![Сколько стоит организовать ролевую игру](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main____roleplay.7k1bj2nzrbkr.jpg)
В 2015 году в вузе мои друзья основали ролевой клуб, где устраивали игры по мотивам фэнтези, компьютерных игр или исторических эпох.
В аудиториях вуза они создавали подходящий антураж — например, салуна на Диком Западе, космического корабля из «Звездных войн» или эльфийского леса. А мы одевались в костюмы волшебников, рыцарей и персонажей книг. Во время игр махали волшебными палочками, бились на мечах или варили так называемые зелья. И каждый стремился выполнить свою цель, например обезвредить врагов и не умереть самому. Все это называлось ролевыми играми живого действия.
Бывают еще словесные и настольные ролевые игры. К первым ближе всего «Мафия», а ко вторым относятся, например, «Подземелья и драконы». И там, и там нужно просто описывать свои поступки или ходить фишками по игровому полю. О таких играх в статье я говорить не буду.
Пять лет назад я пришла поддержать друзей, но так увлеклась ролевками, что с тех пор постоянно в них участвую. Мои друзья по-прежнему устраивают игры, но уже не в университете. А я много знаю об организации игр, потому что близко с ними общаюсь.
Расскажу, какие бывают игры живого действия, сколько стоит их организовывать и почему игроки должны платить за участие в выездной игре не меньше 3000 ₽.
Какие бывают игры живого действия
Игры живого действия бывают полевые и кабинетные. Первые еще называют полевками: они проходят под открытым небом — в поле или лесу. Длится такая игра от восьми часов до нескольких суток. А участвуют в ней от 30 человек. Я слышала, что есть и очень масштабные игры, до 1000 участников.
Для кабинетных игр, или кабинеток, нужно помещение: вузовская аудитория, из которой убирают парты, блок общежития или зал антикафе. В таких играх обычно до 30 участников, а длятся они 2—8 часов. Пока мы учились, клуб моих друзей специализировался на кабинетках. Он до сих пор существует, но им руководят другие студенты.
А друзья сейчас делают игры только для нашей узкой компании. У них получается что-то среднее между кабинетками и полевками, но ближе к первым. Для игр они снимают коттедж или вывозят нас в лес. Игра длится от шести часов до трех суток. Про такие игры я и буду рассказывать дальше в статье.
![Ролевку по компьютерной игре «Скайрим» проводили в лесу. Чтобы создать помещения внутри леса, натягивали тенты и крепили нетканый материал](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-01.bht27squjkmw.jpg)
![А в этой гостиной в коттедже организовали зал Хогвартса. Источник: Airbnb](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-02.k26tvmj7iys8.jpg)
Как устроена игра
Игровой мир. Ролевая игра разворачивается в воображаемом мире — он называется сеттингом, что переводится с английского как «окружение», «оформление». Обычно игры создают по реальным историческим событиям и эпохам, например Средневековью. Или на базе уже существующего фантастического мира — «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Игры престолов».
Иногда в одной игре соединяют несколько разных миров. Как-то у нас была игра «Бэнг» о Диком Западе. Там встретились герои классических вестернов «Хороший, плохой, злой» и «За пригоршню долларов». А еще был Джанго из фильма «Джанго освобожденный» и мистер Фест из «Человека с бульвара Капуцинов».
Реже автор игры придумывает мир с нуля. У нас есть игра «Дейлгард» с выдуманным Королевством Знаков.
Правила. В игре есть игровые механики — это правила, по которым происходят важные действия: убийство, применение заклинаний, воровство, бой, секс.
Например, недавно у нас была игра по вселенной «Скайрима». Бой там проходил на бутафорских мечах. А в ролевке о богах Олимпа — через карточную игру. В «Гарри Поттере» мы боролись с помощью заклинаний и волшебных палочек. Чтобы парализовать противника, нужно было взмахнуть палочкой в определенной последовательности — допустим, влево, вправо и по диагонали.
Есть игры, в которых мы готовили так называемые зелья. Обычно для этого приносили ведущему бумажки с названиями ингредиентов. А в «Гарри Поттере» делали химическую реакцию из настоящих реагентов, как на уроках химии в школе.
![В игре по «Скайриму» мечи были ларповыми, то есть искусственными и сделанными специально для LARP — так называют на Западе игры живого действия](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-03.crqglkpkzcun.jpg)
![А стреляли мы из луков, но у стрел были мягкие наконечники, чтобы никого не травмировать](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-04.d9uzet24b9g5.jpg)
![На уроке зельеварения мы смешивали разные ингредиенты. Если получалась правильная химическая реакция, зелье считалось готовым](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-05.zsxq9wa4q4fb.jpg)
Ведущий. В любой игре есть мастер, или ведущий, — он самый главный и следит, как идет игра. Часто он же и есть автор игры. Если игроков десятки, одному мастеру за ними не уследить, тогда их бывает двое или трое.
Мастер рассказывает участникам про игровой мир, механики и поясняет, что происходит в момент игры. Например, вводная к игре «Как приручить дракона» звучала так: «Вы викинги, которые недавно приручили драконов. Для вас они разумные существа, но другие племена считают их злыми и кровожадными. Вы устраиваете большой пир, чтобы наладить дипломатические отношения. На него приедут представители трех племен. От итогов пира будут зависеть дальнейшие отношения с соседями».
![На некоторых играх мастер в образе, то есть это тоже персонаж со своими особенностями. Но, в отличие от обычного героя, его нельзя убить. Эта мастер — бард Лизетта в игре по «Скайриму»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-06.wjuprxdhox6n.jpg)
Роли игроков. У каждого игрока есть роль. Я бывала и богиней Артемидой, и пятилетней девочкой, и бабулей, и жрицей бога огня и много кем еще.
Роли распределяет мастер и дает каждому игроку квенту — документ с описанием героя, его характера и социальных связей.
![Пример квенты для игры в стиле магического детектива](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-001.wvng4uzjioab.png)
Перед небольшими играми, до шести часов, мастер раздает квенты на месте. Обычно описание помещается на лист A4. А перед длительными рассылает заранее, чтобы участники могли подготовиться. Ведь там квенты бывают и на четыре листа.
Иногда в больших играх участники сами частично прописывают свои квенты. В последней игре по «Скайриму» мастера прописали, что мой персонаж — некромант, который работает на правительство. А его цель — помочь найти убийцу императора, чтобы избавиться от кабальной работы. Остальное я придумала сама: его характер, расу, семейное положение и отношение к другим героям.
Квента — не сценарий игры, а просто базовая информация о персонаже. Так что манеру поведения, речь и движения игроки тоже всегда придумывают сами. Но вот я не очень хорошая актриса: в моих героях легко узнать меня саму. Любая стерва или сильная женщина в моем исполнении мягче, чем нужно.
![А здесь мы ученицы Хогвартса и изучаем заклинания](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-08.mnoh2adypncq.jpg)
![Я в роли Артемиды на кабинетке об олимпийских богах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-12.d5e4bnnrhnwm.jpg)
Цели игроков. В ролевой игре у каждого игрока есть цели — то, чего он должен добиться к концу игры. Они прописаны в квенте.
Некоторые цели влияют на исход игры. Например, грядет апокалипсис, и один игрок должен предотвратить его, а другой — катализировать. Третий и четвертый помогают первому или второму. А остальные задействованы в других глобальных сюжетных ветках. Допустим, в мире еще идет война. Цель одних игроков — победа красных, вторых — выигрыш белых, а третьи вообще хотят решить вопрос без войны.
Чем закончится игра, зависит от игроков. Вот в ролевке по «Скайриму» за власть боролись несколько кандидатов. Перед игрой мастера в шутку сделали ставки, кто в итоге станет императором. Никто не угадал: трон получил соискатель, на которого никто из организаторов не рассчитывал.
А есть и менее глобальные, личные цели: добиться взаимности другого персонажа, собрать коллекцию предметов, выиграть конкурс красоты. В игре про зомби-апокалипсис я была маленькой девочкой и должна была найти торт и убежать от зомби. А в «Как приручить дракона» мне нужно было помогать отцу во всем, о чем он попросит.
Чтобы достичь целей, игрок собирает союзников, обманывает врагов, закрывает сделки. Важный предмет, информация или сверхспособность обычно есть у кого-то другого — приходится договариваться. Допустим, цель игрока — расследовать убийство. Самый простой способ — поговорить с духом покойного и узнать, кто его застрелил. Но персонаж не умеет общаться с умершими — ему нужна помощь героя-некроманта.
![Цели моего персонажа из игры по «Гарри Поттеру»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-002.7yiz5b5hfxlh.jpg)
Неигровые персонажи. У мастера есть помощники — игротехники, или неигровые персонажи. Они отвечают на вопросы участников по сюжету, чтобы разгрузить мастера. Или по просьбе мастера помогают игрокам с предметами и информацией. Например, во многих играх есть персонаж трактирщик. К нему приходят, чтобы узнать последние сплетни или купить редкий товар.
В играх бывают локации с испытаниями: там надо сразиться с монстром или пройти по лабиринту, чтобы получить награду. За каждой такой локацией тоже закреплен игротехник. Обычно он и есть монстр — сражается с игроками и одновременно следит, как они справляются с заданиями.
Если игра масштабная, то игротехников много. Например, в «Скайрим» играл 31 человек. Там было 3 мастера и 11 игротехников.
Дальше я пошагово расскажу, что надо сделать, чтобы организовать ролевую игру.
![Это хозяйка трактира — неигровой персонаж в игре по книгам Терри Пратчетта](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-09.xwlh6wwxpl78.jpg)
![Еще один игротехник — в роли монстра на игре по «Скайриму». С ним сражались игроки в одной из локаций. Если побеждали, получали сокровища](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-10.csicmloiwwca.jpg)
Посчитать количество участников
Первым делом мастера прикидывают количество игроков. От этого зависит, сколько потом сделают сюжетных веток. Если участников 30, то 20 линий сюжета ни к чему.
В университете на игры мы записывались в группе во «Вконтакте» — сейчас клуб тоже так работает. За две недели до игры там публикуют объявление. Участники записываются через «Гугл-таблицы», а за три дня до игры подтверждают участие: пишут напротив своей фамилии, что точно придут.
Поучаствовать в игре может любой, кто успел записаться. Иногда участников слишком много — 40—60 человек. Тогда их делят на группы и одну и ту же кабинетку параллельно играют в разных аудиториях.
А мои друзья проводят свои нынешние ролевки в лесу или коттедже — там больше места, чем в аудитории университета. Одновременно играют 20—35 человек.
За 4—6 месяцев до игры мастера сообщают нам примерные даты и тему игры — лично или в дружеских чатах. Когда желающих достаточно, создают отдельную группу во «Вконтакте» или чат в «Телеграме» — там потом пишут точную информацию и распределяют квенты.
Написать игру
Игру пишут мастера. Они продумывают тему, время и место действия, прописывают все сюжетные линии и прикидывают их развитие. Они же планируют основные игровые события. Например, что через час после старта начинается пир, а через два — выборы короля.
Одновременно мастера пишут квенты и продумывают игровые механики. Они зависят от темы и помещения. Допустим, для полевки по Средневековью бой на мечах уместен, а для кабинетки по Дикому Западу в общежитии — не очень.
Игру для 20 человек мастера пишут за 3—6 месяцев. Но я слышала, что, если ролевка крупнее, на сотни участников, понадобится около года.
Найти локацию
Для кабинеток обычно хватает одного помещения. В университете с этим было легко: мы просто бронировали несколько аудиторий через вузовскую администрацию. Сдвигали парты к стене и раскладывали игровые материалы.
После выпуска из университета нашим мастерам приходилось искать локации порой по несколько месяцев. Например, игру про магический замок мы проводили в коттедже одного из организаторов. Персонажи жили в импровизированных комнатах-башнях, и игроки сами продумывали для них декорации: драпировали мебель разноцветной тканью и добавляли предметы для антуража.
![Пока шла игра про замок, коттедж мастера был уставлен черепами, свечами, свитками и картами таро](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-11.ollonktzckks.jpg)
А для игры по «Гарри Поттеру» пришлось снять коттедж побольше. При выборе организаторы смотрели на стоимость аренды, планировку и старались уложиться в 60 000 ₽ за три дня и две ночи. Нас было 16 человек, включая игротехников и мастера. Больше 5000 ₽ никто из нас бы не внес, и это включая питание. А по планировке нужен был просторный двор, большая гостиная и много спален — чтобы участники не спали друг на друге.
В итоге мастера выбрали дом в Истринском районе Подмосковья, в 19 километрах от Мкада. Нашли его через Airbnb. Аренда с пятницы по воскресенье обошлась в 47 600 ₽, из них 27 000 ₽ была предоплата.
- 47 600 ₽
- мы заплатили за три дня аренды дома для игры по «Гарри Поттеру»
Вообще, коттедж не был похож на Хогвартс. Судя по сауне, банкетному залу и караоке, обычно его арендовали для вечеринок. Но по планировке он подходил идеально: там была большая гостиная и десять спален. Из гостиной мастера сделали большой зал Хогвартса, из холлов — игровые кабинеты, а из нескольких спален — тайные локации, которые участники открывали в ходе игры. В остальных комнатах мы спали, а во дворе играли в квиддич.
Расписание получилось такое: в пятницу утром — заезд, украшение локаций и отдых. В субботу с утра и до вечера — игра. А в воскресенье — завтрак, сборы и выезд.
![Так мы украсили гостиную. Гирлянды и флаги с «Алиэкспресса» превратили ее в общий зал Хогвартса](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-13.dftb98tpolbk.jpg)
![В этом коттедже у нас была игра по «Гарри Поттеру». Источник: Airbnb](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-07.tc7zfynk0wwr.jpg)
![А это наш матч по квиддичу во дворе дома](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-14.plbdgo3rmf1v.jpg)
Для полевок нужны лесные полигоны. В лесу мы играли в Lost, «Как приручить дракона», «Ведьмака» и «Скайрим».
Ищет полигон так называемый АХЧ — доброволец, ответственный за административно-хозяйственную часть. Примерно за полгода он расспрашивает знакомых про полигоны или выбирает из тех, где уже проводили игры. Смотрит на удаленность от Москвы, можно ли найти вокруг ветки для дров и есть ли рядом колонки или источники питьевой воды. Плюс для АХЧ важен тип леса: лучше всего подходит сосновый — там сухо и больше дров. А в лиственном дров мало и клещи.
Еще АХЧ прикидывает размер полигона. Например, на игре по «Скайриму» нас было 45, включая мастеров и игротехников. Так что маленький бы не подошел. А в Lost участвовало всего 15 человек, и полигон был поменьше.
![Игра по «Скайриму» на лесном полигоне](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-15.smw3tam8uwqr.jpg)
Чтобы мы поиграли в лесу, АХЧ договаривается с лесничеством. Звонит туда и спрашивает разрешение разжигать костры, заготавливать дрова и устанавливать «стены» из нетканых материалов. Платить за пребывание на полигоне не нужно.
Обычно игры проходят в выходные. В среду или четверг мастера оборудуют туалеты и места для костра и отдыха. Еще подготавливают пространство для испытаний. На одной игре нам предстояло перелезать через веревки и искать клады. Когда мы приехали, веревки были уже натянуты, а клад закопан.
В кабинетных играх хозяйственных расходов не бывает: мы платим только за аренду помещения, а спальные места, стены и посуда там уже есть. С полевыми сложнее: все нужно покупать и привозить. Это как минимум доски и гвозди, чтобы сделать хотя бы столешницы для обеда. Плюс расходники для строительства и костра: веревки, скобы, спички, жидкость для розжига, гвозди, шурупы, батарейки, скотч, рабочие перчатки. Бытовые расходники: мыло, жидкость для мытья посуды, губки, репелленты. И всякая утварь: кастрюли, половники, тазики и ведра.
Еще у нас всегда есть запас на непредвиденные расходы — около 5000 ₽. Если его не тратят, остаток возвращают игрокам. Но обычно он уходит полностью. А вся хозяйственная часть обходится в 20 000—25 000 ₽, и купленных вещей хватает на несколько игр.
Хозяйственные расходы на игру по «Скайриму» — 24 760 ₽
Запас на непредвиденные расходы | 4500 ₽ |
36 плит ДВП, 2 × 1 м | 3600 ₽ |
Нетканый материал, 200 м | 3260 ₽ |
Расходники для строительства и костра | 3000 ₽ |
2 костровых набора | 2000 ₽ |
Аптечка | 2000 ₽ |
Бытовые расходники | 1700 ₽ |
4 ведра | 1500 ₽ |
2 топора | 1000 ₽ |
Лопата | 1000 ₽ |
2 тазика для мытья посуды | 600 ₽ |
2 половника | 300 ₽ |
Полиэтиленовая пленка для кухни, 3 × 10 м | 200 ₽ |
2 зеркала для умывальников | 100 ₽ |
Хозяйственные расходы на игру по «Скайриму» — 24 760 ₽
Запас на непредвиденные расходы | 4500 ₽ |
36 плит ДВП, 2 × 1 м | 3600 ₽ |
Нетканый материал, 200 м | 3260 ₽ |
Расходники для строительства и костра | 3000 ₽ |
2 костровых набора | 2000 ₽ |
Аптечка | 2000 ₽ |
Бытовые расходники | 1700 ₽ |
4 ведра | 1500 ₽ |
2 топора | 1000 ₽ |
Лопата | 1000 ₽ |
2 тазика для мытья посуды | 600 ₽ |
2 половника | 300 ₽ |
Полиэтиленовая пленка для кухни, 3 × 10 м | 200 ₽ |
2 зеркала для умывальников | 100 ₽ |
Купить реквизит
Для любой игры нужен реквизит. В студенчестве мы часто ограничивались недорогими тканевыми гобеленами — например, когда организовывали игру про богов Олимпа. Сейчас организаторы за три месяца составляют список необходимых вещей и заказывают их в интернете. Расскажу о тратах на реквизит на примере игр по «Гарри Поттеру» и «Скайриму».
Для «Гарри Поттера» мы много чего заказали на «Алиэкспрессе». Это флаги с символикой факультетов Хогвартса, галстуки для участников, волшебные палочки, мячи для метания и металлические кольца для квиддича. Метлы купили в канцелярском интернет-магазине «Указка». Склянки и ингредиенты для зелий — в аптеке, набор реагентов для химических опытов — в детском магазине, а продукты и медовуху — в «Ашане».
Еще нам понадобился живой реквизит — для урока по уходу за магическими существами. На «Авито» мы купили двух палочников по 300 ₽. А двух хомяков нам подарили в зоомагазине: мы хотели их купить, но консультанты были рады пристроить их и бесплатно, в добрые руки. Потом после игры двое участников забрали их себе.
На этой игре мастера правильно рассчитали количество реквизита и ничего докупать не пришлось.
Реквизит на игру по «Гарри Поттеру» обошелся в 13 258 ₽
16 волшебных палочек | 6022 ₽ |
Склянки и ингредиенты для зелий | 1383 ₽ |
12 галстуков студентов Хогвартса | 1331 ₽ |
5 метел | 1182 ₽ |
4 флага для оформления зала | 920 ₽ |
2 палочника | 600 ₽ |
Набор реагентов | 560 ₽ |
4 мяча для метания | 440 ₽ |
4 л медовухи | 420 ₽ |
4 кольца для квиддича | 400 ₽ |
2 хомяка | 0 ₽ |
Реквизит на игру по «Гарри Поттеру» обошелся в 13 258 ₽
16 волшебных палочек | 6022 ₽ |
Склянки и ингредиенты для зелий | 1383 ₽ |
12 галстуков студентов Хогвартса | 1331 ₽ |
5 метел | 1182 ₽ |
4 флага для оформления зала | 920 ₽ |
2 палочника | 600 ₽ |
Набор реагентов | 560 ₽ |
4 мяча для метания | 440 ₽ |
4 л медовухи | 420 ₽ |
4 кольца для квиддича | 400 ₽ |
2 хомяка | 0 ₽ |
![Мы не знали, что делать с палочниками после игры, и просто выпустили их на дерево во дворе. С тех пор живой реквизит не покупаем](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-16.hz8gdx6grbqo.jpg)
![На «Алиэкспрессе» продавались галстуки всех факультетов Хогвартса. После игры мы оставили их себе на память. Источник: «Алиэкспресс»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-003.tejjgbfbgepq.png)
![Флаги Хогвартса тоже были в изобилии. Источник: «Алиэкспресс»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-004.qyvsaj2ua3fs.png)
![До игры каждый выбрал себе волшебную палочку. Повторяющихся не было](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-17.bbufruujgmnt.jpg)
Реквизита на лесную игру по «Скайриму» было больше. Мастера и игротехники сами делали для нее монеты из гипса и глины, а потом красили золотой, серебряной и бронзовой красками. Покупали их в канцелярском магазине. Еще они вырезали из дерева рунные камни и выжигали на них знаки.
На игре были персонажи-алхимики — для них пришлось покупать дополнительные колбы, а реагенты остались еще с игры по «Гарри Поттеру». А персонажам-кузнецам понадобились гипс, пассатижи и проволока. Кузнецы делали маленькие модели оружия, а потом обменивали их на игровые мечи и кинжалы с «Алиэкспресса».
На «Алиэкспрессе» мы заказали и 50 теннисных мячей — ими моделировали урон от заклинаний. Там же закупили искусственные цветы и травы и разбросали по локации. Участник, который их находил, мог обменять их на деньги или ценный товар.
![Руны для игры мастера и участники вырезали по выходным несколько недель](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-18.8bayrshrxf8w.jpg)
![Искусственные растения для игры по «Скайриму» брали на «Алиэкспрессе»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-005.8xhthveavslv.png)
![Там же заказали игровые мечи. Источник: «Алиэкспресс»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-006.izxsgms3tfih.png)
Но дороже всего обошлась электроника. Например, на игре был маятник: на веревках висели пенопластовые шары, которые якобы двигались сами, а на самом деле их раскачивали автоматические моторы. Игроки должны были пройти между деревьями, не задев маятник.
Еще мы искали клад. Перед нами стояли семь картонных коробок-гробниц со свечами. Мы должны были решить логическую загадку и зажечь свечи только на двух гробницах. На них были датчики температуры: когда свеча загоралась и температура росла, за коробками открывалась автоматическая дверь.
В другой локации мы управляли роботом-пауком, который стрелял мягкими пулями. Он уже был у кого-то из организаторов, так что покупать не пришлось. Чтобы открыть одну из дверей, мы сбивали пулями из робота картонку, подвешенную на веревке. Целились с помощью пульта управления. А на картонке был закреплен датчик удара. Когда ее сбивали, активировался механизм на двери и она открывалась.
Все это программировала одна из мастеров. Мы заказали для нее на «Алиэкспрессе» десять одноплатных компьютеров «Ардуино Уно», датчики и провода. Еще она попросила какие-то модули, электронные брелоки и тактовые кнопки.
Перед игрой мастера и игротехники помогали собирать электрические цепи: соединяли компьютеры с датчиками, припаивая провода. В процессе выяснили, что многого не хватает. Звонили игрокам и просили привезти это из города, а потом отдавали деньги. Всего вышло на 12 000 ₽ — ровно такая сумма и была заложена в бюджете на непредвиденный реквизит.
Реквизит для игры по «Скайриму» обошелся в 48 459 ₽
Дополнительный реквизит | 12 000 ₽ |
Игровое оружие с доставкой | 7376 ₽ |
Краска, скотч, гипс, клей и глина для монет | 6362 ₽ |
Проволока, гипс, клей, крафтовая бумага для кузницы, доспехов, замков | 6070 ₽ |
10 одноплатных компьютеров «Ардуино Уно» и провода к ним | 2484 ₽ |
50 теннисных мячей | 2228 ₽ |
224 колбы для опытов | 2151 ₽ |
8 сервомоторов | 1943 ₽ |
100 искусственных цветов | 1749 ₽ |
Пауэрбанк для зарядки электроники | 1660 ₽ |
RFID-модуль и ключи | 1276 ₽ |
3 датчика: жестов, температуры и удара | 1110 ₽ |
Провода для пайки | 960 ₽ |
Пенопластовые шары | 420 ₽ |
Тактовые кнопки | 390 ₽ |
10 магнитных брелоков (RFID) | 280 ₽ |
Реквизит для игры по «Скайриму» обошелся в 48 459 ₽
Дополнительный реквизит | 12 000 ₽ |
Игровое оружие с доставкой | 7376 ₽ |
Краска, скотч, гипс, клей и глина для монет | 6362 ₽ |
Проволока, гипс, клей, крафтовая бумага для кузницы, доспехов, замков | 6070 ₽ |
10 одноплатных компьютеров «Ардуино Уно» и провода к ним | 2484 ₽ |
50 теннисных мячей | 2228 ₽ |
224 колбы для опытов | 2151 ₽ |
8 сервомоторов | 1943 ₽ |
100 искусственных цветов | 1749 ₽ |
Пауэрбанк для зарядки электроники | 1660 ₽ |
RFID-модуль и ключи | 1276 ₽ |
3 датчика: жестов, температуры и удара | 1110 ₽ |
Провода для пайки | 960 ₽ |
Пенопластовые шары | 420 ₽ |
Тактовые кнопки | 390 ₽ |
10 магнитных брелоков (RFID) | 280 ₽ |
![Робот-паук двигался и стрелял игрушечными снарядами, как в пистолетах-нерфах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-19.wdayu2vbzfd6.jpg)
![Автоматические элементы в локациях «Скайрима» программировали на одноплатных компьютерах «Ардуино Уно». Источник: «Алиэкспресс»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-007.z6z0b91vjjh4.png)
Заказать транспорт
До локаций в Москве каждый добирается сам. Но если играем за городом, удобнее арендовать автобус или взять несколько такси. А на лесные полигоны мы обычно едем на пригородных электричках. Только мастера привозят реквизит на такси или автобусе.
Чтобы выехать на игру по «Гарри Поттеру», вы встречались у станции Ховрино — там жили мастера и там же лежали реквизит и продукты. Организаторы вызвали нам пять такси, и мы полтора часа ехали на них до коттеджа. Такси обошлись в 5700 ₽. А чтобы добраться обратно, мы арендовали автобус через «Юду». Он стоил 4364 ₽. На весь транспорт для участников организаторы потратили 10 064 ₽.
- 10 064 ₽
- организаторы потратили на транспорт для участников игры по «Гарри Поттеру»
На лесные игры мы всегда добирались на электричках. В студенчестве большинство из нас жило в общежитии в Одинцове, поэтому полигон был тоже в западном Подмосковье, недалеко от станции Раздоры. Мы ехали от Одинцова до станции Рабочий поселок, там пересаживались на другую электричку и еще 15 минут шли пешком до полигона. Не помню, сколько тогда стоила дорога в одну сторону, но сейчас она бы обошлась в 48 ₽.
А последняя игра, по «Скайриму», была в районе станции Хотьково на северо-востоке Подмосковья. Мы добирались туда 1 час 20 минут на электричке от Ярославского вокзала. Билет в одну сторону стоил 168 ₽. Но дорогу на «Скайрим» и обратно мы оплачивали сами, она не входила в бюджет игры. Там были учтены только расходы на такси, на котором мастера везли в лес реквизит. Вышло 5000 ₽.
Организаторы оплачивали транспорт из бюджета игр — как он формируется, я расскажу дальше.
Продумать питание
На играх мы все вместе завтракаем, обедаем и ужинаем. Готовим сами: на каждый прием пищи 2—3 человека отвечают за еду и мытье посуды.
Продукты мы заранее закупаем в московском «Ашане» и привозим с собой — вдруг возле локации не будет супермаркета. Алкоголь и сигареты каждый покупает для себя, если нужно, в общий бюджет они не входят. Чтобы ничего не забыть, мастера составляют меню и список продуктов. Принципов два: вкусно и удобно для приготовления.
На «Гарри Поттера» мы ехали на три дня и две ночи в составе 16 человек, включая мастеров и игротехников. Количество продуктов прикинули из расчета, что на каждого нужно 400—500 г шашлыка, 200 г мяса для запекания, 0,5 пачки макарон и так далее. Все продукты я перечислять не буду, но шашлыка вышло 8 кг, мяса для запекания — 6 кг, куриных грудок — 1,5 кг, спагетти — 2 кг. Из овощей мы купили 2 кг картофеля, 2 кг огурцов и 2,5 кг помидоров. Для завтраков взяли 70 яиц, 2,5 кг сыра, 4,5 кг колбасы и 3 кг сладостей. За все мы отдали 17 759 ₽. Но в итоге почти все мясо для запекания увезли домой.
На игре по «Скайриму» нас было 45 человек вместе с организаторами. Участники играли в выходные, но организаторам, которые приехали в среду и четверг, тоже нужно было что-то есть. Так что меню получилось почти на пять дней, но готовили мы на кострах, и оно получилось скромнее, чем на «Гарри Поттере». Например, из мясного мы брали только тушенку, курицу, колбаски и ветчину в банках. Из овощей — квашеную капусту и консервированные заготовки. На гарнир делали макароны, лапшу быстрого приготовления, рис или картофель. Так что дней и участников было больше, а продукты обошлись в 26 883 ₽.
Меню на три дня для игры по «Гарри Поттеру»
Обед, пятница | Закуска в лаваше |
Ужин, пятница | Шашлык с овощами и картошкой |
Завтрак, суббота | Шведский стол: бутерброды, круассаны, вареные яйца, йогурт, мюсли, фрукты, помидоры, зелень |
Обед, суббота | «Английский» салат с курицей, фасолью, кукурузой, корнишонами, сыром, сухариками |
Ужин, суббота | Запеченное мясо со спагетти |
Завтрак, воскресенье | Яичница с колбасой и остатки прошлого завтрака |
Обед, воскресенье | Котлета с кускусом |
Перекусы | Арахис, колбаса, сыр, попкорн, «Доширак», чипсы, сладкое, чай |
Меню на три дня для игры по «Гарри Поттеру»
Обед, пятница | Закуска в лаваше |
Ужин, пятница | Шашлык с овощами и картошкой |
Завтрак, суббота | Шведский стол: бутерброды, круассаны, вареные яйца, йогурт, мюсли, фрукты, помидоры, зелень |
Обед, суббота | «Английский» салат с курицей, фасолью, кукурузой, корнишонами, сыром, сухариками |
Ужин, суббота | Запеченное мясо со спагетти |
Завтрак, воскресенье | Яичница с колбасой и остатки прошлого завтрака |
Обед, воскресенье | Котлета с кускусом |
Перекусы | Арахис, колбаса, сыр, попкорн, «Доширак», чипсы, сладкое, чай |
Меню на пять дней для игры по «Скайриму»
Обед, среда | Бутерброды |
Ужин, среда | Курица в беконе и лаваш |
Завтрак, четверг | Походный омлет с помидорами |
Обед, четверг | Квашеная капуста и колбаски |
Ужин, четверг | Рис в пакетиках с консервированной рыбой |
Завтрак, пятница | Чай и бутерброды со сливочным сыром, консервированной ветчиной, кабачковой икрой |
Обед, пятница | Суп-лапша с курицей и плавленым сыром |
Ужин, пятница | Походная карбонара: макароны с соусом из яиц и консервированной ветчины |
Завтрак, суббота | Лапша быстрого приготовления и сосиски |
Обед, суббота | Кускус с тушенкой и консервированными овощами |
Ужин, суббота | Печенный в фольге картофель с сыром и тушенкой |
Завтрак, воскресенье | Лапша быстрого приготовления |
Меню на пять дней для игры по «Скайриму»
Обед, среда | Бутерброды |
Ужин, среда | Курица в беконе и лаваш |
Завтрак, четверг | Походный омлет с помидорами |
Обед, четверг | Квашеная капуста и колбаски |
Ужин, четверг | Рис в пакетиках с консервированной рыбой |
Завтрак, пятница | Чай и бутерброды со сливочным сыром, консервированной ветчиной, кабачковой икрой |
Обед, пятница | Суп-лапша с курицей и плавленым сыром |
Ужин, пятница | Походная карбонара: макароны с соусом из яиц и консервированной ветчины |
Завтрак, суббота | Лапша быстрого приготовления и сосиски |
Обед, суббота | Кускус с тушенкой и консервированными овощами |
Ужин, суббота | Печенный в фольге картофель с сыром и тушенкой |
Завтрак, воскресенье | Лапша быстрого приготовления |
Посчитать расходы и собрать взносы
Максимум за три месяца до игры мастера считают, во сколько она обойдется. Делят итоговую сумму на количество участников и собирают со всех поровну. Иногда — двумя частями, например чтобы внести залог за коттедж.
За свою работу мои друзья денег не берут, ведь стараются для своей узкой компании и ради удовольствия.
Наши организационные расходы на игры по «Скайриму» и «Гарри Поттеру»
«Скайрим» | «Гарри Поттер» | |
---|---|---|
Локация | 24 700 ₽ | 47 600 ₽ |
Реквизит | 48 470 ₽ | 13 258 ₽ |
Транспорт | 5000 ₽ | 10 064 ₽ |
Питание | 26 883 ₽ | 17 759 ₽ |
Итого | 105 053 ₽ | 88 681 ₽ |
Наши организационные расходы на игры по «Скайриму» и «Гарри Поттеру»
Локация | |
«Скайрим» | 24 700 ₽ |
«Гарри Поттер» | 47 600 ₽ |
Реквизит | |
«Скайрим» | 48 470 ₽ |
«Гарри Поттер» | 13 258 ₽ |
Транспорт | |
«Скайрим» | 5000 ₽ |
«Гарри Поттер» | 10 064 ₽ |
Питание | |
«Скайрим» | 26 883 ₽ |
«Гарри Поттер» | 17 759 ₽ |
Итого | |
«Скайрим» | 105 053 ₽ |
«Гарри Поттер» | 88 681 ₽ |
На игре по «Гарри Поттеру» каждый из 16 участников внес по 5000 ₽. Половину мы сдавали в виде залога за три месяца, а остаток — перед самой игрой. Пусть у нас и дружеская компания, но залог гарантирует, что участник не «сольется» в последний момент. В игре важны все персонажи: от каждого зависит сюжет. Еще суммарно 8800 ₽ внесли за себя организаторы, ведь они тоже ели и жили с нами в коттедже.
На «Скайриме» был 31 игрок, мы сдавали по 3000 ₽, мастера и игротехники — меньше.
Сколько я трачу на костюмы
Перед играми участники сами делают себе костюмы. Для вдохновения читают квенту и изучают первоисточники: книги, сериалы и компьютерные игры, по которым будет ролевка. Или создают образ «из головы». Большую роль играет грим. Особенно когда речь о кросс-поле — это когда играешь персонажа другого пола. Я знаю девушек, которые могут написать методичку о том, как нарисовать правдоподобную бороду.
В студенчестве мы часто приходили на игры в обычной одежде — максимум заворачивались в куски ткани, чтобы походить на греческих богов. А сейчас по-настоящему наряжаемся. Некоторые мои знакомые покупают костюмы в магазинах типа «Донжона» — там продаются товары средневековой тематики: доспехи, оружие, предметы быта. Но там дорого: я видела обычные плащи за 9000 ₽. Дешевле будет в магазинах обычных карнавальных костюмов типа «Артэ», но выглядят они не так правдоподобно.
Аксессуары обычно ищут на «Ярмарке мастеров» и «Алиэкспрессе». Те, кто готов донашивать чужой реквизит, пользуются барахолками во «Вконтакте», такими как «Rolesales — ролевые распродажи», «Косплей-барахолка», «Единый рынок реконструкторов и ролевиков». Но все это тоже недешево: украшения, стилизованные под Средневековье, стоят от 900 ₽ за штуку.
![Участница игры «Скайрим» в костюме эльфа — главы Восточной имперской компании. Из аксессуаров у нее накладные уши и рога](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-20.wlatsuza0p4h.jpg)
![А это участник игры по книгам Терри Пратчетта. Для роли Смерти он купил маску и обзавелся балахоном](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-21.hpvm9topygne.jpg)
![Вот такие кольца, ободки и колье продаются на барахолках в соцсетях. Источник: группа Rolesales](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-008.rw7sayehdubj.png)
Но многим жалко покупать наряды на один раз, и они делают их из того, что есть дома. Я помню участников, которые сооружали меховую накидку вождя из пледа леопардовой раскраски, а одеяние олимпийского бога — из занавески. А из моего подъюбника вышла отличная магическая накидка на голову.
На последнюю игру, по «Скайриму», мама специально шила мне плащ. Для него я купила в магазине тканей три метра бильярдного сукна за 2900 ₽. Еще докупила на «Вайлдберриз» аксессуары. Но только такие, которые потом можно было бы носить каждый день. Например, платье, пояс, серьги, две броши, две сумки и колготки. Отдала 4154 ₽, но не считаю это тратой только на игру.
- 7054 ₽
- я потратила на костюм для игры по «Скайриму»
Делая костюм, я думаю не только о красоте, но и об удобстве. Однажды я поиграла в лесу в туфлях на каблуках и длинной юбке, а потом долго отковыривала грязь с каблуков и отдирала клочки одежды с веток. Больше длинные балахоны я в лес не надеваю. Еще я всегда беру вместительную сумку, чтобы таскать с собой квенту и игровые вещи: деньги, зелья и прочее.
В целом участие в одной игре обходится мне в 3000—8000 ₽. Сюда входит взнос участника и костюм. Но с расчетом, что костюм я потом не выбрасываю, а продолжаю носить его элементы по отдельности.
![В специализированном магазине такой плащ стоит 9110 ₽. Источник: «Донжон»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-009.fkqqf3tyjwxo.png)
![А мама сама сшила мне плащ за один вечер](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-22.ygo6jxjqk5qd.jpg)
![А это мой костюм для ролевки по компьютерной игре We Happy Few. Я собрала его из вещей, которые у меня уже были](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-23.oybzikkbluip.jpg)
![Все вещи для костюма по «Скайриму» я купила на «Вайлдберриз». Теперь каждый день ношу их по отдельности](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/roleplay-010.l8ehcb9cs3iz.jpg)
Коротко о ролевых играх живого действия
- Ролевые игры бывают кабинетные и полевые. Первые проходят в помещениях, вторые — в лесу.
- Игры делаются на основе вымышленного мира: известной книги, сериала или компьютерной игры.
- В играх есть механики — правила, по которым игроки изображают волшебство, смерть, секс и другие действия, которые нельзя осуществить по-настоящему.
- У каждого игрока есть роль. Роли распределяет ведущий, или мастер. А подробности о роли расписаны в специальном документе — квенте.
- Чтобы организовать игру, нужно сначала посчитать количество участников, продумать сюжет и игровые механики.
- Локацию ищут заранее: бронируют коттедж или договариваются, что игра будет дома у мастера. А чтобы провести ролевку в лесу, спрашивают разрешения у лесничества.
- Мастера заранее заказывают реквизит, продукты и арендуют автобус. Чтобы на это были деньги, считают все расходы, делят на количество участников и собирают взносы. Обычно это 3000—5000 ₽.
- Получив квенты и сдав взносы, участники сами придумывают себе костюмы. Можно купить готовый в специализированном магазине, а можно сделать костюм из вещей, которые уже есть дома.