Реформа сиротских учреждений началась в России в 2015 году. Их постепенно превращают в детские дома квартирного типа: каждая группа живет в отдельном секторе с несколькими комнатами, кухней и санузлом. Но пока это не наделило детей правом выбора.

Зачем мы придумали игры для детей-сирот

Добровольцы из Центра интерактивных образовательных технологий МГУ, ЦИОТ, с 2010 года ездили в несколько детских домов в Москве и Петербурге. Волонтеры быстро поняли: учреждениям не нужны праздники и подарки. Так дети бы привыкли к социальному иждивенчеству — когда все всё должны только потому, что ты сирота. Активисты же хотели дать ребятам удочку, а не рыбу: научить общаться, делать осознанный выбор, строить жизненные стратегии.

Поэтому волонтеры начали проводить для воспитанников детских домов образовательные ролевые игры, которые подготавливали их к самостоятельной жизни. Этот метод разработали в ЦИОТ в 2011 году и изначально применяли в основном при работе со студентами. Затем поняли: раз метод подходит для них, то может подойти и для детей-сирот.

Активисты из ЦИОТ почти сразу же зарегистрировали некоммерческую организацию — так в 2011 году появился фонд «Полдень».

Команда фонда «Полдень». Сейчас в штате десять человек
Команда фонда «Полдень». Сейчас в штате десять человек

В основе игр лежит ориентированный на практику подход: подростки попадают в сконструированные жизненные ситуации, где персонажу надо что-то сделать здесь и сейчас. Действия совершаются без сценария — игрок может делать все что угодно в рамках своей роли.

Мы развиваем у детей софт-скиллы, критическое мышление, осознание собственной ценности, понимание себя и других людей. В игровом процессе ребята получают опыт, который не всегда доступен в детском доме: проходят собеседование, ставят жизненные цели, оказываются в ситуации управления своей жизнью или судьбами других. Поскольку обучение проходит в игровом формате, знания запоминаются лучше, чем на традиционных уроках.

Как проходят игры

Мы сотрудничаем с 80 детскими домами в 28 регионах России — от Москвы до Владивостока. Приезжаем туда с играми в среднем два раза в месяц.

С 2011 года мы провели больше 14 000 бесплатных занятий для 3000 детей-сирот. В детских домах ребята участвуют в играх несколько лет подряд, а в центрах временного пребывания участники меняются каждые три месяца.

Для каждой игры нужно около двух часов, 5—15 игроков от 12 лет, один ведущий, два игротехника, просторное помещение с большим столом и стульями. Ведущий — сотрудник фонда или опытный волонтер, который понимает цели игры и умеет проводить рефлексивный разбор с участниками после игровой части. Игротехник — помощник ведущего.

Занятия начинаются с игровой разминки — небольшого пятиминутного разогрева. Он зависит от предстоящей игры и того, в каком настроении пришла группа. Если участники пришли с футбола, то нужна разминка, которая поможет сосредоточиться. Если группа пришла после занятий в школе, надо помочь ребятам расслабиться и переключиться.

Затем ведущий вводит детей в тему игры, рассказывает о правилах и ожидаемых результатах, раздает роли и делит на команды. После этого начинается сама игра, которая длится около часа. В конце игры ведущий проводит рефлексивный анализ — участники разбирают, как полученный игровой опыт поможет в жизни.

Наши игры проходят циклами: в полугодовом курсе дети посещают шесть занятий, в годичном — 9—12. В конце мы проводим подытоживающее занятие с онлайн-викториной, а также анкетирование и итоговую диагностику. Они показывают, какие изменения произошли с участниками за время курса.

Когда мы завершаем цикл игр, выкладываем их в свободный доступ на наших ресурсах, чтобы партнеры — НКО, школьные учителя и волонтеры — могли скачать материалы. Затем партнеры проводят наши игры в некоммерческих целях для своих подопечных.

Как минимум раз в семестр мы обучаем региональные НКО, с которыми сотрудничаем. Обучение длится два-три дня и проходит в нашем офисе в Москве — мы показываем, как и зачем играть в наши игры.

Обучение региональных кураторов программе «В переплет», основанной на произведениях мировой художественной литературы
Наш куратор Александра Соловьева проводит обучение региональных кураторов и волонтеров в офисе фонда. В руках у нее карточка из игры, основанной на мифологическом цикле о путешествии аргонавтов
Наш партнер — Центр социальной и правовой помощи детям «Старт в будущее» — проводит в детском доме образовательную игру «1812», посвященную Отечественной войне 1812 года

Чему учат наши игры

С 2011 года мы создали больше 90 игровых решений. Это игры, игровые занятия и цифровые продукты, которые делятся на циклы в зависимости от того, чему учат детей. Вот примеры нескольких тем циклов.

Эффективная коммуникация. Через игры мы показываем, как сделать общение продуктивным для обеих сторон и общаться даже во время конфликта. Для этого специально выстраиваем ситуации, где у собеседников может возникнуть непонимание. Участники учатся слышать друг друга.

В цикле эффективной коммуникации мы создали шесть разных игр. В игре «Реактор» мы имитировали аварию на атомной подводной лодке, которую можно устранить, если объединиться. Игроки должны проанализировать ситуацию, придумать группой общие цели и задачи и вместе решить проблему.

Профориентация. Это один из самых важных циклов, поскольку подобные занятия помогают подопечным осознанно подойти к выбору профессии. Для этого мы заложили в игры два независимых и равноценных этапа. В первом у ребенка формируется активная позиция по выбору профессии и он учится самостоятельно строить карьерную траекторию. Во втором — развивается рефлексия, представление о себе и мире.

В цикле профориентации 11 игр. Они посвящены трудовому кодексу, новым технологиям, правилам поведения в коллективе, написанию резюме, прохождению собеседования, рискам в мире профессий.

Например, в игре «Вот так WoW!» ребята устраиваются на работу после выхода из бункера-убежища в непредсказуемой пустоши. Им надо пройти собеседование с не всегда приятным работодателем, которого играет взрослый. Некоторые персонажи могут пытаться вывести участника из себя, задавая неприятные вопросы о выбранной профессии или вопросы личного характера. Игрокам через страх, неловкость и стеснение надо проанализировать, в чем они сильны, и понять, как общаться на собеседовании с незнакомым человеком.

После игры в процессе рефлексии ребята делают выводы, обсуждают, как соблюдать границы, находить свои сильные стороны, какие были реакции в игровой ситуации и к какому результату они привели.

Ценности. У воспитанников детских домов моральные, этические и нравственные нормы бывают недостаточно сформированы из-за отсутствия выбора и значимых взрослых, на которых можно ориентироваться.

Мы учим принимать взвешенные решения на основе этических ориентиров. Для этого развиваем у подростков навыки определения своих и чужих ценностей, анализа собственных и чужих решений, презентации своих ценностей другим людям.

В цикле ценностей три игры. Так, игра «Школа волшебства» по миру Джоан Роулинг учит действовать ради своих ценностей, а не сиюминутной выгоды.

Толерантность. Мы обсуждаем темы стереотипов, отличий одних людей от других и конфликтов, к которым приводит непринятие инаковости. В цикле толерантности три игры.

Например, в игре «Стая» участники решают проблему принятия обществом представителей незнакомой и первоначально пугающей культуры. Для этого игроки делятся на три отдела.

В первом отделе рассматривают мотивационные письма соискателей и выбирают, кого пригласить на собеседование. Во втором — проводят собеседование с кандидатами, которые хотят получить в городе вид на жительство. Игроки сталкиваются с тем, что кандидаты плохо говорят на их родном языке, выглядят иначе или ведут себя не так, как принято в их культуре. В третьем отделе участники решают, какими будут законы об обучении чужаков в школах, о сфере общественного питания и вопросах брака в смешанном обществе.

Участники игры «Стая» по сюжету взаимодействуют с представителями иной культуры. Им нужно проанализировать, как возникают стереотипы, и постараться их преодолеть
Участники игры «Стая» по сюжету взаимодействуют с представителями иной культуры. Им нужно проанализировать, как возникают стереотипы, и постараться их преодолеть
Во время игры «Стая» участники голосуют за принятие законов, которые регулируют взаимодействие представителей разных культур
Во время игры «Стая» участники голосуют за принятие законов, которые регулируют взаимодействие представителей разных культур

Финансовая грамотность. Мы учим детей обращаться с деньгами и затем отрабатываем это на практике. Эта тема важна, поскольку в детском доме воспитанников не учат финграмотности. Когда ребенок выпускается из учреждения, государство предоставляет ему доступ к пенсии по потере кормильца. До 18 лет дети могут только частично распоряжаться этими деньгами.

В итоге после выпуска из детского дома ребенок получает на руки около 1—2 млн рублей. Он тратит эти деньги быстро: на дорогие гаджеты, подарки новым друзьям, клубы. Или же дети сразу становятся жертвами мошенников и быстро теряют деньги. Затем некоторые начинают брать бесконечные займы или пытаться получить деньги нелегальным способом.

В цикле финансовой грамотности мы создали четыре игры. В них учим подопечных таким понятиям, как доход, расход, бюджет, вклады, налоги, накопления, кризис, риски, мошенничество, страхование, кредит и микрозаймы. В игровых условиях мы объясняем, как вести бюджет в кризисных ситуациях, как брать кредиты, какие есть расходы.

Например, в игре «Меня не проведешь» смоделирована жизнь города. Игроки выполняют одновременно роли горожанина, который зарабатывает деньги, и мошенника, который пытается их выманить. В игровой ситуации участники знакомятся со схемами мошенничества и изучают, как его предупредить и не стать жертвой аферистов.

Эмоциональный интеллект. Мы учим воспитанников детских домов понимать свои и чужие эмоции и учиться управлять ими. В цикле собрано три игры.

Так, в игре «Роботы и люди» участникам, которые оказались в роли ученых, нужно вылечить пациента в состоянии депрессии. Человек отказывается общаться с людьми, поэтому игрокам надо запрограммировать робота. Он должен понять вербальные и невербальные способы коммуникации и научиться эмпатическим способностям. Благодаря игре дети ставят себя на место собеседника и учатся эмпатии.

Телекоммуникации и безопасный интернет. В этом цикле мы учим принципам работы интернета, знакомим с разными профессиями в области ИТ и принципами информационной безопасности. А еще рассказываем, как использовать социальные сети для работы и личных нужд. В цикле три игры.

Половое просвещение. В этом цикле только одна игра — Serious Play. В ней игроки становятся экспертами на телевизионном шоу «Не говори, подруга!». Они рассматривают проблемные ситуации, в которых оказались герои шоу, и предлагают варианты решений. За свои советы эксперты получают баллы, а в конце выбирают победителей.

Игроков учат осознанности и сексуальной грамотности, решению проблемных ситуаций в интимных отношениях, принятию физиологических особенностей и потребностей.

Сколько стоит создание игр

Создание одной игры длится от трех до шести месяцев и стоит от 130 000 до 300 000 ₽. Вот от чего зависит стоимость разработки:

  1. Замысла игры, ее задачи и проблемы, которую будут решать участники.
  2. Многослойности контента: межпредметные игры требуют вовлечения нескольких экспертов.
  3. Организатора: при передаче игры на аутсорс мы делаем инструкцию более подробной и кладем в коробку фишки, зеркала, пробирки и другой реквизит, который сложно найти на месте.
  4. Художественной части: чем сложнее мир игры, тем больше отрисовки требуется для качественного игрового погружения.
  5. Работы геймдизайнера, которая зависит от количества игроков, продолжительности игры и сложности опыта, который получит участник.

Разработка каждой игры складывается из таких этапов.

Описание проблемы. Мы формулируем, что хотим исправить через игру: например, повысить мотивацию подростков к изучению определенных школьных предметов, научить делать выбор, расставлять приоритеты, проявлять эмпатию к людям с инвалидностью. Проблему прорабатывает заказчик вместе с ведущим методистом нашего фонда. Например, заказчиком может быть банк, который хочет научить подростков планировать бюджет.

На этом этапе нам часто нужна помощь экспертов, чтобы описать нужный опыт, скажем, в постановке целей и переживаниях людей с ментальными особенностями. Еще мы привлекаем экспертов, чтобы сделать игру достоверной, например психологов, которые работают с подростками и детьми с инвалидностью.

Разработка техзадания. Методист и эксперты разрабатывают техническое задание для геймдизайнера. В нем они прописывают целевую аудиторию, количество игроков, материалы, опыт, который можно получить.

Разработка игры. Геймдизайнер разрабатывает игру при нашем методическом сопровождении. Он прописывает инструкции, делает техническое задание для художника или дизайнера. А при необходимости прописывает техническое задание на аудио- и видеосопровождение.

Проведение игры «По плану», где ребят учат ставить цели и добиваться их. В игре можно пробовать разные профессии и заниматься саморазвитием в разных подработках
Детали настольной игры «По плану»: карточки, игральная доска и фишки
Игровые коробки образовательной программы «Золотой век». Создавая эту игру, геймдизайнеры сотрудничали с учителями химии, географии и истории

Отрисовка. Художник или дизайнер отрисовывает игру: создает игровое поле, карточки с изображениями персонажей, фишки, продумывает, как будут выглядеть игровые материалы.

Дизайн игровых коробок интерактивного курса «В переплет»
Детали игры «Турецкий марш» из цикла «Золотой век», посвященной русско-турецкой войне 1877⁠—⁠1878 годов
Игральные карты, фишки и поле из настольной игры «По плану»
Коробка настольной игры «По плану»

Проведение тестов. Дальше штатный руководитель проекта собирает тестовые группы. С ними мы смотрим на прототип и основные механики, а затем тестируем игру на себе и только потом — на детях. Именно во время тестов мы понимаем, насколько игра вовлекает, получают ли подростки заложенный в нее опыт.

Печать материалов. Мы печатаем коробки, инструкции к играм, игровое поле, карточки — стоимость зависит от тиража. Малый тираж — коробка в пять экземпляров — стоит дороже большого, в который входит до 25 экземпляров. Печать малого стоит до 5000 ₽ за одну коробку, а большого — уже 1000—1500 ₽. Такие цены были до 24 февраля, сейчас они повысились.

Всего мы тратим на разработку одной игры до 300 000 ₽

Работа сотрудников в штате
Методист80 000 ₽
Руководитель проекта70 000 ₽

Всего мы тратим на разработку одной игры до 300 000 ₽

Работа внештатных экспертов
Работа геймдизайнера90 000—150 000 ₽
Работа художника25 000—50 000 ₽
Печать материалов при большом тираже25 000—37 500 ₽
Работа привлеченных экспертов15 000—50 000 ₽

Работа сотрудников в штате
Методист80 000 ₽
Руководитель проекта70 000 ₽
Работа внештатных экспертов
Работа геймдизайнера90 000—150 000 ₽
Работа художника25 000—50 000 ₽
Печать материалов при большом тираже25 000—37 500 ₽
Работа привлеченных экспертов15 000—50 000 ₽

Как помочь детям-сиротам через игры

Фонд «Полдень» с 2011 года создает игры, чтобы помогать выпускникам детских домов становиться самостоятельными, лучше понимать себя и других людей. Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование в ее пользу:

Как еще, на ваш взгляд, можно подготовить детей-сирот к взрослой жизни?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество