Бесит!
760

Бесит, что дети могут остаться без элементарных знаний из-за чрезмерного использования ИИ

18

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Δημήτρης Δημητριάδης (DD)

Страница автора

Герой статьи на «Хабре» рассказал, что его 11-летняя племянница регулярно пользуется принадлежащим рассказчику платным AI-аккаунтом. Однажды он посмотрел историю запросов и буквально впал в шок. Ребенок интересовался не отличиями пестиков от тычинок (как мы в этом возрасте) и даже не запрещенными веществами. Это чудо вбивало в ИИ примеры уровня «сколько часов в двух сутках» и тому подобное. То есть перемножить 24 на 2 стало нереальным интеллектуальным трудом…

Я застал в школе отголоски запрета на шариковые ручки и борьбу с калькуляторами. Понятно, что тогда речь шла об учительском ретроградстве. Но сейчас мы можем «выплеснуть ребенка вместе с водой» и превратить плохо развитый мозг даже еще не подростка в придаток всемирной сети.

Нет, я конечно консерватор, но не настолько. Сам совсем недавно научился пользоваться таким вот супер-поисковиком для сугубо утилитарных целей — обзора судебных решений по разным тематикам. Но какой-то юридический креатив я доверять AI пока не собираюсь)

Есть еще один аспект моего беспокойства. Вместе с арифметикой дети не усваивают логику, критическое мышление и многое другое. Именно поэтому любой ответ нейросетей они впитают без особых сомнений, как истину в последней инстанции.

И тут возникает вопрос: кто даст сколько-нибудь весомую гарантию, что дрессируемый кем-то ИИ будет выдавать объективную информацию? Что под соусом «политкорректностию, «этичных суждений» и всякого другого BLM дети не запомнят, что 2×2=5, принц Датский Гамлет был афродатчанином, а Земля — плоский блин?

А когда усвоят — не помогут никакие дисклаймеры, что ИИ может давать неверный результат или даже бредить. Дети же, к чьей-то радости, обошли логику стороной…

Наверное, правы австралийские парламентарии, запретившие тамошнему подростающему поколению использование соцсетей до 16 лет. Видимо, и доступ к искусственным мозгам стоит ограничить на основе образовательного или iq ценза; а не как к сайтам, где надо в подтверждение возраста нажать одну кнопку 😉

  • сапер ВодичкаВсе же дети остаются безмозглыми не из-за AI/тиктока/ютуба/разговоров о важном, а из-за пофигизма родителей.12
  • НикитаПредлагаю, наконец, запретить запрещать все подряд.10
  • сапер ВодичкаНикита, кстати, подумалось, что большинство самых тупорылых запретов созданы под предлогом "дети же страдают"6
  • Шлёпа КрендельманЕсли смогут без них остаться, значит не такие уж они и нужные0
  • Дикая собака ДингоДети не глупые. Запрещать - бесполезно, дети найдут запрет. Запретный плод сладок. Запрет всё подогревает интерес к недоступному. Школа не была готова справиться с быстрым развитием ИИ. Важно не запретить искусственный интеллект в образовании, а научить ребёнка пользоваться ИИ грамотно с максимальной выгодой. Давайте пофантазируем. Идеальная ситуация (якобы) - запрет ИИ. Школа - прежде всего про жизнь, она учит ребёнка быть в социуме, она готовит его ко взрослой жизни, учит инструментам, предметам, дисциплинам, которые он может применить в своей работе, в жизни. Школа - про социализацию, про общение, про новые навыки. Но вы говорите, что полезно было бы запретить искусственный интеллект. Хорошо: тогда ребёнок, не узнав о том, как правильно можно пользоваться искусственным интеллектом, вдруг выпускается из школы, вступает во взрослую жизнь и неожиданно для себя обнаруживает такую интересную вещь - вот он - искусственный интелект! Эффективный и полезный, быстрый и умный, но как его использовать, зачем он нужен? Оказывается новый член общества, не может применить полезный инструмент на практике, как же он тогда будет работать в будущем? Вы собираетесь пустить неподготовленного, неумещего пользоваться ИИ человека во взрослую жизнь? P.S. Знакомство с ИИ необходимо проводить не только с детьми, но и со старшим поколением. Я наблюдаю, что люди, которые критикуют ИИ, скорее всего, не знакомы полностью со всеми его возможностями. Я благодарна за то, что Ты выпустил курс о том, как использовать ИИ эффективно.3
  • AnnaКроме AI еще и ГДЗ существуют. Дети всегда искали и будут искать способ списать и не напрягаться, учителя и родители - наполнить их головы какими-никакими знаниями.1
  • Я из МиссуриЭто симптом, а не причина. Да и кроме того, мощный ИИ пришёл, и никуда уходить не собирается. Запрещать его бессмысленно. Вместо этого нужно бороться с причиной. А причина, имхо, устаревшая и в корне не правильная система образования. Детей не учат критическому мышлению, не социализируют, не отвечают на вопрос "зачем".2
  • Андрей КупцовДо чего же удивительно, что автор этой статьи переживает о детях, но не переживает о своём поколении. А его поколение владеет должным образом арифметикой? А его поколение пользуется критическим мышлением? Не слышно не то что ответов, а самих вопросов, но его это нисколько не напрягает, в то время как мне довелось столкнуться с таким поведением воочию. Например, сейчас я работаю на складе с мужчиной 1987 года рождения, математические навыки которого настолько "уверенные", что шутки об этом со стороны начальника склада стали повседневной темы наших разговоров. Для него 8*4=64, а при малейшей сложности в подсчётах, с которой он сталкивается постоянно, он немедленно хватается за телефон, чтобы открыть калькулятор. Устраивать всемирное разбирательство по этому поводу никто не планирует? Что касается критического мышления, то здесь будет уместно рассказать о моей матери, которая 1986 года рождения, то есть почти того же времени. В июне 2020 года, когда ковид в России только набирал обороты, она поделилась со мной мыслью, что мои брат и сестра переболели им ещё в январе 2020 года. Я упрекнул её в том, что это невозможно, потому что официально ковид в России был зафиксирован в марте 2020 года, а подхватить его за рубежом мои брат и сестра не могли, потому что за границу не выезжали, ни с какими путешественниками не контактировали и вообще находились на тот момент в селе Земетчинского района Пензенской области, до ближайшего аэропорта от которого километров 200. Убедило ли это мою мать в том, что мои брат и сестра болели чем угодно, но только не ковидом? Нет, она только мне ответила что-то вроде "с тобой без толку спорить". Ну как, достаточно она критично мыслит для человека, который по годам давно не ребёнок? Будет обсуждение недостатков её поколения?0
  • stufently TНу надо переживать за тех кто не может себе позволить купить чатгпт за 20 баксов они просто на работе никому будет не нужны в будущем0
  • АлексейЯ бы даже обзор не доверял. Как бы это сказать. Так называемый "ИИ" хорош для узких задач своего предназначения - решения задач нечеткой логики которые возникают в сфере распознавания образов (и речи). В генерации, особенно по заданным прототипам тоже неплох. Но когда речь идет об анализе - там окромя весовых параметров выставленных при обучении за скобками остается куча вводных которые мы учитываем непроизвольно, но сетка не учитывает никогда. Плюс качество скормленного ей материала вам неизвестно. То есть веса могут быть выстроены так что факт, считаемый ей за верный - на самом деле ерунда. Так же с какого-то момента она начинает деградировать и "галлюцинировать". Короче, "эта глупая птица ругается как тысяча чертей, но она не понимает что говорит". Нынешнее состояние нейросетей плод всего одной теоретической идеи далеко не современных лет + подросшей технической базы. А вот вера в то что оно работает как ИИ - это плод маркетинга. Не работает оно как интеллект. И работать не будет.3
  • Crazzzy howletАндрей, ну вот когда я с января на февраль 2020 года заболела чем-то тяжелым простудным, меня спрашивали, ездила ли я на городской рынок, потому что там много контактировавших, пусть и через энное количество рукопожатий, с теми самыми представителями зарубежья. И это врач меня спрашивал, то есть даже сами врачи не отрицали, что можно заразиться слишком кривыми путями. Я ж естественно спросила, а можно ли сдать какой-то анализ на эту заразу, так их в России не было на тот момент. То есть первые зарегистрированные были зарегистрированы не потому, что они первыми заболели, а потому, что в России первые тесты появились.2
  • Андрей КупцовCrazzzy, всё равно это не объясняет, как два человека могли заразиться в сельской глуши, а не на городском рынке. Более того, до сих пор нет объяснения тому, почему это был именно ковид, а не любое другое ОРЗ. Ни о каких специфических симптомах не было сказано ни слова.2
  • user5896201Пардоньте, а кто в ответе за детей, за то, что они не обладают критическим мышлением, не знают, что ИИшкам не стоит доверять полностью? Уж не вы ли за это отвечаете, шибко умные взрослые (которые списывали домашку с ГДЗ и у товарищей, вовсю гуглили ответы, сами не то чтобы упарывались массово в бесполезные школьнве оценки — и как-то вот без мозгов не остались, даже дожили до своих лет и потомства уже толпу наплодили, как ни странно)? Впрочем, большинство взрослых периодически тупит так, что ни одному ребёнку в жизни не снилось, и ещё считают, что имеют хоть какое-то право на выпендроны, блин! Чья бы корова мычала вообще, ага. Все вопросы — только к вам, не нацчившим кого помладше чему поумнее. Брюзжите теперь на самих себя, дети ни в чем не виноваты. Прекращайте катить бочку на тех, кто младше и смекалистее: нейросеть не скажет им "отвали", как вы, если задавать ей кучу вопросов, в отличие от взрослых; нейросеть не наорет попусту, как вы; нейросеть не ставит оценки, зачастую несправедливоые, как вы, — и помогает оптимизировать кучу процессов, знатно мешающих жить, вроде унылой домашки. Конечно, они не будут запоминать кучу всего, что пригодится им в голове только на единственном уроке по теме (вся эта инфа им и так постоянно доступна без тупой бессмысленной зубрежки, как и вам, прикиньте)! Вспомните-ка себя: вы бы полюбас сами с радостью помчались с нейронки списывать, будь у вас такая возможность в школьные годы. Нечего, товарищ, на зеркало пенять. Вы ведь сами же стопудов не знаете, что делать, например, в пещерных условиях жизни; айайай, как стыдно не знать, как добыть мамонта! — это же элементарно. ))) И — нет, это не "другое": осуждающим кого помладше, вот таким людям вроде вас, глубоко плевать на актуальность заучивания информации. Так что — бегом учиться ловить мамонтов, ишь, недовольствует он тут, неуч! )))1
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Андрей, хотите - обсудите. Будете вполне в локальном тренде)1
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)user5896201, ага, ответы "сам дурак" пошли. Уже веселее)0
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Сейчас только обратил внимание, что из моего материала (возможно, во время редактуры) выпал абзац. В нем рассказчик из Хабра спросил свою племянницу, зачем та задавала ИИ такие несложные вопросы. Оказалось, что она делала домашнее задание по математике, а машинный интеллект использовала, потому что так быстрее. Выпал важный фрагмент. Жаль; но уже ничего не изменишь1