Правила езды на электросамокате в 2023 году: что изменилось

399
Правила езды на электросамокате в 2023 году: что изменилось
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался в нормах для электросамокатов

Страница автора

Правительство РФ внесло изменения в правила дорожного движения. Они касаются тех, кто водит электросамокаты, электроскутеры и любые устройства с электродвигателем.

Изменения вступили в силу 1 марта 2023 года. Расскажу подробности.

Как было раньше

Раньше правила дорожного движения относили тех, кто управляет самокатами, к пешеходам. Для них действовали те же указания:

  1. Перемещаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
  2. В отсутствие тротуаров и дорожек — по обочинам дорог или краю проезжей части навстречу движению.
  3. В темное время суток носить светоотражающие элементы на одежде.

Электросамокат мог считаться транспортным средством, только если на нем стоял двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 см³ или электродвигатель мощностью больше 4 кВт, а конструкция предполагала скорость выше 50 км/ч. Если водитель такого самоката нарушал ПДД, его могли привлечь к административной ответственности: например, за езду в нетрезвом виде.

В КоАП для водителей электросамокатов ничего не изменилось. Изменения внесли только в ПДД.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что изменилось в ПДД

Обозначили статус электротранспорта и его владельцев. В ПДД появился новый термин: «средство индивидуальной мобильности», СИМ. Это транспортные средства с двигателем, который приводит в движение одно или несколько колес или роликов: электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другой аналогичный транспорт. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ.

На средствах индивидуальной мобильности нельзя передвигаться быстрее 25 км/ч, при этом на них должны быть фары или фонари.

На человека, который управляет СИМ, не распространяются общие обязанности водителей:

  1. Он не должен предъявлять документы.
  2. За нарушения ПДД отвечает как пешеход.
  3. Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности.

Определили, кто и где может ездить на электросамокатах. В возрасте от 7 до 14 лет на СИМ можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же могут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.

В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно двигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее — по правой стороне проезжей части.

На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах. А также по тротуарам и пешеходным дорожкам — но только в следующих случаях:

  1. Когда невозможно двигаться по велосипедным, велопешеходным дорожкам и полосе для велосипедистов. Если есть тротуар или пешеходная дорожка, на таком самокате выезжать на обочину или проезжую часть нельзя.
  2. Если нужно сопровождать ребенка младше 14 лет, который тоже едет на СИМ.

На практике это работает так: если вы выехали на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет. В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке. И только когда их нет — выезжать на обочину или дорогу.

Для движения по проезжей части на СИМ должны быть тормоза, звуковой сигнал, фары белого цвета и световозвращатели — белые спереди и красные сзади. Кроме того, по новым правилам СИМ могут двигаться только на дорогах, где разрешено движение велосипедистов и скорость ограничена 60 км/ч. То есть на дорогу с максимальной разрешенной скоростью 90 км/ч на электросамокате выезжать нельзя.

Уточнили правила движения для СИМ. Если человек на электросамокате создает помехи движению пешеходов, он должен двигаться с их скоростью или спешиться. Еще при езде на СИМ обязательно выполнять требования регулировщика и следовать сигналам светофора: в виде силуэта пешехода — при движении по тротуару, велосипеда — на велодорожке.

Тем, кто управляет СИМ, запрещено:

  • перевозить груз, который мешает управлять или выступает за габариты транспорта больше чем на полметра по длине или ширине;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией;
  • перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться, если на дороге больше одной полосы в одну сторону или есть трамвайное движение;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам не спешиваясь.

Также они обязаны держаться за руль — хотя бы одной рукой.

Еще в ПДД появился новый знак 3.35 — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

С точки зрения КоАП человек, который управляет СИМ, остался пешеходом.

Ответственность за нарушение любого из перечисленных выше правил для него возможна только по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Санкция — предупреждение или штраф 500 ₽.

Что изменилось для других участников движения

Для водителей. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории придется уступать дорогу не только транспорту и пешеходам, но и средствам индивидуальной мобильности. Когда загорается зеленый, нужно дождаться, чтобы пешеходный переход пересекли и пешеходы, и люди на СИМ.

Для пешеходов. На велодорожке нужно уступить дорогу и велосипедистам, и тем, кто двигается на средстве индивидуальной мобильности. В остальных случаях у пешеходов приоритет перед теми, кто двигается на СИМ.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевА вам часто приходится пользоваться электросамокатом? У вас свой или берете в аренду?
  • Алиса СелезнёваНенавижу электросамокаты. Постоянно норовят сбить на большой скорости. Про безопасность самих самокатчиков - у меня двое знакомых с разницей в месяц сломали ногу, упав с электосамоката. Два месяца в постели, операция - вставляли спицы. Потом костыли, реабилитация, ЛФК, проседание в доходах. Нахер запретить надо. "Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности." - это вообще пушка, можно сбивать пешеходов, сматываться и нихрена за это не будет26
  • DeerВ общем как обычно, закон есть, но соблюдать никто не будет13
  • Антон ГеерНе понятно только, как отстаивать свой приоритет на тротуаре и привлекать к ответственности. Особенно граждан с «эээбрат, чо ты, видишь я еду!?»63
  • Так себе изменения Надеялась что установят запрет использовать для езды пешеходные дорожки28
  • Виталий«..на электросамокате массой выше 35 кг на территорию, где нет велодорожек или полосы для велосипедистов, то можете ехать только по обочине — или по проезжей части, если обочины нет. В такой же ситуации на самокате легче 35 кг можно ехать по тротуару или пешеходной дорожке…» Что-то вы перемудрили с объяснениями, как мне кажется. Только запутывает. В официальном комментарии к постановлению всё вполне понятно написано. Касательно цитаты выше: «На электросамокатах ЛЮБОЙ массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог.» То есть по обочине проезжей части могут двигаться любые самокаты. А вот по велодорожкам и тротуарам - только до 35 кг.8
  • AK, да, контроль со стороны гибдд отвратительный, и без прав ездят и пьяные ездят и на неисправных авто Я уж молчу про взятки, липовые справки и тд Но если за машинами есть хоть какое то подобие контроля, то за самокатчиками его нет от слова совсем С другой стороны, одним контролем проблему не решить, в идеале это осознанность граждан, но это что то на утопическом10
  • DshlowkrtlawАлиса, Езжу 2 года. Ни разу не падал. Никого не сбивал. Всегда снижаю скорость до скорости чуть больше пешехода, когда приходится рядом проехать. Всегда снижаю скорость если вблизи дети или животные. Если нормально пользоваться - это невероятно удобная штука, для перемещения по городу, приносящая пользу и человеку на самокате, и разгружая (хоть и самую малость) дороги – меньше вызовов такси на короткие дистанции. Если использовать вашу логику, то я ненавижу...все в мире, потому что всем в мире могут управлять люди. И тогда я бы запретил все, чем можно пользоваться в общественных местах. Автомобили в первую очередь.39
  • 𝕸𝖎𝖘𝖍𝖆🔪Скоро выпадет снег и эту парашу развезут по складам. Аминь.30
  • lazexАнтон, а как отстаивать свой приоритет как велосипедиста или водителя СИМ на велодорожке? Прут все кому не лень по ней, вплоть до яжематерей с колясками шеренгой по трое, перекрывая всю велодорожку - им же попи$деть друг с другом надо. А рядом тротуар даже шире, но не. Кстати, попытался разговорить этих странных тётенек на предмет о. После неминуемых "А чо" и "Так нет же щас тут никого" наконец добился - оказывается на тротуаре выложено плиткой, и у них у колясок, видите ли, колёсики "стучат". А на велодорожке чистый асфальт, вот они туда ничтоже сумняшеся и переползли. Проносящие мимо железяки их не смущают.56
  • ТиграБенгальскаяlazex, ниже ответ: двигаться по велодорожке пешеходы могут. Если на коляске двигатель(инвалидные коляски последнего поколения) - уже не пешеход У нас вообще интересная ситуация получилась: велодорожки нарезали так, что все пешеходы, в основном собачники оказались на них( это ведь бывшие тропки собак!). А все курьеры на сим мчат по пешеходке- им так быстрее заказы развозить0
  • lazexТиграБенгальская, у меня вопрос больше к тем, кто прётся пешком на ВЫДЕЛЕННУЮ велодорожку при наличии рядом отличного, ничуть не менее узкого тротуара. При наличии, заметим, на велодорожке соответствующих знаков и рисунков на асфальте, которые сложно истолковать как-то не так.7
  • Алиса СелезнёваDshlowkrtlaw, я допускаю, что есть много адекватных самокатчиков вроде вас. Я и сама аккуратный велосипедист, "ползу" 7-9км/ч, если рядом пешеходы. Но неадекватов на самокатах пруд пруди, а велосипедных дорожек - очень мало, в нынешних условиях это опасно для пешеходов25
  • Феминист_ка"За нарушения ПДД будет отвечать как пешеход. Если уедет с места ДТП, его не привлекут к ответственности." Какого х..? Пусть тогда и едут на скорости пешехода - 4км/c Как обычно, отписка, а не закон.39
  • Алексей МакеевС марта 2023 ждём эру самокатов по 34,9 кг.17
  • DshlowkrtlawАлиса, согласен, дорожки бы снизили аварийные ситуации. Но все равно не все по ним ездят. Кстати и "пешеходы" нередко по ним гуляют ) Появился новый относительно новый вид передвижения и сейчас регулирование будет догонят. Мне кажется тут регулировать сложнее с одной стороны, с другой — большинство самокатов это сервисные самокаты. А сервисы можно попросить установить какие-нибудь датчики на них (падение, превышение и пр.) и ограничивать аккаунты нарушителей. Зоны ограничения скорости уже есть и это хорошо. Так что думаю придем к какому-то балансу, хоть и не сразу.10
  • Zuzulevs, ну для машин дороги построили, для самокатов и велосипедистов нужно теперь велодорожки построить23
  • AlexanderС подмотореными самокатами нет проблем в штатной ситуации с ровными поверхностями качения и адекватным водителем. На деле же самые главные проблемы такие: -- любая кочка, неровность, плитка (которая может наклоняться вправо-влево или расколоться) или скользкий канализационный люк с некоторой вероятностью превращают водителя в пассажира (далее ПВвП) -- намокшие по любой причине поверхности тормозных устройств также с некоторой вероятностью ПВвП -- перегруз самоката также создаёт проблемы -- при собственно ПВвП и столкновении этой конструкции с пешеходом сама конструкция (включая водителя) как правило сильных повреждений не получает, самокат летит отдельно, водитель приземляется на траву или асфальт(получает синяки-ссадины) а пешеход получает по ногам разогнанным до какой-то там скорости самокатом -- самокат(с учётом инерции ) с лёгкостью при любых нештатных ситуациях цепляют рулём сумки пешеходов (меня так дёргали, ничего приятного) -- самокат плохо балансируется на маленькой скорости (это не претензия, просто законы физики), поэтому при необходимости движения на меленькой скорости почти никто не спешивается, а начинает ехать буквами S и О -- по проезжей части конечно основная масса ездить не будет, так как при любых инцидентах с машиной и СИМ слабой стороной будет водитель СИМ, а им подавай "вжжж и 25" а не ответственность за свои действия. Глобально это всё моё нытьё сводится к одному -- баланс интересов остаётся смещён не в сторону пешехода: 1) рискует ли водитель СИМ какими-то правами? Нет. (к примеру можно после небольшого онлайн-теста можно выдавать права без категории, которых вполне можно при инцидентах лишиться на пару лет, готов на такую правовую конструкцию сам) 2) с большей вероятностью рискует пешеход в виде риска "получение самокатом по ногам". 3) скрыться с места происшествия водитель может запросто 4) идентификация водителя при аренде не требуется. Найти лицо причинившее вред здоровью сложно даже после идентификации устройства. Самый эпичный случай конечно это какой-то, простите, "водитель" решил поездить на самокате по поезду МЦК со сквозным проходом. Результат -- срыв тормозов самоката на торможении поезда(тоже не претензия, просто физика) и проезд в режиме пассажира (во всех смыслах) чуть меньше вагона. Тактически я не получил значимых (на первый взгляд) повреждений кроме синяка и пореза (но двоим пассажирам потребовалось вызывать скорую), а стратегически в рану при столкновении попала рожистая инфекция (лечу до сих пор). Короче, бесит отсутствие баланса интересов водителей самокатов и пешеходов Со временем моя история отсюда https://journal.tinkoff.ru/bicycle-stat/#c908143 обрастает новыми увечьями.8
  • Антон Геерlazex, вы правы. У нас в районе (Москва, Северное Бутово) вдоль всей улицы отдельно от проезжей части идут велосипедная и пешеходная часть. Разделителя между ними никакого, только цветом отличаются. И никогда не упускаю случая сделать замечание неспешно прогуливающимся по велодорожке яжматерям и прочим, которым кайфовее по красненькой дорожке гулять, а не по этому унылому обычному асфальту. Я за то, чтобы правила и элементарная вежливость соблюдались всеми. Но если в отношениях «автомобиль-пешеход» всем все понятно, то что делать с людьми, которым не покорилась физика движущегося тела массой от 100 кг на скорости от 25 км/час — я не знаю)30
  • lazexBosiCom, ну так построили - и по ним шляются пешком все кому не лень.13
  • lazex=>> lazex, ниже ответ: двигаться по велодорожке пешеходы могут Немного не так, кстати. Могут, НО! Только при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин (ст.4.1 ПДД). Т.е. если присутствует даже обочина, нехрен лезть пешахиду на велодорожки.1
  • Дмитрий НиконовКороче ничего не изменилось, просто прировняли бы их к велосипедам и все, там хоть какая та четкость, а тут, до 35 кг, после, куча возрастов и т.п. Короче, как и велосипедисты будут ездить, как ездили кто на что горазд. Ну и самое главное, кто их будет контролировать? ГИБДД? МЧС? МО? не закон, а полная фигня. Куча тупых законов, от которых толку ноль, собачники не могут гулять с собакой без поводка и намордника но гуляют, курильщики не могут курить в общественных местах, но курят, машину нельзя парковать на газоне, но паркуют.25
  • Дмитрий НиконовZuzulevs, по дороге, почем нет? скорость выше 25 км это уже прилично, не каждый велосипедист так разгонится или вы боитесь, что вас машина собьёт?10
  • Дарья ЕфимоваОчень люблю электросамокаты, но очень не люблю неграмотных владельцев.. причем даже не постоянных владельцев своих электросамокатов (не видела еще таковых, кто бы нарушал правила или мешал хоть кому-то), а арендников, которые и не погрешат втроем залезть на несчастный самокат. А как гоняют...8
  • Дмитрий НиконовZuzulevs, а мое мнение такое, что все, что передвигается не с помощью мускульной силы, должно иметь регистрацию, а наездник водительское удостоверение. Многие уже наверное забыли, но когда-то на скутере до 50кубов. можно было ездить без прав и почему-то никому не приходила мысль ездить на них по паркам, тротуарам и т.п. люди учили минимально ПДД (чтобы не погибнуть на дороге) и ездили по дороге, а не по тротуару. Сейчас некоторые самокаты быстрее тех скутеров ездят по тротуарам и все такие, а чего такого типа это же не машина. По тротуару должны передвигаться пешеходы пешком, на роликах, самокатах без мотора, скейтах, велосипедах, все остальные учат ПДД и ездят по дорогам.11
  • Никита ТитовАнтон, >> то что делать с людьми, которым не покорилась физика Ахахахаххаха, в голос, благодарю :) P.S. Сам катаюсь на самокате, всегда держа в голове элементарные правила ПДД и логики. Движемся справа, обгоняем слева. Есть велодорожка, значит, по ней.20
  • Никита Титов4 км/секунду, я бы лично боялся таких пешеходов :)15
  • Plrnklazex, поставил себе громкий электрический сигнал на велик и сразу стало удобно, только сигналить надо сильно заранее, чтобы не слишком пугать и было время успеть просчитать маршрут объезда ободрённого пешехода3
  • lazexPlrnk, о, да) Застигнутый врасплох пешеход может отскочить в самую непредсказуемую сторону, обычно это именно под колесо))10
