Crysis: за что любят и критикуют серию шутеров о вторжении инопланетян
На протяжении нескольких лет франшиза Crysis считалась одной из самых передовых в индустрии.
Игры серии показывали, какими должны быть шутеры нового поколения — красивыми, технологичными и с большой свободой действий. Влияние Crysis прослеживается даже спустя 11 лет.
Crytek объявила о разработке четвертой части два года назад — c тех пор новостей о ней не было. Рассказываем, за что мы полюбили эту серию — и почему у нее неоднозначная репутация.
Что вы узнаете
Что за серия Crysis
Даты выхода: Crysis — 13 ноября 2007, Crysis Warhead — 18 сентября 2008, Crysis 2 — 22 марта 2011, Crysis 3 — 19 февраля 2013
Жанр: шутер от первого лица
Платформы: Steam и Epic Games Store на ПК, PlayStation 4 и 5, Xbox One и Series, на PlayStation 3 и Xbox 360 игра доступна на дисках
Режимы игры: одиночный, мультиплеер
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Crytek
Кому понравится: фанатам шутеров в открытом мире и любителям научной фантастики
Игры, похожие на серию Crysis: Far Cry, Half-Life 2, Homefront: The Revolution, серия Halo
Примерная продолжительность: 29 часов на прохождение всех частей
Перевод: есть русская озвучка
Подробнее: на сайте игры
Как купить Crysis в России
Оригинальные версии Crysis недоступны для покупки в России, так как их издавала Electronic Arts, прекратившая деятельность в РФ.
Но в Steam без ограничений доступны ремастеры трилогии. О том, как покупать игры в этом магазине, мы писали в отдельном материале.
О чем игры Crysis
Crysis. 2020 год, острова Линшань в Филиппинском море. Армия КНДР захватывает эти территории и устанавливает там свою власть. На островах находятся американские археологи, которые посылают сигнал бедствия. Судя по сообщению, ученые нашли в пещерах нечто, что может изменить судьбу человечества. США отправляют на спасение ученых группу элитных солдат отряда Дельта. В него входит и главный герой с позывным Кочевник.
Доблестные спецназовцы противостоят коварному северокорейскому генералу — так можно описать первую половину игры. Во второй герои сталкиваются с инопланетянами, что делает историю интереснее. Но сценаристы почти не раскрывают лор вселенной и не рассказывают о происхождении пришельцев, поэтому сюжет едва ли может увлечь.
Зато геймплей получился отличным. Действие разворачивается на больших локациях, линейных уровней здесь крайне мало. Кочевник одет в нанокостюм, у которого есть четыре режима: невидимость, броня, скоростной бег и увеличение силы. Способности дают простор для тактики. На все действия тратится энергия, поэтому план по выполнению задания лучше продумывать заранее.
В шутерах того времени такое разнообразие способностей было редкостью, поэтому Crysis хвалили за инновационный геймплей и называли одним из лучших представителей жанра в истории.
Crysis Warhead. Это спин-офф первой Crysis, вышедший спустя год. Действие Warhead разворачивается параллельно событиям оригинала. Главный герой — напарник Кочевника с позывным Псих. Он выполняет приказы руководства в другой части острова Линьшань.
Warhead — по большей части линейная игра, она состоит из небольших уровней. Сам Псих, в отличие от Кочевника, постоянно разговаривает с напарниками и комментирует происходящее, а в кат-сценах часто показывают лицо протагониста. Это более насыщенный и зрелищный шутер, но геймплейная свобода осталась в прошлом.
Crysis 2. Продолжение вышло в 2011 году. Действие перенесли в Нью-Йорк. Инопланетный вирус уничтожил немалую часть населения, порядок поддерживают немногочисленные солдаты. Пришельцы ведут полномасштабную войну против человечества и одерживают верх. Единственная надежда людей — суперсолдаты в нанокостюмах.
Главный герой — морской пехотинец Алькатрас. После битвы с инопланетянами его спасает Пророк, один из напарников Кочевника. Пророк отдает главному герою свой нанокостюм и просит найти доктора Гулда — единственного человека, который знает, как уничтожить пришельцев.
Сюжет в Crysis 2 отличный — с неглупыми рассуждениями о человечности, искусственном разуме и судьбе цивилизации. Оно и неудивительно, ведь сценарий писал Ричард Морган, автор «Видоизмененного углерода». А предысторию игры помогал продумывать Питер Уоттс, известный по «Ложной слепоте», он же писал и новеллизацию. Фантасты помогли сделать вселенную Crysis по-настоящему уникальной и интересной, а сюжет второй части до сих пор называют лучшим в серии.
К сожалению, геймплей в сиквеле не так хорош. Коридорных уровней в сравнении с первой частью стало заметно больше, а враги не отличаются сообразительностью. Оригинал позволял проходить миссии по-своему, а в продолжении такой свободы нет: здесь много заскриптованных ситуаций.
Crysis 3. События триквела происходят спустя 24 года после финала второй части. Нью-Йорк лежит в руинах, инопланетяне продолжают воевать с людьми. Нанокостюмов больше не осталось, а единственный его носитель — Пророк . Главный герой должен остановить корпорацию C.E.L.L., которая хочет взять планету под свой контроль.
Сюжетно Crysis 3 уступает второй части. Ричард Морган и Питер Уоттс не участвовали в написании сценария, и это заметно: триквел в сравнении с прошлой игрой кажется обычным боевиком с клишированным сценарием о спасении мира. Геймплей тоже не претерпел значительных изменений. Единственные нововведения — охотничий лук в арсенале и сеттинг заросшего Нью-Йорка. Третью часть справедливо называют худшей в серии.
За что серию полюбили критики и игроки
Crysis задала новый стандарт в графике. Первая часть опередила свое время. Игра вышла всего через год после старта седьмого поколения консолей и впечатлила высокой детализацией. Модели персонажей отлично проработаны, текстуры окружения и качество воды удивляют до сих пор. Спустя 17 лет Crysis не сильно уступает современным шутерам в плане графики. А еще здесь продвинутая физика: Кочевник может взять в руки чуть ли не любой предмет.
Технологичность игры не пошла на пользу Crytek. Во-первых, Crysis изначально не выпустили на PlayStation 3 и Xbox 360 — это случилось только спустя четыре года, в 2011. Во-вторых, далеко не все игроки могли насладиться игрой на своих ПК. Первая часть умудрялась тормозить даже на самых мощных системах. Но ради Crysis многие все равно обновляли ПК, ставили лучшие процессоры и видеокарты.
Игры серии предлагают большую свободу действий. В основном это касается первой части: в ней можно управлять транспортом, валить деревья, кидать во врагов ящики и пройти почти всю игру в стелс-режиме.
В продолжениях такой геймплейной свободы нет, но и в них варианты прохождения редко ограничиваются одним маршрутом. Благодаря этому серия не кажется устаревшей и сейчас.
У серии неплохой лор. Ричард Морган и Питер Уоттс расширили вселенную и сделали ее по-настоящему интересной. Нанокостюмы в их видении стали чем-то вроде полноценных организмов, которые связаны с носителями. Также выясняется, что пришельцев нашли еще в 1919 году после падения Тунгусского метеорита. При этом экспедицию по его поиску возглавлял будущий создатель нанокостюмов, который узнал, как продлить жизнь с помощью инопланетных технологий.
От Crysis никто не ожидал закрученной истории, ведь первая часть не отличалась хорошим сценарием. Поэтому после выхода сиквела серию стали воспринимать иначе — как отличный научно-фантастический блокбастер. Фанаты до сих пор выпускают подробные разборы сюжета.
Это отлично срежиссированные блокбастеры. Первая часть к финалу показывает масштабные сражения с участием инопланетян, а вторая — целую битву за Нью-Йорк. Город разрушается из-за наводнения, падают небоскребы, немногочисленные выжившие пытаются дать отпор захватчикам. Crysis 2 до сих пор остается одной из самых зрелищных игр в истории.
Почему Crysis критикуют
Серия постепенно деградировала в геймплейном плане. Crytek так и не придумала новых способностей для нанокостюма, поэтому на протяжении трех частей игрокам приходилось заниматься одним и тем же.
При этом с каждой новой частью возможностей становилось все меньше. Во второй и третьей игре управлять транспортом дают только в строго определенных сегментах. Уровни с каждой новой частью тоже становились все меньше, а враги — глупее. Улучшали лишь графику, но к 2013 году визуальный ряд Crysis перестал быть на голову выше, чем у других шутеров — особенно в сравнении с серией Battlefield.
Авторы не смогли определиться с целевой аудиторией. Первая часть метила в сторону шутеров с открытым миром и предлагала клишированную черно-белую историю. Вторая часть превратилась в полноценный блокбастер, причем с упором на небанальный сюжет. А в третьей Crytek попыталась сделать стелс-экшен с прятками в траве и охотничьим луком.
Игры серии получились слишком разношерстными, у них не было объединяющих элементов кроме нанокостюма. Неудивительно, что продажи серии падали с каждой новой частью: игроки не понимали, для кого на самом деле создают Crysis.
Как Crysis повлияла на игровую индустрию
Сделала студию Crytek востребованной. После выхода первой Crysis компания получила финансирование и смогла стать одной из самых заметных в Германии. Позже разработчики выпустили экшен Ryse: Son of Rome, онлайн-шутер Warface и кооперативную игру-сервис Hunt: Showdown. Сейчас Crytek самостоятельно издает свои игры и состоит из нескольких подразделений.
Повлияла на развитие графики. Мощь ПК стали измерять по Crysis еще с 2007 года. Фанаты стали даже создавать мемы But Can It Run Crysis? (сайт недоступен в РФ) и шутили, что игру могут потянуть только суперкомпьютеры с тысячами процессоров и видеокарт. Позже мем обыграли сами разработчики: в ремастере Crysis появился режим графики Can It Run Crysis?. При этом игроки продолжают измерять мощность видеокарт именно по первой части серии в разрешении 4K и 8K.
Популяризировала свой движок. Сейчас CryEngine не так востребован, как Unreal Engine 5 или Unity, но его все равно часто используют в современных играх. Так, именно на движке от Crytek работали Prey 2017 года, ролевая игра Kingdom Come: Deliverance и шутер Sniper: Ghost Warrior.
Что ждет серию в будущем
Сейчас правами на Crysis целиком владеет Crytek. Компания начала разработку четвертой части в 2022 и издает игру самостоятельно. О чем она будет и когда выйдет, пока неизвестно.
Судя по всему, Crytek как никогда заинтересована в серии. В 2021 вышли ремастеры трилогии, которые получили положительные оценки игроков. Возможно, на четвертой части студия не остановится — и сделает новую трилогию.
Во что играть и что смотреть фанатам Crysis
Far Cry. Первая игра Crytek, вышла в 2004 году. По сути, именно она стала основой Crysis: здесь тоже большие локации, тропический сеттинг и передовая на момент выхода графика.
У главного героя Far Cry нет суперспособностей, поэтому геймплей здесь не такой разнообразный, как в Crysis. Зато здесь приятно стрелять, а во второй половине появляются неожиданные противники. Продолжениями уже занималась Ubisoft, которая значительно поменяла изначальную концепцию Crytek.
Homefront: The Revolution. Духовная наследница Crysis, вышедшая в 2016 году. Игрой занималось британское подразделение Crytek, которое позже отделилось от основной компании. События разворачиваются в Филадельфии в 2029 году. Город захвачен силами КНДР, а главный герой пытается освободить его.
Уровни большие, как в Crysis. Оружие можно модифицировать, а врагов лучше устранять скрытно. The Revolution сравнивают не только с Crysis, но и с Far Cry.
Фильм «Монстро». Триллер, снятый в жанре мокьюментари о нападении огромного чудовища на Нью-Йорк. «Монстро» отлично передает чувство паники. Город постепенно превращается в руины, а шансы главных героев на выживание уменьшаются.
Если в Crysis 2 вам понравилась именно атмосфера катастрофы, «Монстро» — отличный вариант для просмотра. У картины великолепная постановка: расслабиться не выйдет до самого финала.
Фильм «Грань будущего». Блокбастер с Томом Крузом о временной петле. В «Грани будущего» земляне воюют с пришельцами, используя экзоскелеты. Главный герой раз за разом проживает один и тот же день и ищет главного инопланетянина.
Война в «Грани будущего» показана так же эффектно, как и в Crysis. Здесь небольшие отряды людей тоже уничтожают десятки пришельцев разом — и все благодаря особым костюмам. А еще «Грань будущего» — по-настоящему интересная научная фантастика, в которой временную петлю показывают чуть иначе, чем в других произведениях.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult