Atomic Heart: чем заняться в шутере про бунт роботов в советском Казахстане
Игра Atomic Heart показывает альтернативный Советский Союз 1955 года. Его граждане посвятили себя науке и искусству, а тяжелую работу отдали роботам-помощникам.
Все шло хорошо, пока в сверхсекретном комплексе «Предприятие 3826» не случился сбой машин. Гражданские андроиды перешли в боевой режим и напали на работников. Руководитель «Предприятия» вызывает на подмогу главного героя, майора разведки Сергея Нечаева. Ему придется в одиночку разбираться с угрозой.
Мы прошли Atomic Heart и теперь рассказываем о ее главных особенностях — без сюжетных спойлеров. Вот чем можно заняться в игре.
Что за Atomic Heart
Дата выхода: 21 февраля 2023 года
Жанр: экшен-RPG
Платформы: ПК — Steam и VK Play; PlayStation 4 и 5; Xbox One и Series
Режим игры: одиночный
Издатель: VK Play в странах СНГ и Focus Entertainment в остальных странах
Разработчик: Mundfish
Игры, похожие на Atomic Heart: BioShock, Singularity, Prey (2017)
Примерная продолжительность: 20 часов на сюжетную кампанию, до 30 часов на полное прохождение
Перевод: у игры есть полная русская озвучка и субтитры
Подробнее: на сайте игры
🛠 Посмотрите на мир победившего коммунизма
Действие Atomic Heart разворачивается в альтернативной Казахской ССР 1955 года. 20 лет назад исследователь Дмитрий Сеченов создал особое вещество — полимер. Вскоре на его основе разработали первый в мире искусственный интеллект. Благодаря полимеру в СССР произошла научная революция, Сеченов с коллегами занялись выпуском роботов и компьютеров. Исследователи даже научились выводить новые виды существ: для этого они смешивают с полимером гены уже существующих животных и растений.
К 1955 году Советский Союз стал самой развитой державой в мире. Строительство домов, вырубка леса и другой ручной труд легли на плечи роботов. Люди же занялись творчеством и наукой. Полимер позволил советским ученым отправить людей в космос, изобрести новые виды оружия и средства связи.
Однако главное достижение Сеченова — в 1946 году он создал глобальную нейросеть под названием «Коллектив». Она объединяет всех подключенных роботов и людей, словно локальный интернет. В 1955 Сеченов готовит к запуску вторую версию «Коллектива». С ней люди смогут управлять роботами силой мысли.
Мир альтернативного СССР завораживает проработанностью. Город рядом с «Предприятием 3826» пестрит плакатами о величии социализма. Роботы проводят экскурсии, устраивают уличные представления и следят за порядком. Горожане давно привыкли к железным соседям и не представляют свою жизнь без них.
Из случайно подслушанных разговоров, аудиозаписей и текстовых описаний мы узнаем, что благодаря искусственному интеллекту Советский Союз пришел к настоящему коммунизму лишь за два десятилетия. Граждане равны и обеспечены всем необходимым от государства. Социалистический лагерь в мире Atomic Heart настолько могущественен, что СССР обеспечивает «гражданскими» роботами США и другие западные страны.
На улицах в альтернативном СССР можно услышать реальные советские песни: «Лучший город Земли» Муслима Магомаева, «Трава у дома» группы «Земляне», «Звездное лето» Аллы Пугачевой. Большинство из них вышло гораздо позже 1950-х, но и этому у игры есть объяснение. За появление композиций ответственна музыкальная нейросеть «Радио будущего». Она предсказывает, какие песни появятся в следующих эпохах, и воссоздает их в прошлом.
Советуем после начала игры не идти сразу по основному сюжету. Насладитесь обстановкой: рассмотрите здания на улицах, послушайте разговоры прохожих и изучите памятники. А как окажетесь на территории «Предприятия 3826», зайдите в деревенские дома — они находятся между научными комплексами. Полюбуйтесь иконами, коврами на стенах и клетчатыми скатертями. В интерьерах Atomic Heart вы наверняка увидите много знакомого.
😍 Съешьте освежающее эскимо и выпейте газировки из автомата
Рядом с улицей, где проходит праздничный парад, дружелюбный робот «Рафик» раздает всем желающим эскимо на палочке. Именно такое, какое нужно, — слегка подмерзшее и с бугорками на шоколадной глазури.
Подойдите к «Рафику» и протяните ему руку. Посмотрите, как бывалый майор Нечаев жадно кусает мороженое. После этого, вероятно, вам самим захочется поставить игру на паузу, чтобы сбегать в магазин за эскимо.
Сладкое следует чем-нибудь запить. Благо напротив мороженщика стоит легендарный автомат с надписью «Газированная вода».
Подойдите к нему и возьмите граненый стакан с напитком. В летнюю жару — идеально.
Увы, в игре больше не будет возможности спокойно поесть мороженого и выпить газировки. На «Предприятии 3826» стоит несколько автоматов с водой, но заказать ее не получится.
Зато майор Нечаев может найти водку и сгущенку. Они дают преимущество в бою. Сгущенка увеличивает наносимый противникам урон, а водка на время повышает защиту от атак.
🤖 Познакомьтесь с достижениями советской робототехники
На «Предприятии 3826» майор Нечаев противостоит целой армии злобных машин. В основном его атакуют модели лаборантов — «Вовчики». Эти лысые роботы с пышными усами чаще дерутся врукопашную, но некоторые угрожают дубинками и боевыми лазерами.
Все роботы в игре наносят значительный урон. Даже относительно слабые «Вовчики» могут убить вас несколькими ударами. Ни за что не поворачивайтесь к врагам спиной — они сразу набросятся. Научитесь уворачиваться. Без успешных уворотов вы будете часто погибать в сражениях.
Кроме «Вовчиков» на «Предприятии 3826» майора поджидает еще несколько видов гражданских роботов. Среди них — лесник «Работник» с бензопилой, медицинский помощник «Док» с иглой, самоходная косилка «Роторобот» с лезвиями и дрон «Дрофа» с ракетами.
Все роботы подсоединены к локальной сети «Коллектива». Они моментально реагируют на угрозу, нападают толпой и атакуют одновременно. Первым делом важно избавиться от самых назойливых противников в стае. Советуем начинать с «Дрофов»: они попадают по майору чаще остальных.
Кроме обычных роботов встретятся особые — они выступают в качестве игровых боссов. В одной из миссий на вас нападет огромная геодезическая машина «Ежиха». Она быстро катается по арене, стреляет ракетами и прыгает прямо на главного героя. В другом задании Нечаева попытается растоптать крупногабаритный погрузчик «Наташа».
Используйте как можно больше разного оружия. Это поможет подметить недостатки разных моделей роботов. Так выяснится, что «Вовчиков» легко убить холодным оружием, а «Наташа» уязвима для ракетных выстрелов.
✊ Оцените возможности экспериментальной перчатки ХРАЗ
В начале игры Нечаеву выдают полимерную перчатку с кодовым названием «Хранитель знаний», сокращенно — ХРАЗ. У перчатки есть искусственный интеллект, и она подключается напрямую к организму майора. ХРАЗ докладывает герою обстановку, ведет с ним диалоги и сканирует местность. А еще дает сверхъестественные способности вроде телекинеза.
Перчатка становится незаменимым инструментом для Нечаева. С помощью телекинеза майор всего за несколько секунд может собрать полезные ресурсы — и создать из них снаряжение и боеприпасы.
Перчатка крайне полезна в бою. С ней можно стрелять током, создавать вокруг себя защитное поле и замораживать противников.
Полимерные способности восстанавливаются после использования и не требуют дополнительных ресурсов. Используйте их при любой возможности. Так у вас будет преимущество перед роботами: у них таких чудо-перчаток нет.
Еще ХРАЗ умеет взламывать замки и сканировать противников, а потом выводить информацию о них. Перчатка пригодится и в решении несложных головоломок. Кроме того, она будет обсуждать с Нечаевым события на «Предприятии 3826».
За несколько часов прохождения вы точно привяжетесь к ХРАЗ и будете с нетерпением ждать от него новых комментариев.
🖼 Насладитесь советским изобразительным искусством
Дайте глазам отдохнуть — посмотрите красочные плакаты с агитпропагандой. Здесь и предостережения для работников «Предприятия 3826», и реклама «трехгорного пива», и афиши старых фильмов. На многих плакатах красуются роботы из игры.
Советуем почаще оглядываться по сторонам. В коридорах «Предприятия 3826» много любопытных стилизованных картин.
👨🔬 Устройте себе экскурсию по «Предприятию 3826»
Это главный научный комплекс СССР, именно его сотрудники занимаются экспериментами с полимерным веществом. На территории «Предприятия» расположены несколько комплексов поменьше — каждый со своими функциями.
В комплексе Вавилова изучают все, что связано с биологией и ботаникой. В комплексе Павлова открыты экспериментальные медицинские лаборатории. А на Выставке достижений народного хозяйства гостям «Предприятия» демонстрируют все доступные модели роботов.
За каждым комплексом «Предприятия» закреплен свой руководитель и персонал. Их истории вы можете узнать из переписок в компьютерах. Письма раскрывают важные подробности о мире Atomic Heart: рассказывают о результатах экспериментов и переговорах ученых с руководителями Политбюро или о том, как руководство «Предприятия» пыталось скрыть возникающие проблемы.
Личные истории отдельных людей хранят щебетари — устройства для записывания голоса. Они есть во всех уголках «Предприятия». Щебетари выдадут вам сокровенные тайны погибших жителей комплекса. Скажем, работника театра, который собирался сделать предложение роботу-балерине. В игре десятки подобных рассказов о чужих судьбах.
🔫 Используйте изобретения советских инженеров и конструкторов
Полимерное вещество повлияло на развитие оружейного дела. Но огнестрел в Atomic Heart почти такой же, как и в нашем мире.
Майор Нечаев может взять с собой пистолет Макарова, автомат Калашникова и дробовик КС-23. Само оружие и боеприпасы к нему печатаются в автоматах-принтерах с искусственным интеллектом.
Все оружие в игре улучшается новыми обвесами и компонентами. На дробовик можно повесить тепловизор, на автомат Калашникова — энергокинетический приклад. Правда, для этого понадобятся специальные оружейные чертежи. Ради них не жаль обыскать каждую локацию.
Не нравится огнестрельное оружие? Возьмите энергетическое. Например, пистолет «Электро» и импульсную пушку «Доминатор»: они не расходуют боеприпасы, а тратят восстанавливаемую энергию.
На первых этапах пострелять в удовольствие не дадут. Патронов всегда мало, приходится беречь оружие для особенно сильных противников. К счастью, ближе к концу игры боеприпасов будет в избытке.
А до тех пор пользуйтесь обычным топором — его выдают в самом начале. Позже вы сможете молниеносно бить врагов с помощью топорика «Лис» или оглушать их дубинкой «Звездочка» с циркулярной пилой.
🎮 Совет Т—Ж: поиграйте в Atomic Heart
Игра позволяет найти свой стиль прохождения и придерживаться его. Atomic Heart можно превратить хоть в стелс-экшен, хоть в динамичный шутер на манер современных Doom.
Вы можете делать упор на ближний бой и прокачивать только холодное оружие. Или чаще использовать полимерные способности. Скажем, покрывать врагов полимерной струей, а затем стрелять в них огненными патронами и поджигать. А можете и вовсе проходить все уровни максимально скрытно, стараться лишний раз не поднимать тревогу.
Все открытые способности легко откатить назад и взять вместо них другие. А из ненужного оружия собрать что-нибудь новое. Так вы сможете адаптироваться к любым ситуациям и экспериментировать со сборками.
Боевая система побуждает играть агрессивнее. В Atomic Heart важнее всего скорость реакции и эффективность в бою. Нужно не только драться с противниками и метко стрелять, но и вовремя бить их током и использовать другие полимерные способности. Отсидеться в укромном уголке не получится. Враги лезут со всех сторон и постоянно совершают перегруппировки.
Иногда игра становится чересчур сложной. Но в этом видишь скорее испытание своих возможностей — любое поражение мотивирует играть лучше.
Сюжет интригует до самого конца. Игра начинается как стандартная история о восстании роботов в антиутопическом антураже, но постепенно становится глубже. Проясняются взаимосвязи между персонажами, мотивы их поступков и истинные причины событий. Сценарно игра напоминает серию BioShock, а также шутер Prey 2017 года. Но с упором на юмор.
К сожалению, ближе к концу сюжет Atomic Heart становится скомканным. В последние два часа событий больше, чем в предыдущие шестнадцать. При этом некоторые вопросы остаются без ответа, а сюжетные линии — без финала. Вероятно, авторы Atomic Heart надеются рассказать больше в сиквеле.
Графика впечатляет. Atomic Heart создали на устаревшем движке Unreal Engine 4, но игра выглядит лучше многих других современных шутеров. Свет корректно отражается и в помещениях, и на открытом воздухе. На лицах персонажей видны мельчайшие детали вроде пор. Четкие текстуры есть и у небольших объектов вроде стаканов. Игра выглядит отлично даже на консоли Xbox Series S, которая не поддерживает разрешение 4К.
Однако технически Atomic Heart точно могла быть лучше. За время моего прохождения она вылетела семь раз. Некоторые зависания обнуляли прогресс на 15—20 минут. В больших локациях игра периодически тормозит, а лицевые анимации выглядят неуклюже. Впрочем, часть проблем легко исправить обновлениями.
После прохождения хочется увидеть больше проектов в этой вселенной. В Atomic Heart нам показали лишь одно предприятие с гражданскими роботами. В возможных продолжениях можно переместить действие в города и показать полноценные боевые машины. А история развития СССР после полимерной революции достойна сериальной экранизации.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.