В 2007 году я начал играть в спортивную версию игры «Что? Где? Когда?», а через пять лет стал сам организовывать такие мероприятия.

В 2015 году я переключился на паб-квизы — интеллектуальные викторины, которые проходят в барах. Всего за восемь лет я организовал более трехсот различных интеллектуальных игр и заработал на этом больше 300 тысяч рублей.

Расскажу, как устроен этот бизнес, какой доход приносит и можно ли проводить игры дистанционно, пока все сидят на самоизоляции.

Как устроены такие игры

И спортивная версия «Что? Где? Когда?», и квизы, и другие командные викторины устроены примерно одинаково. Желающие поиграть чаще всего приходят командами по пять-шесть человек. Каждая команда платит вступительный взнос: 150—500 Р с человека.

Игра длится два-три часа. Ведущий читает вопрос, у команды есть минута на размышление. После этого капитан команды пишет ответ на листочке и сдает помощникам ведущего — их называют «ласточками». Каждый правильный ответ приносит команде одно очко. Кто в итоге набрал больше — тот победил.

В разных видах игр есть свои тонкости с подсчетом очков. Еще бывают разные типы вопросов: музыкальные, когда надо угадать мелодию или исполнителя; с картинками, когда на экране демонстрируют какие-то изображения, и так далее. В квизах могут давать меньше времени — 30 или даже 10 секунд — и требовать сдавать ответы «оптом», по 6 или по 10 на одном бланке. Но общий принцип игры такой, как я описал выше: вопрос — время на размышление — сдача ответа.

Спортивная версия «Что? Где? Когда?», или просто ЧГК, — игра, которая появилась благодаря знаменитой телепередаче еще в начале девяностых. Здесь не просто играют ради призов или удовольствия, а проводят чемпионаты: не только всероссийские, но и Европы, и даже мира. Моя команда в свое время умудрилась стать серебряным призером Беларуси. Участники относятся к игре как к настоящему спорту: проводят тренировки и готовятся к соревнованиям годами.

Квизы в России появились гораздо позже: всего несколько лет назад. Принцип игр такой же, как и у ЧГК, но играют не ради чемпионатов и рейтингов, а для удовольствия. Еще игры называют паб-квизами, потому что проводят их чаще всего в барах. В отличие от ЧГК, где многие организаторы работают за идею, квизы — это бизнес. Зарабатывают организаторы квизов больше, так как взносы тут в среднем в два раза выше: 500 Р против 250 Р в ЧГК.

Если коротко, ЧГК — это спорт, где все серьезно, но скучно со стороны. А квизы — это веселье, пиво и драйв.

Экономика в обеих играх строится одинаково. Коротко расскажу, на что приходится тратить деньги организаторам.

Вопросы для викторины. В ЧГК на эти цели тратят больше: за десятки лет существования игры сложились высокие требования к качеству вопросов. Гонорары авторов и редакторов — самая большая статья расходов почти любой такой игры. По моему опыту, на вопросы уходит около половины бюджета. Контент для квизов создают быстрее, а стоит он дешевле, так как не обязан быть уникальным. Часто организаторы берут вопросы из интернета, например из базы того же «Что? Где? Когда?».

Гонорары ведущего и его ассистентов — ласточек и членов жюри, которые проверяют ответы. За 2,5—3 часа работы ведущий ЧГК в Москве в среднем получает 1200 Р, ведущий квиза — 4000 Р. Ассистентам везде платят около 1000 Р за вечер. Организаторы квизов обычно еще заказывают для помощников футболки или бейсболки с логотипом игры.

Аренда оборудования. Понадобятся колонки, микрофон, микшерный пульт, проектор, экран и другая аппаратура, если у организаторов или заведения, где проводят игру, нет собственных.

Ручки и блокноты для команд, а также грамоты и подарки победителям. Но иногда призов нет или они символические: например, могут вручить бутылку шампанского.

Аренда площадки. Как правило, здесь удается сэкономить. Всегда можно договориться с вузом, лофтом, баром или кафе. Бывает, что заведения общепита доплачивают организаторам, ведь большинство гостей не будут сидеть в баре просто так, а что-нибудь закажут.

Все, что останется после этих расходов, — чистая прибыль организаторов.

В 2015 году мы искали новые оригинальные площадки для игр. Через знакомого вышли на Музей космонавтики и провели там небольшой турнир
В 2015 году мы искали новые оригинальные площадки для игр. Через знакомого вышли на Музей космонавтики и провели там небольшой турнир

Как зарабатывать на ЧГК

В организации игр «Что? Где? Когда?» есть ряд плюсов: не надо тратиться на маркетинг и продвижение, ведь сам бренд раскрутки не требует, а желающих сыграть всегда много. Еще отсутствуют крупные операционные расходы и траты на призы: фанаты ЧГК играют ради интереса. Нет и трат на аренду: вузы и общественные организации охотно идут навстречу.

Но и как источник заработка такую активность воспринимать сложно, учитывая, что организация игр занимает много времени. Это скорее хобби, а разовый заработок становится приятным бонусом, но никак не постоянным источником доходов.

Однако я знаю людей, которые зарабатывают на ЧГК на регулярной основе: они пишут и редактируют вопросы, еженедельно проводят игры. Правда, в этом конкретном случае речь в основном идет не об описанных выше очных турнирах, а о так называемых «синхронах». Это когда турнир с одинаковым списком вопросов проходит на десятках площадок в разных городах в течение нескольких дней. Общее число команд может достигать нескольких сотен и даже тысяч. Итоги потом сводят в общую турнирную таблицу.

Мои знакомые, которые занимаются такой работой на постоянной основе, могут написать, организовать и провести максимум один турнир в месяц. В среднем участие принимает около двухсот команд, и от каждой организаторам перепадает по 300 Р. Большая часть этих денег уходит на оплату труда редакторов и авторов. Остается около 30 000 Р в месяц.

Организаторы синхронов находятся как бы на верхушке пирамиды: они проводят турнир сразу во многих городах. Но в каждом населенном пункте игру проводит отдельный человек: он читает вопросы командам, считает количество правильных ответов и так далее. Такие менеджеры тоже зарабатывают.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Математика такая: если собрать четыре раза в неделю по десять команд и каждая заплатит по 900 Р, то менеджер площадки заберет себе 600 Р. После оплаты услуг ведущего и ласточек останется около 15 000 Р. В месяц это 60 000 Р.

Если заниматься и организацией турниров, и проведением, получится зарабатывать до 90 000 Р в месяц. Но при таком подходе это уже полноценный фултайм. Совмещать с другой работой не выйдет.

Я семь раз участвовал в организации ежегодных открытых кубков МГПУ в родном вузе. В последний раз это было в 2017 году. На наши турниры собиралось около сорока команд. Средний взнос на таких играх — 1800 Р с команды, вне зависимости от количества участников. Большая часть денег уходила на гонорары авторам вопросов. Часть собранных взносов мы тратили на благодарность ассистентам и ведущему, призы и сувениры участникам. Заработок организаторов составлял 5000—10 000 Р на каждого.

Расскажу, как выглядел бюджет одной из игр, которую я помог организовать в своем вузе. Участвовали 43 команды, 35 из них заплатили по 1200 Р вступительного взноса. Остальные были «льготниками» — школьниками и студентами нашего вуза. Призы, кубки и медали оплатил университет. Кроме того, мы нашли спонсора: компанию «Игровед», которая предоставила несколько комплектов настольных игр для призов победителям. Выручка составила 42 000 Р, чистая прибыль на троих — 12 900 Р.

Расходы на проведение игры — 29 100 Р

Гонорары авторам вопросов, 48 штук по 300 Р14 400 Р
Фирменные блокноты и ручки9500 Р
Гонорары ассистентам4000 Р
Прочее: бумага, транспортные расходы и т. п.1200 Р
Призы, кубки и медалиР
Гонорары авторам вопросов, 48 штук по 300 Р
14 400 Р
Фирменные блокноты и ручки
9500 Р
Гонорары ассистентам
4000 Р
Прочее: бумага, транспортные расходы и т. п.
1200 Р
Призы, кубки и медали
Р

Отмечу, что в те годы я был сотрудником МГПУ, и проведение таких турниров входило в мои обязанности. Я получал за это зарплату: примерно 2500 Р в месяц. Заработанные сверху 4300 Р оказались приятным бонусом.

Сейчас я слишком занят на основной работе, но если есть свободное время, не отказываюсь поработать ведущим игр: гонорары составляют 800—1200 Р. А еще это помогает быть в интеллектуальном тонусе, так как в последнее время я редко играю.

Иногда я пишу вопросы для игр. Если случайно нахожу в интернете какой-то интересный факт, делаю из него вопрос. Когда накапливается определенное количество, я предлагаю их редакторам. В этой сфере чаще всего работают со знакомыми, но любой желающий может предложить свои вопросы в группе спортивного ЧГК в «Фейсбуке» или в ЖЖ-сообществе игроков. Прежде чем кому-то продавать, советую проверить, не загадывали ли что-то похожее в других турнирах: в 90% случаев именно так и бывает, такой вопрос никто не купит. Проверить можно по поиску в базе вопросов ЧГК. В последний раз я получил 6127 Р за 21 вопрос — копил примерно полгода.

В сумме на спортивных играх «Что? Где? Когда?» в 2019 году я заработал чуть меньше 30 000 Р.

Заработал на ЧГК в 2019 году — 29 327 Р

Ведущим23 200 Р
Писал вопросы6127 Р
Ведущим
23 200 Р
Писал вопросы
6127 Р
Вопрос, который родился после случайно увиденного фрагмента любимого в детстве сериала
Вопрос, который родился после случайно увиденного фрагмента любимого в детстве сериала
После каждого кубка я оставлял себе по фирменному блокноту на память
После каждого кубка я оставлял себе по фирменному блокноту на память
Блокноты — самый популярный сувенир, который уносят домой участники игр ЧГК
Блокноты — самый популярный сувенир, который уносят домой участники игр ЧГК

Как зарабатывать на паб-квизах

Примерно с 2010 года начали появляться альтернативные интеллектуальные командные игры, которые работали без привязки к бренду «Что? Где? Когда?». Взносы в них были сильно выше: в среднем 500 Р с человека, но могли достигать и 1000 Р.

Как правило, такие игры работают по франшизе: владельцы отправляют франчайзи рекомендации по проведению, вопросы и так далее. Самые известные франшизы квизов в России и ближнем зарубежье — «60 секунд», «Мозгобойня», «Квиз, плиз!», «Квизиум», «Сквиз», «Мозгва», «Умка» и другие. В большинстве крупных городов у них уже есть свои отделения, и владельцы франшизы не дадут открыть второй клуб в том же населенном пункте.

Условия везде разные, но обычно больших вложений не требуется. Например, по расчетам владельцев франшизы «Квизиум», для запуска в своем городе требуется вложить около 100 000 Р. Обещают прибыль от 50 000 Р в месяц. Паушальный взнос для каждого города свой и зависит от количества жителей: минимальный — 1000 € (77 950 Р). С 13-й игры франчайзи должны отчислять 1500 Р плюс 10% с оборота за каждое мероприятие.

Игры обычно проводят в барах или ресторанах, необязательно в выходные: организаторы квизов обеспечивают практически полную посадку, и это выгодно заведениям. Поэтому они помогают с призами или даже доплачивают организаторам за приведенных гостей. Самая большая сумма, о которой я слышал, — 950 Р за каждую команду.

В Т—Ж уже был материал о том, как живут создатели таких франшиз. Я расскажу, как могут заработать новички, самостоятельно организовывая игры или помогая устроителям.

Стать ведущим — по моему опыту, средний гонорар ведущего в Москве составляет 3000—5000 Р за игру. Если мероприятие устраивают для какой-то организации в качестве корпоратива, заплатить могут больше. Ведущими на квизы подряжаются даже знатоки из телевизионных интеллектуальных игр, например «Своей игры» или того же ЧГК. Их гонорары достигают 200 000 Р за несколько часов работы. В 2019 году я провел около 50 таких игр и заработал в общей сложности почти 160 000 Р.

Писать вопросы. Как и в случае со спортивным ЧГК, в квизах можно зарабатывать на вопросах. В разных играх разные требования к заданиям и их количеству, но в среднем за нигде ранее не засвеченный пакет вопросов платят 5000 Р. Обычно в пакете для турнира 50—60 вопросов.

Я пробовал работать примерно с десятком организаторов. Самыми приятными и надежными заказчиками оказались «60 секунд» и «Квиз тайм». За год я продал 11 пакетов вопросов и заработал 62 000 Р.

Фото с одной из первых игр, где я был ведущимЯ веду квиз «60 секунд»Победившая в игре IQ Battle команда получает в качестве приза деньги на карточку бара и символическое шампанское. Участие в IQ Battle бесплатное, а владельцы заведения получают полную посадку

Искать участников для корпоративных игр. Периодически я участвую в корпоративах и получаю агентские за приведенных заказчиков. За год привел четырех клиентов знакомым владельцам ивент-агентств и заработал 42 000 Р — неплохо для приработка в свободное время.

Организовывать квизы самому. У меня не раз возникала мысль сделать проведение игр основным заработком, но мои попытки не увенчались успехом. Требуется слишком много времени, желания, сил и первоначальных вложений, чтобы раскрутиться. Поэтому иногда я проводил игры просто ради интереса.

Всего я провел шесть разных квизов. Вопросы обычно писал сам, игры устраивал в барах, где работают знакомые. Кроме того, хорошие отношения с пиарщиками заведений помогали легко получить приз для участников: обычно победителям вручали сертификат на 1000—2000 Р, который можно было там же и потратить. С организацией помогали друзья и знакомые за небольшой гонорар или просто «за пиво».

В качестве игроков приглашал друзей и знакомых, поэтому приходилось ставить цену ниже средней по рынку: 200—300 Р вместо стандартных 500 Р с человека. Примерно 600 Р тратил на рекламу каждой игры в «Фейсбуке» — оттуда обычно приходило 10—20 человек.

Бюджет среднестатистического квиза — 15 000 Р. Чистая прибыль — 5000—5500 Р. И то только при условии, что я сам писал вопросы. Однажды я попросил помочь с вопросами и организацией знакомого, заплатил за это 5000 Р. Мой заработок в тот раз составил 500 Р, которые я сразу потратил в баре, где проходила игра.

Расходы на среднестатистический квиз — 9500 Р

Призы и подарки4000 Р
Гонорар ассистентам3000 Р
Гонорар фотографу1500 Р
Реклама в «Фейсбуке»600 Р
Ручки и расходные материалы400 Р
ВопросыР
Призы и подарки
4000 Р
Гонорар ассистентам
3000 Р
Гонорар фотографу
1500 Р
Реклама в «Фейсбуке»
600 Р
Ручки и расходные материалы
400 Р
Вопросы
Р

Я заработал на паб-квизах в 2019 году — 263 000 Р

Ведущим159 000 Р
Писал вопросы62 000 Р
Приводил корпоративных клиентов42 000 Р
Ведущим
159 000 Р
Писал вопросы
62 000 Р
Приводил корпоративных клиентов
42 000 Р
Читаю вопросы своего музыкального квиза
Читаю вопросы своего музыкального квиза
Призы на тематических играх бывают разные. Например, на игре 18+, которую я организовывал, я дарил подборку мужских журналов, «Камасутру», путеводитель по Алма-Ате на английском языке и набор магнитиков с видами города Тосно
Призы на тематических играх бывают разные. Например, на игре 18+, которую я организовывал, я дарил подборку мужских журналов, «Камасутру», путеводитель по Алма-Ате на английском языке и набор магнитиков с видами города Тосно

Игра на скорость с брейн-системой

Часто я провожу игры бесплатно или даже вкладываю собственные деньги, если этого требует ситуация: например, попросили друзья в рамках благотворительной акции или я решил таким способом отметить свой день рождения.

За прошедший год я организовал игру лишь однажды: в феврале 2020 года. У меня дома лежит купленная несколько лет назад брейн-система — электронный прибор с кнопками для определения скорости нажатия. Это игра по типу телевизионного «Брейн-ринга»: кто быстрее нажал, тот и отвечает. Моя система позволяет одновременно участвовать восьми игрокам, или же можно посадить играть восемь команд, выдав каждой по кнопке. Система обошлась мне в 8500 Р, и я хотел провести игру, чтобы посмотреть, как быстро окупится аппарат.

Брейн-система родом из Владимирской области. Выглядит не совсем «по-телевизионному», но работает отлично
Брейн-система родом из Владимирской области. Выглядит не совсем «по-телевизионному», но работает отлично

Я провел тематическую игру на 18 человек, в каждой команде было 2—3 человека. Билеты продавал онлайн через «Таймпад». Это удобно и несложно, а еще нет проблем с налогами: там все официально. Для меня было важно, чтобы люди, которые зарегистрировались, не просто пообещали, но и действительно пришли, а авансовая оплата решала эту проблему.

Игру я провел в знакомом баре «Прогноз погоды», так что проблем с поиском места не было. Взнос составил 800 Р с команды. Всего я собрал 6400 Р. Половину вопросов написал сам, половину купил за 2200 Р. Еще 580 Р в качестве комиссии забрал «Таймпад», 600 Р ушло на рекламу в соцсетях, 2500 Р я потратил на призы: подарил победителям деньги в конверте.

Брейн-система отлично сработала. В итоге мой заработок составил 520 Р. Правда, пакет вопросов я потом перепродал знакомым в Краснодаре за 2000 Р. Если не учитывать эту сделку, мне надо провести еще 17 игр, чтобы окупить брейн-систему. Не очень радужный бизнес-план.

Расходы на организацию игры с брейн-системой — 5880 Р

Призы2500 Р
Гонорар за вопросы2200 Р
Реклама в «Фейсбуке»600 Р
Комиссия «Таймпада»580 Р
Призы
2500 Р
Гонорар за вопросы
2200 Р
Реклама в «Фейсбуке»
600 Р
Комиссия «Таймпада»
580 Р
Моя игра с брейн-системой
Моя игра с брейн-системой

Что происходило с играми во время всеобщей изоляции

Когда началась пандемия коронавируса, квизы, как и любые другие массовые мероприятия, запретили. Многие организаторы, в том числе мои знакомые, перешли в онлайн и там стримили игры.

Технически это можно было решить несколькими способами. Чаще всего ведущий запускал трансляцию на «Ютубе» или «Твиче», где зачитывал вопросы. Игроки бесплатно или за деньги получали доступ к стриму по ссылке, подключались и слушали ведущего. Ответы пересылали через «Гугл-формы», мессенджеры или соцсети: например, «Телеграм» или «Вконтакте».

Примерно так выглядит экран ноутбука во время игры: в одном окне — игра, в другом — поля для ответов. Параллельно работает мессенджер для связи с членами своей команды
Примерно так выглядит экран ноутбука во время игры: в одном окне — игра, в другом — поля для ответов. Параллельно работает мессенджер для связи с членами своей команды

Игроки одной команды связывались между собой так, как им удобно: обычно в «Зуме», «Дискорде» или «Скайпе». Передавать ответ команды организаторам имел право только капитан.

Большинство знакомых организаторов применили такую модель заработка: первые несколько игр сделали бесплатными, а затем, набрав аудиторию, начали собирать деньги через «Таймпад», DonationAlerts или просто переводами на карту.

Когда я писал эту статью, на агрегаторе «Файндквиз» в списке ближайших мероприятий можно было найти более ста подобных онлайн-викторин. Игры проводили практически круглосуточно, и многим фанатам это помогало легче пережить изоляцию.

Не у всех организаторов викторин получилось уйти в онлайн. Например, те, кто пытались сразу делать игры платными, не имея большой базы участников, потерпели неудачу. Если одновременно с этим возникали технические проблемы во время трансляции или звучали неинтересные вопросы, игроки второй раз уже не приходили.

Но успешных примеров больше. Например, мой знакомый проводил игры через специальный платный сервис: трансляция вопросов шла на «Ютубе», а участники отвечали на своих смартфонах в приложении Kahoot или на сайте этого сервиса. Это программа, которая позволяет собирать ответы у неограниченного количества людей в режиме реального времени. Моему приятелю удалось собирать четыре раза в неделю по сто команд, каждая из которых платила взнос 200 Р. За месяц карантина теоретически можно было выручить 320 000 Р. Расходы без учета студии — чуть больше 47 000 Р. Чистая прибыль — 270 000 Р.

Месячный бюджет онлайн-квиза — 47 120 Р

Реклама20 000 Р
Вопросы16 000 Р
Призы: обычно пицца или роллы8000 Р
Премиум-доступ к Kahoot3120 Р
Реклама
20 000 Р
Вопросы
16 000 Р
Призы: обычно пицца или роллы
8000 Р
Премиум-доступ к Kahoot
3120 Р

Другие мои знакомые из Минска увидели в произошедшей ситуации новые возможности: теперь нет привязки к географии, участвовать в онлайн-викторинах могут игроки из любых городов и стран — России, Литвы, Украины. Взнос на онлайн-игру у них составлял 200 Р с человека, проводили один стрим в неделю. Говорят, что зарабатывали около 80 000 Р в месяц.

Создатели квиза «Ума Палата» из Литвы брали количеством. Участие было бесплатным, но все желающие могли сделать пожертвование: например, перечислить деньги на карту. Проводили 14 стримов в неделю и собирали примерно 40 000 Р в месяц.

Я сам организовал и провел одну бесплатную онлайн-игру, тестируя платформу для веб-митингов 3СХ, продвижением которой занимаюсь на своей основной работе. На подбор вопросов, организацию и проведение потратил всего около шести часов.

Несколько раз меня просили помочь с организацией и вопросами для игр. В итоге за полтора месяца карантина мой заработок на квизах составил чуть меньше 10 000 Р.

Провожу игру через интернет. Мой собственный элитарный клуб: Олег Овчинников, журналист из Москвы; Галина Пактовская, банковский работник, капитан команды из Самары; Алексей Дударев, программист из Москвы; Олег Волков, системный администратор из Вильнюса; Александр Лавренов, предприниматель из Москвы; Вадим Кузмич, инженер из Логойска. Команда знатоков выиграла
Провожу игру через интернет. Мой собственный элитарный клуб: Олег Овчинников, журналист из Москвы; Галина Пактовская, банковский работник, капитан команды из Самары; Алексей Дударев, программист из Москвы; Олег Волков, системный администратор из Вильнюса; Александр Лавренов, предприниматель из Москвы; Вадим Кузмич, инженер из Логойска. Команда знатоков выиграла
Организатор викторины «Квиз тайм» проводит стримы прямо из дома
Организатор викторины «Квиз тайм» проводит стримы прямо из дома
Мой товарищ из Минска проводит онлайн-игру с видом на Сан-Франциско за спиной
Мой товарищ из Минска проводит онлайн-игру с видом на Сан-Франциско за спиной

Что в итоге

Мне кажется, отрасль будет процветать несмотря ни на что, ведь люди всегда любили и будут любить разгадывать загадки. И если золотое время квестов в реальности уже прошло, то увлеченность викторинами не угаснет еще долгие годы. Отличный пример — движение ЧГК в России. Интеллектуальные игры пользуются популярностью у компаний: в виде квизов проводят корпоративы.

Франшизы игр есть уже почти во всех городах России и ближнего зарубежья с населением больше 100 тысяч человек. Но все время появляются новые игры, которые привлекают участников интересными вопросами, форматами и харизматичными ведущими. Квизы — бизнес, где не требуется больших стартовых вложений, главное — иметь время и упорство, чтобы сделать несколько игр, пока не подтянется аудитория.

Для меня викторины — это прежде всего хобби, которое приносит дополнительный доход. Если когда-нибудь уеду из Москвы, то, возможно, открою по франшизе свой квиз и напишу статью для Т—Ж.

Если вы хотите запустить свою игру

  1. Изучите рынок изнутри: поиграйте в спортивную версию ЧГК и разные квизы, чтобы понять, как все устроено.
  2. Поработайте на каком-нибудь проекте помощником: ласточкой, автором или редактором вопросов, дизайнером, ведущим. Так вы увидите ошибки организаторов и сумеете избежать их в будущем.
  3. Не приглашайте на игры только друзей. Возможно, вас станут больше уважать, но денег много не заработаете: придется делать скидки знакомым и вряд ли наберется столько приятелей, чтобы обеспечить стабильный доход.
  4. Чтобы не было проблем с налоговой, используйте интернет-сервисы. Например, я собирал оплату через «Таймпад», который закрывал все вопросы с отчислениями.
  5. Не экономьте на вопросах. Постоянные игроки ходят на викторины не ради призов или раскрученного бренда. Квизы — это прежде всего загадки, которые интересно разгадывать.
  6. Соберите команду. У организатора много задач: реклама, поиск авторов, переговоры с площадками. Одному человеку не вывезти.
  7. Ищите спонсоров — так вы сэкономите на призах, а компания получит выход на умную и платежеспособную аудиторию.
  8. Если проводите игры в баре или кафе, выбирайте заведения с невысокими ценами и приятным интерьером: участники приходят не только ответить на вопросы, но еще выпить и поесть в хорошем месте.