«5500 рублей за это?»: как я выявила 5 проблем в питании в частном детском саду
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторская орфография и пунктуация. Описанный опыт — личный и не является медицинской рекомендацией
Всем привет! Меня зовут Ольга Баева, я специализируюсь на правильном питании и изучаю, как оно влияет на здоровье, включая взаимосвязь с различными хроническими заболеваниями.
Сегодня хочу поделиться своим взглядом на то, чем кормят детей в частном детском саду, который посещает мой ребенок. И еще 50 детей.
Первый день в саду
Я отчетливо помню первый день в саду.
Дочь еще не поняла, что это не игровая комната. Поэтому бегала довольная и довольно много. Когда наступил обед, аппетит уже был хороший.
Обед состоял из супа, где было много картошки и плавало 2 небольших фрикадельки. Второе блюдо — картофельное пюре + салат из капусты. И кусочек белого хлеба каждому ребенку. Моя дочь съела сначала всю картошку из супа, выпила бульон. Потом съела фрикадельки. Потом съела почти все пюре. Потом съела весь кусочек хлеба и взяла соседний. К капусте не притронулась. Итого обед состоял: картошка + картошка + белый хлеб + 2 небольших фрикадели + запила все это сладким соком.
А я стояла за дверью и мысленно рассчитывала клетчатку (у моего ребенка хронические запоры) и гликемический индекс.
В этой статье я не ставила себе цель проанализировать калорийность рациона, жиры, углеводы, соль и добавленный сахар.
Мой основной фокус будет на микронутриентах (витаминах, минералах, Омега-3 НЖК), клетчатке. Также коснусь проблемы высокого гликемического индекса в питании. И закончу антиоксидантами (да, детям они тоже нужны).
Итак, питание стоит 250 рублей в день.
Меню на неделю
Вот меню нашего детского сада на неделю:
Проблема №1: недостаток витаминов и минералов
Даже если предположить, что дети съедают всё, что им предлагают, в рационе всё равно наблюдается дефицит важных витаминов и минералов. И конечно, далеко не каждый ребёнок доедает свою порцию до конца, что только усугубляет проблему.
Между тем, витамины и минералы играют ключевую роль в развитии организма ребёнка, его иммунитета, мозга, кожи, костей и зубов.
Итак, что же показал мой анализ 5-дневного меню детского сада?
Я решила визуализировать основные недостающие микронутриенты, чтобы было наглядно. Рекомендуемые нормы потребления я использовала из официального документа Роспотребнадзора “Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации”.
Витамин С: недобор более 50%. Если посмотреть на продукты, богатые витамином С, то это будут:
Вы видите эти продукты в питании в детском саду? Я — нет. Хотя как же, картошку забыла! Возможно, какой-то витамин С есть в соках, которые дети получают на обед. Но т.к. узнать, какой именно сок им дают, сложно, поэтому и узнать количество витамина С в соке тоже не представляется возможным.
Хотя в некоторых детских садах дают напиток из шиповника (правда, сладкий), где-то устраивают 2й завтрак, где как раз дают фрукты. Вот там больше шансов хоть как-то приблизиться к норме.
Витамин E. И опять — согласно меню, дети получают только 50% от своей потребности за неделю.
Таблица, где перечислены продукты, богатые витамином E.
В детском саду не дают практически ничего из этого списка, только разве что растительное масло (в супах и в некоторых салатах. Но салаты дети часто не едят).
Хотя мне сложно представить детский сад, где дают манго, шпинат и брокколи. Но вот несколько орехов можно было бы дать.
Витамин К
Железо
Одна из основных причин железодефицитной анемии, которая очень часто встречается у детей, — недостаток железа в рационе. У кого в саду еще дают запеканку из печени?
Цинк
EPA + DHA. EPA + DHA — это омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты. Содержатся, в основном, в жирной морской рыбе, морепродуктах,, водорослях. А также в семенах льна, чиа, конопле, грецких орехах, но в форме ALA (и конвертация в активную форму DHA не всегда эффективна, по разным оценкам, от 2% до 10%).
EPA+DHA играют ключевую роль в:
- функционировании нервной системы, улучшают когнитивные функции у детей (внимание, интеллект, память, речь)
- развитии остроты зрения
- здоровье сердечно-сосудистой системы
- развитии иммунной системы (и, возможно, предотвращая развитие аллергических явлений).
Итого: т.к. в саду дети не получают омега-3 НЖК, то лучше либо кормить жирной рыбой детей дома (если едят) либо по согласованию с педиатром пить БАД-ы.
Йод. В интернете мелькает приказ Роспотребнадзора об обязательном использовании йодированной соли при приготовлении детского питания с 2020 года. Но проверить, какую соль использует тот комбинат питания, который привозит еду в детский сад, не представляется возможным. Поэтому неплохо использовать йодированную соль дома + приучать детей к морской рыбе.
Выводы по первой проблеме
Перед переходом к проблеме №2 сделаем краткие выводы. При условии 100% поедания предложенного меню в садике, мы видим дефицит в потреблении:
- витамин E
- витамин С
- витамин К
- железо
- цинк
- йод
- кальций
- EPA+DHA
И конечно, часть детей завтракает дома, кто-то завтракает и ужинает дома. Если родителям удается накормить детей дома фруктами, овощами, ягодами, цельнозерновыми, жирной рыбой, то они находятся в более выйгрышном положении, чем те дети, которых приводят в 8 и забирают в 18-30.
Дефицит железа в питании — одна из наиболее распространенных причин развития анемии, что может приводить к нарушениям когнитивных функций у ребенка (внимание, интеллект, память, речь).
Цинк играет ключевую роль в поддержании корректной работы иммунитета, особенно при столковении с большим количеством инфекционных заболеваний.
Йод — необходим для корректной работы щитовидной железы и когнитивного развития ребенка.
Витамин К нужен для свертывания крови и крепких костей. А кости у детей растут быстро.
Витамины С и E обладают свойствами антиоксидантов. В процессе жизнедеятельности организма образуются свободные радикалы, которые могут повреждать ткани. И антиоксиданты помогают разрушать эти свободные радикалы. Несмотря на то, что организм вырабатывает свои собственные антиоксиданты, считается, что антиоксиданты в питании также необходимы.
Что самое сложное — это то, что эффект от дефицита микронутриентов не всегда виден, его даже называют “скрытым голодом”. И ученые еще только выясняют долговременные последствия от недостатка микронутриентов в рационе детей. Кто знает, может тот двоечник в школе не только имеет плохую генетику, но и скудное однообразное питание?
Проблема №2: высокий гликемический индекс
Очень много приемов пищи в саду имеют высокую гликемическую нагрузку.
Вот например, манная каша — имеет очень низкую питательную ценность и высокий гликемический индекс. Мало того, к ней детям дают еще кусок белого хлеба с маслом.
Рисовая каша — все тоже самое.
Молочный суп — здесь зависит от того, какие макароны там используют — твердых или мягких сортов пшеницы. И мне немного странно, когда детям дают суп с макаронами и белым хлебом на завтрак, а затем макароны на обед с тем же куском белого хлеба, а затем печенье/булочку/баранки на полдник.
Вот меню вторника.
Манная каша, бутерброд, рис на обед, суп с картошкой, белый хлеб, булочка, пюре картофельное — все эти продукты имеют высокий гликемический индекс (выше 70).
И одна из причин, почему диетологи и нутрициологи совсем не в востроге от рафинированных углеводов, заключается в том, что они не слишком отличаются от обычного сахара. Рис, белый хлеб, манная каша очень быстро перевариваются и очень быстро поступают в кровь.
Между тем, многочисленные исследования подтверждают, что диета с низкой гликемической нагрузкой очень важна для долговременного здоровья. И здоровья детей тоже.
Проблема №3: мало клетчатки
Случайно услышала разговор нянечек в коридоре: “Ване хлеб не даем. Иначе он его наедается, а все остальное не ест. А потом животик болит и он сходить по-большому не может, кричит”.
Между тем, не только няни, но и исследования показывают взаимосвязь между низким употреблением клетчатки и большей частотой запоров у детей.
На самом деле, роль клетчатки заключается не только в поддержании регулярности стула.
Что касается меню в нашем садике, то формальные рекомендации соблюдены. В некоторые дни (как например, во ВТ, есть недобор, но он компенсируется днями, где дают цельные злаки в виде гречки и овсянки).
Хотя все понимаем, что стоит ребенку не съесть салат на обед или выпить только бульон из супа без овощей, как картина получается не такой радужной.
Также есть проблема — это определение рекомендованной нормы потребления клетчатки в день. Рекомендации по клетчатке для детей основаны на рекомендациях для взрослых, но они разнятся в разных источниках.
И если взять за основу рекомендации FDA (Управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов), то ребенок в детском саду получит 60% от нормы за неделю (при условии, что съел все). И даже если накормить ребенка ужином из фруктов-овощей-цельных злаков дома, то очень сложно добрать клетчатки до нормы.
Употребление достаточного количества клетчатки — это возможность улучшить здоровье детей. А здоровье детей — это самое важное в нашей жизни. И правильное питание в детстве напрямую влияет на их здоровье во взрослом возрасте.
Проблема №4: антиоксиданты, ау, вы где?
Они точно есть, но не в питании растущих детей в саду.
Антиоксиданты содержатся, в основном, в растительной пище — фруктах, овощах, цельнозерновых. Но именно это те группы продуктов питания, которые практически отсутствуют в детских садах.
А многочисленные исследования указывают на то, что потребление еды, богатой антиоксидантами, имеет благотворное влияние на детское здоровье:
- уменьшают риск лишнего веса и ожирения Rendo-Urteaga et al., 2014
- снижают вероятность аллергических заболеваний Gref et al., 2017
- улучшают функционирование легких Sdona et al., 2020
- снижают риски заболеваний, связанных с оксидативным стрессом (сердечно-сосудистые заболевания, некоторые виды рака, диабет 2 типа)
- оказывают благотворное влияние на кишечную микрофлору
Проблема №5: белок
Здесь совсем кратко. Формально рекомендации по употреблению белка выполняются.
Но фактически половина детей может не съедать предложенные мясные блюда.
Если плюсом к этому добавить периодически отсутствующие прогулки (холод, ветер) + стимулирование к спокойному времяпровождению, то образ жизни среднестатического ребенка мало похож на здоровый.
Зарисовки из жизни сада
Кстати, некоторые зарисовки из жизни сада в качестве заключения.
Зарисовка первая.
9-00. Папа приводит дочку в садик. У девочки во рту чупа-чупс, который воспитатели просят убрать.
Зарисовка вторая.
У мальчика в группе день Рождения. Его мама пишет в чат: “У нас был день Рождения, завтра будем угощать деток пастилой и яблочным соком. Если у кого-то, как и у нас, аллергия, захватите угощение для своего ребёнка пожалуйста”.
Здесь хочется пояснить. Несмотря на то, что пастила из фруктов без сахара считается “полезным” десертом для детей, но она таковым не является.
Да, в сушеных фруктах остаются витамины, минералы, клетчатка из свежих фруктов. Но в процессе сушки удаляется вода, таким образом, все естественные сахара фруктов получаются в концентрированной форме. И с точки зрения влияния на сахар в крови нет никакой разницы между конфетой и пастилой. Вдобавок добавим сюда сладкий сок, которым предполагается запить эту пастилу.
Хотя не спорю, пастила — это лучше, чем конфета. Но хуже, чем свежий фрукт. И запивать сладкое сладким тоже не обязательно. Здесь так и хочется добавить про то, что некоторая мягкая часть тела может слипнуться.
И второе — пастила очень липкая. Она прилипает к зубам. Поэтому после поедания обычных фруктов слюна в течение получаса может “очистить” зубы, но слюне не под силу справиться с прилипшей пастилой к зубам.
Зарисовка третья. Детям после утреннего занятия дают 1-2 небольших печеньки (а может, и не только после утреннего).
Мало того, что это “пустые углеводы” и даже возможно выпечены на маргарине. Почему-то когда вижу, как детям дают эти печеньки после занятия, у меня возникает ассоциация с тренировкой кошек и собак, которым дают вкусняшки.
Но меня волнуют зубы. В среднем, слюна имеет Ph 7. И это природный защитный механизм от действия кислот. Откуда берется кислота в ротовой полости? После каждого употребления углеводистой пищи (не обязательно сладкой) бактерии во рту ферментируют крахмалы и сахара из пищи. Происходит понижение Ph. При понижении pH до 5.5., может произойти размягчение зубной эмали. И множественные эпизоды такого понижения кислотности во рту могут приводить к образованию кариеса.
В среднем, до нормализации Ph до 7 после каждого употребления пищи проходит минут 40.
Соответственно, каждая съеденная печенька, яблочко и т.д запускает этот цикл понижения кислотности в ротовой полости, а затем дальнейшего восстановления. И с точки зрения зубов, чем больше перекусов — тем хуже.
И да, очень много знакомых уже лечили кариес детям до 5 лет под наркозом.
Зарисовка четвертая.
В детском саду устраивали ночёвку. А что можно дать детям вместе с мультиком? Конечно, кукурузные палочки из экструдированной кукурузной муки.
Палочки относятся к категории ультра-переработанной еды, которая может вызывать резкий подъем сахара в крови и имеет околонулевую питательную ценность. Детям это точно надо?
Зарисовка пятая, последняя.
Увидела в чате в очередной раз, что родители решили принести “самый простой” торт “Бабушкин” из магазина “Бахетле”. Хотя то, что он самый простой, не делает его хоть сколько-нибудь полезным, а сахара в нем содержится “по-взрослому” много.
Написала в администрацию садика с вежливым вопросом — а не было ли предложения от других родителей изменить практику празднования детских дней рождений? Ответ был такой:
Выводы
Я понимаю, что изменение питания в детских садах — это сложный и многоступенчатый процесс, особенно в муниципальных детских садах. Который осложняется тем, что дети отказываются есть предложенную еду.
И можно предложить им брокколи с лососем, дополнить салатом из шпината, но все это пойдет в мусорное ведро.
Но в единичных частных садах я видела хорошие меню, видела даже вегетарианские меню (что перебор, но подтверждает факт гибкости в частных садах). И это значит, что при желании родителей и руководителя детского сада возможно сделать все. Директор нашего детского сада прислушивается к пожеланиям родителей.
Но основная проблема в том, что родителей устраивает это питание. Родителей устраивает меню, в котором за весь день в лучшие дни присутствует 2 овоща и 0 фруктов (и это может быть салат из капусты с морковкой, который ⅔ детей не ест).
Мало того, сами родители еще приносят торты, мороженое, барни и соки на дни рождения, потому что считают это нормальным.
Хотя кажется:
- попробуй заменить картофельное пюре на горошницу
- попробуй заменить обычные макароны на цельнозерновые
- попробуй ввести второй завтрак из фруктов/овощей
- попробуй заменить булочку на полдник пирожком из цельнозерновой муки с морковкой и изюмом
- попробуй давать омлет/творожную запеканку на завтрак
- попробуй поиграть с детьми и объяснить им, как растет фасоль, а потом предложить ее на обед
- попробуй вернуть в меню суфле из печени (не понимаю, куда оно исчезло?)
- и качество меню вырастет в разы.
Очень хочется, чтобы в идеальном мире родители приносили детям фрукты и овощи на дни рождения (кстати, на развивашках детки очень даже охотно грызли морковные стики с яблоками) либо если запрещено приносить еду, то дарили деткам маленькие непищевые символические подарочки. И никакого Барни и сока.
Цель и задача родителя — привить ребенку правильные пищевые привычки в детстве и юности. Тогда у ребенка будет сформирован фундамент, который поможет ему сохранять здоровье и во взрослом возрасте. И снизит риски многих хронических заболеваний в будущем.
Почему мы считаем нездоровое поведение нормой? И не думаем о здоровье дальше, чем на несколько дней вперед?