Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут передавать в МВД и ФСБ

159
Закон о работе такси: что меняется для перевозчиков и какие данные будут передавать в МВД и ФСБ
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

изучил требования к такси

Страница автора

Для служб и сервисов заказа такси, а также для их водителей теперь действуют строгие правила.

Расскажу, что изменилось.

Зачем нужен этот закон

Фактически перевозкой пассажиров мог заниматься любой водитель, зарегистрированный в агрегаторе через приложение. Либо вообще без регистрации: достаточно было установить на машину «шашечки» и встать у вокзала или аэропорта. Некоторые регионы принимали свои нормативные акты, касающиеся такси, другие — пускали дело на самотек.

Теперь вступивший в силу федеральный закон регулирует все отношения, касающиеся перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и определяет порядок контроля за этой сферой. Одно из главных требований — у водителей должно быть разрешение на работу в такси.

Закон касается как небольших компаний, которые напрямую оказывают услуги такси, так и крупных агрегаторов, которые лишь предоставляют сервис для заказа автомобиля, например «Яндекс Go».

Как получить разрешение на работу в такси

Перед началом работы водителю нужно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Заявление подают по месту жительства. Если у водителя заключен трудовой договор с перевозчиком, разрешение можно не получать: это забота перевозчика.

Если разрешение получено до 1 сентября 2023 года, оно действует до окончания указанного в нем срока, но не более 5 лет.

Разрешение можно оформить бесплатно. Индивидуальные предприниматели, которые лично управляют такси, или самозанятые могут получить разрешение, если заключат договор со службой такси.

Заявление на разрешение можно подать через МФЦ или напрямую в уполномоченное ведомство — например, в Москве это департамент транспорта.

  1. Юридическому лицу — наименование, адрес и ОГРН.
  2. Индивидуальному предпринимателю — фамилию, имя и отчество, адрес регистрации и ОГРНИП.
  3. Самозанятому — фамилию, имя, отчество, место жительства, данные водительского удостоверения.
  4. Всем заявителям надо указать ИНН, телефон, адрес электронной почты, номера записей в региональном реестре перевозчиков, способ направления выписки из регионального реестра перевозчиков и способ направления заявителю уведомлений о решениях, принимаемых уполномоченным ведомством: например, просьбу слать уведомления на указанную электронную почту.

К заявлению нужно приложить:

  1. Доверенность — если заявитель обращается за разрешением не сам, а через представителя.
  2. Копию договора со службой заказа такси — если заявление подает индивидуальный предприниматель или самозанятый.
  3. Справку об отсутствии или наличии судимости.
  4. Опись бумажных документов.

Срок действия разрешения для юридических лиц и ИП — минимум 5 лет. Самозанятый может указать в заявлении более короткий срок.

Передавать разрешение другому лицу нельзя. Перевозить пассажиров можно только в регионе, который выдал разрешение. За его пределы выезжать можно, если поездку заказали в регионе регистрации, а конечный пункт находится в другом. Получить разрешение в Московской области и возить пассажиров между столичными вокзалами не выйдет, а вот отвезти пассажира из подмосковного Чехова на Ленинградский вокзал Москвы вполне можно.

Кто не сможет работать таксистом

В законе прописали критерии, когда водителя не допустят к работе в такси:

  1. У него три и больше неуплаченных административных штрафа за нарушения ПДД. Исключение — если прошло более 2 лет со дня вступления постановления в силу.
  2. Он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, а также медицинские и образовательные учреждения. Аттестация нужна, только если она предусмотрена региональным законом, определяющим порядок ее проведения.
  3. Его повторно лишали прав или арестовывали за нарушения ПДД в течение года со дня исполнения предыдущего наказания.
  4. Есть неснятая или непогашенная судимость за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства. Иностранных граждан, осужденных за аналогичные преступления в своей стране, также не допустят к управлению такси в России.

Перевозчики обязаны передавать информацию в ФСБ и МВД

По этому закону сервис такси обязан вести журнал регистрации заказов в электронной форме или на бумаге, фиксируя в нем:

  1. Номер заказа.
  2. Дату и время, когда заказ приняли и когда выполнили.
  3. Адреса начала и окончания поездки.
  4. Марку, модель и госномер легкового такси.
  5. Фамилию, имя и отчество водителя.
  6. Расчетное и фактическое время начала и окончания поездки.
  7. Телефон заказчика.
  8. Дополнительные требования к поездке — например, есть ли в машине детское кресло и можно ли в ней перевозить инвалидную коляску.

Перевозчик обязан хранить эти записи минимум 6 месяцев — и только на территории РФ.

В случаях, установленных законом, их придется предоставить по требованию ФСБ или МВД: например, в рамках уголовного дела или проверки сообщения о преступлении. Перевозчик не может проверить, есть ли вообще такое дело или сообщение. Зато может проверить прокуратура — как по своей инициативе, так и по обращению службы такси.

Но для ФСБ еще предусмотрен круглосуточный доступ к системе заказов без каких-либо запросов — по постановлению правительства, которое тоже вступило в силу 1 сентября. Там сказано, что служба заказа легкового такси, внесенная в реестр организаторов распространения информации, обязана предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных о заказах. Для МВД подобный доступ не предусмотрен — получение информации возможно только по запросам.

Перевозчики, не внесенные в реестр, предоставляют такие данные в ФСБ и МВД только по запросам — в срок от 3 до 10 рабочих дней.

Отвечать за ущерб придется не только водителю, но и службе такси

Службы такси и раньше возмещали ущерб наравне с водителем, но потерпевшим часто приходилось обращаться в суды.

Теперь норма об ответственности службы такси прописана в законе. Главное условие взыскания ущерба — он не покрывается страховкой по ОСАГО. О том, как устроено ОСАГО, Тинькофф Журнал рассказывал в отдельном материале. Базовая ставка страхового тарифа для автомобилей такси значительно выше.

У службы заказа такси должны быть филиалы

Служба заказа такси обязана иметь филиал в регионе, где работает, — но только если количество заказов превышает 4 тысячи в сутки. Если заказов меньше, создавать филиал не обязательно.

Службы такси и машины попадут в единую государственную систему

Правительство уже утвердило положение об этой информационной системе. Она будет собирать информацию из региональных реестров такси. В базу будут вносить:

  1. Номер записи в региональном реестре легковых такси.
  2. Дату, когда запись внесли в региональный реестр.
  3. Марку, модель и госномер транспортного средства, его VIN.
  4. Данные собственника автомобиля.
  5. Номер и дату выдачи СТС.
  6. Даты заключения и окончания срока действия договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством, номер договора.
  7. Фотографию автомобиля — если это предусмотрено региональным законом.

Кто сможет пользоваться системой

Доступ получат, например, страховые компании, ГИБДД и обычные граждане.

Пассажиры смогут проверить, действительно ли водитель работает в такси.

Сотрудникам ГИБДД будет проще штрафовать водителей, перевозящих пассажиров без действующего разрешения. Санкция за такое — штраф 5000 ₽  .

А водитель такси не сможет сэкономить на ОСАГО, если укажет, что использует машину исключительно в личных целях. Страховая компания не возместит ущерб после ДТП, если выяснится, что полис оформлен на личную машину, а она числится в информационной системе как такси. В этом случае таксисту придется платить потерпевшему из своего кармана.

Что важно запомнить

  1. Водителям будет сложно «побомбить» пару часов после работы: сначала придется получить разрешение.
  2. В такси не смогут работать судимые, лишенные прав и те, кто не платит штрафы за нарушение ПДД.
  3. МВД и ФСБ смогут отслеживать маршруты — преступлений с участием водителей такси должно стать меньше. А такси станет более безопасным для пассажиров видом транспорта.
  4. Пассажир, пострадавший в ДТП, сможет предъявить претензии не только к водителю, но и к перевозчику.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

А что бы вы изменили в работе такси?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество