«Акинатор»: как устроена игра с угадыванием персонажей и убили ли ее нейросети
Появился он, как и положено правильному джинну, из масляной лампы: во время путешествия по пустыне ее нашли два француза Арно и Джефф.
Потерев сосуд, они познакомились с «Акинатором», который попросил загадывать ему персонажей. А потом не захотел останавливаться. Тогда мужчины заточили его в компьютерной программе. Так история «Акинатора» описывается на официальном сайте. Расскажу, правдива ли она и как вообще устроен всемогущий джинн.
Вот что вы узнаете
«Акинатор» — детище одного разработчика из Франции
🧑💻 Игру разработал французский инженер Арно Мегре. В начале нулевых он придумал проект Devinettor. Название происходит от французского слова devinette, что переводится как «загадка». По замыслу Мегре, программа должна была стать «амбициозной игрой для веселого времяпрепровождения».
❓ В основе идеи — игра «20 вопросов о моей жизни». Ее придумали в конце 19 века в США. Сначала игра была разговорной, а в 1940-е годы получила новую жизнь сначала в виде викторины на радио, а затем — ТВ-шоу. Позднее передачу стали показывать в Канаде, Великобритании, Польше и других странах.
Правила игры просты: игроку требовалось назвать загаданного персонажа или предмет, задав менее 20 вопросов. Если получалось, он становился ведущим и придумывал новую загадку.
🎮 Игра получила название «Акинатор». Первую аудиторию она нашла к 2007 году. Успех пришел благодаря «сарафанному радио», считает Мегре. Важное значение имело и появление смартфонов: тогда же Стив Джобс представил первый Айфон, а Мегре адаптировал программу под него.
Автор пытался найти поддержку у веб-гигантов, но не вышло. Тогда он создал компанию Elokence вместе с партнером. Кто это был — неизвестно, вероятно, Джефф Дело — один из коллег Мегре, который вложил в предприятие свои деньги. Так компания стала зарабатывать 1000 евро в день, а к 2012 году разрослась до семи человек и оборота в 2,4 млн евро в год.
🤖 В версии Мегре роль угадывающего выполняет алгоритм. «В игру „20 вопросов“ мы играли во время путешествий или вечером — с семьей или друзьями. Мне было интересно, сможет ли компьютерная программа угадывать так же хорошо, как человек», — рассказывал Мегре. Разработкой алгоритма программист занимался в свободные от основной работы дни.
«Акинатор» — незамысловатая и быстрая игра
⌛ Сессия в «Акинатора» занимает около пяти минут. Джинн начинает с общих вопросов, которые затем сужаются и становятся уточняющими. Программа запоминает, как игроки отвечают на тот или иной вопрос про персонажа, а затем создает на него реестр.
Всего на поиск ответа нужно около 20 вопросов. Если «Акинатор» не узнает героя, то он либо возобновляет сессию вопросов и ответов, либо просит ввести загаданное имя, загрузить фотографию и сохраняет ответы. Новая сессия нужна для того, чтобы убедиться, что пользователь не ошибался в своих предыдущих ответах.
Все вопросы предусматривают четкие ответы, не допускающие субъективности. Это помогает исключать из возможных вариантов как можно большее число персонажей. С некоторыми героями у «Акинатора» могут быть трудности — прежде всего из-за разных взглядов пользователей на одних и тех же личностей.
📈 База знаний «Акинатора» накапливается как снежный ком. Вначале Мегре добавил в нее 100 персонажей и 100 вопросов, а затем опубликовал проект в интернете. С этого момента игра стала развивать благодаря игрокам: если программа не угадывала персонажа, пользователь мог добавить информацию о нем. Таким образом база расширялась, а «Акинатор» становился все «умнее», запоминая все больше героев.
Во время игры ответы пользователей помогают программе уточнять дальнейшие вопросы. А если она не угадывает персонажа, то записывает информацию, «питаясь ответами игроков».
Чтобы база программы не захламлялась, ее периодически чистят. Автоматический механизм удаляет данные, не пользующиеся спросом, а модераторы — «глупости» и повторы.
«Люди сами создают успех игры, наращивая базу данных в соответствии со своими культурами и обычаями. Например, это сделало нас очень успешными в Японии, где мы опираемся на местных знаменитостей», — говорит Арно Мегре.
🤐 Механизм работы «Акинатора» не раскрывают. Программа работает на движке Limule собственной разработки компании Elokence. Мегре держит механизм работы в секрете из-за «коммерческой тайны». Официально известно только, что во время создания «Акинатора» использовался язык C++ и система управления базами данных MySQL.
Мегре сравнивает алгоритм программы с поиском фотоаппарата в интернет-магазине: «Когда вы определяете критерии через расширенный поиск, программа автоматически исключает варианты, которые вы не отметили, и отдает приоритет тем, которые вы отметили. В результате вы получаете только те товары, которые хотели бы видеть».
«Акинатор» — самый популярный джинн интернета
По данным Google Trends, игра вышла на пик популярности в 2015 году. За все время существования в «джинна» сыграли почти миллиард игр — по 10 тысяч в день. По словам Мегре, многие пользователи пользуются программой годами. «Некоторые люди открыли ее для себя в 13 лет, а в 27 вновь вернулись и пристрастились к игре», — отмечает программист.
😜 «Акинатор» — источник мемов. Главную роль в этом, как ни странно, сыграл базовый принцип работы программы: пользователи могли добавлять любых героев. Поэтому пополняли базу данных странными или очень нишевыми поп-культурными персонажами. Так в игре появлялись курьезные ответы, а еще вопросы, которые удивляли участников. Так, например, «Акинатор» может спросить, использует ли ваш персонаж ножницы в качестве оружия или просыпается ли он по утрам, ощущая себя как Пи Дидди.
Кроме того, мемности способствовал и узнаваемый образ джинна — всезнающего и уверенного в себе усатого мужчины в тюрбане, который иногда подшучивает над вами.
🤔 «Акинатор» вернулся благодаря тренду с новыми правилами. В декабре 2020 года пользователь catmaidmika придумал собственную игру с «Акинатором»: по ее правилам, отвечать на вопросы «джинна» требовалось так, словно речь идет о вас, но с поправкой на вашу «вымышленность».
Так, по мнению пользователя, можно было выяснить, кто ваш «кин» — похожий на вас по характеру и внешности персонаж книги, фильма или игры.
Может ли ChatGPT сравниться с «Акинатором»
На фоне популярности нейросетей в интернете стали задаваться вопросом, кто победил бы, если бы такая битва состоялась: ИИ или «Акинатор». Интересно, что пользователи часто ставили на джинна.
Казалось бы, в 2024 году, когда существует множество продвинутых нейросетей, «Акинатору» должно быть трудно с ними конкурировать, и игра обречена на исчезновение. Но дело обстоит не так: счетчик на сайте говорит, что в середине буднего дня в него играют в среднем две тысячи человек.
Чтобы выяснить, кто же все-таки лучше угадывает, я загадала «Акинатору» и популярнейшей текстовой нейросети ChatGPT одних и тех же персонажей. Расскажу, кто победил.
😾 «Бу, испугался? Не бойся». Сначала я загадала говорящего кота из мема, который стал популярен в октябре 2024 года. Мне казалось, что это сложное задание: кот популярен в основном в России, а источник у него необычный.
«Акинатор» угадал персонажа за 15 вопросов. ChatGPT довольно быстро понял, что речь идет о меме и коте, а потом начал перечислять всех мемных котов, когда-либо существовавших в истории. Мне предложили 14 котов на выбор, но, к сожалению, ни один ответ не оказался правильным.
Прийти к разгадке программы пытались разными путями. «Акинатор» за первые три вопроса понял, что речь идет о коте, исключил моего кота, а затем спросил, не мем ли он. Далее он задал уточняющие вопросы о языке и внешнем виде. ChatGPT же сначала долго определял область существования персонажа — фильмы, игры и так далее, затем перешел к вопросам о нем самом и определил, что это кот из мема.
Но затем «Акинатор» действовал «умнее»: начал задавать узкие вопросы, которые помогли бы отделить одного кота от другого, а ChatGPT занимался простым перебором.
👩 Маргарет Куолли. Затем я загадала американскую актрису, которую активно обсуждали в октябре 2024 года из-за ее роли в фильме «Субстанция». Мне казалось, что эта загадка проще, чем мемный кот, но обе программы меня удивили.
«Акинатор» угадывал Куолли крайне плохо: пришлось сыграть несколько партий, чтобы добиться правильного ответа. Во время первой попытки программа догадывалась, что загаданный персонаж — это актриса старше 30 лет, но младше 40, которая снималась вместе с Брэдом Питтом. Но раз за разом алгоритм выдавал неправильные ответы.
Иногда догадки «Акинатора» противоречили тому, что я сообщила: например, один раз игра предположила, что я загадала Джессику Альбу, хотя я указывала, что актрисе нет еще 40. При этом программа постоянно забывала старые ответы, спрашивала, из Турции ли мой персонаж, хотя я уже отвечала, что из Америки. С третьей попытки «Акинатор» смог угадать Маргарет Куолли за 26 вопросов.
ChatGPT был настолько плох в угадывании, что я потратила весь лимит запросов к модели GPT-4o — а с платной подпиской сделать это не так просто, — но так ничего и не добилась. Программа за четыре вопроса догадалась, что речь идет об актрисе, а затем начала задавать уточняющие вопросы. Но не получив какой-то определяющей информации, стала перечислять всех современных актрис.
В бесконечное перечисление ChatGPT ушел три раза, приходилось вновь и вновь просить задавать уточняющие вопросы. Когда лимит кончился, я перешла на более умную версию o1, которая «умеет рассуждать». Программа все равно не справилась. За семь вопросов чат-бот определил, что мой персонаж — актриса из США в возрасте от 30 до 35 лет, но потом отказался играть дальше.
😡 В итоге нейросети не победили «Акинатора». Если хотите загадать персонажа, то лучший вариант в 2024 году все еще «Акинатор». ChatGPT в этом смысле просто ужасен.
Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult