Как организовать комфортное автопутешествие: 10 советов от читателей Т⁠—⁠Ж

Делать разминки в пути, экономить время на стоянках в кафе, не путешествовать в кредит
24
Аватар автора

Александра Домина

собирала советы

Страница автора

В комментариях к статье про подготовку к поездке на машине читатели Т⁠—⁠Ж дают водителям много полезных рекомендаций.

В этой подборке — десять советов, которые помогут сделать автопутешествие комфортным: взять все самое необходимое, сэкономить время в дороге и избежать неприятных неожиданностей в пути.

Это комментарии читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Лейбл заголовка
Совет № 1

Взять автозапчасти, расходники, бензин

Аватар автора

Ruslan Begaliev

часто путешествует на машине

Страница автора

Поделюсь личным опытом. Я путешествовал в 2019 году в Беларусь — 2100 км, в 2020 году в Геленджик — 4850 км, в 2021 году в Мурманск и Териберку — 3000 км. Периодически катаюсь в Карелию, сам из Санкт-Петербурга.

Как советовали в статье Т⁠—⁠Ж, для начала надо сделать ТО или хотя бы проверить полную исправность авто: чтобы зимой работала печка, летом — кондиционер и так далее.

Вот что еще советую сделать:

  1. Позаботьтесь о максимальном комфорте для водителя и пассажиров, чтобы сидеть было удобно. Пригодятся подлокотники, подушки и прочее. Все ходовые вещи — салфетки, вода, снеки — должны быть под рукой.
  2. Возьмите не только запаску, но и другие расходники: лампочки, дворники. Я всегда беру пару канистр бензина: пригождается редко, но на всякий случай. Особенно это актуально для трассы М11.
  3. Обеспечьте средства помощи как своему авто, так и другим: возьмите трос, набор инструментов, ремкомплект для шин, крокодилы-прикуриватели, светоотражающие жилеты.
  4. Планируйте перегоны. Тут опыт может быть разным, но лично я независимо от расстояния стараюсь делать перегоны только днем и не более 8—9 часов. За это время 2—4 раза останавливаюсь на отдых, заправку, перекусить, погулять. Для меня лучше ехать дольше, но увереннее, чем гнать и приезжать как выжатый лимон. К тому же поездка в темное время суток по неосвещенной двухполосной трассе — малоприятное занятие, особенно в дождь или метель.
  5. Продумайте, что будете слушать в дороге. Радио ловит только в городах, мобильный интернет для прослушивания стриминговых сервисов на трассах есть не всегда. Тут и пригодятся старые добрые флешки, диски или просто скачанная на телефон музыка.
Лейбл заголовка
Совет № 2

Делать регулярные остановки для разминки

Чаще останавливайтесь и делайте зарядку, в идеале каждый час. Для себя я понял, что больше 700 км в день проезжать нет никакого смысла: весь день в дороге, сильнее устаешь, не остается времени погулять в новом городе.

А еще на юге темнеет в 20:00, и желательно строить маршрут так, чтобы быть в точке назначения не позднее 18:00—19:00. Возможно, придется трогаться в путь пораньше, чтобы не ехать в сумерки или при закатном солнце, которое светит в глаза.

Лейбл заголовка
Совет № 3

Останавливаться для короткого сна

Аватар автора

Данило Мастерс

рекомендует краткий сон в дороге

Страница автора

При малейших симптомах усталости на больших перегонах нужно останавливаться и спать хотя бы 15—20 минут. Мне как-то пришлось одному, без семьи, гнать из Грузии. Жара была невыносимая: +42 °С в тени. На пути от Владикавказа до Воронежа я два раза останавливался поспать на 15—30 минут. Свежесть после этого неимоверная, мозг успевает перестроиться. Если едешь с семьей, можно выгнать их на 20 минут погулять вокруг машины.

Надо быть очень-очень внимательным: сон наступает мгновенно. Человек может быть уверен, что не уснет и все в норме, но это не так. Я как-то на АЗС прикрыл глаза, провалился, открыл — думал, наверное, минут пять прошло. А прошло 35! Но после этого следующие часа два едешь, как будто поспал ночь. Сосредоточенность колоссально другая. Всем горячо советую не пренебрегать таким отдыхом в пути: это может спасти жизнь.

Лейбл заголовка
Совет № 4

Выезжать рано утром

Аватар автора

Валентин Блинов

предпочитает длинные перегоны

Страница автора

Я несколько лет подряд езжу из Москвы либо в Крым, либо на Кавказ. В половине случаев добираюсь от места до места за раз, как правило, на обратной дороге. 1800 км — это 20—22 часа чистого времени. По пути туда промежуточная точка — Ростов-на-Дону. Путь из Москвы до Ростова обычно занимает 11 часов.

Главное — спланировать поездку так, чтобы избежать пробок и большого потока. Поэтому выезжать из Москвы лучше не позже 4 утра, а возвращаться в столицу всегда после полуночи.

Лейбл заголовка
Совет № 5

Запастись водой и перекусами

Аватар автора

Анна

экономит время на остановках в кафе

Страница автора

Рекомендую брать пять литров питьевой воды и многоразовые бутылочки, термос с чаем или кофе. Лучше подготовить перекус в термосумке на первые сутки дороги, только не скоропортящийся. Можно взять яблоки. Остановки в кафе каждый раз, чтобы выпить кофе, позавтракать или пообедать, отнимают очень много времени.

Лейбл заголовка
Совет № 6

Взять автохолодильник

Аватар автора

Анна Просто Анна

ездила в Анапу

Страница автора

Ездили в Анапу через Ростов-на-Дону на машине. Автохолодильник — очень крутая вещь для дальней дороги летом. Гораздо приятнее ехать, если под рукой всегда прохладная вода и мороженое.


Аватар автора

d1mmmk

любит вкусно поесть в дороге

Страница автора

Холодильник нужен, чтобы экономить на продуктах, вкусно и полезно питаться домашней едой, а не тем, что продают в придорожных кафе. Я свой холодильник купил немного подержанным за 2500 ₽, езжу с ним второй год, и он давно окупился.

Лейбл заголовка
Совет № 7

Не забивать салон вещами и не брать попутчиков

Аватар автора

Тамара Резюме

Страница автора

Мы ездим по 300—400 км в день, максимум 500. Не любим сильно уставать: уже тупеешь в пути. По возможности лучше не забивать салон вещами: так легче дышится. Не стоит брать попутчиков и знакомых, уж извините. И лучше заранее делать остановки, чтобы подзаправиться: иногда бывало, что на протяжении сотен километров заправок нет.

Лейбл заголовка
Совет № 8

Взять бумажный атлас, наличные, удобную одежду

Аватар автора

Александра Фокина

старается все предусмотреть

Страница автора

Самые очевидные советы, но без них никуда: заряжать внешние аккумуляторы, взять на всякий случай атлас автомобильных дорог в бумажном варианте, воду, салфетки, побольше наличных, для детей — новые игрушки, для всех собрать аптечку, надеть удобную одежду и обувь.

Лейбл заголовка
Совет № 9

Останавливаться на день в красивых городах

Аватар автора

Cat Lady

не советует ночевать в Краснодаре

Страница автора

Если едете не в Краснодар, а дальше, не нужно ночевать в этом городе: на въезде в него пробки. Мы по неопытности думали там отдохнуть, но на самом деле было бы лучше из Ростова-на-Дону ехать сразу в Красную Поляну. И вообще, заложите на Ростов-на-Дону хотя бы денек: город красивый, еда вкусная.

Лейбл заголовка
Совет № 10

Не путешествовать в кредит

Аватар автора

Александр Сафронов

ждал редкую автозапчасть в Крыму

Страница автора

Как-то сидели в Керчи и ждали редкую запчасть с материка. Порвало пополам гайку фиксации топливного насоса — при заправке бензин лился не столько в бак, сколько на асфальт под ним. От такой ситуации, как у нас, не особо застрахуешься.

Пока сидели и ждали вердикта по машине в автосервисе, туда приехала женщина с двумя детьми. У нее треснуло ухо крепления коробки передач, а ехать ей до Санкт-Петербурга. Стоимость ремонта — около 12 000 ₽. Усугублялось все тем, что денег у нее в обрез, да и те взяты в кредит. Она, естественно, согласилась на починку. Но, видя, как она в слезах звонит знакомым и просит денег, я сделал для себя однозначный вывод: никакого отдыха в кредит и всегда иметь запас денег на всякий случай. Если случится что-то непредвиденное, в первую очередь не расстраиваться и с трезвой головой решать возникшую проблему.

Александра ДоминаПутешествовали на автомобиле? Куда вы ездили и как готовились к поездке?
  • d1mmmkАхахахах, написал "СОВЕТ № 2" и спустя неделю жахнул 1 100 км за 13 часов, конечно с остановками каждый час, но все же... Что я могу сказать... Массажист взял 1 200р за прием и после такой дороги мне понадобилось 3 сеанса массажа чтоб снова чувствовать себя человеком.9
  • АШУАШУЕздить на автодоме.1
  • Сергей ЛазаревВсе правильно написано! Есть ещё один 100% лайфхак-это автомобильный фонарик. Он должен быть обязательно!2
  • Valentin TsybinЕсли путешествие длинное нужно расчитывать свои силы: 2 дня в дороге, даа дня останавливаетесь в одном месте гулять, и так далее.1
  • Алина АсадоваМесяц назад ездили на Байкал (~4000км в обе стороны). Для нас приоритетом было не тратиться на жилье, поэтому одолжили машину, в которой можно комфортно спать каждый день. Еще и сэкономили на бензине (гибрид) - расход 7-8л на сотку. Всем советую иметь отца с такой машиной!11
  • JadeFalconRusАлёна, Для подавляющего большинства, путешествия на машине - это и есть поездки в другой город по асфальтированной дороге (в крайнем случае в конце чуть хорошей грунтовки), где бы город/поселение не находился: в области, в другом регионе или стране. А говны и испытания внедорожных качеств автомобиля - это интересует относительно небольшую категорию автомобилистов.4
  • Роман КМне нравится путешествие на автомобиле именно как процесс. То есть вот эти варианты «встали в 4, без остановок едим готовые бутерброды на ходу, чтобы быть на месте как можно раньше» - нафиг. Чтобы было быстро - бери самолёт. А на машине это как часть путешествия, то есть поездка на машине ради поездки на машине, а не ради какой-то выгоды. Можно и нужно останавливаться по пути, поесть на заправке, посмотреть по сторонам, размяться, чуть проветрить мозг от монотонности. А не садиться и как дальнобойщик на перегонах из последних сил.25
  • KiraРегулярно ездим в Абхазию, там родня. В этом году впервые муж и сын поедут не машиной, а поездом, но с собой берут электросамокат, который мужу дают бесплатно на время поездки. В Абхазии без средства передвижения некомфортно - до моря и источников нужно добираться минут 20-30. Когда ездили машиной, освоили несколько лайфхаков. Не буду повторять уже написанное в статье, добавлю свои. Аптечка. Брали ее в прямоугольной термосумке с ручками, внутрь вставили по размеру пластиковый контейнер. Внутри в пакеты рассортированы лекарства по типам проблем (простуда, пищеварение, боль и пр.). Легко найти и можно быстро вытащить. Прозрачные плоские контейнеры. Удобно ставить один на один и в багажник, и в салон, видно, что внутри. Паковали туда всё практически: одежда, походный запас еды (крупы, консервы, печенье, специи и пр.), походная посуда, мелочи, полотенца и купальники/плавки. Удобно искать, удобно на месте выгружаться или брать с собой. На источники и на море просто брали контейнер с полотенцами, плавками и шлепками, туда же потом возвращали. Машина в итоге чистая, по возвращении сразу понятно, что стирать, возвращается туда же. Отдельный открытый контейнер под перекусы в дороге. Ставили сзади рядом с сыном: почищенные морковки, яблоки, мелкие огурцы-корнишоны, злаковые батончики + в ногах упаковка мелких бутылок с водой. Я не поклонник сладостей в дороге, овощи-фрукты идут на ура на безрыбье. Ещё в одном контейнере то, чем можно ребенку заняться в пути помимо гаджетов: книги тонкие и толстые по паре штук, головоломки в большом количестве, карандаши простые и бумага (морской бой, балда и виселица + порисовать).2
  • Natalia ShakhoffЛучшее, что стоит взять с собой в долгое автомобильное путешествие – второго водителя.11
  • Марина КлычеваОчень люблю путешествия на машине. Самое чумовое случилось лет 5 назад, наверное: Москва - Эстония - Швеция - Дания - Германия - Польша - Литва - Москва. Городов много, не буду утомлять. И да, для меня главное - ТО перед поездкой, разумные расстояния на перегонах (мой максимум 1000, но очень тяжело даётся), а тут был великолепный бонус - второй водитель. С остановками на посмотреть, поесть, выпить кофе. Для меня главный кайф такой дороги - не торопиться😊3
  • ЮрийПроездил пол-Европы на машине. Гон - только по трассе типа автобана. Остальное - удовольствие от езды. Поэтому где-то у озера или в лесу остановиться - замечательно. Что-то «пожевать» в авто - обязательно ждать пару часов пока остановишься и потом ещё пока приготовят… Не про нас. Поэтому автохолодильник - да! В день по 400 километров? Ни о чем. Это за утро до обеда, пока «свежачок». А дальше - да - остановки передохнуть через 150-200 км в зависимости от интереса или при «санитарной» надобности. Ночью - спать. Один раз пришлось гнать по Венгрии из-за необходимости заселиться в апартаменты (и всё равно не успели проторчав на границе) до 3 часов ночи. К Будапешту я уже потерял ориентировку: вверх идёт дорога, вниз или по ровной местности. (Проскочили перед этим чуть меньше тысячи и две границы). Больше такой глупости не повторяю.4
  • Антон Юшков🤦🏻‍♂️ Какой бумажный атлас? Какие канистры? Какие дворники? Вы серьезно? Лампочки на машинах с галогенками иногда бывают нужны, но они продаются в любом магазине запчастей, возить их с собой можно, но особого смысла я тоже не вижу. Я ездил на машине довольно много: 1) РФ-Беларусь-Польша-Германия-Чехия; 2) Несколько раз в Крым; 3) Несколько раз в Сочи; 4) РФ-Беларусь-Польша-Германия-Нидерланды-Бельгия-Люксембург-Австрия-Словакия-Венгрия-Чехия; 5) Испания, половина между Барсой и Мадридом; 6) Азербайджан и Грузия; 7) Испания (Западная часть)-Гибралтар-Португалия с Юга на Север; 8) Вьетнам на мотороллере; 9) Грузия-Армения до границы с Ираном; 10) Исландия вокруг всего острова, включая Западные фьорды; 11) Шри-Ланка весь остров, кроме северной части; 12) Мексика, все, что южнее Мехико до границы с Гватемалой; 13) Марокко по кругу через всю страну; 14) РФ-Беларусь-Польша-Словакия-Венгрия-Сербия-Македония-Греция-Турция-Грузия-РФ (общий пробег 14,5к км, длительность ~5 месяцев); 15) снова по Шри, но немного; 16) несколько раз в Абхазия (объезжего все, кроме лесовозных троп; 17) сколько просто накатано по РФ даже не сложно посчитать. Это только в качестве туриста. То есть минимальный опыт езды имеется. Большая часть советов получена от людей, которые ездят далеко от силы пару раз в год. Мои критерии подготовки автомобиля у поездке длинней 1500 км: - ТО, обязательно проверьте, хватит ли вам пробега до следующего планового ТО, если нет - сделайте, особенно, если едете за границу. За границей может быть дороже, хуже сервис, не быть запчастей; - проверьте, чтобы автомобиль был ПОЛНОСТЬЮ, исправен. Даже мелкие недочёты способны испортить поездку, если ехать далеко; - шины должны быть по сезону места, при этом учитывайте, что сезоны могут быть разными (горах лёд и снег) по этой причине устанавливайте демисезонную резину или берите цепи; - не видел совета, чтобы проверить давление в шинах, их протектор (если предполагается езда даже про грунтовке); - иметь при себе домкрат, балонный ключ, нормальную запаску, жилет, буксировочный крюк, нормальный трос; - АПТЕЧКА (!); - огнетушитель (!); - не было совета проверить документы. СТС, страховка, грин-карта (где она нужна, где не нужна, купить местную страховку), доверенность для выезда за границу и тд; Главное правило езды на машине: ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В СОСТОЯНИИ СВОИМ ХОДОМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЮБОГО МЕСТА. Если вы этого сделать не можете, 100% потеряете время, деньги, нервы. Не надо с собой возить весь ассортимент магазина запчастей, ориентируйтесь на свой автомобиль, но всегда должно быть масло 1л, антифриз 1л, тормозная жидкость 0,2л. Возить с собой по трассам бензин по 40л глупая затея, рассчитайте по карте свой пробег, отметьте заправки запасом пробега, я начинаю искать заправку, когда остаётся четверить бака. Понятно, что есть места, где нет заправок на сотни км или едете в дичь, тогда, конечно, нужен запас. Зимой берите на всякий случай бензин, можно встрять в пургу и стоять сутки, ну или заправляйтесь чаще. На полном баке машина спокойно проработает сутки. Салон и груз: - берите с собой леденцы/конфеты/орешки/овощи/фрукты/легкие закуски/воду. Я не сторонник есть в машине, но закинувшись леденцом, особенно кислым, вы отгоните сон; - холодильник, термосы и еду берите, если не хотите есть в кафе, по всем основным трассам их теперь полно; - соблюдайте в салоне чистоту и не возите багаж, багаж едет только в багажнике (поэтому он так и называется), это негативно влияет на поездку, создаётся ощущение цыганского табора; - не забудьте зарядки для телефонов/планшетов, а также навигацию; - зимой берите с собой тёплые вещи; - влажные салфетки; - ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА (!); - пара небольших тряпок. Всегда смотрите маршрут, бывают ситуации, когда нужно импровизировать, но старайтесь, чтобы в начале путешествия вы имели представление по какой дороге поедете. Одинаковый километраж на дорогах с разным покрытием, перепадом высот, трафиком будет проходится за разное время. Берите в расчёт погоду и время суток. Более того, одна дорога в разный сезон может проходится за три часа, а может за трое суток. После понимания дороги, готовьте автомобиль (шины, свет, топливо, оснащение). Всегда учитывайте погоду, особенно холод и дальность видимости. Помните простое правило: не вижу - не еду. Лучше остановиться и потерять пару часов, чем врезаться во что-нибудь. Планируйте дневной пробег, я могу спокойной проехать за рулем 1000к км, моя жена максимум 0,5к км. Рассчитывайте свои силы, лучше с запасом. Всегда выезжайте отдохнувшими. От этого зависит настроение и, следовательно, атмосфера в машине. Нельзя ехать, если сильно хочется спать. Просто нельзя и все. Остановитесь, подремлите, если есть возможность, снимите отель, установите палатку и как следует выспитесь. Больным тоже лучше не ездить. Главное правило - надо ехать в удовольствие, вы не американский морпех, бегущий из Афганистана и проспавший свой самолёт. Если кратко ☺️20
  • Антон ЮшковАлина, 7-8 литров по трассе?0
  • Антон ЮшковNatalia, лучше хорошего штурмана)0
  • Антон ЮшковАШУАШУ, дорого, неудобно, медленно. Лучше внедорожник или кроссовер + хорошая палатка.0
  • Антон ЮшковМарина, также катаемся, точнее катались… в Европу) Там больше не о сложности дороги паришься, а от того, сколько всего хочется посмотреть ☺️1
  • KIZАШУАШУ, расскажите подробнее. Каждый раз думаю о мотивации владельцев. Ведь за цену автодома можно много лет ночевать в отличных гостиницах и не иметь вопросов с парковкой в городах (либо в багажнике автодома возить еще одну машину). Комфорт: как ни крути в любом отеле будет комфортнее. Можно подумать про регионы без приличных гостиниц: да только там обычный автодом и не проедет. Внедорожник с палаткой на крыше - да.0
  • KIZЮрий, вопрос еды на перегонах в Европе снимается мак даком полностью (горячая еда энивей лучше тех же бутеров, но холодных из холодильника)0
  • KIZПо своему опыту: лучше всего перегоны даются как раз вечером, ввиду резкого падения трафика (автобусы уже расселяют пакетников на ужин, дальнобои встают на стоянку, рабочий день тоже заканчивается, детям тоже спать) Как следствие и усталости меньше, и скорости выше. Хорошие фары, естественно, must have. А световой день логичнее тратить на достопримечательности. Главное себя поднять к завтраку.0
  • Ольга КузнецоваАнтон, спасибо! Ваши Советы бы публиковать ) собираемся первый раз на юг с семьей и дочей ,полезное почерпнула) готовых маршрутов случаем нет у вас )) ну мало ли ))1
  • Антон ЮшковОльга, маршрутов нет, но есть интересные мне места, из которых маршрут можно собрать.0
  • Daniil IvanovАнтон, бензин всегда должен быть, был случай один умник сообщил нос что я закинул 20 литров в багажник. Потом я смеялся над ним когда ночью на пустой дороге в лесу он у нас кончился, а вокруг не людей, ни связи, ни заправок, дорога между Кировом и Нижним. В тот раз канистра пригодилась ещё раз когда на дороге между екатом и Тюменью попали в сильный туман, который висел часов 6, вот там мы опять и заливали, потому что не видели никаких заправок.0