«Битлджус Битлджус»: Тим Бертон возвращается к корням в продолжении черной комедии 1980-х
6 сентября 2024 года в мировой прокат вышел «Битлджус Битлджус».
После съемок «Дамбо» режиссер Тим Бертон подумывал уйти из профессии. Но работа над сериалом «Уэнсдей» вернула постановщика в колею, и он решил обратиться к собственному наследию. Автор собрал старую команду: от композитора Дэнни Элфмана до своих любимых актеров — Вайноны Райдер и Майкла Китона — и снял достойное продолжение «Битлджуса». В меру хулиганское, в меру смешное и все такое же готическое.
Рассказываем, почему это отличный подарок для фанатов режиссера. И чем «Битлджус Битлджус» может удивить спустя десятилетия после выхода первой части.
Что за «Битлджус Битлджус» (Beetlejuice Beetlejuice)
Дата премьеры: 6 сентября 2024 года — в мировом прокате
Страна производства: США
Режиссер: Тим Бертон
Сценаристы: Альфред Гоф, Майлз Миллар
В ролях: Майкл Китон, Вайнона Райдер, Кэтрин О’Хара, Дженна Ортега, Джастин Теру, Уиллем Дефо, Моника Беллуччи, Ник Келлингтон, Сантьяго Кабрера
Жанры: фэнтези, комедия
Фильмы, похожие на «Битлджус Битлджус»: «Битлджус», «Смерть ей к лицу»
Продолжительность: 1 час 44 минуты
💀 Тим Бертон вернулся к истокам
Семейство Дитцев вынужденно возвращается в проклятый старый дом, где они когда-то встретили привидений и биоэкзорциста Битлджуса. Причина воссоединения — смерть отца, Чарльза. Его самолет упал посреди океана, а затем мужчину съела акула.
На похороны приезжает троица родственников: вдова Дилия, выросшая готка-падчерица Лидия, а также внучка Астрид. К горю пытается подмазаться режиссер Рори: он очень хочет жениться на героине Вайноны Райдер.
Неурядицы в семье приводят к проблемам потустороннего масштаба. Астрид злится на мать за то, что та видит всех призраков, кроме духа давно погибшего мужа. А еще девочка очень недовольна приближающейся свадьбой Лидии с новым мужчиной. Сама же Лидия пытается избавиться от видений Битлджуса.
Дилию же ничего не беспокоит: но до похорон ей нужно успеть устроить перформанс про боль утраты супруга. Волею судьбы все три женщины оказываются в загробном мире.
Последние 10 лет в карьере Тима Бертона, мягко говоря, не задались. После удачной трагикомедии «Большие глаза» про художницу Маргарет Кин, чьи картины присваивал себе муж, режиссер ударился в бездушный мейнстрим. «Дому странных детей мисс Перегрин» не хватало панковского задора и мрачного юмора — это было типичное подростковое фэнтези. А по «Дамбо» и вовсе не скажешь, что фильм снял автор «Сонной лощины» и «Трупа невесты»: уж слишком безликим получился ремейк Disney.
После полосы неудач Бертон даже всерьез подумывал уйти из режиссуры. Но работа над сериалом «Уэнсдей» перезагрузила постановщика: он снова захотел снимать. И символично, что для возвращения в большое кино знаменитый гот выбрал прославивший его проект — мрачную семейную сказку про призраков, которые очень хотят выселить нерадивых новых жильцов.
В «Битлджусе Битлджусе» есть все, чего не хватало фанатам Бертона в последних фильмах режиссера. Герои постоянно размышляют про смерть, а еще чаще — шутят про нее. Сценаристов не останавливает даже гибель знаковых персонажей: могила Чарльза буквально выполнена в форме плавника акулы. А на экране то и дело появляются колоритные трупы: пожилая женщина, чью ногу бесконечно поедает собственная кошка, сгоревший мужчина в костюме Санты и даже солдаты Российской Империи.
Визуально сиквел тоже очень напоминает классические фильмы Бертона. Из маленького тихого городка герои попадают в абсурдный загробный мир: коридоры здесь сужаются, словно в доме Неда Фландерса, все помещения окутаны зеленой дымкой, а любая дверь может вести то в адское пекло, то в жаркую пустыню, где живут плотоядные черви.
🧟♂️ В «Битлджусе Битлджусе» много новых ярких героев
Бертон расширяет вселенную «Битлджуса» и вводит новых героев. Причем они ничем не уступают семейке Дитц и уже знакомым обитателям загробного мира. Больше всего запоминается актер Вулф Джексон. В обычной жизни он играл крутого полицейского и выполнял трюки на площадке сам. Из-за своей приверженности делу мужчина и погиб: теперь из его стильной прически выглядывает мозг.
Герой говорит стереотипными фразами из боевиков, которые читает с телесуфлера. А еще каждые 5 минут — даже посреди экшена — ассистентка приносит ему кофе. Благодаря харизме Уиллема Дефо персонаж затмевает даже самого Битлджуса.
Другой яркий образ воплотила Моника Белуччи. Она сыграла бывшую жену Битлджуса, Делорес, которая жаждет мести. Открывающая сцена с ней — один из лучших эпизодов фильма. Героиня буквально собирает себя по частям с помощью степлера. А потом бродит по загробному миру и высасывает из людей души: после еще одной смерти жертвы выглядят как сдутые резиновые куклы.
Появление Делорес знаменует стильный черно-белый флешбэк. Визуально он напоминает фильмы режиссера малобюджетных триллеров и хорроров Марио Бавы. Это история любви, которая заканчивается предательством, отравлением и расчленением. Разумеется, весь рассказ Битлджус ведет на итальянском.
⚰️ Но сам фильм напоминает фанатский капустник
С одной стороны, Тим Бертон возвращается на большие экраны со своим фирменным стилем. С другой, кино не предлагает ничего нового, и это сказывается на сценарии. Первый «Битлджус» был очень необычной и милой историей: повествование строится от лица призраков, которые пытаются напугать новых жильцов. А не наоборот, как это обычно бывает в хоррорах.
К тому же в финале фильм превращается в милую сказку о любви и дружбе: даже смерть для них — не помеха. А маленькая девочка-гот вполне может найти настоящих родителей в почивших жильцах загородного дома.
«Битлджус Битлджус» как будто не до конца определился с центром истории. Это и кино о матери, которая очень хочет сблизиться с дочкой, но не может из-за призраков прошлого. И залихватская комедия о демоне из загробного мира с его обсессией Лидией: Битлджус годами любуется фотографией девушки и хочет снова жениться на ней. Или же вообще романтическая трагедия про Дилию и ее мужа.
На самом деле сюжетных линий еще больше: об отношениях Астрид и соседского мальчика, о попытке Рори жениться на Лидии и даже о любви Битлджуса и его бывшей. Чем ближе к концу, тем сложнее разобраться, о чем, собственно, фильм. Картина напоминает набор случайных скетчей во вселенной франшизы, ведь события почти не влияют друг на друга.
Причем сюжет двигают как будто не сами герои, а желание авторов отправить персонажей по местам былой славы. Снова посадить персонажей в зал загробного ожидания. Или заставить семейку Дитц побегать от голодных песчаных червей из первого фильма. Или столкнуть лбами со знакомыми обитателями запределья. Поэтому в какой-то момент «Битлджус Битлджус» начинает напоминать блокбастеры Marvel с их фансервисом.
От современных голливудских сиквелов и ребутов «Битлджус Битлджус» отличается абсолютной искренностью. Да, Бертон подкупает аудиторию олдскульными декорациями и сценами из фильма 1980-х, но, кажется, делает это из большой любви. К своей молодости, вычурному готическому стилю, героям-чудакам и, наконец, к кино. Поэтому не заразиться энтузиазмом режиссера крайне сложно: жаль только, что проблемы современной киноиндустрии не решит даже троекратный «Битлджус».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult