Обзор Tesla: стоит ли инвестировать в другого производителя электромобилей
В 2020 году цена акций компании выросла почти в 7 раз: с 95 $ в январе 2020 до 643 $ в декабре 2020 года.
Многие инвесторы считают, что это огромный финансовый пузырь и компанию ждет крах. В этой статье расскажу, какие риски и преимущества есть у Tesla для инвесторов и стоит ли вкладывать в компанию после такого роста.
Я собрала информацию из разных источников — цифры, графики, мнения аналитиков и инвесторов. И при этом постаралась не делать прямых выводов и занять нейтральную позицию.
Почему электромобили — это хорошо для экологии
Электромобили напрямую не выделяют CO2. При создании и эксплуатации электромобилей есть вредные выбросы, но примерно на 55% меньше, чем от бензиновых машин. А если активно использовать возобновляемые источники энергии при производстве и зарядке, то выбросы можно снизить до 70% по сравнению с обычными автомобилями. И чем больше возобновляемых источников энергии использовать, тем меньше будут выхлопы.
Для работы электромобилей нужны мощные аккумуляторы. На сегодняшний день такие аккумуляторы состоят из никеля, кобальта, алюминия, графита. Более 50% мирового производства лития и кобальта уходит на производство аккумуляторов.
Добыча полезных ископаемых может вредить людям и окружающей среде. Чтобы не увеличивать добычу этих компонентов, нужна их переработка. Если перерабатывать 95% аккумуляторов и оптимизировать их химический состав, США может обеспечить 30—40% необходимых материалов к 2035 году. Сейчас большинство аккумуляторов производят в Азиатско-тихоокеанском регионе. США экспортируют сырье для аккумуляторов или сами аккумуляторы.
Точный состав батареи влияет на долговечность, стоимость и мощность. Как и во всех приборах, аккумуляторы автомобиля имеют ограниченный срок службы. Со временем их производительность снижается и автомобиль не может долго ехать на одной зарядке.
В связи с развитием технологий производства аккумуляторов за последние 10 лет их средняя стоимость уменьшилась, а расстояние, которое автомобилист может проехать на одной зарядке, увеличилось. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторов будет снижаться и дальше и электромобили будут становиться доступнее. Согласно закону Райта, при удвоении производства издержки уменьшаются. Поэтому чем больше электромобилей, тем дешевле их производство.
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | < 1% |
Остальной мир | 24% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | < 1% |
Остальной мир | 24% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | < 1% |
Остальной мир | 21% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | < 1% |
Остальной мир | 21% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Перспективы рынка электромобилей
В 2020 году автопарк электромобилей составлял 10 млн штук, в 2030 году их количество может вырасти до 230 млн штук. BloombergNEF пишет, что в деньгах этот рынок до 2050 года составит 46 трлн долларов. Доля легковых электромобилей к 2040 году составит 70%, а грузовых — 30%.
За первый квартал 2021 года мировые продажи электромобилей выросли на 140% по сравнению с первым кварталом 2020 года. На внедрение электромобилей влияют следующие причины.
Государственные ограничения на выбросы CO2. Некоторые страны, например Ирландия, Исландия, Дания и Нидерланды, ввели запрет на бензиновые двигатели с 2030 года. А Норвегия планирует запретить их к 2025 году.
Государственные субсидии и льготы для владельцев электромобилей. В 2020 году правительства потратили на льготы 14 млрд долларов — это на 25% больше, чем в 2019 году.
Расширение линейки электромобилей и снижение цен. Аналитики McKinsey прогнозируют, что стоимость производства электроавтомобиля может снизиться на 6200 $ к 2025 году за счет снижения стоимости производства батарей и улучшения производительности.
Сколько времени и денег Tesla потратила на создание электромобиля
Tesla основал не Илон Маск. Его часто ругают за то, что он отнял компанию у ее основателей — Мартина Эберхарда и Марка Тарпенинга. Название Tesla Motors тоже придумал не Маск, а Мартин Эберхард. Маск на старте компании вложил 6,5 млн долларов и стал основным инвестором, акционером и президентом Tesla. И позднее именно с Эберхардом Маск боролся за контроль над компанией.
Первая полноразмерная модель появилась только в апреле 2005 года, а в мае 2006 года появился первый инженерный прототип — это был двухдверный родстер. После этого компания получила от инвесторов еще 40 млн долларов. Первый прототип стоит 90 тысяч долларов и мог проехать 250 миль на одной зарядке. А его разработка стоила 140 млн долларов вместо запланированных 25 млн.
