Музей декоративного искусства в Москве: сервиз Екатерины и наследие ВХУТЕМАСа
207

Музей декоративного искусства в Москве: сервиз Екатерины и наследие ВХУТЕМАСа

Обсудить
Аватар автора

Саша Клопцов

считал мышей

Страница автора
Аватар автора

Андрей Стекачев

фотографировал

Страница автора

О промышленном дизайне в России впервые заговорили в 1920-х.

Правда, слово «дизайн» в СССР не использовалось: оно считалось слишком западным и буржуазным. Чаще его называли технической эстетикой. Сначала идеи технической эстетики разрабатывал ВХУТЕМАС, позже, в 1960-е годы, — ВНИИТЭ и Сенежская студия художественного проектирования. Тогда же начали переосмыслять и традиционное декоративно-прикладное искусство как форму стихийной «дизайнерской» мысли, проявившейся в предметах крестьянского быта.

Так появилась идея Музея декоративно-прикладного искусства, открывшегося в 1981 году в центре Москвы, в одном из корпусов усадьбы графа Остермана. В музее собрали огромную коллекцию мебели разных эпох, предметы быта, ковры, керамику ткани — практически все, что можно считать одновременно и декоративным, и прикладным.

Правда, сотрудникам такое противопоставление красоты и функциональности не очень нравится. Эстетику они находят даже в самых простых вещах вроде глиняной крестьянской посуды. «Это все дизайн» — примерно так можно обозначить подход музейного коллектива. «Всероссийский Музей декоративного искусства в Москве» — так они предпочитают себя называть.

«Я вообще только про самые неказистые вещи рассказываю», — признается заместитель директора музея по науке Андрей Шаповалов. Чтобы не пропустить самое интересное и взглянуть на простые предметы под нужным углом, я заручился помощью сотрудников музея и отправился на экскурсию, чтобы узнать, из какой тарелки ела Екатерина Вторая, как склеить горшок берестой и кто придумал торшер из квартиры моей бабушки.

Всероссийский музей декоративного искусства

Адрес: Делегатская, 3
Часы работы: во вторник, среду, пятницу и воскресенье — с 10:00 до 18:00, в четверг и суббота — с 12:00 до 21:00, понедельник — выходной
Входной билет: от 400 ₽

Зачем идти

🏛️ Оценить особняк графа Остермана. Здание второй половины 18 века успело несколько раз измениться: достраивались новые корпуса, прибавилось и количество этажей. Комплекс изрядно пострадал во время московского пожара 1812 года и был полностью восстановлен 30 лет спустя. Граф завещал никогда не продавать и не закладывать усадьбу, «чтоб оный дом всегда оставался под названием Дома графа Остермана». Но его потомок Александр Остерман-Толстой все же продал здание в 1834 году. После этого здесь располагалась Московская духовная семинария.

Даже спустя несколько веков от здания веет духом графской резиденции. Например, здесь можно уловить запах и скрип старинного паркета — его намеренно сохранили.

🫖 Проследить эволюцию русского стиля: от расписных прялок и царских чайных сервизов — к ВХУТЕМАСу, агиттекстилю и советским коврам. Есть целый зал промышленного дизайна 1960-х и 1980-х годов, где можно наглядеться на мидсенчури-модерн, чрезвычайно популярный в последние годы.

Большая часть экспозиции была собрана по домам и квартирам обычных людей. «За каждым экспонатом, который, казалось бы, вырван из контекста, стоит история людей, которые создавали их, вносили позитивные изменения в жизнь», — рассказывает сотрудница музея, историк искусства Наталья Денисова. Она называет музей нулевым меридианом для всех, кто хочет погрузиться в прошлое и переосмыслить его.

🔥 Узнать историю пропавшего камина Врубеля. Один из работников музея назвал этот экспонат самым редким в коллекции. С ним связана целая детективная история. Он создавался в мастерских Саввы Мамонтова как выставочный образец для Всемирной выставки в Париже в 1900 году по эскизу Врубеля. Камин никогда не был действующим. Дальше судьба занесла его куда-то во Францию. В результате в 1911 году он был выставлен в Лилльском дворце изящных искусств.

В 1968 году его разобрали, сложили в ящики и забыли, и только в 2011 случайно нашли. Долго не могли понять, что находится в ящиках, ведь камин состоит из 154 деталей. Потребовалось четыре года, чтобы восстановить его по старым черно-белым фотографиям.

Любимые экспонаты сотрудников музея

В музее собрано огромное количество предметов быта, каждый из которых заслуживает внимания. Но я попросил сотрудников выбрать самые-самые и рассказать их истории.

Наличник волжского дома

Аватар автора

Наталья Денисова

историк искусства, главный методист отдела научно методической и просветительской деятельности

За поволжской корабельной резьбой стоит огромная история. Те же профессиональные артели резчиков, которые занимались украшением и декором кораблей и верфей, украшали дома зажиточных крестьян, когда заканчивался сезон. Исследователи народного искусства смотрят на каждый образ с позиции мировоззрения. Потому что наличник — это модель мира, очень емкая вещь. Например, русалка или тритоны появляются только в корабельной резьбе.

С другой стороны — это подражание мезонину городских усадеб. Крестьяне разбогатели и решили сделать «как у них», у богатых людей. Наличник был найден еще в 19 веке. Это уже скорее интерьерный дизайн — когда художники вдохновились народным искусством.

Кабинетский сервиз

Аватар автора

София Федорова

искусствовед, сотрудница PR-отдела

Этот сервиз можно назвать шедевром екатерининской эпохи. Он повествует о временах небывалого расцвета Российского государства. В сервизе около тысячи предметов. Представьте, какое застолье было у людей. Это же настоящая культура — красиво есть.

Декоративное искусство тонко показывает настроение эпохи, какими люди были, их характеры. Даже по этому блюду можно понять, какой человек из него ел. Сервиз был заказан Екатериной Второй у Императорского фарфорового завода для графа Александра Андреевича Безбородко и изготавливался вплоть до его смерти в 1799 году. Через год Павел Первый заказал для себя точно такой же сервиз, но только на восемь персон.

В 1815 году сервиз был передан в сервизную кладовую Зимнего дворца, где объединился с сервизом Безбородко. За время пребывания в кладовой за ним и закрепилось название «Кабинетский».

Склеенный горшок

Аватар автора

Андрей Шаповалов

заместитель директора по науке

Это самый обычный горшок. Его использовали даже не для готовки, а для хранения продуктов. Он очень тонкий и, конечно, в какой-то момент треснул. Но крестьянин всегда рачителен — хозяева горшка стянули его мокрой берестой. После высыхания береста «села», и предмет как бы склеился.

Кажется, что это было сделано для красоты. На самом деле это технология: склеенную таким образом посуду можно использовать десятилетиями. Для нас этот горшок уже произведение искусства — будто художник взял и сделал что-то новое из старой вещи.

Скульптурная композиция «Как мыши кота хоронили»

Аватар автора

Сергей Катков

художник — реставратор по дереву первой категории

Эти мыши есть у нас, в Историческом музее и в Русском. Но Русскому музею больше интересна живопись, а мы музей декоративно-прикладного искусства — у нас мыши в приоритете.

При перевозке мышей поломали. Я все детали выпаривал, вынимал, подклеивал. Сколько их штук — не знаю: когда считаю, забываю постоянно.

У всех здесь своя роль. Чтобы понять сюжет, надо смотреть гравюру Равинского «Лубок», где у каждой мыши есть определения. Например, есть «мышь с Таганки — хулиганка». Есть «мышь из татарской мечети», которая «по-татарски лепечет». А вот мышь с кувалдой — идет веки подбивать коту. В общем, это иллюстрация к басне Эзопа. Еще есть интерпретация, что это похороны Петра Первого. Видите, усатого хоронят? Про этих мышей много интересного можно рассказать.

Домашний интерьер 1960-х

Аватар автора

Вера Савельева

куратор выставки «Вещь! Ре/Конструкция»

У меня нет любимого предмета, но хотелось бы показать цельную зону, любимый интерьер, который нам удалось воспроизвести. Здесь представлено то, как советские дизайнеры видели идеальный жилой интерьер. В ваших воспоминаниях наверняка обстановка выглядела не совсем так: люди, которые еще помнят то время, узнают единичные образцы. Но комплексное решение было таким.

Такое видение возникло у дизайнеров не случайно. В 1955 году вышло постановление Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Начинают строить типовые многоквартирные дома: тогда это было благо, потому что людей нужно было расселять. И мебель из сталинских домов банально не входила в хрущевки. Необходимо было производить мебель соразмерную, доброжелательную к человеку в условиях маленькой квартиры.

Думаю, каждый может найти что-то знакомое в этом интерьере. Авторы предметов неизвестны. Скорее всего, это коллектив, даже непонятно место производства. В те времена часто создатели были анонимными.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Саша КлопцовА у вас дома есть предметы старины? Поделитесь их историями: