Стоит ли покупать автомобиль, стоимость которого превышает полугодовой доход?
В последний год страдаю муками выбора: покупать свою машину или нет? А если покупать, то какую?
Нередко стоимость автомобиля привязывают к доходу и частоте передвижения, поэтому немного опишу свой бэкграунд. Мне 29 лет, работаю в сфере ИТ руководителем отдела. С 2017 года, когда моя зарплата впервые превысила 100 тысяч рублей в месяц, я регулярно откладываю часть дохода. Премия, как правило, тоже идет в накопления, обычно можно рассчитывать на бонус в виде пары зарплат в год.
Доходы и накопления. Раз в год сажусь за фундаментальный анализ акций и закупаюсь на 400 тысяч, отложенных на ИИС, чтобы потом получить еще и налоговый вычет. Всего на ИИС сейчас акций и облигаций на 1,5 млн — как рублевых, так и в евро и долларах. Закупаюсь довольно успешно, судя по тому, что за 2,5 года портфель вырос на 25% и в 2020 году не случилось существенной просадки.
После очередного повышения зарплаты, которое произошло в этом месяце, я получаю на руки 200 тысяч. В последний год зарплата составляла 185 тысяч, сейчас получается откладывать порядка 60—70 тысяч ежемесячно. Еще около 10 тысяч в месяц приходит благодаря суточным: я часто летаю в командировки. И в среднем столько же получаю от кэшбэка и дохода от депозита, на котором лежат свободные деньги в рублях: там чуть больше 2 млн. Он очень смущает меня своей рублевостью. Также есть небольшой вклад в долларах — 6 тысяч.
В общей сложности удалось накопить около 4 млн.
Я крайне негативно отношусь к любым кредитам, так как считаю переплату, которая возникает при пользовании ими, просто огромной. Возможно, это необходимая вещь для бизнеса, а при покупке квартиры — необходимое зло, но все-таки я всячески избегаю их и предпочитаю снимать жилье. Кредиткой пользуюсь только в грейс-период — обычно для всяких расходов без кэшбэка вроде оплаты коммуналки. Кроме того, пока что я живу в одном из крупных региональных городов, он очень хорош собой, но я не вижу его в качестве места, где хотел бы остаться… Впрочем, это можно сказать и о стране.
Таким образом, максимальная сумма дохода за этот год с учетом всех описанных переменных для меня составит около 3,6 млн на руки. Если брать только зарплату — 2,6 млн. Мне очень близок подход, который предполагает, что на машину не стоит тратить сумму больше полугодового дохода. Исходя из этого, новый автомобиль, который я мог бы купить, должен стоить максимум 1,8 млн, а в идеале — до 1,3 млн, чтобы уложиться в гарантированный доход от зарплаты.
Но, во-первых, это уже звучит как мой загон, а во-вторых, за такую сумму нормальную машину не купишь. Мне особо не перед кем выпендриваться, но я считаю, что автомобиль должен соответствовать статусу. Хотя я против излишеств. В России часто называют допустимой сумму, равную доходу за год, но мне кажется, что это из-за низких зарплат: увы, на среднюю полугодовую зарплату в нашей стране машину не купишь. Считаю допустимым все же чуть превысить порог полугодового дохода и поднять планку до 2 млн.
Частота перемещений. Мой главный аргумент против покупки автомобиля — отсутствие необходимости постоянно ездить на нем по городу. Во-первых, на это повлияла пандемия: сейчас я работаю удаленно. Во-вторых, мой предыдущий офис находился в двух станциях метро от дома, а меня такой способ передвижения вполне устраивает.
В отличие от Москвы, в наше метро спускаться даже приятно. И в пробках я себя лучше чувствую на заднем сиденье такси, благо есть тариф «Комфорт»: можно послушать музыку или почитать книгу — в общем, расслабиться.
С другой стороны, раз в пару недель мы с девушкой выбираемся в наш родной город, который находится в 200+ км от нынешнего места жительства. Кроме того, мы с ней очень активные и любим выезжать на природу: на озера и в горы летом, на горнолыжку зимой. Собственно, из-за этого мы и задумались о покупке машины.
Если бы она у нас появилась, мы бы точно купили байдарку и гоняли на ней по местным озерам.
Также велик шанс переезда в Москву в следующем году: там вариант с метро уже не прокатит, но есть каршеринг. Мы пробовали им пользоваться, но однажды нам пришлось 3 часа ждать мастера в 150 км от города из-за неисправности автомобиля, поэтому мы зареклись выезжать из города на каршеринге. Слишком много потенциальных проблем, в основном связанных с привязкой к интернету.
Есть еще один вариант аренды, которым я активно пользуюсь в путешествиях. Но перспектива тащиться на другой конец города и оформлять бумажки ради выезда на озеро кажется какой-то туманной. Впрочем, возможно, я недооцениваю этот способ? Может, у кого-то есть опыт полноценного использования прокатной машины в качестве основной в выходные?
Выбор автомобиля. В общем, как вы уже могли понять, мы люди достаточно активные. По этой причине нам приспичило выбрать полноприводный кроссовер, чтобы доезжать на нем прямо до озер или до стоянки не у самого подножья горы. Вероятно, тут ко многим придет понимание, что мои страдания не выдуманные, так как кроссоверы дороже легковых авто.
Цена на унылый Рено Дастер в более-менее адекватной комплектации начинается от 1 млн. Но мне все-таки хочется больше комфорта и чтобы машина радовала глаз. Идеальные варианты — Фольксваген Тигуан и Мазда CX-5, но цены на новые автомобили начинаются от 2 млн, а на рынке машин с пробегом нужная мне конфигурация до 5 лет стоит от 1,5 млн.
Можно не выпендриваться и взять Шкоду Рапид за 800 тысяч: у нее хотя бы вместительный багажник. Но есть большой шанс, что потом я буду испытывать сожаления из-за того, что хотел большего, а в итоге пожалел денег и взял машину попроще. Да и к проходимости автомобиля есть вопросы, хотя я и не собираюсь месить грязь.
С другой стороны, 1,5 млн — это же ⅓ от того, что я накопил! Вот так я и мечусь от комфортной суммы к комфортабельному автомобилю. А как бы вы поступили на моем месте?