Компания собиралась начать его серийный выпуск в ноябре 2007 года, но реальные поставки начались только в 2009 году. Маск пообещал сделать более дешевую четырехдверную версию через три года, то есть в 2009 году, но по факту серийные продажи Model S начались только в 2012 году.
Основные проблемы при создании массовых автомобилей заключаются в отсутствии денег и технологий массового производства. В 2003 году американские производители автомобилей оставили у себя только маркетинг, конечную сборку, продажи и исследования двигателей внутреннего сгорания. Все остальное производили в Европе или Азии.
Tesla сначала решила пойти тем же путем и чуть не обанкротилась в 2007—2008 годах, когда пыталась перейти к серийному производству. Выпуск автомобиля по частям в разных странах обходился Tesla более чем 170—200 тысяч долларов в год за каждый автомобиль.
Летом 2010 года Tesla практически бесплатно получила автомобильный завод со штамповочными автоматами и другим оборудованием — за 2,5% акций.
29 июня 2010 года компания провела IPO. С момента основания компания потратила 290 млн долларов, а заработала всего 147,6 млн. Но инвесторам было все равно — в первый же день цена акций выросла на 41%.
Илон Маск с момента основания компании не продал ни одной акции, только увеличивал свою долю. На конец 2020 года Маск владеет 22,4% компании.
Инновации, технологии и преимущества Tesla
Tesla — это не только автомобильная компания. Она производит программное обеспечение, зарядные станции, аккумуляторы. Вот некоторые преимущества, которых нет у компаний-конкурентов.
Аккумулятор. Tesla разрабатывает и будет производить новый аккумуляторный элемент — 4680. В отчете за второй квартал 2021 года Tesla сообщает, что проверила эти элементы и сейчас улучшает производственные процессы. Из этих ячеек можно будет создавать структурные аккумуляторные блоки меньшего веса, но большей производительности. Поэтому себестоимость автомобилей будет снижаться. Цели по производству этих аккумуляторов — 100 ГВт·ч к 2023 году и 3000 ГВт·ч к 2030 году.
У Tesla есть патенты на аккумуляторные батареи. Кроме этого, Илон Маск пообещал разработать батарею на миллион миль.
Полностью литой корпус автомобиля. Для производителя это экономия времени и денег.
Система автономного вождения FSD, основанная на камерах. Автопилот Tesla FSD — это самая известная система усовершенствованной помощи водителю ADAS. ADAS расшифровывается как advanced driver-assistance systems, она состоит из нескольких уровней. На начальных уровнях водитель участвует в управлении автомобилем. Системы ADAS увеличивают безопасность на дорогах, потому что умеют реагировать быстрее, чем человек, и учитывают гораздо больше факторов.
Tesla уже сейчас продает FSD по подписке или полным комплектом. Цена по подписке составляет от 99 до 199 $ в месяц в зависимости от комплектации автомобиля, а полный комплект стоит 10 000 $. Для автопроизводителей это очень хорошая сумма, потому что средняя прибыль от автомобиля составляет менее 2000 $. По данным Loup Funds, FSD существенно увеличит операционную прибыль Tesla в следующие 10 лет.
FSD Tesla установлена на 1 млн автомобилей, всегда включена и высылает снимки на сервер каждый раз, когда ее решение отличается от решения водителя-человека. Водители Tesla ежедневно проводят испытания в реальном мире и формируют базу данных машинного обучения. Каждая автомобильная компания, использующая ADAS, пытается это делать. Но Tesla впереди на несколько лет. В 2020 году емкость рынка ADAS составила 25 млрд долларов, к 2027 году рынок может утроиться. Кроме этого, Илон Маск собирается работать над роботакси, он говорил об этом еще в 2019 году.
Система онлайн-продаж. Автомобили подготавливают и доставляют в указанное место. Это очень удобно, поэтому, например, в Китае онлайн-продажи электроавтомобилей выросли с 15 до 25% с января по сентябрь 2020 года.
Современный сервис. Устранение неполадок происходит через интернет. Обновление ПО происходит примерно раз в месяц автоматически. Для этого не нужен ни вайфай, ни смартфон, потому что все автомобили Tesla оснащены стандартной сотовой связью для передачи данных. Отключить ее нельзя.
Широкая производственная линейка. Сейчас Tesla производит четыре модели легковых электромобилей — S, 3, X, Y. И скоро будет серийно выпускаться электрогрузовик Semi, футуристический автомобиль Cybertruck и массовый электроавтомобиль стоимостью менее 25 000 $.
Масштабная сеть зарядных станций. Автомобили можно бесплатно заряжать на станциях для зарядки электромобилей, развернутых по всей Америке.
Финансовые показатели
Для автомобильной отрасли один из самых важных показателей — количество произведенных и проданных автомобилей. Для автопроизводителей один из важнейших рынков — Китай, потому что это наиболее быстрорастущий и прогрессивный рынок, а кроме того, там находится один из заводов Tesla. Завод в Китае вышел на запланированную мощность за 10 месяцев — это быстрее, чем ожидалось.
Tesla показывает последовательный и уверенный рост производства даже несмотря на нехватку автомобильных чипов.
Cash return on operating assets (CRoOA). Этого показателя нет в финансовой отчетности — его можно рассчитать руками или взять из готовых источников. Он показывает, сколько центов наличными компания получает с каждого доллара, инвестированного в производство. Если компания зарабатывает на продукте больше, чем тратит на его создание, это огромное конкурентное преимущество.
На сегодняшний день Tesla зарабатывает на производстве автомобилей гораздо больше, чем другие автопроизводители. В основном это связано с технологиями и инновациями. Уже во втором квартале 2021 года валовая маржа Tesla составляет 25,2% — по прогнозам, компания должна была приблизиться к этому показателю только в 2025 году.
Пьер Феррагу возглавляет глобальную группу аналитиков технологий в New Street Research. До этого он был аналитиком № 1 по данным Thomson Reuters и Greenwich Associates. Феррагу считает, что Tesla не стоит сравнивать только с автопроизводителями. Компания развивается по другому пути, и ее правильнее сравнивать с производителями полупроводников, например с TSMC.
Для оценки инвестиционной привлекательности сравнивать Tesla только с автопроизводителями некорректно. При таком сравнении не учитываются инновации компании и ее вклад в развитие ПО и ИИ. Поэтому стандартные показатели фундаментального анализа для автомобильной отрасли надо дополнять более прогрессивными и новыми показателями.
Рентабельность Tesla по расчетам Пьера Феррагу, в млрд долларов и процентах
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|
Доходы от продажи автомобилей | 6,4 | 9,6 | 18,5 | 20,8 | 27,2 |
Операционный денежный поток | −0,1 | −0,4 | 1,7 | 1,8 | 4,4 |
Маржа операционного денежного потока | (2%) | (4%) | 9% | 9% | 16% |
Операционные активы, млрд долларов | 10,3 | 15,1 | 18,2 | 19,6 | 23,8 |
Основные средства и операционные лизинговые активы | 6 | 10 | 11,3 | 11,6 | 14,3 |
Капитал | 2,9 | 3,2 | 4,6 | 5,8 | 7,3 |
Сколько наличных нужно для производства | 1,5 | 1,9 | 2,2 | 2,2 | 2,2 |
Рентабельность операционных активов | 2% | 3% | 10% | 10% | 20% |
Рентабельность Tesla по расчетам Пьера Феррагу, в млрд долларов и процентах
Доходы от продажи автомобилей | |
2016 | 6,4 |
2017 | 9,6 |
2018 | 18,5 |
2019 | 20,8 |
2020 | 27,2 |
Операционный денежный поток | |
2016 | −0,1 |
2017 | −0,4 |
2018 | 1,7 |
2019 | 1,8 |
2020 | 4,4 |
Маржа операционного денежного потока | |
2016 | (2%) |
2017 | (4%) |
2018 | 9% |
2019 | 9% |
2020 | 16% |
Операционные активы, млрд долларов | |
2016 | 10,3 |
2017 | 15,1 |
2018 | 18,2 |
2019 | 19,6 |
2020 | 23,8 |
Основные средства и операционные лизинговые активы | |
2016 | 6 |
2017 | 10 |
2018 | 11,3 |
2019 | 11,6 |
2020 | 14,3 |
Капитал | |
2016 | 2,9 |
2017 | 3,2 |
2018 | 4,6 |
2019 | 5,8 |
2020 | 7,3 |
Сколько наличных нужно для производства | |
2016 | 1,5 |
2017 | 1,9 |
2018 | 2,2 |
2019 | 2,2 |
2020 | 2,2 |
Рентабельность операционных активов | |
2016 | 2% |
2017 | 3% |
2018 | 10% |
2019 | 10% |
2020 | 20% |
ROIC — рентабельность инвестированного капитала. Этот мультипликатор показывает, сколько чистой прибыли компания получает с каждого вложенного доллара. Чаще всего аналитики рекомендуют инвестировать деньги в компании с положительным значением ROIC. А если показатель постепенно увеличивается и не был отрицательным 3—5 лет, значит, компания очень финансово устойчивая и хорошо распоряжается деньгами. У начинающих компаний и стартапов ROIC отрицательный. Если инвестору удается отследить переход мультипликатора в положительную зону, он может купить ценные бумаги в самом начале их роста, но это достаточно рискованно, потому что нет стабильности.
