«Бэтмен»: чем удивляет мрачная супергероика в духе триллеров Дэвида Финчера
На стриминговом сервисе HBO Max вышел «Бэтмен» — новый супергеройский блокбастер о Темном рыцаре с Робертом Паттинсоном в главной роли.
Западные критики в основном хвалят фильм Мэтта Ривза, на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у него 85% положительных отзывов. По мнению зарубежных журналистов, новый «Бэтмен» вышел даже более приземленным и мрачным, чем версия Кристофера Нолана. И мы с ними согласны. Рассказываем, какой получилась картина Мэтта Ривза, которая наверняка станет началом новой трилогии.
Что за «Бэтмен» (The Batman)
Дата премьеры: 1 марта 2022 года
Страна производства: США
Режиссер: Мэтт Ривз, постановщик «Монстро» и «Планета обезьян: Революция»
В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард
Жанр: детектив, криминал, боевик
Фильмы, похожие на «Бэтмен»: «Джокер», «Зодиак»
Продолжительность: 2 часа 56 минут
Где смотреть: HBO Max. Сервис официально недоступен в России
Фильм показывает Бэтмена в необычных обстоятельствах
Миллиардер Брюс Уэйн вот уже два года ловит преступников в образе Бэтмена. Власти Готэма успели установить огромный прожектор для вызова народного мстителя, и каждый негодяй в городе знает: если в облаках виднеется символ в виде летучей мыши, ничего хорошего ждать не стоит. Отношение к герою, впрочем, все еще неоднозначное.
Некоторые полицейские недоумевают, когда чудака в костюме пускают на место преступления, да и сам Уэйн пока не научился балансировать между двумя своими ипостасями. Брюса почти не существует — есть только одержимый возмездием Бэтмен.
В разгар выборов мэра город сотрясает череда жестоких убийств. Преступник в маске под псевдонимом Загадочник казнит политиков, полицейских и других госслужащих. А мотивирует это желанием раскрыть глаза на ложь властей. Причем свои послания злодей обращает напрямую к Бэтмену — и тому приходится вступить в жестокую игру с маньяком. Помочь супергерою может только комиссар Гордон и Женщина-кошка, своевольная девушка, у которой хватает своих причин для поиска убийцы.
Новый «Бэтмен» пропускает историю становления героя, которую уже показывали в предыдущих фильмах о Темном рыцаре. Режиссера Мэтта Ривза не сильно интересует смерть родителей Брюса Уэйна и то, почему сын миллиардера решил нацепить латексный костюм и бороться с преступниками. Ответы на эти вопросы мы и так знаем. Бэтмен как образ настолько въелся в мировую поп-культуру, что его не нужно лишний раз подробно раскрывать.
Вместо этого Ривз показывает промежуточную стадию становления Темного рыцаря. Бэтмен успел стать легендой, но еще не нашел себя. Он держит преступников в страхе, хотя не понимает, к каким ужасным последствиям приведет его жажда возмездия. Благодаря этому ходу фильм лучше, чем любые предшественники, показывает влияние Бэтмена как мифа на жизнь Готэма. Кино изящно отвечает на вопрос, мучивший многих зрителей: а как вообще супергерои могут эффективно защищать город, если они не способны быть везде и сразу?
У «Бэтмена» есть ответ. Фильм наглядно показывает механику работы народного мстителя: видя свет прожектора в небе, преступники начинают оглядываться, искать глазами силуэты в темноте. Они ждут, что в любой момент их настигнет правосудие в лице человека в костюме летучей мыши.
Мэтт Ривз заставляет зрителя иначе взглянуть на знакомого героя. С точки зрения рядовых преступников, Бэтмен — монстр из фильма ужасов. Рыщущий в тенях, неубиваемый, необъяснимо сильный, появляющийся из ниоткуда.
Он, с одной стороны, помогает убрать преступников с улиц и искренне хочет помочь горожанам. А с другой, порожденная им культура страха создает злодеев вроде Загадочника — психопата, считающего, что он несет правосудие от лица мирных людей. Как и в любой хорошей истории, внешний конфликт в новом «Бэтмене» — лишь продолжение внутренней борьбы персонажа. Амбивалентного, травмированного человека, который сомневается в собственных ценностях и принимает последствия допущенных ошибок.
«Бэтмен» написан как супергеройский детектив
«Бэтмен» похож на стандартную супергероику даже меньше, чем нолановская трилогия о Темном рыцаре. Это детективный триллер, где персонажу приходится искать улики, прочесывать подворотни Готэма и проникать внутрь криминальных структур города. Пожалуй, перед нами первый игровой фильм, показывающий Уэйна в первую очередь детективом, и уже потом — искусным бойцом.
Картину Ривза можно сравнить с «Джокером». Тот помещал знакомого комиксного антагониста в контекст психологических циничных драм Мартина Скорсезе вроде «Таксиста» и «Короля комедии».
«Бэтмен» же отправляет Темного рыцаря в сумрачный триллер в духе «Семи» и «Зодиака» Дэвида Финчера. Даже цветовая гамма схожа: те же приглушенные цвета — только с уклоном в красный, а не синий. Та же атмосфера гиблого, обреченного города. Тот же сюжет о сыщиках, бьющихся головой о стену в попытках вычислить жестокого маньяка. Сам злодей при этом откровенно играет с детективами, всегда опережая соперников на несколько шагов. Разве что дерутся в «Бэтмене» чуть чаще, чем у Финчера.
Даже образ Загадочника в фильме вдохновлен скорее реальным маньяком Зодиаком, чем персонажем комиксов. Злодей носит нелепую самодельную маску и шлет полиции шифрованные сообщения, вынуждая их обратить на себя внимание. От реального прототипа его отличает технологическая продвинутость. Местный Загадочник умело пользуется интернетом, монтирует пропагандистские видео и изготавливает детонаторы по найденным в сети инструкциям.
Под видом нового «Бэтмена» Мэтт Ривз снял духовного наследника финчеровского триллера «Семь», с поправкой на современность. Режиссер перевел действие в актуальную реальность, где к массовым средствам информации может получить доступ любой. И замаскировал мрачный триллер под супергероику, ведь иначе сегодня жанровое кино публике не продать.
Мэтт Ривз вновь снял «умный» блокбастер
Мэтт Ривз, может, и не так известен, как Кристофер Нолан или Дени Вильнев. Однако режиссер нового «Бэтмена» тоже зарекомендовал себя как автор неглупого дорогого кино. Его «Планета обезьян: Революция», например, — эталонный блокбастер. Технически совершенный и при этом хитро написанный фильм с шекспировским размахом: там нет четкого разделения на хороших и плохих, и даже номинальные злодеи вызывают сочувствие.
В техническом плане «Бэтмен» ничуть не уступает прошлым работам режиссера. В кои-то веки супергеройское кино не выглядит как мультфильм, поставленный нейросетью. Мэтт Ривз, как в обеих своих частях «Планеты обезьян», снимает приземленную картину, где веришь в каждую деталь фантастического мира. Пожалуй, со времен нолановских «Темных рыцарей» не было настолько же фактурного кинокомикса.
А вот в сценарном плане «Бэтмен» чуть проще предыдущих работ режиссера. В нем тоже нет банального конфликта добра и зла, и все же многие психологические конфликты сильно упрощены в угоду формуле супергеройского кино. Несколько героев вроде Альфреда или комиссара Гордона явно нужны лишь для того, чтобы произнести пару фраз и направить Брюса Уэйна в верном направлении.
Странно писать такое о картине, которая идет почти три часа, но порой «Бэтмен» слишком сильно спешит. Одни сюжетные линии идут пунктиром, а о других забывают на целый час. Оно и понятно: в фильме Мэтта Ривза происходит так много всего, что отдельными сюжетными линиями пришлось пожертвовать.
Ведь это фильм не только о противостоянии Бэтмена и Загадочника. Много внимания уделено и истории Женщины-кошки: героиня ищет похищенную подругу и мстит за убитую мать. Есть еще и интриги готэмской мафии, и трагедия Брюса Уэйна, который узнает множество неприятных подробностей о своей семье. Другой автор вполне мог бы растянуть тот же сюжет на несколько полнометражных фильмов или сезон сериала. Ривз умудряется скомпоновать все в динамичное кино.
Вот только на длинной дистанции режиссер как будто выдыхается. Чем дольше идет фильм, тем сильнее ощущается избыточность повествования, и тем чаще сбивается ритм. Если бы весь «Бэтмен» был настолько же хорош, как его первая половина, он стал бы одним из лучших кинокомиксов в истории. А так — это просто качественное развлекательное кино.
Может, в неминуемом сиквеле Ривзу удастся раскрыть все свои задумки. Тем более зритель уже привык, что вторые части фильмов о Бэтмене оказываются лучше первых.
👍 Плюсы нового «Бэтмена»:
- Потрясающее техническое исполнение.
- Мрачный детективный сюжет, не похожий на стандартную супергероику.
- Фильм интересно переосмысляет образ Бэтмена и его положение в обществе.
- Все актеры на своих местах. Особенно выделяется Пол Дано в роли Загадочника.
👎 Минусы нового «Бэтмена»:
- Сценарий местами несколько схематичен: перенасыщенный сюжет едва умещается в трехчасовой хронометраж.