Я откликнулась на фейковую вакансию «Ассистент маркетолога» и потеряла 30 000 ₽
Сайты с вакансиями не могут выявить всех работодателей-мошенников.
Я из Тульской области. 10 лет работала бухгалтером, а в декрете стала искать удаленную работу. Меня особенно привлекал диджитал-маркетинг: я слышала, что там очень высокие зарплаты.
Так 8 ноября 2021 года я и нашла на «Хедхантере» вакансию «Ассистент маркетолога». Условия были сказочными: зарплата до 300 000 ₽, удаленка и свободный график. А обязанности нехитрые — настраивать рекламу по инструкции руководителя.
Мне так понравилась вакансия, что я даже не погуглила работодателя — некую компанию DigitalGG. А если бы погуглила, то увидела, что о ней нет ни одного отзыва. Вместо этого я просто доверилась «Хедхантеру» и откликнулась на вакансию.
Я не надеялась, что меня возьмут без опыта в маркетинге. Но через 2 часа — о чудо! — меня пригласили на работу. Правда, радовалась я недолго: работодатель оказался мошенником и за следующие четыре дня развел меня на 30 000 ₽.
Пока полиция рассматривает мое заявление, рассказываю, как все было.
В чем заключалась работа
Работодатель представился веб-мастером Владимиром Абатуриным и дал мне свою электронную почту. Через нее мы потом и переписывались. Владимир сказал, что моя должность будет называться арбитражник трафика. Я погуглила и узнала, как зарабатывают такие специалисты.
Допустим, компании нужно привлечь на свой сайт трафик, то есть определенное количество пользователей — потенциальных клиентов. Но она не знает, как это сделать, и нанимает арбитражника. Тот за свои деньги размещает рекламу в интернете: в соцсетях, через «Яндекс-директ», Google Ads или как-то еще. Когда трафика достаточно, он получает от компании гонорар, и траты окупаются с лихвой.
Примерно то же самое рассказал мне и Владимир. Только его клиенты якобы платили не за трафик, а за заказы от привлеченных пользователей. К примеру, кто-то перешел по моей рекламе на сайт, купил товар — мне денежка. Я погуглила и убедилась, что это тоже рабочая схема.
Правда, в интернете подчеркивали, что арбитражнику трудно заработать: на рынке дикая конкуренция. А Владимир, наоборот, обещал легкие деньги. Но он уверял, что лично протестировал все рекламные схемы, и они точно прибыльные. Так что можно спокойно вкладывать деньги и гарантированно получать доход. Ему же надо было отдавать только 10%, а если сработаемся, то вообще 5%.
Меня напрягло, что я должна вкладывать собственные деньги. Но Владимир успокоил: начинать можно с малого и вложить в первую кампанию всего 1000 ₽. Это усыпило мою бдительность, и я согласилась попробовать. Муж тоже меня поддержал: тысячей можно и рискнуть.
Я так хотела скорее освоить новую профессию, что даже не спросила, заключим ли мы какой-то договор. Но попыталась узнать, как платить налоги с такого заработка. Владимир ответил, что это не нужно: сайты, с которыми я буду работать, присылают гонорар уже после вычета налогов. А то, что он даже не спросил мой ИНН, меня не насторожило.
Дополнительно Владимир скинул мне статью о том, как устроены рекламные кампании и почему они выгодны. Мне показалось, что она писалась на совесть, и это меня успокоило. В тот же день мы начали работать.
На каких сайтах предстояло работать
Владимир попросил меня зарегистрироваться на двух сайтах: drupaldo.com и joomlatouch.com. Позже я узнала, что оба они фейковые, но сначала даже не погуглила названия компаний. Так я бы нашла группу Drupaldo во «Вконтакте» и увидела, что у нее всего 23 подписчика и она не функционирует с 2016 года. Скорее всего, когда-то компания была настоящей, но потом владельцы забросили бизнес. А домен drupaldo.com, видимо, продали.
Еще я бы заметила, что про Joomla Touch в интернете вообще нет информации. И что на ее сайт можно попасть только по прямой ссылке, которую вам кто-то дал. Все это меня насторожило бы.
Но я не стала гуглить, а просто слушала Владимира. Он объяснил, что на drupaldo.com магазины якобы размещают ссылки на товары, которые хотят рекламировать: перчатки, сумки, электромясорубки, медицинские маски, чемоданы и много чего еще. Я увижу их после регистрации, а Владимир будет говорить, что выбрать для рекламы.
Сайт показался мне простеньким, будто был сделан на коленке. А в разделе «Контакты» оказалась только электронная почта — и никакого юридического адреса или телефона. Я даже нашла на сайте орфографические ошибки. Но я верила, что у меня все под контролем и я всегда могу прекратить работать, вот и зарегистрировалась.
На joomlatouch.com нужно было создавать сами рекламные кампании. Владимир объяснил, что здесь мне тоже придется зарегистрироваться, и тогда в личном кабинете появится форма для запуска кампаний.
В ней я буду указывать ссылку на товар с Drupaldo, пол и возраст потенциальных покупателей, страны, где они живут, и площадки, где должна крутиться реклама. Все это называется связкой — арбитражники составляют их сами, но Владимир обещал присылать готовые. Еще он сказал, что в форме нужно будет указывать мой бюджет на рекламу, который мы заранее согласуем.
Сайт joomlatouch.com тоже был простеньким, но более правдоподобным, чем drupaldo.com. Я нашла там даже пользовательское соглашение и раздел с ответами на частые вопросы. Они выглядели убедительными, так что я зарегистрировалась и на этом сайте.
Как прошла моя первая рекламная кампания
9 ноября Владимир прислал мне связку по рекламе восстановителя автомобильных дворников. И сказал, что за каждый завершенный заказ продавец готов платить 245 ₽.
Я зашла в личный кабинет на joomlatouch.com и стала заполнять форму для запуска рекламной кампании. Чтобы я не запуталась, Владимир скинул мне инструкцию. Она тоже была написана на совесть: подробно, пошагово и с примерами. Но я все равно очень волновалась, боялась ошибиться и много раз перепроверяла данные. И только когда убедилась, что все правильно, нажала кнопку «Добавить кампанию».
Чтобы кампания заработала, ее нужно было оплатить — перечислить на счет Joomla Touch 1000 ₽, как мы и договаривались. Номер счета появился, когда я нажала «Ожидает оплаты». Тут Владимир сказал, что это номер криптокошелька и что Joomla Touch принимает оплату только в лайткоинах. Позже я узнала, что криптокошельки анонимны и вычислить их владельцев не может даже полиция. Вот почему ими часто пользуются мошенники. Но тогда я про это не знала, и криптокошелек меня не насторожил.
Перечислить на него деньги оказалось сложно — пришлось действовать строго по инструкции. Сначала я создала киви-кошелек и перевела на него 1000 ₽ со своей карты. Затем Владимир прислал мне ссылку на обменник валюты kassa.cc. Я перевела туда с «Киви» 1000 ₽, там же обменяла их на лайткоины и отправила на криптокошелек Joomla Touch. Комиссия была около 130 ₽, но Владимир заверил, что она окупится.
Затем я вернулась на сайт Joomla Touch, нажала «Оплата выполнена» и стала ждать, когда запустится кампания.
Кампания запустилась через 20 минут после оплаты. Поначалу я очень волновалась, без конца заходила в личный кабинет на Joomla Touch, следила за графиком трафика и заказами товара. Но они постепенно росли, так что я успокоилась и легла спать.
Утром 10 ноября я первым делом посмотрела результат, и он меня очень обрадовал. Фальшивая кампания завершилась, и пять пользователей якобы заказали мой товар. То есть я заработала 1225 ₽ — сумма отобразилась в личном кабинете на Drupaldo. Если не считать комиссий обменника и «Киви», мои вложения окупились на 22,5%. Я и не подозревала, что 225 ₽ дохода — это всего лишь наживка. И когда я внесу более крупную сумму, деньги уже не вернутся.
Я без проблем вывела деньги с сайта на свой киви-кошелек. И даже не задумалась, почему они пришли не от компании, а с киви-кошелька частного лица — этот кошелек был привязан к обычному номеру мобильного. Зато я решила, что арбитраж трафика — действительно прибыльное дело, и настроилась дальше погружаться в новую профессию.
Сложности со второй кампанией
После первой кампании Владимир предложил вкладывать больше денег. Сказал, что ему невыгодно возиться с моими копейками и что другие ассистенты вкладывают по 1000—5000 $ (73 790—368 950 ₽). Но я твердо стояла на том, что не готова столько потратить. Тогда он предложил вложить во вторую кампанию всего 5000 ₽, чтобы крепче втянуть меня в свои сети. Но заставил пообещать, что в третий раз я внесу уже 20 000 ₽. Я посоветовалась с мужем и согласилась.
Владимир прислал мне связку для рекламы автомобильных накидок. Страница с товаром должна была набрать 68 766 просмотров, а за каждый заказ мне полагалось 140 ₽. На этот раз обменник был другой — 365cash.co, но меня это не насторожило. Я перевела деньги и стала ждать.
Но тут случился сбой: платеж прошел, а joomlatouch.com выдал ошибку, и реклама не запустилась. В техподдержке сайта мне ответили, что это произошло из-за проблем с курсом лайткоина. Сказали как можно скорее пересоздать кампанию и внести еще 5000 ₽. Мол, тогда оба платежа пойдут на трафик, и моя прибыль удвоится.
Я пожаловалась Владимиру. Сначала он сказал слушать техподдержку, но потом признал, что в сбое виноват сайт. Нужно подождать, и кампания запустится. На следующий день, 11 ноября, так и вышло. Прибыль составила 23% — за 44 заказа мне вернулось 6160 ₽.
На радостях я отбросила последние сомнения и решила потратить на третью кампанию 20 000 ₽, как и обещала Владимиру.
Как на третьей кампании я лишилась денег
На следующий день, 12 ноября 2021 года, Владимир прислал мне связку на продвижение рюкзаков для мам. Но поставил условие, что я вложу не 20 000, а 30 000 ₽. Якобы рюкзаки очень востребованны и доход будет больше 40% — нечего скупиться. К этому моменту во мне уже проснулся азарт, а прибыль так и маячила перед глазами. Я согласилась.
Я внимательно внесла все данные, проверила их и оплатила кампанию — опять через новый обменник papa-change.com. Но тут joomlatouch.com снова выдал ошибку. Я удивилась и написала в техподдержку. Но на этот раз мне сказали, что я виновата сама: указала неправильную ссылку на товар. И что теперь точно придется пересоздавать кампанию и повторно вносить деньги.
Я проверила ссылку — в ней куда-то пропал последний символ, и стерла его явно не я. В который раз за все эти дни я заволновалась и заподозрила неладное, но решила снова пожаловаться Владимиру. Однако и он меня не поддержал, а обвинил в невнимательности и посоветовал перечислить еще 30 000 ₽.
В тот момент я почти убедилась, что это развод. Посоветовалась с другом-айтишником, написала на «Хедхантер», а на другой день пошла в полицию. Забегая вперед, скажу, что после этого Владимир еще напоминал мне про 30 000 ₽. Я попыталась схитрить: сказала, что внесу 100 000 ₽, если вернутся деньги за ошибочную кампанию. Но, видимо, в школе аферистов Владимир был отличником. Он сделал вид, что обиделся, и попросил ему больше не писать.
Что сказали друг-айтишник, «Хедхантер» и полиция
Друг-айтишник послушал мой рассказ и нашел данные о регистрации сайтов, с которыми я работала. Оказалось, они были зарегистрированы всего неделю назад — 3 ноября 2021 года. Видимо, специально для этого развода.
Друг поздравил меня со вступлением в ряды жертв мошенников и посоветовал обращаться в полицию.
Затем я написала в службу поддержки «Хедхантера» и попросила дать мне контакты работодателя DigitalGG. Но мне ответили, что не имеют права разглашать персональные данные. Однако заверили, что та вакансия уже заблокирована: на нее пожаловалось много людей.
Ночь с 12 на 13 ноября была для меня очень сложной: мне было неприятно и мучила сильная жажда мести. Я мечтала наказать подлеца и вернуть деньги, которые нелегко мне достаются.
Но когда утром я пришла в полицию, участковый сказал, что дело — глухарь и что узнать владельца криптокошелька нереально. Я предложила пробить номера, с которых приходили деньги на киви-кошелек. Но участковый ответил, что и это бесполезно: симкарты наверняка краденые.
В итоге
Друзья и родственники помогли мне оправиться после потери денег. Они сказали, что бывают ситуации гораздо хуже, и напомнили поговорку: «Спасибо, Господи, что взял деньгами». А я вспомнила, что в полиции рядом со мной сидела пенсионерка, которая подарила мошенникам миллион. Так что я еще легко отделалась.
Эта история научила меня, что халява часто ведет в ловушку. Я захотела красивой жизни и легких денег, вот и поверила в фальшивую сказку. Нужно было быть реалисткой: вакансия для людей без опыта, где обещали до 300 000 ₽, изначально была сомнительной. И откликаться на нее не стоило.
Теперь я не буду спешить, если соберусь вложить куда-то деньги, а сначала спрошу мнение нескольких друзей и родственников. Как выяснилось, мало посоветоваться с кем-то одним. К тому же так я выиграю время и отрезвею от заманчивых обещаний.
Я не знаю, найдет ли полиция преступников и вернут ли мне деньги. Но рассказала эту историю, чтобы вы не повторили мою ошибку. Ведь аферисты не дремлют: за последние две недели на «Хедхантере» появлялись три такие же вакансии — от компаний DMMT, GPaliTrend и SDMBL. Их быстро заблокировали, но сайты drupaldo.com и joomlatouch.com по-прежнему работают. И наверняка там трудится еще много горе-маркетологов. Будьте осторожны и не вступайте в их ряды.