У других автопроизводителей с этим показателем тоже все в порядке, и он выше, чем у Tesla. GM, Toyota, Volkswagen находятся в плюсовой зоне уже давно. Их ROIC не превышает 8—10%, для автомобилестроения это нормально.
CASH ROIC. Он похож на ROIC, но некоторые аналитики считают его более подходящим для оценки эффективности компании и работы менеджмента. Для расчета показателя вместо чистой прибыли используют свободный денежный поток по отношению к инвестированному капиталу. При анализе показателя важны не только абсолютные цифры, но и динамика, то есть способность компании стабильно генерировать большой денежный поток.
Стандартные мультипликаторы. Как правило, аналитические порталы сравнивают компанию со средними показателями отрасли и с индексом S&P 500. Для компаний роста мультипликаторы P / S, P / E, P / B могут зашкаливать, потому что компании недавно перешли от убытков к прибыли. Например, прибыль Tesla выросла в 10 раз за год с 104 млн до 1,14 млрд долларов, поэтому и P / E очень высокий.
Конкуренты и где они находятся в 2021 году
Потенциально рынок электромобилей очень большой. Глобальные автопроизводители пытаются перестраивать свои модели, чтобы перейти на производство электромобилей. Но, скорее всего, долю рынка они будут получать за счет снижения продаж бензиновых автомобилей, а не за счет уменьшения доли Tesla.
И если Tesla планирует выпустить 1 млн электромобилей в текущем году, то GM собирается это сделать только к 2026 году.
Планы автопроизводителей по продажам электромобилей на ближайшие 10 лет
Вид продаж | Цели | Источник информации | |
---|---|---|---|
Toyota | Ежегодные продажи | > 5,5 млн машин к 2030 году | Toyota Environmental Report 2020 |
Toyota | Совокупные продажи | 30 млн машин | Toyota Environmental Report 2020 |
Volkswagen | Доля продаж | 70% всех продаж в Европе, > 50% в Китае и > 50% в США к 2030 году | Volkswagen accelerates! |
General Motors | Ежегодные продажи | 1 млн к 2025 году | Корпоративные новости |
Stellantis | Ежегодные продажи | > 400 тысяч в 2021 году | Address from CEO Carlos Tavares (Presentation) |
Honda | Доля продаж | 40% продаж к 2030 году | Honda Global CEO Inaugural Press Conference |
Ford Motors | Ежегодные продажи | 800 тысяч к 2030 году | Delivering Ford+ presentation |
Nissan | Ежегодные продажи | > 1 млн к 2023 году | Корпоративные новости |
Hyundai | Ежегодные продажи | 1 млн к 2025 году | Hyundai Motor Group Chairman Calls Year 2021 |
Renault | Ежегодные продажи | 30% продаж к 2025 году | Renaulution plan |
Daimler | Доля продаж | 25% продаж к 2025 году > 50% продаж к 2030 году | Daimler Annual Report 2020 |
Kia | Ежегодные продажи | 560 тысяч к 2026 году 880 тысяч к 2030 году | 2021 Kia CEO Investor Day |
BMW | Совокупные продажи | 2 млн к концу 2025 года 7 млн к концу 2030 года | 2021 investor presentation |
Tesla | Ежегодные продажи | 20 млн к 2030 году | Tesla Battery Day |
Планы автопроизводителей по продажам электромобилей на ближайшие 10 лет
Toyota | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | > 5,5 млн машин к 2030 году |
Источник информации | Toyota Environmental Report 2020 |
Toyota | |
Вид продаж | Совокупные продажи |
Цели | 30 млн машин |
Источник информации | Toyota Environmental Report 2020 |
Volkswagen | |
Вид продаж | Доля продаж |
Цели | 70% всех продаж в Европе, > 50% в Китае и > 50% в США к 2030 году |
Источник информации | Volkswagen accelerates! |
General Motors | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | 1 млн к 2025 году |
Источник информации | Корпоративные новости |
Stellantis | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | > 400 тысяч в 2021 году |
Источник информации | Address from CEO Carlos Tavares (Presentation) |
Honda | |
Вид продаж | Доля продаж |
Цели | 40% продаж к 2030 году |
Источник информации | Honda Global CEO Inaugural Press Conference |
Ford Motors | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | 800 тысяч к 2030 году |
Источник информации | Delivering Ford+ presentation |
Nissan | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | > 1 млн к 2023 году |
Источник информации | Корпоративные новости |
Hyundai | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | 1 млн к 2025 году |
Источник информации | Hyundai Motor Group Chairman Calls Year 2021 |
Renault | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | 30% продаж к 2025 году |
Источник информации | Renaulution plan |
Daimler | |
Вид продаж | Доля продаж |
Цели | 25% продаж к 2025 году > 50% продаж к 2030 году |
Источник информации | Daimler Annual Report 2020 |
Kia | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | 560 тысяч к 2026 году 880 тысяч к 2030 году |
Источник информации | 2021 Kia CEO Investor Day |
BMW | |
Вид продаж | Совокупные продажи |
Цели | 2 млн к концу 2025 года 7 млн к концу 2030 года |
Источник информации | 2021 investor presentation |
Tesla | |
Вид продаж | Ежегодные продажи |
Цели | 20 млн к 2030 году |
Источник информации | Tesla Battery Day |
Цены и мощность аккумулятора существующих электромобилей
Количество миль на одной зарядке | 0—30 000 $ | 30 000—40 000 $ | 40 00—70 000 $ | 70 000 $+ |
---|---|---|---|---|
0—150 | Kandi K27, Kandi K23, Mini Cooper SE | — | — | — |
150—250 | Nissan Leaf | Hyundai IONIQ, Kia Niro EV, Chevrolet Bolt EUV, BYD E6, Volkswagen ID 4, Fisker Ocean, Tesla Cybertruck | BMW I3, Jaguar I-Pace, Volvo XC 40, Volvo Polestar 2, Audi e-tron, Mercedes EQC, Tesla Model Y, Ford Mach-e, Lordstown Endurance, Volvo c40 Recharge | — |
250+ | — | Chevrolet Bolt, Hyundai Kona, Tesla Model 3 | Nissan Ariya, Rivian RIT, Tesla Model S, Cadillac LYRIQ, Lucid Air, Atlis XT | Tesla Model X, Rivian RIS, Hummer SUV, Audi e-tron GT |
Цены и мощность аккумулятора существующих электромобилей
Цена | |
Kandi K27, Kandi K23, Mini Cooper SE, Nissan Leaf | 0—30 000 $ |
Hyundai IONIQ, Kia Niro EV, Chevrolet Bolt EUV, BYD E6, Volkswagen ID 4, Fisker Ocean, Tesla Cybertruck, Chevrolet Bolt, Hyundai Kona, Tesla Model 3 | 30 000—40 000 $ |
BMW I3, Jaguar I-Pace, Volvo XC 40, Volvo Polestar 2, Audi e-tron, Mercedes EQC, Tesla Model Y, Ford Mach-e, Lordstown Endurance, Volvo c40 Recharge, Nissan Ariya, Rivian RIT, Tesla Model S, Cadillac LYRIQ, Lucid Air, Atlis XT | 40 00—70 000 $ |
Tesla Model X, Rivian RIS, Hummer SUV, Audi e-tron GT | 70 000 $+ |
Количество миль на одной зарядке | |
Kandi K27, Kandi K23, Mini Cooper SE | 0—150 |
Nissan Leaf, Hyundai IONIQ, Kia Niro EV, Chevrolet Bolt EUV, BYD E6, Volkswagen ID 4, Fisker Ocean, Tesla Cybertruck BMW I3, Jaguar I-Pace, Volvo XC 40, Volvo Polestar 2, Audi e-tron, Mercedes EQC, Tesla Model Y, Ford Mach-e, Lordstown Endurance, Volvo c40 Recharge | 150—250 |
Chevrolet Bolt, Hyundai Kona, Tesla Model 3, Nissan Ariya, Rivian RIT, Tesla Model S, Cadillac LYRIQ, Lucid Air, Atlis XT, Tesla Model X, Rivian RIS, Hummer SUV, Audi e-tron GT | 250+ |
Количество проданных в Китае электроавтомобилей премиум-сегмента за первые 6 месяцев 2021 года
Tesla Model 3 | 85 194 |
Tesla Model Y | 46 570 |
XPENG P7 | 19 366 |
NIO ES6 | 17 561 |
NIO EC6 | 14 740 |
NIO ES8 | 8802 |
BMW IX3 | 7330 |
Porshe Taycan | 3463 |
Mercedes EQC | 3149 |
Audi e-tron | 1475 |
Количество проданных в Китае электроавтомобилей премиум-сегмента за первые 6 месяцев 2021 года
Tesla Model 3 | 85 194 |
Tesla Model Y | 46 570 |
XPENG P7 | 19 366 |
NIO ES6 | 17 561 |
NIO EC6 | 14 740 |
NIO ES8 | 8802 |
BMW IX3 | 7330 |
Porshe Taycan | 3463 |
Mercedes EQC | 3149 |
Audi e-tron | 1475 |
Основные драйверы роста для Tesla
Новые или увеличенные налоговые льготы и поощрения для покупателей электромобилей в США — до конца 2021 года.
Увеличение производственной мощности до 2 млн автомобилей после начала работы завода в Германии — четвертый квартал 2021 года.
Новые модели. Выпуск новой модели электромобиля Cybertruck в третьем-четвертом квартале 2023 года — на этот автомобиль уже есть более 1,2 млн предзаказов. Выпуск электрогрузовика Tesla Semi до конца 2022 года — на этот автомобиль уже есть более 2000 корпоративных предзаказов от Walmart, Pepsi, FedEx, Sysco и других. Выпуск бюджетной Tesla Model 2/A за 25 000 $ до конца 2023 года. Появление новой модели Roadster в 2022 году.
FSD. Увеличение продаж и прибыльности за счет развертывания FSD и предоставления FSD другим производителям автомобилей.
Оптимизация аккумуляторных батарей и инфраструктуры — увеличение дальности и уменьшение цены после запуска собственного завода электробатарей. Предоставление зарядных станций Tesla другим маркам электромобилей может принести 25 млрд долларов годового дохода.
Акционерный капитал увеличился с 10 млрд до 25 млрд, а долг уменьшился с 8,5 млрд до 4 млрд. Операционный рычаг означает, что Tesla на существующих производственных линиях смогла увеличить производство и таким образом снизить себестоимость.
Прогнозы стоимости акций и риски
Кэти Вуд прогнозирует, что акции Tesla к 2025 году будут стоить 4000 $ при самом удачном стечении обстоятельств, 3000 $ при нейтральном развитии событий и 1500 $ при самом плохом раскладе. В прошлый раз еще до сплита Кэти была права в своих прогнозах.
Аналитики расходятся во мнениях. На сентябрь 2021 года, после выхода отчета за второй квартал, средняя целевая цена на ближайшие полгода-год составляет 690 $. При этом двенадцать аналитиков советуют покупать, семь — продавать и семь — держать акции в портфеле. Наибольшая целевая цена аналитиков — 1200 $, наименьшая — 150 $.
Основные риски для акционеров:
- растущая конкуренция со стороны других автопроизводителей;
- государственное регулирование в Китае — ограничения, изменения правил;
- завышенные ожидания инвесторов и аналитиков;
- вложения в биткоин — если он обесценивается, компания теряет деньги;
- уход Илона Маска из компании;
- нарушение сроков и условий выпуска;
- FUD — искажение фактов о Tesla в СМИ, потому что в компании нет отдела PR.
Капитализация Tesla существенно превышает количество проданных автомобилей.
Что в итоге
Tesla не пузырь, а реально существующая и прибыльная компания. Это не чистый производитель автомобилей — Tesla производит ПО и занимается разработками в сфере ИИ, поэтому сравнивать ее только с автопроизводителями неэффективно. Такое сравнение может привести к ложным выводам.
Кроме Tesla, есть и другие интересные производители электромобилей. Эта отрасль будет расти и расширяться в ближайшие 10 лет. Также инвесторам могут быть интересны смежные отрасли, например производство и переработка аккумуляторов или роботакси.