  • Константин Костровlazex, кода их мамашь с колясками их бейби подрастет и его собьет сим и виноват на велодорожке будет этот пподпромший бейби, то потом он никогда не будет на велодорожке ходить пехом, если ему не по... Ер на жизнь собственную1
  • Константин КостровАнтон, я кур яндекс еды и знаю что на велосипеде лучше этих яже матерей лучше объехать чем получит по фейсу, при том не от них, а от мужиков я хозяин вся страна8
  • Константин КостровPlrnk, он влево ты вправо и пешеход вправо ровно под маршрут объезда этого дол.... еба0
  • СергейКонстантин, вот это правильно!0
  • СергейКонстантин, на тротуаре дол..еб не имеет преимущества перед пешеходами - даже при наличии сигнала1
  • Павел Толпежниковlazex, ответ уже выше - тротуар плитка, вело асфальт + близость газона. Иногда на вело ещё больше света1
  • Hrozhek JАнтон, у нас в ЖК проложена велодорожка, в 99,(9)% случаев оккупированная пешеходами или яжматерями. Многие адекватные и не заходят туда, но многие (в том числе горе-юристки) яростно уверяют, что велодорожки там нет (ПДД дорожки внутри ЖК не регулируются, но в плане благосутройства это именно велодорожка), огрызаются на замечания и продолжают отстаивать свое "право на хамство".4
  • БорисГнать с тротуаров нужно всех, кроме пешеходов. Один такой урод на самокате меня на днях сбил. Законы такие - против людей.7
  • Иван Полищукlazex, в 90%случаях именно под колесо🤷‍♂️, вы абсолютно правы 👍1
  • EmptyАнтон, с точки зрения ПДД это является велопешеходной дорожкой, на которой даже по велосипедной части приоритет имеют пешеходы (п. 24.6 ПДД РФ). Но по факту вы правы, зачем делить тротуар на две части, обе из которых по ПДД все равно дают приоритет пешеходам4
  • Ольга НевероваАнтон, А у нас в Сочи нет разграничения: пешеходная/велосипедная часть.. У нас просто отдали тротуары и пешеходные дорожки электросамокатам, а пешеходы здесь никого не волнуют.1
  • Владислав Кузнецовlazex, очень просто! На Али за 2к берете автомобильный клаксон, велодорожка ваша территория? Вот для предотвращения дтп используйте звуковой сигнал, чтобы люди велодорожек подумали, что на них летит автомобиль, сразу разбегутся во все стороны) проверено лично)4
  • Егор ЛеонидовичАнтон, до 25 км/ч2
  • user552453lazex, Станешь батей или мамкой поймёшь.2
  • Белый Господинlazex, на велодорожке вы можете отстоять свой приоритет просто сбив пешехода. А вот пешеход такой возможности лишён по отношению к самокатчику в пешеходной зоне.3
  • Евгений ГусманАнтон, ты сделай замечание себе , при виде пешехода, а особенно матерьми с детьми , так как обязан спешиться, а если тебе больше 14 то и ездить там не имеешь никакого права, а лучше выучи пдд0
  • Евгений ГусманКонстантин, все прописано в ПДД, пешеход главнее !0
  • Антон ГеерЕвгений, не понял вашей критики. Я езжу только либо по выделенным дорожкам для самокатов и велосипедов, либо по дороге вместе авто-транспортом. А какой пункт ПДД обязует меня спешиться, если по выделенной вело-дороге идет мать с детьми, напомните, пожалуйста?1
  • Евгений Гусманlazex, ты в курсах, что велосипедных дорожек у нас нет, все что граничит с тротуаром называется велопешиходные дорожки, а значит попадаешь под ст 24.6, да и велодорожка , это дорожка которая примыкает к правой стороне проезжей части, а не та которая идет по тротуару, ты сначала в теме разберись0
  • Евгений ГусманАнтон, 24.6 пдд0
  • Евгений Гусманlazex, 24.6 пдд, в том то и дело, что вепедр и самокатчиков попытались встроить в движение пешеходов , с надеждой на то, что у этих дэбилов есть мозг, но как показывает практика , у водолятоов сим мозги напрочь отсутствуют , по этому у нормальных людей проблемы, надеюсь для вас правила ужесточат и наконец запретят ездить по тратуарам0
  • Александр АлешинТаким существам нужно говорить о том что они мешают сим и велосипедистам0
Вот что еще мы писали по этой теме