Автовладелец попытался вернуть деньги за машину, проездив на ней три года
👨🚗🔧🛣🔧💰💣👎👍👎✖
Волгоградец купил автомобиль у дилера «Ягуар Ленд Ровер». Это был дорогой хороший автомобиль за 6,3 млн рублей. Машина была на гарантии.
В первый же год начались проблемы: застучала подвеска, заскрипело сиденье, плохо закрывалась дверь, не работал подогрев руля, перегорели лампочки в фарах, перекосило капот — и это еще не всё. Автомобиль пришлось отправить на гарантийный ремонт на два месяца. Заодно нашли еще неисправности — их тоже устранили.
Через год опять начались проблемы — и снова ремонт. Но результатом автовладелец всё равно не был доволен и нормально пользоваться дорогой машиной не мог. Когда машина попала на ремонт в другой автосервис, снова обнаружились недостатки. Собственник провел экспертизу и потребовал вернуть все деньги с компенсацией.
Всего он проездил на машине два с половиной года и хотел получить от автосалона 17,5 млн рублей. Посчитал даже удорожание, транспортный налог, проценты банку и моральный ущерб.
С какой стати автовладелец потребовал такую сумму?
По отношению к автосалону он потребитель, права которого защищает закон. Автомобиль — это технически сложный товар. По умолчанию такой товар с дефектом можно вернуть в течение 15 дней после покупки.
Но есть особые условия. Если найдется существенный недостаток, больше 30 дней в течение гарантийного года автомобиль будет в ремонте или работы не выполнят в срок, можно поменять его на новый или вернуть деньги. Даже через три года.
За первый гарантийный год автомобиль был в ремонте почти два месяца. Потом пришлось снова обращаться в автосервис. В итоге эксперт нашел у машины существенные недостатки и даже посоветовал на ней не ездить.
Формально были причины требовать компенсацию. Тем более что такие прецеденты уже есть.
Добровольно расторгать договор купли-продажи и возвращать деньги дилер не захотел. Требовать возмещения пришлось в суде.
Если всё по закону, почему автосалон не отдал деньги?
Автосалон посчитал, что устранил все недостатки и что они не были существенными. То, что в машине за 6 млн рублей в первый же год приходится менять кресло, регулировать двери, опрессовывать систему охлаждения и на ней всё равно нельзя ездить, не в счет.
Формально машина поступила в ремонт, ее привели в порядок и вернули владельцу. Через год снова отремонтировали — автовладелец опять забрал и ездил.
И другие дефекты автосалон готов устранять: это не существенные недостатки и исправляется за несколько часов. Покупатель отказался передавать автомобиль на диагностику в ремонт — значит, это его проблемы.
Если бы автовладельца что-то не устраивало, он бы не ездил на машине еще два года, а сразу потребовал замену. Тем более, сумма ущерба несоизмеримо больше цены машины. Купил за 6,3 млн рублей, а требует 17,5 млн.
Что сказали суды?
Машину обследовали два эксперта. Их выводы не совпадают. Один говорит, что недостатки существенные, другой — что нет.
Суд поверил тому, кто не посчитал недостатки существенными. Да, они есть, но их можно устранить за счет автосалона. Условие с недостатками для возврата денег не подходит.
Со сроками тоже проблема. В законе написано, что автомобиль должен быть в ремонте больше 30 дней в течение каждого гарантийного года. Значит, вернуть деньги можно, только если каждый год в общей сложности месяц машину нельзя было использовать.
Но обязательно все три года, а не в каком-то одном — это трактовка районного суда. (И ОНА СТРАННАЯ — Ред.)
А здесь первый год — 59 дней, второй — 8, а на третий машину вообще передали в неавторизованный автосервис. У дилера она не была, значит, и ремонт не считается.
Условия для расторжения договора и возврата денег не соблюдены. В иске отказать.
Даже если недостатки не существенные, условия по срокам соблюдаются.
Автомобиль должен быть не каждый год в ремонте больше 30 дней, а в течение одного любого года.
По документам из авторизованного автосервиса в первый год машину нельзя было использовать два месяца. Всё сходится.
Но сумма требований правда завышена. По закону ее можно уменьшить. Сделаем так: за машину пусть вернут всю сумму, а моральный вред и неустойку уменьшим. Плюс штраф 50% от общей суммы и пошлина — всего выйдет 11 млн рублей.
Вот столько автосервис должен за лэнд-ровер с дефектами через два с половиной года эксплуатации. А решение районного суда надо отменить.
Со сроками всё в порядке. Достаточно не пользоваться машиной больше 30 дней не все три гарантийных года, а хотя бы в одном. И неважно, в каком именно. Можно только в течение первого года.
Но одного только срока мало. В законе есть и другие условия для возврата денег на этом основании:
- ремонт должен быть неоднократным;
- недостатки — разными.
Областной суд в этом не разобрался. Но и это еще не всё.
Есть подозрения, что автовладелец затеял этот ход с возвратом денег, чтобы получить выгоду. Он отдал машину в ремонт, потом забрал ее и ездил еще два года. За это время почему-то не просил вернуть деньги, а к концу гарантии решился.
По закону так нельзя. Хоть потребителей и защищает закон, но пользоваться им нужно добросовестно. С этим тоже надо разобраться.
Решение областного суда надо отменить, а дело пересмотреть.
Итог. В деле о возврате денег за трехлетний лэнд-ровер будут разбираться заново. Пока пересмотра не было, но мы будем следить и расскажем. Шансов получить компенсацию почти нет, хотя бывает всякое.
В истории с возвратом денег за трехлетний хендай, о которой мы писали раньше, всё закончилось благополучно для автовладельца: ему поменяют машину и выплатят кучу денег. В истории с гарантийным ремонтом для третьего покупателя автосалон пошел на мировую и все довольны. Но там Верховный суд был на стороне автовладельцев, а в этот раз нет.
Если мне продадут машину с браком, правда можно вернуть деньги даже через два года?
Правда. И не только машину, а еще смартфон, телевизор, снегоход или яхту. Здесь работает статья 18 закона о защите прав потребителей. И не всегда приходится обращаться в Верховный суд.
Если хотя бы одно условие для возврата соблюдается, можно требовать деньги или обменять товар на новый. Даже если бракованным вы пользовались два года и гарантия скоро кончится.
Следите за сроком ремонта: по закону он может длиться не больше 45 дней. Если сервисный центр не уложился, имеете право не забирать вещь и потребовать деньги.
Главное — правильно всё оформить, знать свои права и иметь доказательства. Как можно больше доказательств. Даже если поломка кажется несерьезной, собирайте документы на всё, фиксируйте сроки и требуйте письменных ответов.
Как всё оформить, чтобы получить свое?
Если ремонтируете технически сложный товар, требуйте, чтобы в сервисной книжке была отметка о ремонте и подробное описание дефектов. Иначе потом не докажете, что это существенный недостаток.
Следите за датами в документах. Иногда всё решает пара дней.
Если уверены, что недостаток существенный, проводите экспертизу и требуйте вернуть деньги. Если заберете машину или Айфон из ремонта и подпишете акт, что всё в порядке, будет сложно получить компенсацию.
Не ждите, что неисправность устранится сама. Заметили что-то не то — сразу предъявляйте претензии. Все документы только письменно.
Даже если после ремонта опять что-то ломается, пишите претензии. А потом еще и еще. Это поможет доказать, что два года вы терпели и верили продавцу, но больше не хотите. Тогда вас не обвинят в злоупотреблении правом.
Пробуйте договориться. Если не получится — ищите юриста и идите в суд. Не забудьте, что по закону о защите прав потребителей можно получить 50% сверху.
Пойду-ка верну деньги за свой Айфон, раз такое дело. Тем более восьмой на подходе.
Если это хитрая схема, она не пройдет. На самом деле доказать, что товар бракованный, сложно. Особенно с телефонами. Скорее всего, в гарантийном ремонте откажут: сошлются на неправильную эксплуатацию и механические повреждения. Тем более через год.
Закон защищает права потребителя, а не помогает получать незаконную выгоду. Если суд что-то заподозрит, в иске откажут.
В этой истории машину обследовали два эксперта с научными степенями, претензий было на 17 млн рублей, а истец не последний человек в регионе. Даже это не помогло.