Как работает эконо­мика в Counter-Strike 2: валюта, закупки и награды
Киберспорт
3K
Фотография — Донат Сорокин / ТАСС

Как работает эконо­мика в Counter-Strike 2: валюта, закупки и награды

Обсудить
Аватар автора

Кирилл Реус

делает два эко подряд

Страница автора

CS требует от игрока контроля над массой игровых аспектов.

К ним относят не только механики движения, коммуникацию с партнерами и знание карт, но и отслеживание экономики — учет внутриигровой валюты. Правильное распределение денег в команде может определить исход раунда или даже целого матча.

Расскажем, как устроена экономика в CS, на чем зарабатывают валюту и как ее используют.

Роль денег в CS2

Покупка снаряжения. Все игроки начинают матч с базовым оружием и минимальным бюджетом 800 $, но по ходу встречи могут зарабатывать деньги, улучшать на них снаряжение и тем самым увеличивать шансы на победу. В основном игроки покупают следующие виды снаряжения:

  1. Оружие. Ассортимент различается при игре за спецназ и террористов, но базово включает разные опции: от пистолетов и электрошокера до снайперских винтовок и пулеметов. Выбор зависит от количества денег, роли игрока в команде и плана на раунд.
  2. Гранаты. Бывают осколочными, зажигательными, дымовыми, световыми и ложными  . Первые два типа наносят урон сопернику, остальные дезориентируют его и позволяют получить тактическое преимущество.
  3. Броня. Снижает урон от пуль, взрывов, огня и холодного оружия. Бывает двух видов: только жилет, жилет и шлем. Вторая опция добавляет защиту от выстрелов в голову, но из некоторых видов оружия хедшот станет смертельным вне зависимости от наличия шлема.
  4. Набор сапера. Доступен только при игре за спецназ. Он ускоряет разминирование бомбы с десяти до пяти секунд.

Чтение противника. Опытные игроки не только следят за собственной экономикой, но и считают деньги оппонента. Это позволяет корректировать тактику и понимать, с каким оружием соперник может начать раунд, в какой момент у него появятся средства на снайперскую винтовку или когда он сделает полную закупку снаряжения на всех игроков.

За что дают деньги

В CS2 есть два способа заработать деньги: индивидуальные и командные действия. К первым относят прежде всего фраги  , ко вторым — исходы раундов.

Награда за индивидуальные действия. За любой фраг присуждается фиксированная сумма в зависимости от того, какое оружие применил игрок.

Самая маленькая дается за использование винтовки AWP — у нее наибольший урон среди всего арсенала CS2. Самая большая — за фраг ножом. К нему прибегают очень редко, поскольку это оружие требует максимального сближения с, как правило, вооруженным противником. Но некоторые игроки используют нож не столько для заработка, сколько для демонстрации доминирования и деморализации врага.

Кроме фрагов в CS2 награждают за установку или разминирование бомбы — 300 $ за каждое действие.

Распределение наград за фраги 

AWP100 $
Граната, пистолет, винтовки  , пистолет-пулемет Р90300 $
Пистолет-пулемет  , дробовик XM1014600 $
Нож1500 $
Убийство партнера по команде-300 $

Распределение наград за фраги 

AWP100 $
Граната, пистолет, винтовки  , пистолет-пулемет Р90300 $
Пистолет-пулемет  , дробовик XM1014600 $
Нож1500 $
Убийство партнера по команде-300 $

Награды за командные действия. Основную часть денег команды получают не за индивидуальные, а за коллективные действия — победы или поражения в раундах.

Чтобы уравнять шансы команд и сохранить экономический баланс между сторонами, в Counter-Strike 2 действует система луз-бонусов. Даже если команда проиграет раунд, она получит выплату. Точный размер зависит от числа поражений подряд. Чем их больше, тем выше награда: минимум 1400 $ на игрока, максимум — 3400 $.

Как правило, бонус получают все участники коллектива, но в редких случаях за игру террористами бывают исключения. Если команда не установила бомбу за две минуты, луз-бонус получают только погибшие в раунде игроки. Зато выжившие сохраняют снаряжение — часто это выгоднее.

Распределение наград за исходы раундов

Исход раундаСпецназТеррористы
Террористы установили бомбу, и она сдетонировалаЛуз-бонус3500 $
Террористы установили бомбу, но спецназ обезвредил ее3500 $600 $ + луз-бонус
Уничтожены все соперники3250 $3250 $
Игровое время истекло: террористы не успели установить бомбу за две минуты3250 $Луз-бонус 

Распределение наград за исходы раундов

Террористы установили бомбу, и она сдетонировала
СпецназЛуз-бонус
Террористы3500 $
Террористы установили бомбу, но спецназ обезвредил ее
Спецназ3500 $
Террористы600 $ + луз-бонус
Уничтожены все соперники
Спецназ3250 $
Террористы3250 $
Игровое время истекло: террористы не успели установить бомбу за две минуты
Спецназ3250 $
ТеррористыЛуз-бонус 

Какие бывают варианты закупок

В начале каждого раунда игрокам дается 35 секунд, за которые они могут купить снаряжение на своей базе. Этот процесс называют закупкой. В зависимости от ситуации в матче и состояния экономики противника команды выбирают разные тактики. Рассмотрим самые распространенные.

Пистолетка, или пистолетный раунд. Он проводится в начале матча и в середине — после того, как команды меняются сторонами. В этом раунде все игроки уравнены в возможностях. Им даются базовые модели пистолетов  и бюджет 800 $ на игрока.

Этой суммы недостаточно для покупки большинства видов вооружения — обычно киберспортсмены ограничиваются только бронежилетом за 650 $. Иногда вместо брони они закупают разные виды гранат для замедления противника или быстрого продвижения на плент  .

Результаты первого раунда сильно влияют на следующие один или два розыгрыша. Поэтому при выборе правильной тактики можно застать противника врасплох и получить преимущество.

Эко. Команда идет на минимальные, почти нулевые траты, чтобы отложить деньги и основательно закупиться позже. Шансы победить с базовыми пистолетами низкие, но такое случается.

Игроки во время эко стараются в первую очередь сделать как можно больше фрагов и тем самым разрушить экономику соперника — уничтоженный противник лишается оружия и вынужден снова покупать его в следующем раунде. При игре за террористов команды зачастую стараются еще и установить бомбу, чтобы получить бонус.

Антиэко. Противоположная тактика. Если команда оказалась в плохой экономической ситуации и вынуждена провести эко, соперник может воспользоваться этим. Например, вложиться в пистолеты-пулеметы или другое оружие с максимальной наградой за фраг и попытаться заработать как можно больше за раунд.

Форс, или форсбай. Тактика, при которой команда имеет небольшой бюджет, но идет на риск и тратит все или почти все деньги на покупку оружия. Применяется, когда коллектив не может позволить себе проигрыш еще одного раунда. Обычно при форсбае покупают дешевое оружие — пистолеты или пистолеты-пулеметы. На другое вооружение денег, как правило, не хватает.

Халфбай, или 2k-бай. Игроки закупают как можно больше снаряжения, но сохраняют 1800—2000 $ на следующий раунд. В отличие от форса, это менее рискованная стратегия. Даже при поражении команда сохранит экономический баланс.

Фулбай. Так называется полноценная закупка необходимого оружия, гранат, брони и набора сапера  . Обычно происходит после нескольких выигранных раундов подряд, когда у всей команды есть деньги.

Снаряжение при закупках различается в зависимости от роли игрока в команде. Большинство спортсменов выбирает винтовки АК-47 или М4А4. Если снайперу хватает денег, он покупает AWP.

Популярные виды фулбая

ТеррористыЦенаСпецназЦена
Броня и шлем1000 $Броня и шлем1000 $
АК-47 / AWP2700 $ / 4750 $М4А4 / AWP3000 $ / 4750 $
Две световые гранаты400 $Две световые гранаты400 $
Молотов400 $Зажигательная граната500 $
Дымовая граната300 $Дымовая граната300 $
Дефьюз400 $
Итого4800 $ / 6850 $5600 $ / 7350 $

Популярные виды фулбая

Террористы
Броня и шлем1000 $
АК-47 / AWP2700 $ / 4750 $
Две световые гранаты400 $
Молотов400 $
Дымовая граната300 $
Итого4800 $ / 6850 $
Спецназ
Броня и шлем1000 $
М4А4 / AWP3000 $ / 4750 $
Две световые гранаты400 $
Зажигательная граната500 $
Дымовая граната300 $
Дефьюз400 $
Итого5600 $ / 7350 $

Критика экономики в CS2

После выхода обновления в сентябре 2023 года игру критиковали за баги, недоработки и неравные экономические условия для спецназа и террористов. Снаряжение первых стоит дороже во всех версиях CS, поэтому команде требуется больше времени на накопления валюты. А в CS2 разработчики урезали число раундов с 30 до 24, что добавило еще больше давления на спецназ. Зачастую команде приходится экономить и проводить два раунда подряд без полноценных закупок.

Со временем создатели игры внесли изменения, чтобы уравнять положение команд:

  • снизили бонус террористам за установку бомбы с 800 до 600 $ на игрока;
  • снизили стоимость винтовки M4A4 для спецназа с 3100 до 3000 $;
  • снизили стоимость зажигательной гранаты для спецназа с 600 до 500 $.

Но сообщество игроков и киберспортсменов по-прежнему считает изменения незначительными и настаивает на том, что баланс между сторонами сильно нарушен. Возможно, в ближайшем будущем разработчики обновят условия.


Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Кирилл РеусИграете в CS2? Расскажите, каких тактик придерживаетесь: