Как оформить интерьер в классическом стиле
Многие считают, что джапанди и лофт — мимолетный тренд. А вот классика актуальна в любые времена.
Классическое оформление в интерьере — это целый пласт стилей. Некоторые из них противоположны друг другу визуально и по духу. Например, если в классицизме и ампире используют прямоугольные элементы, то для барокко нужны завитушки и узоры.
Чтобы во все вникнуть, важно понимать историю стиля и нюансы оформления. Рассмотрим, что такое классика и почему она такая разная.
Что вы узнаете
Что такое классический стиль в интерьере
Когда говорят «классика в интерьере», подразумевают черты нескольких стилей. Во многих интерьерах они комбинируются, тогда получается эклектика .
Античный стиль. Его отличают использование мрамора, колонн и прямых линий. На греческие храмы и римские дворцы как раз и ориентировались архитекторы, создавшие впоследствии все классические стили.
Барокко. Возник в 16 веке. Этот стиль кричит: «Дорого-богато». Для него характерны яркие цвета: красители раньше были дорогими, поэтому для демонстрации богатства красили все, что только можно. Стилю свойственны позолота, витые колонны и сложные фактуры. Если вы видите интерьер и в голове всплывает Собор Василия Блаженного — это барокко.
Рококо. Появился в середине 18 века. Рококо — это искаженное rocaille, что в переводе с французского значит «мелкий дробленый камень» или «декоративная ракушка». Это изящный, асимметричный и витиеватый стиль. Если убрать из барокко яркие цвета и сделать его более нежным, получится рококо.
Классицизм. Возник после рококо и выглядел как протест украшательству. Классицизм строгий и симметричный. Сдержанные цвета и тихая роскошь — отличительные черты стиля.
Ампир. Возник во Франции во время правления Наполеона Бонапарта. Ампир — это имперский стиль, очень торжественный и пафосный. Он адаптировал античное искусство под современность начала 19 века.
Роскошные фактуры комбинируются с правильной геометрией. Все аккуратно, симметрично, много прямых линий и символов завоеваний вроде лавровых листьев и оружия. В таком интерьере больше ярких цветов, чем в классицизме.
Викторианский стиль. Характеризует английские интерьеры эпохи королевы Виктории — с середины 1830-х до начала 20 века. Викторианский стиль максималистичный, сложный, с большим количеством декора и дорогих фактур. Он более симметричный и сдержанный, чем барокко, но темнее и ярче классицизма. Викторианский стиль переняли в России, где он стал неким символом «старых денег» .
Модерн, он же ар-нуво. Возник в конце 19 века как противовес старым художественным стилям и воплотился в том числе в интерьерах. Плавные линии, цветочные мотивы и текучие формы стали ключевыми его чертами.
Ар-деко. Появился в начале 20 века. Считается стилем new money, или нуворишей, которые появились после индустриализации и сколотили капиталы самостоятельно, не имея громкой фамилии и титула. Они не хотели опираться на устаревшую классику, но желали продемонстрировать богатство. Ар-деко — симметричный и приглушенный, но при этом создан из роскошных и дорогих материалов.
Почему классика так популярна на постсоветском пространстве
Популярность классического стиля со всеми его атрибутами в виде колонн, мраморных стен и паркетных полов — следствие исторических процессов. Чтобы понять, почему стиль до сих пор в моде, нужен экскурс в историю.
До 1917 года по части архитектуры и интерьеров Россия шла в ногу с Европой. Классицизм, ампир, барокко, рококо и отголоски викторианского стиля встречались в домах знати и тех, кто мог себе это позволить. Но после революции и Гражданской войны все изменилось.
Архитектуре и общественным пространствам стало уделяться больше внимания. Строились дворцы культуры, сталинские дома и станции метро потрясающей красоты. За основу был взят ампир, который позже назовут сталинским. Его торжественные и величественные формы отражали то, что хотела транслировать страна.
При этом бытовые интерьеры не получили такого внимания. Коммунизм предполагал, что большую часть времени люди будут проводить вне дома: на работе и в общественных пространствах. Поэтому театры, стадионы и школы оформлялись хорошо, а вот стремление к домашнему уюту клеймилось мещанством. Параллельно происходила индустриализация: жители деревень, большинство из которых жило только в избах, стали переселяться в города. У них отсутствовала интерьерная насмотренность в принципе. Они видели ампир и понимали: вот это красиво, это цивилизация.
После войны вопрос жилья встал еще острее. В 1950-е годы в США появился стиль, который мы сейчас называем мидсенчури, а в России восстанавливали то, что было разрушено во время войны. Естественно, о модных стульях и креслах задумывались в последнюю очередь. Как-то стилизовали интерьер те, кто мог себе это позволить. Остальные продолжали любоваться ампирными общественными пространствами.
Со стартом строительства хрущевок начинается слом парадигмы «нет мещанству». Это время, когда в общественном сознании элементы интерьера стали показателем статуса. Югославская стенка, чехословацкий хрусталь и ковер из обычных вещей превращаются в своеобразных идолов, ради получения которых тратится много сил, времени и денег.
Интерьеры были в целом однообразные: если вы застали то время, то помните, что квартиры могли различаться только цветом занавесок. Это обыгрывается в «Иронии судьбы». При этом образцами роскоши считались залы Кремлевского дворца и Эрмитаж: все их видели хотя бы в журналах и по телевизору.
Затем начались девяностые, когда общество резко расслоилось на две категории: тех, кто мог позволить себе дорогие ремонты, и тех, кто думал об этом в последнюю очередь. И те и другие выросли на мысли о том, что дворцовые интерьеры — это и есть настоящая роскошь. Просто потому, что других интерьеров они толком и не видели. Произошел первый виток истории классических интерьеров с колоннами, лепниной и хрустальными люстрами.
Технологии резко шагнули вперед, телевизоры стали больше, аудиосистемы — громче, появилась новая техника. Больше людей стало ездить за границу. Пришел второй виток истории классических интерьеров — евроремонты. Это симбиоз технологичного интерьера и абсолютно не сочетающейся с ним концепцией классического стиля из интерьеров богачей, которые показывали по телевизору. А сверху добавлялись элементы привычного уюта и показателей богатства: ковер, стенка, хрусталь.
Естественно, во всем этом процессе были и те, кто уделял интерьерам больше внимания, умел подбирать и сочетать цвета, делал мебель самостоятельно, но в масштабах страны это были единицы. У большинства людей неоткуда было взяться насмотренности: такая была эпоха.
В итоге от классических интерьеров мы начали отходить в последние 15—20 лет с распространением интернета и появлением простой доступной мебели. Это не связано с тем, что раньше у людей якобы не было вкуса. Единственная причина — негде было посмотреть, как можно по-другому. Единственные качественные, красивые и демонстрирующие благополучие примеры были в классических стилях, а простая и красивая мебель существовала только на экранах.
Кому подойдет классический стиль в интерьере. Классический стиль подойдет тем, кто планирует оформить просторную квартиру или дом и вложить в ремонт большие деньги. К сожалению, полноценный классический интерьер невозможно сделать одновременно хорошо и дешево.
В последнее время чистую классику делают реже, стараясь подчеркнуть богатство не золотой лепниной, а выбором качественных и дорогих материалов в более сдержанном дизайне. Атрибуты классики создают ощущение респектабельности. Если вы хотите казаться взрослее, мудрее и продавать свои услуги дороже, оформите кабинет в классическом викторианском стиле.
Также классический интерьер подойдет тем, кто любит натуральные фактуры: камень, дерево, металл и так далее. Если хочется яркого, но сдержанного интерьера, его тоже можно воплотить в классическом стиле.
Особенности классического стиля
У классических стилей есть преимущества, за которые их любят и делают в квартирах даже те, кто видел много и разное.
Визуальное богатство. Классические стили выглядят дорого. Почему так, мы рассмотрим далее. Но в целом комната в классическом стиле смотрится роскошнее, чем, например, в сканди, даже если на ремонт потрачено столько же.
Визуальное богатство дает ощущение успешности и респектабельности. Именно эти эмоции ищут или хотят подчеркнуть люди, выбирающие классический стиль.
Надежность. В основе классического стиля — натуральные материалы. Дерево и камень долговечны, из-за чего кажется, что ремонт в классическом стиле просто физически проживет дольше.
На самом деле ремонты делают чаще, чем материалы успевают «уставать», потому что меняются вкусы и обстоятельства. Родители строят дом и обставляют его в классике на века, а дети либо продают, либо полностью переделывают, потому что поменялись вкусы, мода и технологические возможности.
Актуальность. Считается, что классика вечна. Это справедливо в отношении музыки, литературы, живописи, архитектуры — и теперь интерьеров. Классический интерьер воспринимается как что-то вневременное, неподвластное моде. Лофт вышел из трендов, джапанди через пять лет перестанет быть модным, а классика как была, так и останется.
В какой-то степени это действительно так, но в отличие от искусства, у интерьеров есть прикладные цели. И актуальный интерьер — это еще и тот, в котором комфортно. Например, есть достаточное количество розеток для электроприборов, которых с годами становится все больше.
Сложности классического стиля
У классического стиля есть ряд сложностей, которые мешают воплотить его в жизнь и в дальнейшем использовать этот интерьер.
Цены на материалы. Классический интерьер влетит в копеечку. Конечно, можно заменить мрамор на пластик с рисунком мрамора, паркет — на линолеум, дерево — на ЛДСП, но атмосфера помещения будет совершенно другая, и хорошо не получится. Краеугольный камень — качественные и дорогие материалы. Если нет возможности их использовать, лучше выбрать другой стиль.
Требования к пространству. В хрущевке или студии можно использовать элементы классического стиля, но осторожно. Из-за визуального богатства он требует больших пространств для раскрытия. Если мы попытаемся впихнуть всю лепнину Эрмитажа в евродвушку, получится перегруженное пространство. В таком помещении сложно находиться дольше пары часов.
Также большие вещи требуют простора. Что бы это ни было — принт на обоях, люстра или диван, — нужно достаточно места. Обычно сложная вещь требует нейтрального фона, сопоставимого по площади с тремя-пятью размерами самой вещи.
Сочетаемость с техникой. Когда появились классические стили, самой высокой технологией была гильотина, и она уже тогда не очень с ними сочеталась. Вписать компьютер, телевизор, кондиционер в классические стили сложно. Кухня в классическом стиле — вообще отдельная история: кухни никогда не обставляли как парадные комнаты и уж тем более не обедали в них. Поэтому роскошный стол с витыми ножками и набор стульев с шелковой обивкой смотрятся инородно: наш мозг просто не сочетает эти две реалии.
Уборка. Лепнина, сложные ткани, светлые поверхности, зеркала и хрусталь требуют тщательного ухода. Стирка многоуровневых бархатных штор, мытье хрустальной люстры и уход за паркетом могут превратить жизнь в ад, если у хозяев нет денег на клининг и соответствующие службы.
Чего стоит избегать в классическом стиле интерьера. У классических стилей глубокие исторические корни, поэтому второстепенные помещения в таком стиле — нонсенс. Даже обычный шкаф-купе не вяжется с классикой, потому что такая конструкция не характерна для роскошных интерьеров. В них никогда не экономили место, а шкаф-купе создан как раз для этого.
Чтобы не травмировать психику, лучше все «непарадные» помещения вынести в отдельные комнаты, а классику оставить только для гостиной и спален. В кухне, прихожей и других технических помещениях лучше подойдет сдержанный дизайн с минимумом декора.
Как реализовать современный классический стиль
И вот мы пришли к самому интересному: как же реализовать классический стиль, если сильно хочется. Главное — определиться с главенствующим стилем или с ощущением, которое нужно передать. Не мешайте классические стили. Или мешайте, но аккуратно, с умом: в этом помогут дизайнер и хорошая насмотренность. Например, в рококо много романтичных завитушек, а в ампире — прямые линии и торжественные формы. Если их просто смешать, получится сумбурно.
Атмосфера влияет и на выбор отделки. Например, в викторианском стиле будут темные деревянные панели, обои, бархатные портьеры и мало искусственного света, а в классицизме — светлые стены и яркое освещение. Именно от атмосферы и стоит отталкиваться при выборе отделки. Рассмотрим разные варианты.
Как во дворце. Дворцовые интерьеры лучше воплощать на сопоставимых пространствах — в очень просторных квартирах или в домах. Отделка и декор дворцового стиля раскроются только на огромных площадях. Выберите одно направление из классических интерьеров — ампир, барокко или классицизм — и копируйте его.
В отделке используйте преимущественно светлые или яркие стены с выраженной лепниной. Если выбираете барокко или рококо, лепнина должна быть с завитками. Для ампира и классицизма — прямые линии. Можно использовать венецианскую штукатурку и роскошные обои. На полу — паркет или в крайнем случае инженерная доска . Паркет обязательно с узором, а не просто планки.
На потолке — лепнина в большом количестве: розетки, сложные карнизы. Все выкрашено в белый или в цвет стен с контрастной лепниной. Допустимы фрески, сложные кессоны и другие декоративные элементы.
Чтобы наполнить интерьер, выбирайте мебель из массива дерева, сложных форм и с обивкой из дорогих тканей: шелка, атласа, бархата. Допустимы вставки из стекла и зеркал.
В качестве декора впишется любая роскошь: дорогие расписные вазы, классическая живопись в сложных багетах, персидские ковры и хрустальные люстры. Важно, чтобы это были действительно качественные и дорогие вещи, а не бюджетные аналоги. Дворцовый стиль не терпит подделок и дешевых материалов.
Как в британских фильмах. Британская классика строится на викторианском стиле. Если вы наслаждались интерьерами в «Гордости и предубеждении» или «Аббатстве Даунтон», этот вариант как раз подойдет. Он лучше смотрится в больших помещениях, но можно воплотить и в квартире среднего размера. За счет темных стен интерьер «растворяется» и комната кажется больше.
В отделке стен часто используют деревянные панели и обои, которые могут быть узорными и темными. На полу — паркет в темных тонах, инженерная доска или любое другое покрытие, качественно имитирующее паркет. Потолок обычно темный, реже белый, с лепниной или балками. В некоторых интерьерах отделан панелями, как и стены.
Мебель берут надежную, из массива. Оттенки чаще всего темные, а обивку сочетают с обоями. Хорошо впишутся библиотека и кожаные диваны в темно-коричневом цвете. При этом важно не ставить темную мебель на светлый фон, иначе контраст убьет атмосферу.
В качестве декора хорошо впишутся классическая живопись, фарфоровые вазы и лампы в тканевых абажурах. Люстры более сдержанные, не как в дворцовом стиле.
Как в парижской квартире. Такое оформление называют паризьеном, это стиль светлых и роскошных парижских квартир. Он идеален для старого фонда и новостроек с высокими потолками. Площадь здесь не так важна, как уровень освещенности и высота потолков.
Отделку стен делают белой, с лепниной. Здесь вряд ли пригодятся обои или сложная декоративная штукатурка. Белые стены дадут ощущение света и легкости. На полу паркет или аналог. Потолок может быть богато оформлен лепниной.
Мебель берут легкую, на ножках. Она может быть минималистичной и современной: стиль играет на этом контрасте. Допустимы зеркальные и стеклянные элементы, позолоченные или посеребренные ножки. Иногда в паризьене намеренно комбинируются мебель сложных форм и простые современные детали. Из декора: зеркала в витых рамах, хрустальные люстры, вазы с цветами — все легкое и воздушное. Можно также использовать абстрактное искусство, оно хорошо подчеркивает стиль.
Строго, но со вкусом. Такие интерьеры часто называют неоклассикой, то есть современной классикой. Хотя на деле это обычно контемпорари или вообще современный ар-деко. Часто в эту категорию попадает американская классика — осовремененный классицизм, очень светлый, чистый и строгий.
В отделке лучше светлые стены, но сложных цветов: не белый, как в паризьене, но и не темный, как в британском стиле. Часто это светло-серый, светло-зеленый, голубой и молочный. На стенах делают прямые рамки из молдингов без витой лепнины. Допустимы обои с ненавязчивыми цветочными узорами или полосками.
На полу — паркет или аналог, чаще всего покрытие не слишком темное. Потолок либо гладкий, либо с балками или кессонами. Мебель простых форм, преимущественно прямоугольная. В обстановке поддерживается симметрия. Обивка может быть недорогой, но чаще однотонная.
Освещение и декор могут быть более современных форм, без витиеватых ваз и классической живописи на стенах. Здесь допустимы интерьерные картины в простых рамах.
Как использовать классический стиль в разных комнатах
Гостиная. Здесь обязательно будут диван и кресла, а вот телевизора может не быть. Вместо него часто делают точку фокуса — акцентный элемент, который притягивает взгляд. Это может быть камин или красивый комод.
Обратите внимание на декор: чтобы сделать стены роскошнее, необязательно использовать блестящую венецианскую штукатурку, которую сложно сочетать с остальными вещами. Можно просто покрасить стены и смонтировать лепнину из МДФ или полиуретана: она стойкая и хорошо красится. Узкие прямоугольники из молдингов сделают стены визуально выше.
Спальня. Главный элемент — кровать. Она обязательно роскошная, высокая и с красивым покрывалом. Можно сделать балдахин .
Главная проблема небольших спален — шкаф для одежды. В классических интерьерах скорее делают гардеробную, но если нужен шкаф, лучше сделать его нейтральным, чтобы не нарушать атмосферу.
Также важно соблюдать единство стиля: если кровать с тысячей завитков, их повторяют и на стенах, и в декоре. Контраст прямых и сложных линий режет глаз.
Кухня. Мы уже говорили, что классическая кухня — это новая реалия, которую непросто адаптировать. Кухню лучше делать более минималистичной, чем жилые комнаты. Пусть это будут фасады с простой фрезеровкой в благородном цвете или с фактурой дерева. В классической кухне хорошо будет смотреться мрамор — как на полу, так и на фартуке и столешнице.
Также подойдет простой карниз, который закрывает стык между верхними ящиками с потолком и обрамляет кухню. Это делает пространство выше.
Ванная. Классическая ванная предполагает простор, но если хочется сделать классику на небольшом пространстве, выбирайте минимум сложного декора. Для отделки подойдет мраморный керамогранит или красивая глазурованная плитка в сложных оттенках. Чем меньше помещение, тем менее активный рисунок.
Стены можно отделать панелями или просто покрасить: для этого нужна водостойкая краска. Например, у Dulux это Ultra Resist.
В ванную в классическом стиле впишется отдельно стоящая ванна. Важно помнить, что поддерживать чистоту в такой комнате сложно. Можно выбрать бронзовые смесители, но их обязательно нужно поддержать другим декором, например рамой зеркала, светильником и дверной ручкой.
Прихожая. Прихожая, как и кухня, — функциональная зона, и делать тут роскошь не стоит.
Пол можно отделать керамогранитом под мрамор. Не забывайте про зеркало, которое можно оформить в сложную декоративную раму.
Детская. Классические стили появились, когда к детям не относились по-особенному. Их комнаты оформляли как взрослые спальни. Сейчас популярны воздушные детские в нежных тонах, особенно для девочек. Но они не очень практичны и ограничивают естественное познание мира: нельзя рисовать на стенах и размазывать пластилин по мебели. В светлых интерьерах плохо смотрятся яркие детские игрушки, так как создают визуальный мусор.
Хорошим вариантом для классической детской будут деревянные панели в нижней части стен и пестрые обои в верхней. Кровати с пологом тоже отлично подойдут, особенно если балдахин будет отделять спальное место полностью — это подойдет и для игр. За счет пестрой и приглушенной палитры игрушки не будут сильно выделяться.
Что в итоге
- У популярности классического стиля на постсоветском пространстве исторические корни. Долгое время классические интерьеры были единственными красивыми и доступными для рассматривания, поэтому до сих пор считаются лучшим вариантом для квартиры.
- Классических стилей много: от греческого до викторианского. Определитесь с тем, на какой из них будете ориентироваться. Это поможет выбрать формы и палитры.
- Если вы не профессиональный дизайнер, не смешивайте разные классические стили в одном помещении: скорее всего, будет некрасиво.
- Для классического стиля берут дорогие и качественные материалы. Помните об этом при планировании бюджета и составлении сметы.
- Важно сопоставлять размеры помещения и мебели. Обстановку для дворцовой комнаты не впихнуть в хрущевку. Также классику лучше оставить для комнат, а функциональные помещения вроде кухни и прихожей оформить проще.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga