Мнения
273

Мнение: возвращение черчения в школу решит проблему нехватки инженерных кадров

10

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Сергей Ильинский

Страница автора

Вы все, конечно уже слышали, что в школьной программе с 1 сентября 2024 года снова появится черчение. Сам президент Владимир Путин в прошлом году поставил перед Минобразования задачу в кратчайший срок вернуть этот предмет в школы.

Цель понятна и неоспоримо актуальна ― из современных школ выходят молодые люди, порою напрочь лишенные пространственного мышления. А без него не то, что никогда не стать грамотным, полезным для производства техническим специалистом. Без этого даже просто вузовскую программу не усвоить.

Лично меня, как производственника со стажем, это изменение в подходе к образованию только порадовало. Наконец-то постепенно на производство начнут приходить из институтов грамотные специалисты, а не разгильдяи, кое-как защитившие дипломы благодаря купленным в интернете чужим работам.

Однако меня довольно серьезно напрягает другой вопрос: а где вы за такой короткий срок нашли такое количество грамотных учителей черчения?

Только не говорите, что все эти 2-3-6-месячные курсы переподготовки педагогических работников в состоянии сделать из недавнего учителя рисования или начальных классов настоящего преподавателя черчения.

Напомню: сегодня перед нами не стоит задача научить детей особому чертежному шрифту или чтению эскизов.

Позволю себе напомнить, что черчение вернули, чтобы помочь школьникам овладеть навыками пространственного мышления.

А как это сможет сделать человек, который сам в силу своей краткосрочной переподготовки этот навык для себя самого наработать не успел?

Еще один момент, который я считаю очень важным: очень надеюсь, что для осуществления этой задачи не станут на скорую руку составлять какие-нибудь новые учебные пособия. Лучше взять за основу старые, доказавшие свою состоятельность учебники Ботвинникова, Вышнепольского, Дембинского.

Поверьте, их содержание до сих пор не устарело. Они писались и утверждались при непосредственном участии научных деятелей, которые как раз и отвечали за формирование у детей этого самого “пространственного мышления”.

Мое беспокойство отнюдь не беспочвенное. Мы ведь с вами уже сталкивались с кошмарными ляпами в учебниках по другим предметам, которые появились из-за отсутствия контроля со стороны РАН. И с учителями русского языка, которые делают ошибки в "тся" и "ться" знакомы тоже.

Очень не хотелось бы, чтобы с черчением произошла подобная метаморфоза. Уж очень важные, поистине глобальные задачи этот предмет должен решить уже в ближайшем будущем.

Я понимаю, что многие со мною будут не согласны. Особенно родители, которые переживают, что жизнь их детей в школах после введения черчения усложнится. Пишите свои мнения, я готов поспорить. И на конкретных примерах из реальной жизни отстаивать свою позицию.

  • Lexa LexaВозвращение конкурентных зарплат вернет кадры куда угодно.8
  • ДмитрийНе решит, конечно. Корень проблем это низкие доходы инженеров. Но в целом знакомство с черчением это полезно для многих. Уметь читать чертежи - важно. Другое дело что программу надо обновлять - убрать оттуда чертежные шрифты, например.7
  • Ekaterina StepnovaКак человек с инженерным образованием, скажу, нет, не решит.6
  • Андрейшкольное черчение для пространственного мышления не сильно полезно. а вот начертательная геометрия в первом семестре вуза была очень хороша для этого. для меня всё это было в конце 90х.8
  • AnnaНу наконец-то. Прямо с 1.09.24 начнут приходить грамотные специалисты!6
  • Елизавета ИоноваРисовальщиков в педвузах обучают черчению. Но возвращение этого предмета в программу ничего не изменит. По меньшей мере, к тем результатам, о которых вы пишете, оно не приведет. Потому что пока нет примера практического приложения этого навыка за деньги, интереса к нему не будет Если б школьник мог таким умением подзаработать, ещё куда ни шло. Но пока в идее слишком много идеии слишком мало практики.5
  • Пухоспинка ЦарственнаяВ школе черчение очень любила, в отличие от геометрии. 12-13 лет назад оно было у нас в старших классах по профилю физмата. В жизни ни разу не пригодилось, но нравился процесс и то как шевелятся мозговые извилины пока представляешь детали в пространстве2
  • С.С.Ненавидела черчение... Эти миллиметры, рамка... Бррр... Чуть где-то на миллиметр ошибешься, оценку снижают. Один стресс3
  • АйтишникДоМозгаКостейА как же AutoCAD, Компас 3D и прочие САПР? Что-то из них будет использоваться в обучении? Или как раньше: ватман, кульман, дизайнер?..4
  • Crazzzy howletПока у нас будет существовать военная кафедра для студентов технических специальностей (когда студент мужского пола после окончания вуза становится офицером в запасе, не проходя срочную службу, только военные сборы меньше чем за лето), а также культ высшего образования - не будет у нас 100% специалистов на выходе из вуза, сколько бы знаний на каком бы этапе обучений мы бы в людей не пихали. Люди идут не туда, куда хотят, занимаются не тем, что они понимают и что им интересно, а мы потом удивляемся, почему они специалистами не стали. Мне в этом плане очень нравится поговорка "можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить". Хотя лично мне черчение в школе скорее нравилось, но это потому, что меня за понимание предмета и желание учиться жалели и не снижали оценки за кривые руки3
  • Сергей ИльинскийАндрей, смотря как преподавать. Если вам черчение трудовик преподавал в перерывах между более интересными занятиями, то да - такое обучение ни гроша не стоит. Наспех переобученные учителя начальных классов тоже погоды не сделают. А вот если вернуть этому предмету старый советский подход, то тогда проку много будет.0
  • ДмитрийСергей, так почему менее престижной ? Потому что уровень оплаты не конкурентен. Вот какой смысл "с мозгами" идти в машиностроение, если есть другие области приложения знаний1
Вот что еще мы писали по этой теме