Профессиональное выгорание — это состояние, при котором человек теряет продуктивность и мотивацию, чувствует негатив по отношению к рабочим обязанностям и испытывает постоянный упадок сил. Собрали памятку для руководителя: как помочь сотрудникам не выгорать и что делать, если работник все-таки столкнулся с этой проблемой.

😴 Не делать выводы из одного симптома

Поставить диагноз может психотерапевт или психиатр. Если руководитель видит лишь отдельный симптом — например, усталость, — это еще не значит, что сотрудник выгорел.

Вместо поиска симптомов следите за состоянием человека в целом. Например, раньше человек был инициативным, а сейчас чаще молчит — стоит спросить, все ли у него в порядке, и предложить помощь
Как бороться с эмоциональным выгоранием

👨‍💻 Убедиться, что сотруднику интересна работа

Для человека, которому неинтересна его работа, выгорание — вопрос времени. Если сотруднику не нравится какой-то проект, нужно разобраться почему. Может быть, ему непонятно, что он делает и зачем, или ему не хватает обратной связи и ощущения, что он развивается
Как управлять командой на проекте

⚙️ Наладить процессы

К выгоранию могут приводить проблемы с процессами: когда сотруднику непонятно, к кому обращаться с вопросами, что конкретно от него хочет руководитель и в какой форме.

Избежать этого можно, если сделать процессы прозрачными и понятными и собирать обратную связь. Например, ставить сотрудникам задачи с измеримым результатом и уточнять, верно ли коллега все понял
Сервисы для наглядного управления проектами

📃 Представить план решения проблем

Поставить проект на паузу из-за выгорания не выйдет. Но стоит поговорить с сотрудником, выявить проблему и сказать, когда и как вы ее решите.

Например, вы узнали, что сотрудника не устраивают рутинные задачи. Снять их с него прямо сейчас нельзя, но можно нанять стажеров, которые возьмут на себя рутину.

Важно показать решение, чтобы человек понял: его проблемы — это не навсегда, у вас есть план

🤝 Учиться коучинговой коммуникации

Откровенно критические замечания не помогают: лучше занять нейтральную позицию, то есть быть в роли помощника, который старается развивать сотрудника и дает ему возможность самому подумать, что не так.

Это сложный скилл, но как минимум стоит сглаживать обратную связь и делать критику менее болезненной
Как развивать софт-скиллы

🫂 Создать пространство для поддержки

Иногда нам нужны не конкретные советы или решение проблем, а возможность просто выразить эмоции и получить поддержку.

Организуйте специальный чат в мессенджере, где сотрудники смогут поговорить о важном или поделиться мыслями.

Другой способ — групповые встречи или созвоны. На них можно рассказать друг другу о том, что шло не так, и поддержать других

🌊 Практиковать волнообразные нагрузки

Выгорание — это накопление хронических, а не острых стрессов. Растягивать сложные задачи на неделю — плохая идея, лучше раз напрячься и сделать всю работу за день, а потом расслабиться. Это называется волнообразным менеджментом

💆‍♀️ Позаботиться о себе

Если руководитель выгорит сам, он дестабилизирует всю команду. Для профилактики стоит учиться делегировать задачи, создать финансовую подушку и разработать план безопасности: как быть, если что-то пойдет не так.

А еще добавить в жизнь то, что поможет переключиться от рабочих проблем, — например, хобби
Как руководить бизнесом в кризис

💼 Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Что еще важно знать руководителям:

1. Как поддерживать команду.
2. Способы мотивировать сотрудников работать лучше.
3. Чем руководитель может помочь работникам в тяжелый период.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes