7 выводов, к которым я пришел, пока учился в топовом российском вузе
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Всем привет! Решил попробовать написать в Т-Ж, надеюсь кому-то это будет полезно. К сожалению, тут я не могу сверстать заголовки, поэтому буду использовать капс. Если тема зайдет, можно будет написать полноценную статью по образовательной тематике.
Расскажу о том, какие выводы я для себя сделал за 3,5 года обучения в топовом (слово "топовый" здесь употребляется оправданно, но называть место не буду) российском вузе, что планирую делать дальше и что могу сказать абитуриентам со своей колокольни. Направление у меня техническое, связанное с математикой и компьютерными науками, так что планирующим в будущем "войти в айти" будет интересно.
Считаю, что для понимания всей картины надо немного поговорить о моей истории, о том, как я учился и что этому сопутствовало. Кто не любит многобукав — пролистывайте, кто любит — берите чаёк:)
Предыстория
Я учился в неплохой московской школе на самой окраине города. Школа входит в сотню лучших по Москве, но до топовых школ там как до Луны пешком. Несмотря на это, к половине экзаменов я подготовился со школьными учителями (за что им до сих пор благодарен), для другой половины пользовался услугами репетиторов и материалами из интернета. Олимпиадных заслуг у меня не было, поэтому в экзамены вложил все силы, которые были, и даже больше. Помню, во время ковида (да да, я заканчивал школу весной 2020 года) я 3 месяца сидел целыми днями за компьютером, нарешивая задачи экзаменов. В итоге сдал даже лучше, чем того ожидал сам; баллы говорить не буду, но они высокие даже для топовых университетов.
Понимание того, куда я хочу поступать, пришло только в начале 11 класса. Так как результаты экзаменов были очень приличные, цели в итоге удалось достичь:). Несмотря на уверенный выбор вуза и направления, я вообще не понимал конкретную область, где я хочу развиваться в дальнейшем, что, кстати, считаю вполне нормальным для 17-летнего пацана, который только вышел с порога школы и до этого просто учился, играл в футбол, радовался жизни и ни о чем не думал.
Начиналась университетская жизнь…
Младшие курсы
На первом курсе было интересно и тяжело одновременно. На меня обрушилась тонна незнакомой мне доселе высшей математики, в которой я, к своему удивлению, смог довольно хорошо разобраться. Программирование шло тяжелее; с Питона довольно сложно пересаживаться на низкоуровневые языки, а про прямую работу с памятью и указатели я вообще молчу… но и тут удалось справиться. Так что первая сессия, сданная на оценки "отлично", только раззадорила. Да и вторая была сдана только с одной четверкой, поэтому казалось, что дальше будет так же — тяжело, но интересно.
Здесь надо отметить, что на учебу я тратил сильно много времени, задвигал себя и свои потребности, чтобы доботать линейную алгебру или закрыть очередную домашку по проге. Психологи говорят, что нездоровый интерес к делу — первая стадия выгорания; но я тогда поставил учебу в самую сердцевину своей жизни. Все это потом мне аукнулось… но обо всем по порядку.
На втором курсе все стало сильно сложнее. Математика стала сильно запутанной, а еще появилась физика, в которой я не силен от слова совсем. Было очень сложно, я все еще тратил кучу времени на учебу и получил свое первое мини-выгорание. Тогда я не проанализировал причины, не сделал должных выводов, но все же додумался вернуть в свою жизнь спорт, который я с начала универа задвинул за задний план (никогда так не делайте!).
Тем не менее, я все еще закрывался на хорошие оценки. Летом после 2 курса я почувствовал себя готовым попробовать свои знания на практике и пытался пройти на стажировку в крупную международную компанию, но не прошел (спойлер: история на этом не закончилась). Однако именно тогда я понял глубину своих знаний: да, мне не хватило определенных скиллов, чтобы быть выбранным рекрутерами и командой, но тут я впервые почувствовал, за что страдаю в университете, и почему я впахивал не зря)) Это вселило какую-то уверенность в светлом будущем.
Выбор кафедры и старшие курсы
В большинстве вузов в середине обучения нужно выбирать специализацию — более узкое направление, по которому будет читаться часть предметов на старших курсах. Я выбрал направление, связанное с мат.моделированием, но не потому, что хотел этим заниматься: на этом направлении была очень классная лаборатория, занимающаяся анализом изображений. При поступлении в эту лабораторию не требовалось проделывать огромную внеучебную работу в течение семестра и ожесточенно бороться с другими за место на кафедре, поэтому моя ленивая натура решила, что это подходящее место для меня:) Скажу сразу — о выборе я не жалею. Но обо всем по порядку))
На старших курсах общие предметы стали более унылыми. Я сделал ставку на работу с научным руководителем и то, что нам читала кафедра; взамен же получил кучу неинтересной мне математики в качестве общих предметов. К середине третьего курса около 75% предметов казались мне скучными и унылыми. Я словил второе, более массивное выгорание, и выполз из него только благодаря научной деятельности, которую мы развили с моим научником: я чувствовал, что здесь у меня может что то получиться и что мне это интересно, и это вселяло радость и удовлетворение от жизни. Третий курс я закрыл примерно так же, как и все предыдущие, пусть и с одной пересдачей.
Ну а летом я таки прошел на стажировку в то самое место, о котором говорил ранее. Я занимался разработкой математических алгоритмов для нужд этой компании. После этой стажировки пришло понимание, что наука это мое и что в дальнейшем я хочу заниматься или коммерческими исследованиями, или научной деятельностью в некоммерческих организациях.
Четвертый курс — самое тяжелое время для меня. Личные проблемы наложились на ментальные проблемы, связанные с учебой (унылых предметов стало еще больше), и на осознание того, что я многое в жизни делал не так… К тому же на фоне постоянного стресса начались проблемы со здоровьем. В итоге я почти перестал посещать вуз и стал разбираться со своими проблемами вместе со специалистами. К концу семестра мне удалось выйти из ментальной и физической ямы, хоть и ценой проблем с учебой (парочка пересдач). Сейчас идет зимняя сессия, и я надеюсь, что больше пересдач не прибавится:)
Важно, что со всеми своими проблемами (до сих пор полностью не решенными) я полностью не выключался из жизни. Я продолжал заниматься спортом, когда не мог выдать даже 50% результата; так же я активно занимался научной деятельностью, которая оставалась лучом солнца во всей моей университетской жизни. В итоге мои результаты скоро будут оформлены в научную статью, что радует и мотивирует.
Что дальше
Говорить о том, что я точно закончу вуз, не приходится — с дипломом проблем нет, а сдать госэкзамены и весеннюю сессию явно не сложнее всех тех экзаменов, которые были (пересдачи закрою как-нибудь).
Дальше — магистратура (скорее всего, останусь в своем университете) и параллельно работа (скорее всего, в той самой компании). Думаю в дальнейшем пойти либо в исследования в индустрии, либо в науку, но конкретную область пока не выбрал; знаю что там 100% будет присутствовать интересная мне математика. А еще очень хочется наконец заняться собой и найти тот самый work-life balance. Люди, которые его нашли — вы существуете вообще?…
Мои выводы и советы
Нужно сказать, что я нисколько не жалею о пройденном пути и совершенном когда-то выборе — в этом просто нет смысла. Все-таки я получил и получаю крутые знания, знакомлюсь и общаюсь с классными людьми. При этом далеко не все в моем университете меня устраивает, и иногда чувство невозможности что-то поменять сильно бьет по мне. Впрочем, я стараюсь больше выделять хорошие моменты в жизни, чего и вам всем желаю.
Что же я вынес за все эти годы для себя и что могу посоветовать другим?
1. Фраза "высшее образование — не про знания" — это великий сарказм (да, я смеюсь с этих мемов, и что вы мне сделаете?). Я полностью согласен с тем, что крутые связи и знакомства можно завести в вузе, что ты учишься структурировать информацию и планировать время. Но если для вас знания — не главное, выберите другое занятие или идите кормить инфоцыган. Получать высшее образование в парадигме "я тут в том числе за знаниями, которые пригодятся мне в будущем" надо как минимум для IT, инженерии и прочих технических областей, где ты должен знать тот или иной фундамент достаточно уверенно.
2. Полностью забивать на себя ради учебы — нельзя! Базовые потребности здорового человека, такие как спорт, прогулки на свежем воздухе и периодические встречи с друзьями и близкими людьми, должны удовлетворяться всегда. Все знают банальные фразы типа "мозг это мышца и ему надо регулярно отдыхать", но почему-то не все это делают.
3. Забивать на учебу на младших курсах — нельзя! Если вам сложно учиться — подумайте, то ли направление вы выбрали и хотите ли вы вообще получать вышку. Если ответ положительный — просто приложите усилия и потерпите (а как вы хотели? сразу рыбку не съешь, надо в воду для начала слазить). При этом не забывайте про пункт 2. Также не советую с первого курса торопиться работать и влетать во взрослую жизнь (но только если у вас есть на то возможность). Если вам есть где жить, что кушать и что носить, то лучше учитесь — полученные знания зачастую ценнее низкооплачиваемых подработок не по специальности. При этом ничто не мешает вам летом ходить по стажировкам и присматриваться к различным областям вашей специальности.
А вот на старших курсах можно пробовать искать работу или подработку, если вам позволяет время. Не торопитесь браться за что, чем не хотите заниматься, ищите себя и у вас все получится.
4. Будьте активным, не ленитесь и посещайте разные мероприятия. Это может быть встреча сотрудников крупной компании со студентами, студенческая конференция или онлайн-митап по интересной вам тематике. Там вы можете обзавестись связями и возможно найдете единомышленников и друзей, а может даже обменяетесь контактами с интересным в профессиональном плане человеком. Я сам попал на стажировку после одного из студенческих семинаров, куда пришли сотрудники той самой компании.
5. Фильтруйте информацию. Когда видите какой то предмет — спросите себя, где он может теоретически применяться в моей будущей деятельности (или хотя бы "что мне даст изучение этого предмета?"). На основании своего ответа оцените, сколько сил готовы тратить на изучение предмета в этом семестре. Только не увлекайтесь — зачастую на младших курсах дается база, которая нужна почти всем, там нужно просто стиснуть зубы и заботать (но не забывайте про пункт 2!).
6. Специально для абитуриентов: подумайте о поступлении хотя бы за полгода. Читайте учебные планы, ходите на дни открытых дверей, находите реальных студентов и трясите их, просите рассказать все и обо всем. Составьте полную картину мест, куда хотите поступать, выберите то, что больше нравится, и оцените свои силы по проходным баллам прошлых лет (знаю, что они меняются, но других источников не вижу). Словом, подходите к этому ответственно и с умом.
7. Слушайте себя и не бойтесь ходить к психологу. Сейчас в большинстве крупных вузов есть бесплатная психологическая помощь.
Ментальные проблемы при том стрессе, который бывает при обучении в топовом вузе — не редкость (личные проблемы тоже никто не отменял). Если вы почувствовали, что что то не так, то 0) не преуменьшайте своих проблем, оцените их адекватно; 1) поговорите с близкими вам людьми; 2) при необходимости и по возможности обратитесь к специалистам; 3) посылайте далеко и надолго всех, кто говорит про "вот опять депрессия в 0 лет, а мы в свое время в школу 20 км пешком ходили и на трех работах работали"; 4) боритесь с причиной, подумайте "что мне сделать, чтобы такого не повторилось?". 5) Не переставайте жить. И помните — вы не первый и не последний сталкиваетесь со своими тараканами, их можно и нужно вытравливать из своей головы.
Заключение
Сразу хочу отметить, что я нахожусь в определенном "пузыре", создаваемым моим окружением, местом, где я учусь и городом, где я живу. Поэтому все написанное нужно читать через призму того, что я учусь в действительно топовом месте и советы даю соответствующие.
Надеюсь, этот материал был кому-нибудь интересен или даже полезен. Он может показаться сумбурным, но если вдруг зайдет, можно было бы написать что-то посерьезней (если время с этими госами будет:) ).
Закончить хочу строчками из песни:
Ты молод и свободен, а значит у тебя есть все! / Пока ты на что-то годен — жалей кого-нибудь еще!