Новости
176K

Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут передавать в МВД и ФСБ

176
Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут передавать в МВД и ФСБ
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

изучил требования к такси

Страница автора

Для служб и сервисов заказа такси, а также для их водителей теперь действуют строгие правила.

Расскажу, что изменилось.

Зачем нужен этот закон

Фактически перевозкой пассажиров мог заниматься любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение. Либо вообще без регистрации: достаточно было установить на машину «шашечки» и встать у вокзала или аэропорта. Некоторые регионы принимали свои нормативные акты, касающиеся такси, другие — пускали дело на самотек.

Теперь вступивший в силу федеральный закон регулирует все отношения, касающиеся перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и определяет порядок контроля за этой сферой. Одно из главных требований — у водителей должно быть разрешение на работу в такси.

Закон касается как небольших компаний, которые напрямую оказывают услуги такси, так и крупных агрегаторов, которые лишь предоставляют сервис для заказа автомобиля, например «Яндекс Go».

Как получить разрешение на работу в такси

Перед началом работы водителю нужно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Заявление подают по месту жительства. Если у водителя заключен трудовой договор с перевозчиком, разрешение можно не получать: это забота перевозчика.

Если разрешение получено до 1 сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного в нем срока, но не более 5 лет.

Разрешение можно оформить бесплатно. Индивидуальные предприниматели, которые лично управляют такси, или самозанятые могут получить разрешение, если заключат договор со службой такси.

Заявление на разрешение можно подать через МФЦ или напрямую в уполномоченное ведомство — например, в Москве это департамент транспорта.

  1. Юридическому лицу — наименование, адрес и ОГРН.
  2. Индивидуальному предпринимателю — фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и ОГРНИП.
  3. Самозанятому — фамилию, имя, отчество, место жительства, данные водительского удостоверения.
  4. Всем заявителям надо указать ИНН, телефон, адрес электронной почты, номера записей в региональном реестре перевозчиков, способ направления выписки из регионального реестра перевозчиков и способ направления заявителю уведомлений о решениях, принимаемых уполномоченным ведомством: например, просьбу слать уведомления на указанную электронную почту.

К заявлению нужно приложить:

  1. Доверенность — если заявитель обращается за разрешением не сам, а через представителя.
  2. Копию договора со службой заказа такси — если заявление подает индивидуальный предприниматель или самозанятый.
  3. Справку об отсутствии или наличии судимости.
  4. Опись бумажных документов.

Срок действия разрешения для юридических лиц и ИП — минимум 5 лет. Самозанятый может указать в заявлении более короткий срок.

Передавать разрешение другому лицу нельзя. Перевозить пассажиров можно только в регионе, который выдал разрешение. За его пределы выезжать можно, если поездку заказали в регионе регистрации, а конечный пункт находится в другом. Получить разрешение в Московской области и возить пассажиров между столичными вокзалами не выйдет, а вот отвезти пассажира из подмосковного Чехова на Ленинградский вокзал Москвы вполне можно.

Кто не сможет работать таксистом

В законе прописали критерии, когда водителя не допустят к работе в такси:

  1. У него три и больше неуплаченных административных штрафа за нарушения ПДД. Исключение — если прошло более 2 лет со дня вступления постановления в силу.
  2. Он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, а также медицинские и образовательные учреждения. Аттестация нужна, только если она предусмотрена региональным законом, определяющим порядок ее проведения.
  3. Его повторно лишали прав или арестовывали за нарушения ПДД в течение года со дня исполнения предыдущего наказания.
  4. Есть неснятая или непогашенная судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Иностранных граждан, осужденных за аналогичные преступления в своей стране, также не допустят к управлению такси в России.

Перевозчики обязаны передавать информацию в ФСБ и МВД

По этому закону сервис такси обязан вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя в нем:

  1. Номер заказа.
  2. Дату и время, когда заказ приняли и когда выполнили.
  3. Адреса начала и окончания поездки.
  4. Марку, модель и госномер легкового такси.
  5. Фамилию, имя и отчество водителя.
  6. Расчетное и фактическое время начала и окончания поездки.
  7. Телефон заказчика.
  8. Дополнительные требования к поездке — например, есть ли в машине детское кресло и можно ли в ней перевозить инвалидную коляску.

Перевозчик обязан хранить эти записи минимум 6 месяцев — и только на территории РФ.

В случаях, установленных законом, их придется предоставить по требованию ФСБ или МВД: например, в рамках уголовного дела или проверки сообщения о преступлении. Перевозчик не может проверить, есть ли вообще такое дело или сообщение. Зато может проверить прокуратура — как по своей инициативе, так и по обращению службы такси.

Но для ФСБ еще предусмотрен круглосуточный доступ к системе заказов без каких-либо запросов — по постановлению правительства, которое тоже вступило в силу 1 сентября. Там сказано, что служба заказа легкового такси, внесенная в реестр организаторов распространения информации, обязана предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных о заказах. Для МВД подобный доступ не предусмотрен — получение информации возможно только по запросам.

Перевозчики, не внесенные в реестр, предоставляют такие данные в ФСБ и МВД только по запросам — в срок от 3 до 10 рабочих дней.

Отвечать за ущерб придется не только водителю, но и службе такси

Службы такси и раньше возмещали ущерб наравне с водителем, но потерпевшим часто приходилось обращаться в суды.

Теперь норма об ответственности службы такси прописана в законе. Главное условие взыскания ущерба — он не покрывается страховкой по ОСАГО. О том, как устроено ОСАГО, Т⁠—⁠Ж рассказывал в отдельном материале. Базовая ставка страхового тарифа для автомобилей такси значительно выше.

У службы заказа такси должны быть филиалы

Служба заказа такси обязана иметь филиал в регионе, где работает, — но только если количество заказов превышает 4 тысячи в сутки. Если заказов меньше, создавать филиал не обязательно.

Службы такси и машины попадут в единую государственную систему

Правительство уже утвердило положение об этой информационной системе. Она будет собирать информацию из региональных реестров такси. В базу будут вносить:

  1. Номер записи в региональном реестре легковых такси.
  2. Дату, когда запись внесли в региональный реестр.
  3. Марку, модель и госномер транспортного средства, его VIN.
  4. Данные собственника автомобиля.
  5. Номер и дату выдачи СТС.
  6. Даты заключения и окончания срока действия договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством, номер договора.
  7. Фотографию автомобиля — если это предусмотрено региональным законом.

Кто сможет пользоваться системой

Доступ получат, например, страховые компании, ГИБДД и обычные граждане.

Пассажиры смогут проверить, действительно ли водитель работает в такси.

Сотрудникам ГИБДД будет проще штрафовать водителей, перевозящих пассажиров без действующего разрешения. Санкция за такое — штраф 5000 ₽  .

А водитель такси не сможет сэкономить на ОСАГО, если укажет, что использует машину исключительно в личных целях. Страховая компания не возместит ущерб после ДТП, если выяснится, что полис оформлен на личную машину, а она числится в информационной системе как такси. В этом случае таксисту придется платить потерпевшему из своего кармана.

Что важно запомнить

  1. Водителям будет сложно «побомбить» пару часов после работы: сначала придется получить разрешение.
  2. В такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не платит штрафы за нарушение ПДД.
  3. МВД и ФСБ смогут отслеживать маршруты — преступлений с участием водителей такси должно стать меньше. А такси станет более безопасным для пассажиров видом транспорта.
  4. Пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевА что бы вы изменили в работе такси?
  • Foo BarМангуст, эти "иностранные специалисты" чаще оказываются вежливее и аккуратнее русских, так что не надо тут.14
  • Иван ХоринFoo, запретить работу специалистов в принципе. Только роботами. Простойка в виде куска мяса между рулём и сиденьем будет раздражать всегда независтмо от вежливости или степени копчения.19
  • Dinara YavorskiО, новый повод повысить и без того гигантские цены. Если раньше это была альтернатива вылазкам в центр на автомобиле, теперь без шансов.45
  • a bit of workDinara, неужели стало так дорого?1
  • Dinara YavorskiПерепела, мои типичные маршруты подорожали в 2 разв29
  • Alexandro PuritoДа2
  • RadrogНу "класс", ещё больше "под колпаком" теперь. Реально блин "1984" какой-то. Мало того что по камерам везде в городе уже следят за тобой, теперь и в такси не проехать чтобы не отследили. И не надо про безопасность рассказать. Слова "безопасность", "дети", "охрана", "порядок", "закон", чинуши всегда используют в попытке отвести внимание, запудрить мозги, манипулировать сознанием человека. Реальная причина это тотальный контроль, в котором у человека всё меньше свобод личности, и всё больше он становится бесправным рабом властьимущих.40
  • илья захватовПерепела, раза в полтора-два увеличилась стоимость в Ростове-на-Дону например6
  • Тан ИвановичDinara, скорее в три уже10
  • ТаксистРусикЯндекс плавал на законы. Как давал заказы так и дает тем у кого нет лицензии. Сам лично перевоз 10 пассажиров. И что яндекс отключили нет. Вот вам и закон.14
  • Vladimir K-chМангуст, вы же должны прекрасно понимать, даже с учетом ваших предрассудков, что демографическая яма, погибшие/раненые/просто находящиеся на войне+уехавшие неизбежно приведут к привлечению мигрантов. И это еще хорошо, если из бывших стран СССР, а не далеких от нас негров и арабов. Экономическая и политическая обстановка в России не способствует притока не условных желанных немцев и прочих европейцев, а нас, жителей нетитульных национальностей из Центральной Азии, не заманишь-кто хотел, давно уже уехал, мы, поколение моложе 35, связываем свою жизнь с нашими родными странами. А ради денег кто хочет и может, уезжает в Европу, Россия давно не впечатляет, увы.8
  • Vladimir K-chМангуст, думаю, демографический переход вспять уже не обернуть, а вот сделать страну привлекательнее и поставить более жесткий фильтр из-за возможности выбора стран миграции вполне возможно.8
  • СергейТан, поддерживаю. Мой частый маршрут по городу расстоянием всего 6,5 км который раньше стоил чуть больше 100 рублей, теперь больше 300.8
  • ShevДмитрий, я про то, что права таких людей очень сильно ограничили. С какой стати человек должен заключать договор с Яндексом и платить ему проценты? Как обстоят дела на моей малой родине: Все жители знают, кто работает таксистом, вызывают на заказ или договариваются заранее по телефону. Все привыкли, жители консервативны. Почему водитель, обрабатывающий заказы должен платить какому-то Яндексу?13
  • Дмитрий СергеевShev, я вам как человек, отработавший таксистом год после выхода на пенсию, скажу: на телефонных заказах от знакомых на жизнь заработать нереально. Нужны заказы от туристов, приезжих, людей, которые не знают кому звонить. Поэтому без агрегатора обойтись не получится, а он хочет денег за свои услуги. Работал в небольшом городе с населением около 120 тысяч человек.6
  • Илья КудрявцевПрекрасно, теперь водителям, которые подрабатывали пару часов после основной работы, брали заказ по пути, не смогут этого делать, потому что без лицензии нельзя, а лицензия это ОСАГО тысяч 80, им просто будет невыгодно. Каждый день придется проходить технический и медицинский осмотр, который, по сути, только увеличит стоимость поездок, никто не будет их проходить, как сейчас дальнобойщики, все максимум купят себе эти листки, а цена будет заложена в стоимость поездки. Да и целесообразности в этом никакой нет, разве кто-то делает техосмотр своего авто каждый день? А если врач померяет давление и температуру, то это гарантирует, что водителю не станет плохо за рулем? Это все риторические вопросы, на которые ответ очевиден, но только не для нашего законодателя. Также стоит сказать, что некоторых маленьких городках у нас вообще нет пунктов медосмотра, а в больших их недостаточно, учитывая количество водителей. Получается, что это требование закона вообще неисполнимо, так как нет соответствующей инфраструктуры. Это еще и подается под соусом, что это типо безопасность, данные же передаются в силовые ведомства. Но на самом деле ни для кого не секрет, что до 1 сентября эти ведомства регулярно, ежедневно, посылали огромное количество запросов в агрегаторы, с целью предоставить ту или иную информацию. И агрегаторы без вопросов эту информацию давали, если все было в рамках закона, а не с левой почты кто-то там без печати и подписи запросил. Теперь же создается больше пространство для злоупотребления, когда силовые ведомства могут без всяких веских поводов узнавать информацию, которая по общему правилу является конфиденциальной. Теперь будет обязателен договор с агрегатором, чтобы получить лицензию. Но что делать городам, с населением менее 100 тысяч человек, где нет ни одного агрегатора? Там и так общественный транспорт не развит, так еще и теперь люди на такси передвигаться не смогут. Следующий шаг — агрегаторы обяжут иметь представительства во всех городах РФ, чтобы этот неисполнимый закон исполнялся.11
  • Дмитрий СергеевИлья, а откуда вы взяли медосмотр и техосмотр для таксистов каждый день? Такого нет в законе :)4
  • Дмитрий СергеевИлья, вы точно захотите сесть в машину к водителю без разрешения, не связанному с перевозчиками и оплатой наличными? Они, бывает, в темный лес отвозят вместо конечного пункта. А потом "сомнительная контора" МВД ни пассажира, ни водителя найти не может.8
  • Всё так> Перевозить пассажиров можно только в регионе, который выдал разрешение. За его пределы выезжать можно, если поездку заказали в регионе регистрации, а конечный пункт находится в другом. Вот радости-то таксистам, обслуживающим Москву с Подмосковьем, которые разные субъекты федерации.6
  • Dinara YavorskiИмя, раньше же как-то везли. Вряд ли себе в убыток5
  • Маша РомановаПерепела, буквально вчера хотели вызвать такси,показал сумму в 400 рублей за 1.6 километра)при том что не был ни дождя ни снега,по моему это перебор11
  • Маша РомановаТуманный, ответ типичного терпилы)нас нагибают,а мы продолжаем хавать)9
  • Маша РомановаПерепела, ну вы не забывайте какой в России средний уровень зарплат)14
  • kentИлья, ты чет нафантазировал. Если появится требование каждое утро тех и мед проходить, то умные ребятки быстро инфраструктуру сделают.0
  • as ssaДмитрий, как же Вы статью писали если утверждаете, что требований к медосмотрам и техосмотрам нет?? процитирую для Вас абзац 3 статьи 13 вышеуказанного ФЗ: "обеспечивать возможность прохождения заказчиком предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителя легкового такси, проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, предоставленного заказчику". Таким образом все водители такси ОБЯЗАНЫ проходить предрейсовый и послерейсовый МО, а также контроль технического состояния ТС. Все это отмечается в путевом листе.6
  • Lexa LexaПерепела, даже с расходом на отель ваши расчеты ошибочны. Не настолько дорогое в РФ такси.6
  • Lexa LexaRadrog, о боже мой, кому нужна ваша инфа о том, как вы такси до работы берете/из ресторана пьяным. Либо сами балуетесь чем-то ограниченно-законным, раз так резко неудобно стало. Сами же говорите, что и так везде камеры натыканы, так какая разница лично для вас?4
  • СашаПерепела, Стоимость начальной поездки составляет от 2,8 до 4,5 евро. Средняя цена за километр в Германии – 2 евро. Врут?7
  • СашаDinara, раньше машины и их обслуживание стоило в 2раза меньше.5
  • СашаLexa, военкому16
  • вайнотkent, путевые и осмотровые печатаются пачками и нет проблем3
  • a bit of workVladimir, я насчитала 87 тыс при 6 заказах в час и 40-часовой неделе. Минус услуги агрегатора и расходы на машину. Может быть, это хорошая зарплата у вас, но меня больше удивляет, что люди часто хотят хороших зарплат себе и отсутствия переработок. А если речь о каком-то таксисте, то он как бэ должен по 20 часов в сутки за рулём проводить, а оставшиеся 4 пылесосить и мыть машину. Это индивидуальная услуга, она не может быть дешёвой как стакан попкорна в кино. 🤷🏼‍♀️8
  • Vladimir K-chПерепела, да, вполне нормальная зарплата для человека без особых умений. Такси до прихода агрегаторов(2017 примерно) у нас было исключительно как попутка, такое же расстояние выходило в 30-40 рублей, поэтому многие местные еще жалуются)4
  • AbscenceТаксистРусик, Пару показательных порок сделают и дальше будут суетологию изображать3
  • AbscenceСамая большая проблема безопасности на данный момент - в абсолютно сомнительном контингенте водителей монополиста, причём во всех классах, качества машин и абсолютно нулевой реакции на какие-то казусы. В СПБ просто буквально страшно ездить на экономе на какие-то умеренные дистанции, потому что регулярно попадаюсь на каких-то солевых/неадекватных/невменяемых/угашенных чуваков. И это даже не говоря о гостях с ближнего зарубежья, кто попросту не понимает языка из разряда: "припаркуйтесь, пожалуйста, где вам удобнее". Ни здравствуйте, ни досвидания, никакого сервиса. Машины иногда просто раздолбанные приезжают, однажды у чувака была лобовуха разбита и скотчем заклеена... У другого натурально расколот диск... При обращении в техподдержку написали - "Провели беседу, держите промокод на 20р. " А водитель то вообще понял эту беседу? Промокодом можно подтереться, спасибо. А про какие-то вещи, типа нормального торможения, соблюдения скоростного режима можно вообще не заикаться. Честное слово, каждый раз садишься на пассажирское и начинаешь принимать участие в уличных гонках. Ну ладно, может дело в экономе, всё-таки эконом, надо страдать. (который иногда по 500-600р. стоит). Окей, берём комфорт. Приезжают раздолбанные лады гранты, водители чуть чуть получше, но всё ещё в подавляющем большинстве сомнительные, причём ценник улетает уже к 800-1000р. за умеренную поездку. Качество машин уже гораздо лучше (гранте привет), но водители всё так же не умеют водить. Хорошо, ну всё-таки такси, раз за сервис надо платить, давайте платить, я готов. Берём комфорт+ класс. 99% машин - хорошие иномарки, k5, optima, sonata, иногда bmw 5, camry - круто, спасибо. Водители в 8/10 случаев тоже адекватные, но могут быть непристегнутые (Ну как я могу доверять водителю, который про свою же безопасность не думает?), невежливые (ну ладно, может был плохой день), непонимающие русский язык (без комментариев). Сервис в подавляющем случае тоже нормальный, но бывают эксцессы. И что мы имеем: Минимальная поездка - 500-600р., умеренная - 700-1500, дальняя - 1500+. Про бизнес писать не буду, не настолько богатый. Резюмируя: Чтобы получить, вроде как, минимальный сервис (качество машины, вежливость, адекватность водителя) надо сверху доплачивать очень прилично денег. Проблема с обращением в поддержку до сих пор остаётся самой бессмысленной вещью в жизни. И у меня только один вопрос - а как этот закон поможет исправить эти проблемы с "безопасностью"? Опять пыль в глаза от государства и непонятные поборы.5
  • Александра Васильевна4
  • Александра Васильевна0
  • МатвейДмитрий, Чушь не несите. Всем понятно, для чего нужна передача данных. . Чтобы было гораздо удобнее отслеживать "нужных" людей. Например журналистов, активистов и т.д. Они и так эти данные получали достаточно легко, но все эти запросы и т.д., им видно лень уже этим заниматься (фикцией этой), всем понятно, что данные и без закона этого передадут, и суд разрешит. А насчет разрешений и прочего, просто дополнительная мзда государству, а то слишком налогов мало платим. Ни к какой БЕЗОПАСНОСТИ, это отношения не имеет. ПЕРВЫЙ ПУНКТ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТАКСИ, это убрать не русских водителей, с зарубежными правами. Сразу станет безопасней и для пассажира и для других водителей на дороге.5
  • Илья КудрявцевАлександра, так а зачем принимать заведомо неисполнимый закон, который все будут обходить, что-то покупать и так далее?0
  • HughMDСергей, в каком городе такие цены? 100 рублей за 6.5??1
  • Ирина ЗванцеваVladimir, умение хорошо водить машину, чтобы доставить пассажира целым и невредимым в точку назначения, это тоже своего рода талант. Поэтому не стоит обесценивать работу водителей.Она у них нелегкая. И таксуют часто не только те, кто больше ничего не имеет делать, как вы считаете. Обстоятельства бывают разные.5
  • Маша Романоваuser1644029, а можно я сама решу что мне делать?)что же у вас у всех привычка такая тыкать незнакомыми людям,идите уроки вежливости поизучайте, пригодится4
  • Дмитрий ПанковDinara, цены копеечные, а с учетом того, сколько стоит осаго для такси их надо минимум раза в 3-4 поднять0
  • Дмитрий ПанковИлья, даже до вступления закона в силу было не сильно выгодно, учитывая комиссии агрегаторов, рост цен на бензин и запчасти. А сейчас чтобы только это ОСАГО отбить надо цены в 4 раза минимум поднять. А самое непонятное - какого хрена ип и самозанятых приравняли к таксопаркам? Где им получать эти путевые листы со штампами медика и механика?0
  • Антон ТихомировСергей, 300 Рэ за 6.5 км это бесплатно считайте! Идите на ЭЛЕКТРОБУС 60 Рэ цена!!! Ясно!? Это ВАМ не на аттракционе кататься!!!0
  • Даниил ПетровИлья, какие 80ты че . 14 тысяч стоит 80 это тому у кого по пять аварий в год0
  • Даниил ПетровДмитрий, есть , закон о такси0
  • Даниил Петровkent, щас уже 24 год и нужно мед делать каждый день и еще по два раза иначе штрафсоянка0
  • LeYLaДмитрий, уже есть). Работаю в таксопарке.. Узлы завязывают со всех сторон.. Лицензии, мед осмотры, путевые листы, осгоп, реестр перевозчика.. Одним словом жуть)0
  • Алексей ШевченкоDinara, дык и машины подородади в два раза, без машины такси не получается никак, даже лошадь дорого сейчас...0
Вот что еще мы писали по этой теме