Как я создала онлайн-курс с помощью ChatGPT
Я занимаюсь международными закупками в индустрии моды: выбираю товары и договариваюсь о поставках.
Мой общий стаж работы — больше девяти лет. По образованию я дизайнер, плюс много училась дополнительно. Например, прошла онлайн-курс по моде от университета Bocconi и двухнедельный очный курс в институте NABA. Подробнее о своей учебе в Италии я рассказывала в другой статье Т—Ж.
Мне хотелось профессионального развития, и я решила попробовать себя в качестве лектора. Вести занятия мне было бы удобнее онлайн, так как я не привязана к конкретному месту и часто переезжаю. Например, в момент работы над статьей я нахожусь в Таиланде, на Пхукете.
Я начала отправлять свое резюме онлайн-школам, но те отвечали неохотно. Тогда я решила, что у меня достаточно знаний и опыта, чтобы создать свой онлайн-курс. Но это требовало много времени и сил, а гарантий, что проект окупится, не было.
Все изменилось в январе 2023 года, когда я начала осваивать нейросети. Тогда я поняла, что тексты уроков можно составить с помощью ChatGPT, а картинки легко создавать с Midjourney. Я также открыла для себя AI Music Generator — этот сервис помог сгенерировать фоновую музыку.
Конечно, нейросети не сделали курс за меня — скорее, ускорили процесс, взяв на себя рутинную работу. Я самостоятельно составила структуру курса, проверила все тексты и сняла видеоуроки. Если понимала, что ответ чат-бота неполный, просила добавить информацию. В результате я подготовила черновые материалы за выходные, а сам курс — за четыре недели.
В статье поделюсь своим опытом создания курса с помощью нейросетей. Расскажу, как формулировала запросы, проверяла тексты, снимала уроки и публиковала готовый продукт на платформе Stepik. Все это я сделала самостоятельно — обращаться к дизайнерам и копирайтерам не пришлось.
Почему я решила создать курс с помощью нейросетей
О нейросетях я узнала из новостей и обзоров на «Ютубе». Больше всего писали о ChatGPT, поэтому решила протестировать именно этот сервис. Тем более что доступ к нему был бесплатным.
Первые обращения к чат-боту я писала на русском и английском. После нескольких тестов поняла, что нейросеть дает более информативный ответ именно на английском, и в дальнейшем делала запросы только на нем. Уровень моего английского — B2, и я хорошо знаю терминологию индустрии моды, так что проблем не возникло.
Свои запросы я формировала на узкоспециализированные темы, в которых хорошо разбираюсь. Например, спрашивала об условиях сотрудничества с модными фабриками в Китае и о контроле качества готовой партии товара. Результаты меня порадовали: ответы ChatGPT были вполне корректными и развернутыми. Подача текста мне тоже нравилась: нейросеть выдавала лаконичные материалы в инфостиле, разбитые на абзацы.
Те, кто пользуется ChatGPT, иногда замечают галлюцинации — так называется феномен, когда чат-бот уверенно выдает неправду за факт. Я с таким не сталкивалась.
Протестировав сервис, я пришла к выводу, что нейросеть может сэкономить время на подготовке текстов уроков. Дальше мне бы оставалось прочитать теорию на камеру и смонтировать полученный материал.
Работа над содержанием курса
На курсе я решила поделиться базовой информацией об индустрии моды и рассказать, как создать свой бренд одежды, а также хотела объяснить, как вывести свою марку на рынок и продвигать ее в России.
Готовые уроки планировала опубликовать на российском ресурсе Stepik, куда каждый может загрузить свой курс. Выбрала эту платформу как самую популярную. Я также изучила ее каталог и нашла, что мой продукт туда отлично впишется: там как раз были курсы, посвященные предпринимательству, маркетингу и дизайну.
Структура и формат. Сначала я изучила похожие по тематике программы: проанализировала их структуру и выделила основные темы.
Эталонным для меня стал курс итальянского университета Bocconi по фэшн-управлению, который я когда-то прошла на «Курсере». Та программа была в формате видеолекций с конспектами, поэтому я тоже решила снять уроки на камеру и подготовить дополнительные текстовые материалы.
Кроме того, я ориентировалась на рекомендации платформы Stepik. Например, там советовали следить за логикой обучения, чтобы все модули и занятия были взаимосвязаны.
В итоге я решила сделать курс, который состоит из десяти уроков и трех основных блоков:
- Введение в фэшн-бизнес — поиск своей ниши, анализ конкурентов и целевой аудитории, создание ассортиментной матрицы.
- Дизайн, производство и контроль качества.
- Розничная торговля и дистрибуция одежды — вывод фэшн-продукта на рынок, продвижение, обзор онлайн-площадок.
Каждый урок должен был идти 30 минут, а весь курс — пять часов.
Тексты уроков. Выделив основные темы, я приступила к работе с ChatGPT. Формируя запросы, ориентировалась на свои знания, а ответы нейросети копировала в «Ворд». Потратила на это одни выходные.
Поначалу я пользовалась бесплатной версией ChatGPT, а потом оформила платную подписку за 20 $ (1599 ₽) в месяц. Не могу сказать, что заметила разницу.
Первый блок, посвященный введению в фэшн-бизнес, я подготовила легко. Нейросеть предоставила грамотный теоретический материал и предложила конкретные инструменты для анализа конкурентов и целевой аудитории.
То же касается создания ассортиментной матрицы — так называется перечень всей продукции для продажи. Обычно его составляют в виде таблицы, в которой указывают товарные группы, категории, названия позиций, поставщиков. ChatGPT легко выдала правильные параметры, и я сразу перенесла их в вордовский файл.
Больше всего проблем было со вторым блоком, где речь идет о дизайне и производстве. Например, нейросеть грамотно составила формулу расчета розничной цены, но совершила ошибку в вычислениях. Заметив это, я задала уточняющий вопрос, корректен ли расчет. Чат-бот извинился и выдал новый результат, но он снова оказался неверным. Тогда я повторила свой вопрос и наконец-то получила правильный ответ.
Кроме того, в текст, посвященный производству, не вошла важная информация об условиях доставки DDP — Delivered, Duty Paid. Согласно им, продавец несет максимальную ответственность за груз, поэтому берет на себя все расходы на логистику и пошлины. Мне пришлось отдельно уточнять у нейросети, что такое DDP, и добавлять материал в урок.
С третьим блоком, посвященным розничной торговле и дистрибуции, проблем не возникло. Информация, предложенная чат-ботом, была базовой, но ее оказалось вполне достаточно.
Во всех запросах я уточняла, что продвижение фэшн-брендов должно быть именно на российском рынке. Иначе ChatGPT, скорее всего, рассказала бы о модном бизнесе в США и о таких площадках, как «Амазон», «Ибэй» или «Этси». Мне это не подходило.
Интересно, что нейросеть оказалась хорошо знакома с маркетплейсом «Вайлдберриз» и даже смогла подготовить его обзор. Я получила развернутую информацию об условиях площадки для продавцов, ее плюсах и минусах.
Ответы нейросети я переводила на русский с помощью функции перевода в «Ворде». Получившийся текст самостоятельно редактировала, проверяя его на логику и наличие ошибок. Другими программами и сервисами не пользовалась.
Когда все тексты были готовы, я разработала сценарий. В процессе структурировала материал, продумала визуальное наполнение уроков и распланировала время.
Снимать я решила в двух местах — в квартире и торговом центре. Я расписала, где буду записывать какие уроки и сколько времени на это уйдет. Также определилась, что нужно показывать в магазинах и как я при этом должна выглядеть.
Перевод текстов и создание сценария заняли примерно рабочий день.
Картинки. На платформе Stepik каждый блок занятий должен сопровождаться иконкой. Мой курс состоял из трех частей, поэтому нужно было подготовить три небольших изображения.
Для этого я тоже решила обратиться к нейросетям — просто ввела в Яндексе запрос «создать картинки в нейросети бесплатно» и изучила результаты. Самым популярным решением оказалась Midjourney. Тогда ею можно было пользоваться бесплатно, но на момент подготовки статьи свободный доступ к сервису приостановлен: абонентская плата — от 10 $ (800 ₽) до 60 $ (4798 ₽) в месяц.
Запросы нейросети я формулировала на английском. После каждой попытки Midjourney предлагала четыре варианта изображения — их можно было скачать или попросить доработать. Всего на создание иконок я потратила около часа.
Для вводного раздела курса я решила сгенерировать изображение дизайнерской одежды яркого цвета. Дословно мой запрос звучал так: «Создай фото фэшн-жакета в розовом цвете».
Второй блок, посвященный дизайну и производству, я проиллюстрировала картинкой модели, которая идет по подиуму. Запрос был такой: «Создай фото с подиума, на котором модель в белом платье в свете софитов». Первые варианты изображений мне они показались размытыми, и я попросила их доработать. Со второй попытки выбрала подходящую картинку.
Для третьего блока, в котором рассматривались темы розничной торговли и дистрибуции одежды, мне захотелось сделать визуальную отсылку к «Вайлдберриз». Поэтому я попросила Midjourney создать фото интерфейса онлайн-магазина одежды в фиолетовых цветах. Нейросеть создала несколько изображений: на одних был только интерфейс, а на других позировала девушка. Я решила остановиться на яркой картинке с моделью.
Фоновая музыка. Съемки некоторых уроков я планировала в общественных местах. Чтобы фоновый шум был меньше слышен, решила подобрать музыкальное сопровождение.
Но покупать права на использование треков слишком затратно, поэтому я снова обратилась к нейросетям. Ввела в поиске запрос «создать музыку в нейросети бесплатно» и узнала о сервисе AI Music Generator. Он умеет создавать оригинальную музыку без авторских прав.
Много снимать в общественных местах я не планировала, так что мне было достаточно одной мелодии. Взяла готовую подборку Romantic и выбрала оттуда буквально третий трек. Он был спокойным и ненавязчивым, поэтому идеально подходил для фонового сопровождения.
Съемка уроков
Оборудование. Все уроки я записывала на специально приобретенный телефон Xiaomi 12T Pro. Покупку другого оборудования не рассматривала: посчитала, что смартфоном смогу пользоваться и после съемки, а вот камерой — нет.
Остановилась именно на такой модели, потому что у нее хорошая камера на 200 МП и аккумулятор емкостью 5000 мАч, который, судя по отзывам, долго держит заряд. Своим выбором я в итоге осталась довольна, особенно функцией цифровой симкарты eSIM — это удобно, если находитесь за границей.
Смартфон я использовала в паре с микрофоном-петличкой, поэтому получала хорошую картинку сразу со звуком. Также решила приобрести дополнительный источник света со штативом: в моей квартире большие окна, но идеальный свет бывает только утром, а я хотела записывать материал и после полудня. Кроме того, купила внешний жесткий диск.
Всю технику я приобретала в Малайзии, поскольку во время записи курса находилась в Куала-Лумпуре по студенческой визе. О переезде в эту страну я рассказывала в другой статье Т—Ж. Для удобства укажу свои расходы в рублях.
Сумма расходов на технику — 60 634,12 ₽
Телефон Xiaomi 12T Pro | 50 129,12 ₽ |
Внешний жесткий диск | 5155 ₽ |
Штатив с подсветкой | 2967 ₽ |
Микрофон-петличка | 2383 ₽ |
Сумма расходов на технику — 60 634,12 ₽
Телефон Xiaomi 12T Pro | 50 129,12 ₽ |
Внешний жесткий диск | 5155 ₽ |
Штатив с подсветкой | 2967 ₽ |
Микрофон-петличка | 2383 ₽ |
Съемка. Сначала я решила снять видео в общественных пространствах, а потом спокойно работать в квартире.
Так как я находилась в Куала-Лумпуре, то отправилась в один из местных торговых центров. Выбрала шопинг-молл Pavilion, потому что там представлено много разных брендов. Например, обзор ассортиментной матрицы я сделала в магазине Muji, где продают одежду, косметику, предметы для дома и даже мебель.
Одни видео я снимала со штативом, а для съемки других потребовалось помощь оператора — им стал муж. Сотрудники торгового центра отнеслись к процессу спокойно — возможно, потому что мы пользовались телефоном, а не профессиональной камерой.
Благодаря сценарию я точно знала, куда идти и что делать в конкретном месте. К тому же видео оттуда были не в формате лекций: я старалась именно показать расположение магазинов и их ассортимент. В итоге весь материал отсняли за один день. Впоследствии я распределила эти записи по разным урокам.
Дальше я приступила к записи уроков из съемной квартиры в Малайзии. Чтобы проговаривать теорию без запинок, воспользовалась бесплатным телесуфлером CuePrompter.
Иногда происходили казусы. Например, как-то я забыла поставить телефон в авиарежим, и сообщение в мессенджере прервало съемку. Но я об этом не знала и диктовала теорию целых полчаса. В другой раз забыла надеть петличку, и видео записалось с плохим звуком, поэтому урок пришлось переснимать.
Съемке я уделяла два часа в сутки на протяжении четырех дней. Когда все материалы были готовы, загрузила их в бесплатную версию редактора DaVinci Resolve. С обработкой видео помогал муж. Так как я не снимала с нескольких камер и старалась четко придерживаться сценария, процесс шел быстро. Например, ляпов оказалось не больше десяти — я быстро вырезала их, посмотрев записи в ускоренном темпе. В результате монтаж занял несколько часов.
Готовый курс весил несколько гигабайт. Но на платформу Stepik можно добавлять файлы размером до 500 Мб, поэтому все уроки понадобилось сжать. Это потребовало больше времени, чем непосредственно монтаж, к тому же иногда возникали технические ошибки. На сжатие и рендер видео ушло примерно двенадцать часов.
Публикация готового курса
Когда курс был готов, я начала загружать его на Stepik. Зарегистрировалась там в качестве преподавателя, а потом стала добавлять обучающие материалы: информацию о структуре курса, вводную часть, видеоуроки, тестовое задание и конспекты с теорией.
У платформы оказался понятный интерфейс, поэтому я сделала все легко и быстро — за день. Загружать материалы помогал интерактивный чек-лист, который обновлялся по мере появления новой информации. Это было очень удобно.
Один из пунктов чек-листа касается задач к урокам — их должно быть минимум девять. Кроме того, добавленные упражнения нужно прорешать. Разработчики Stepik предлагали сделать это самостоятельно или обратиться к тестировщикам — я выбрала первый вариант как менее затратный.
Всего я составила порядка одиннадцати задач — тестовых и с вводом ответа, — и ответила на них примерно за десять минут.
С конспектами уроков, созданными при участии нейросети, проблем не возникло. Платформе не понравились только мои вводные тексты, которые я добавляла к каждому уроку. В них были общие слова вроде «добро пожаловать на урок» и «к концу этого урока вы узнаете», но оказалось, что так лучше не делать: тексты не должны повторяться. Я убрала эти фразы, и описания занятий прошли проверку.
Как только я выполнила требования чек-листа, можно было установить стоимость курса. Оценила его в 699 ₽, а потом внесла свои реквизиты в российском банке, паспортные данные и ИНН.
При формировании цены мне хотелось найти баланс, чтобы она не была слишком высокой или низкой, поэтому я выбрала что-то среднее. Другой важный фактор — сумма, которую я сама готова заплатить за обучение: обычно покупаю онлайн-курсы стоимостью до 1000 ₽.
Система также предложила мне создать промокод. Я решила сделать скидку 100 ₽ по слову Fashion сроком на месяц.
После публикации курса я получила реферальную ссылку. Если кто-то покупает курс по ней, Stepik берет комиссию в размере 7%, но не менее 50 ₽. В остальных случаях — например, когда студент находит мой курс в общем каталоге, — площадка удерживает 40%.
Выводы
Думаю, окончательные итоги моей работы подводить еще рано. В продвижение курса я активно не вкладывалась: просто поделилась ссылкой с друзьями и попросила сделать репост. Поэтому на момент подготовки статьи результаты скромные, зато я получила хороший опыт. Чтобы привлечь нужную аудиторию, планирую распространить информацию о курсе в телеграм-каналах, посвященных образованию и моде.
В целом нейросети помогли мне создать полноценный курс за несколько недель, не потратив много времени и денег. Благодаря ChatGPT не пришлось часами искать нужные материалы и структурировать их. Другие сервисы — Midjourney и AI Music Generator — закрыли вопрос с изображениями и музыкой.
Конечно, то, что я получала от нейросетей, не всегда было идеальным. Например, в случае с ChatGPT приходилось задавать уточняющие вопросы и проверять информацию. Но благодаря своему опыту в фэшн-бизнесе я могла делать это быстро.
Так получилось, что, пока я работала над уроками, мне предложили стать лектором еще одного онлайн-курса о моде. Офис площадки находится в Москве, а я — в Куала-Лумпуре, и мы договорились, что уроки буду записывать самостоятельно. Благодаря ChatGPT я подготовила контент продолжительностью семь часов меньше чем за месяц. На момент написания статьи курс в процессе монтажа — эту задачу взяла на себя школа.
Получается, что нейросети также помогли мне повысить свою эффективность и увеличить доход. Размер своего гонорара раскрыть не могу, но он находится в пределах рынка.
В моих дальнейших планах — подготовка нового курса. При этом я продолжаю работать в сфере закупок на полную ставку, а съемка уроков — подработка, которой я уделяю пару часов в день. Благодаря нейросетям у меня получается все совмещать.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie